конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему
конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_9_kl_prof_vybor.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по технологии в 9 классе
«ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ»
Цели урока:
1. Развитие системы технологических знаний.
3. Уточнение профессиональных и жизненных планов в современных условиях рынка труда.
4. Воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Тип урока: обучающий урок
Оборудование: АРМ, схемы, таблицы, тесты, инструкционные карты, методические рекомендации.
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент.
Инструктаж по охране труда (плакаты, инструкции).
II. Повторение изученного материала.
- На прошлом занятии мы познакомились с понятием «профессиональное становление», основными его этапами и результатами каждого из них. Узнали , что означает понятие «карьера», вертикальная и горизонтальная карьера.
(фронтальный опрос)
- Дайте определение понятия карьера.
- Что такое профессиональная карьера?
- В чем сущность вертикальной карьеры?
- Что необходимо человеку для продвижения в горизонтальной карьере?
- Соотнесите понятия и соответствующие им определения. (проецирование на экран через мультимедийный проектор).
Понятия |
|
А.Профессиональное становление Б.Профессиональная компетентность В.Профессиональное творчество Г.Профессиональное мастерство Д.Профессиональная мобильность Е.Профессиональная карьера
| 1.Наивысший уровень овладения профессиональной деятельностью. 2.Способность быстро осваивать профессиональные новшества и новые специальности. 3.Создание человеком нового, неповторимого в процессе профессиональной деятельности с целью ее совершенствования. 4.Уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального совершенствования. 5.Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. 6. Процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства. |
III. Изучение нового материала.
- Вы сейчас увидели, что профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Чтобы достичь в профессии определенных высот, необходимо прежде всего эту профессию правильно выбрать. Сегодня мы с вами подробно разберем из чего складывается выбор человека, что такое варианты выбора? Что такое факторы выбора и как они влияют на выбор.
При выборе профессии важно учитывать:
- личностные желания, склонности и интересы – «хочу»;
- личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;
- потребности рынка труда в кадрах – «надо».
(проецирование на экран схемы оптимального выбора профессии)
ХОЧУ |
НАДО |
МОГУ |
Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.
Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.
(проецирование на экран таблицы «Мотивы выбора профессии»)
Мотивы |
|
Социальные | Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности |
Моральные | Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств |
Эстетические | Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии |
Познавательные | Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда |
Творческие | Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества |
Материальные | Стремление получать материальные блага |
Престижные | Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение |
Связанные с содержанием труда | Знание процессов труда, направленность на умственный и физический труд |
Утилитарные | Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни |
- Мотивы профессионального самоопределения у каждого человека различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Кого-то привлекает содержание и процесс труда в той или иной профессии, других – возможность реализовать свой интеллектуальный и физический потенциал, а третьих – передавать красоту родного края и т.д. главное – приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от результатов труда.
Как вы видите, мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет и тем большее удовлетворение может получить от труда.
Мотивация выбора профессии определяется многими условиями, влиянием различных факторов и людей.
(проецирование на экран схемы «Влияние на выбор профессии»)
ЛИЧНОСТЬ |
РОДИТЕЛИ |
УЧИТЕЛЯ |
ПРОИЗВДСТВЕННИКИ |
РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ |
КИНО |
ДРУЗЬЯ |
КНИГИ |
ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ |
Но тем не менее активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии и планировании своей профессиональной карьеры.
Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы.
(проецирование на экран таблицы факторов)
Группы факторов | Содержание |
Личностные | Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство |
Служебно-производственные | Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции |
Социально-экономические | Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита |
Но прежде всего в профессиональной карьере следует опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности. Профессиональную карьеру можно и нужно планировать для этого можно использовать эту опорную схему.
(проецируется на экран схема размышления)
Возможности освоения профессии |
Оплата труда, возможности профессионального роста |
Медицинские противопоказания |
Соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии |
Интересы и наклонности личности |
Личное желание |
Потребности общества в кадрах и рынок труда |
Традиции семьи |
Факторы, влияющие на выбор профессии. |
Отсюда следует, что на профессиональную карьеру окажут влияние много факторов, из которых несколько окажутся решающими. Критериями выбора профессии и профессиональной карьеры могут быть следующие:
(выдвигаются учениками, записываются на доске и в тетради)
- Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.
- Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).
- Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи.
- Востребованность профессии на рынке труда.
IV. Практическая часть.
1. Составление мини-резюме.
- Способов поиска работы множество: через бюро по трудоустройству, кадровые агентства, знакомых, объявления в газетах, Интернет. Наверное, каждого из вас волнует вопрос – а какой же способ поиска работы является самым эффективным? На этот вопрос нет однозначного ответа – многое зависит от индивидуальной ситуации кандидата, его специальности, умений и навыков. Если у вас есть четкая цель – найти работу, которая бы вас устраивала – используйте для этого максимальное количество способов. Но, тем не менее , есть один очень эффективный способ. Это размещение различных вариантов резюме в различных изданиях, на специальных сайтах, отсылка резюме в интересующие вас организации. От того, насколько грамотно оно составлено, зависит количество и качество предложений работодателей. Давайте разберемся, о чем, что и как следует писать в мини-резюме.
(проецирование на экран с подробными комментариями, составление учащимися собственного резюме)
2. Деловая игра.
- Итак, вы выбраны из множества кандидатов и приглашены на собеседование. Чтобы привлечь интерес работодателя, необходимо владеть технологией самопрезентации. Предлагаю провести деловую игру, в результате которой мы узнаем основные способы самопрезентации и правила ее осуществления.
( две пары учащихся готовятся к проведению игры с инструкциями, выданными преподавателями. В это время учитель знакомит остальных с правилами собеседования. Проводится игра и обсуждаются ее результаты, при которых определяются способы самопрезентации).
V. Заключительная часть.
- Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру. На что обратить внимание. В качестве домашнего задания предлагаю каждому из вас составить профессиональный план как основу для выполнения творческого проекта. В своей работе вы можете руководствоваться методическими рекомендациями (раздаются), материалами сайтов в Интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока технологии.Раздел:Профессиональный выбор.
План конспект с тестированием.Тест:Определение типа личности....
Урок-беседа "Твоя профессиональная карьера"
Урок-беседа закрепляет понятие о классификации профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда, знакомит с профессиограммами наиболее распространенных про...
Конспект урока по предмету «Профессионально-трудовое обучение» по теме :"Пошив блузки без рукавов и воротника", 8 класс (2016г)
Данный материал содержит конспект урока ....
Конспект урока по предмету "Профессионально – трудовое обучение" по теме: "Инструменты для подготовки поверхности", 8 класс.
Малярные инструменты для подготовки поверхности....
Конспект урока по предмету "Профессионально – трудовое обучение" по теме: "Материалы для оштукатуривания откосов", 7 класс.
Урок: "Материалы для оштукатуривания откосов"....
Конспект урока по предмету "Профессионально - трудовое обучение" по теме: "Подготовка деревянных поверхностей под улучшенную окраску. Сплошное шпаклевание", 5 класс.
Конспект урока по теме: "Подготовка деревянных поверхностей под улучшенную окраску. Сплошное шпаклевание"....
Конспект урока по предмету "Профессионально-трудовое обучение" по теме "Пошив блузки. Обработка нижнего среза», 8 класс . 2021 год
Данный материал содержит конспект урока и презентацию. В нем показаны основные приемы и формы работы на уроке....