Профориентационная работа как способ развития карьеры
статья
Цель настоящей публикации - описание проведения профориентации в школах и колледжах зарубежных стран и России., путей становления профессионального самоопределения обучающегося и способы его развития.
Любой путь начинается с первого шага. Для каждого из нас после окончания школы стоит выбор, куда пойти учиться. И первым шагом для нас должна стать профориентация. В этом случае важно иметь верные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. В этом может помочь правильно продуманная профессиональная ориентация.
Существует множество определений, что такое профориентация. На мой взгляд наиболее удачным является следующее определение: профориентация – это комплекс научно-обоснованных мер и различных мероприятий, позволяющих человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда. Ограничивать профориентацию только выбором профессии нельзя, так как в последние годы появился ряд новых профессий, которые лет 20 назад мы не могли и предсказать. Именно поэтому на сегодняшний день важно не столько выбор профессии, а сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- опиДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
Профориентация как способ развития карьеры
Автор работы: тьютор ГБПОУ ОКГ «Столица», Никонова Лариса Владимировна.
Москва 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………2
- Передовой опыт проведения профориентации в зарубежных
странах……………………………………………………………….
- Германия………………………………………………………
- Америка……………………………………………………….
- Канада…………………………………………………………
- Великобритания………………………………………………
- Франция……………………………………………………….
- Израиль………………………………………………………..
- Швеция…………………………………………………………
- Япония………………………………………………………….
- Профориентационная работа в России……………………………...
Заключение………………………………………………………………….
Используемая литература………………………………………………….
Введение
Любой путь начинается с первого шага. Для каждого из нас после окончания школы стоит выбор, куда пойти учиться. И первым шагом для нас должна стать профориентация. В этом случае важно иметь верные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. В этом может помочь правильно продуманная профессиональная ориентация.
Существует множество определений, что такое профориентация. На мой взгляд наиболее удачным является следующее определение: профориентация – это комплекс научно-обоснованных мер и различных мероприятий, позволяющих человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда. Ограничивать профориентацию только выбором профессии нельзя, так как в последние годы появился ряд новых профессий, которые лет 20 назад мы не могли и предсказать. Именно поэтому на сегодняшний день важно не столько выбор профессии, а сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы. По данным различных экспертных оценок более 60 % школьников, учившихся в 2017 – 2018 годах в начальных классах, в перспективе будут работать по специальностям, которых сегодня не существует. Реальность заключается в том, что современный мир стал другим, и сегодня даже родители не всегда могут дать своим детям правильный совет, какую профессию выбрать. Как выбрать профессию, которой пока не существует? Как заглянуть в будущее? Какую профессию выбрать и быть востребованным на рынке труда? Без помощи взрослых подростку этого не сделать. Нужна высококвалифицированная помощь профессионального консультанта и при необходимости психологическая помощь. Раннее профориентация носила более ограниченный характер. Профессия выбиралась на всю жизнь одна и практически не менялась. Сегодня шанс проработать по одной специальности ничтожно мал. В связи со стремительно развивающимися IT-технологиями необходимо постоянно осваивать новые навыки, учиться работать с новой техникой. Иначе говоря, шагать в ногу со временем.
- Передовой опыт проведения профориентации в зарубежных
странах.
Цель настоящей публикации – описание проведения профориентации в школах и колледжах зарубежных стран и России, путей становления профессионального самоопределения обучающегося и способы его развития.
В развитых странах работа по профориентации прежде всего базируется на интересах ребенка, где знакомство с будущей профессий начинается уже в младших классах и проводится до окончания им школы. На протяжении всего периода обучения учителя наблюдают за достижениями ребенка, склонностями к увлечениям и собирают портфолио. При необходимости привлекаются психологи и дефектологи. Все эти сведения будут использованы в дальнейшем при консультировании и отборе абитуриентов для продолжения обучения в колледжах или вузах. Причем существует достаточно гибкий подход в выборе профессии, то есть возможна смена направления профессиональной подготовки. В развивающихся странах профориентационная деятельность, наоборот, тесно связана с потребностями рынка труда и имеет менее гибкое отношение к неудачному выбору профессии.
В Германии со школьниками для выбора будущей профессии проводятся различные тесты, консультации с привлечением родителей. Особенность работы состоит в том, что ребенок ведет свою рабочую тетрадь, в которой отражает свои личные интересы, склонности, предварительные профессиональные намерения. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профессиональных консультаций. При необходимости консультант прибегает к помощи медицинской или психологической служб. Профориентацией и трудоустройством в Германии занимается. В Германии, в отличие от других стран, единственной функцией профконсультанта в профориентационной работе является профессиональное консультирование и профессиональные рекомендации. Административная и техническая работа, а также профессиональная информация находятся в ведении «технических» отделов школ. В Германии законодательно запрещены частные агентства занятости
Стоит обратить внимание на проведение профориентации в США. Профориентационной работой в США занимаются и школы и службы занятости населения, как на государственном уровне, так и частные службы занятости. В США принципы работы всей системы образования закреплены в Конституции. В школах Америки действует консультативная психолого – педагогическая служба, которая в течении всего времени, начиная с раннего возраста обучения плотно работает с учащимися: проводит тесты, консультации, помогает подобрать учебную программу, определиться с будущей профессий и выделить личные особенности ребенка для будущего развития. На каждого ребенка заводится досье, в которое заносятся индивидуальные его особенности. Впоследствии досье передается в службу занятости и играет важную роль при решении вопросов о продолжении образования после окончания школы. В средних и старших классах у учеников есть возможность попробовать себя на летних каникулах в интересной для них профессии и определиться с выбором. Специальная школьная консультативная служба Career Guidance (Руководство карьерой), собирает информацию о каждом учащемся, проводит индивидуальные консультации, оказывает содействие выпускникам при трудоустройстве, а также отслеживает их дальнейшую профессиональную судьбу. Большинство граждан США неоднократно меняют место работы на протяжении своей карьеры. И для них это не является стрессом. Их готовят к этому еще на этапе профориентации в юном возрасте. Да и сама система высшего образования настолько гибкая, что еще, учась в университете, можно легко поменять специальность, подкорректировав свою учебную программу. Правильный выбор профессии в США основан на первичности способностей ребенка по отношению к его предпочтениям. Ведь способности – это то, что заложено в нас природой и не зависит от внешних факторов, а предпочтения могут быть не всегда верными из-за неправильного представления о профессии, порой «нравится-не нравится», мнения друзей, родителей и т.д. И даже, если у ребенка нет интереса к профессии, к которой у него обнаружены способности, консультант корректно советует внимательней отнестись к данной профессии, посмотреть эту работу вживую на фирме, попытаться что-то сделать самому. И наоборот, если ребенку нравится профессия, но не обнаружились способности, предостеречь его от рискованного выбора.
В Канаде тоже создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении школьника. Профориентация начинается в раннем возрасте в 11-12 лет и проводится она не только в школе, но и в специальных учреждениях, которые являются главными ориентирами для учащихся по выбору профессии. Через Центры содействия школьники, достигшие 13 -14 лет, могут получить сведения о вакансиях на рынке труда, пройти психологическую диагностику и получить консультацию специалиста, в том числе о работе по найму в период летних каникул. Кстати, в Канаде распространена производственная практика, стажировки, подработка и принятие окончательного решения. Конечно, во всем этом им помогают профконсультанты и психологи. Но самым интересным, на мой взгляд, является существующие в Канаде специализированные центры профориентации «Центры выбора», где для молодежи организованы самостоятельные занятия по изучению мира профессий. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о четырех тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) характеристика трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и возможность освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на рынке труда.
В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какую получить специальность и существует множество проектов, предлагающих тебе помощь в осуществлении твоих желаний.
Задача профориентации в Великобритании – помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности молодых людей при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придается приобретению практического опыта в той или иной профессии. Вводятся имитационные программы, трудовая практика. Это и планирование трудового дня, выработка собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы и т.д. Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях, где учащиеся принимают активное участие: определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях. В выпускных классах работают профсоветники, которые составляют персональное досье на каждого учащегося. Досье в дальнейшем служит основанием для профессиональных рекомендаций. Советники определяют также перечень профессий, наиболее подходящих каждому выпускнику в соответствии с его личностными особенностями.
Европейским лидером в области профориентации является Франция. Система помощи в профессиональном самоопределении молодежи создана на государственном уровне и контролируется тремя министерствами - образования, труда и здравоохранения. Во французских школах за детьми с младших классов наблюдают (выявляют интересы ребенка) наставники. Все данные вносят в личное дело, которое заводят в младшей школе. В выпускных классах специалисты знакомят учеников с востребованными на рынке труда профессиями и дают рекомендации по развитию способностей, чтобы помочь выбрать ту или иную сферу. Также во Франции есть государственные центры профориентации, в которые можно обратиться, если с выбором профессии возникают проблемы. При выборе профессии учитываются интересы и способности молодых людей, которые отправляются на обучение в те отрасли экономики, где наблюдается кадровый дефицит.
Вообще, европейский подход к профориентации обусловлен прежде всего ценностями и взглядами жителей стран Европы на права и свободы, в том числе свободу профессионального самоопределения, а координацию и обеспечение функционирование профориентационной деятельности выполняет в основном государство.
Отдельно хочется остановиться на опыте Израиля. В Израиле даже выбор определенной школы может стать началом выбора будущей профессии. В большинстве средних школ введены курсы по профориентации. Работают профессионально-специализированные школы, перевод в которые происходит по результатам психологического тестирования. Также, с началом учебного года в школе проводится консультация специалистов и родителей по составлению индивидуального плана, где отмечаются все стороны формирования личности ребенка. Очень важным на мой взгляд, является практика посещения школ родителей вместе с детьми (особенно с ОВЗ и РАС). Такие посещения облегчают социализацию ребенка в школе. По израильскому закону, дети, не посещающие школу, обязаны получить образование в вечерней школе со сроком обучения от 3х до 4х лет, да еще и с освоением какой-либо специальности.
Большой интерес представляет собой специальная программа, разработанная в Швеции под названием «Куда шагать по жизненной лестнице». Программа комплексно охватывает все аспекты профориентационной работы, начиная с диагностики и заканчивая выбором профессии. В Швеции после 9-го класса ученики переходят в гимназию, где можно подготовиться к поступлению в вуз или получить первую профессию. Это тот самый момент, когда подростки делают свой первый профессиональный выбор. Можно поступить на академическую программу, чтобы продолжить обучение в университете, или на профессиональную, после которой можно сразу искать работу по выбранной специальности. Образование в гимназии бесплатное и длится 3 года. Ученики могут также добавлять в свою программу обучения дополнительные курсы по профессии.
Уже в 8-9 классах ученики шведской школы проходят стажировку на предприятиях своего города, по той специальности, которую они хотят попробовать. Обычно подростки сами ищут компанию, в которой хотят стажироваться. С этим нет никаких проблем, поскольку в Швеции это давно устоявшаяся традиция. Но если ребенок не смог самостоятельно найти место, ему помогает администрация школы. Причем никаких отчетов и экзаменов по итогу стажировки не предусмотрено. Это просто опыт, который высоко ценится юными шведами.
В шведских школах и гимназиях есть советники по профессии, в задачу которых входит проведение групповых и индивидуальных консультаций по профориентации. Помимо стажировок обязательной частью является консультации родителей и опекунов ребенка относительно его профессионального будущего, экскурсии в гимназии, университеты, на предприятия и рабочие места и ярмарки вакансий.
Очень хотелось бы, чтобы российские школы переняли опыт Швеции в плане профориентации подростков.
Основой государственной системы профориентации в Японии является Государственная служба обеспечения занятости (ГСОЗ), главной задачей которой является информационное обеспечение образовательных учреждений. Исследование рынка труда и составление к началу учебного года прогноза о спросе на рабочую силу. Разработка программ совместно с системой образования по подготовке учителей-профконсультантов.
В японских школах профориентация носит государственный характер и профессиональная ориентация начинается в обязательной неполной средней школе за два года до выпускного 9-го класса. Япония предусматривает три формы профориентации. В школьных планах предусмотрены курсы по ознакомлению с миром профессий. Сотрудники ГСОЗ проводят групповые беседы, индивидуальную работу по профориентированию, а также тестирование по профотбору для дальнейшей учебы или трудоустройства.
Другой формой организации профориентационной работы в школах является совместное руководство директора школы и сотрудников ГСОЗ. Практическую работу по профориентации проводят школьные учителя-профсоветники. В школах имеются кабинеты, располагающие специальной литературой, фильмами и другими средствами информации.
Третья форма профориентационной работы в Японии предусматривает ответственность ГСОЗ за профориентацию учащихся при условии, что администрацию школы ставят в известность о проведенной работе. Эта форма работы принята в ряде японских школ и в большинстве технических институтов и университетов. Японская система профориентации позволяет обучающимся практически стопроцентно выбрать профессии в соответствии с наклонностями и способностями.
- Профориентационная работа в России
В России происходит бум профориентации. В последние годы помимо традиционных тестов, консультаций по выбору профессии и стажировок у нас становятся популярными экскурсии в компании, развивается менторство, открываются отделы по профориентации и развитию карьеры при школах и университетах. В школы присылают приглашения посетить выставки, дни открытых дверей в университетах, пройти тренинги, тесты и т.д. Правда не всегда они хорошие и эффективные, некоторые проводятся просто «для галочки», и невозможно понять, какое из этих мероприятий будет полезным. Частные компании предлагают более широкий спектр услуг по профориентации, чем школа, начиная с тестов и заканчивая тематическими играми и индивидуальными консультациями с психологами. В школе тоже есть психолог, к которому можно обратиться, хотя и не все ребята знают о такой возможности.
Поскольку в российской системе управления профориентацией единые требования к ее проведению и организации отсутствуют, каждая школа самостоятельно выбирает форму и способы профориентационной работы. В московских школах профориентационная работа проводится в основном педагогическим коллективом в рамках учебной и воспитательной работы – на классных часах, внеклассной работы (организация различных кружков и секций для учащихся) и внешкольной деятельности (профориентационные мероприятия разного рода). Помимо профдиагностики и профконкультации в московском регионе развивается и профинформация. Организуются масштабные профориентационные мероприятия с учащимися выпускных классов и родителями на уровне Департамента образования г. Москвы Наиболее известными проектами в Москве стали «Университетские субботы» и «Профессиональная среда», направленные на создание единого информационного пространства, объединяющее старшеклассников, родителей, преподавателей московских вузов и представителей бизнес структур. Следует отметить, что в области профинформации Москва существенно отстает от западноевропейских стран и США, где эффективность профессионального самоопределения во многом обусловлена именно грамотной организации профессионального просвещения. Наиболее эффективными мероприятиями, способствующими профессиональному самоопределению, старшеклассники считают индивидуальную профессиональную консультацию, психологическую поддержку, а также встречи со специалистами и с преподавателями вузов. Меньший эффект имеют: знакомство с различными профессиями, тематические экскурсии на предприятия и посещение ярмарки вакансий.
Заключение
Сейчас в современных школах есть деление на профильные предметы, которые учащийся хочет углубленно изучать. Но только профильное деление, без каких-либо других профориентационных действий не может принести желаемых результатов. Была обнаружена такая закономерность: чем в стране выше ценятся профориентационные работы и больше времени и внимания им уделяется, тем страна более развита экономически (доход на душу населения) и культурно. Наше государство и общество не понимают или просто не хотят понять то, что всего лишь через 8-15 лет школьники, на которых никто не обращает внимания, придут работать на предприятия, в разные организации, госструктуры и т.д. Именно эти дети будут строить будущее. Поэтому, заботясь о младшем поколении, старшее, как минимум, устраивает свое будущее. В современном мире наивысшую ценность представляют высококвалифицированные специалисты, таким специалистом можно стать, если ты любишь свое дело, а, следовательно, готов трудиться и посвящать ему много своего времени. А как подростки без помощи взрослых могут понять, чем им заниматься, какие сильные стороны у них есть, а на какие нужно обратить внимание? Это не так просто сделать, как кажется, а особенно одному без помощи других. Старшеклассники в школах России имеют более или менее конкретное представление лишь о 15-25 профессиях, в то время как во Франции, например, о 200-250 профессиях. Также довольно часто представления старшеклассников о специалистах, в которых нуждается государство, не совпадает с реальностью. Из-за этого рынок труда перенасыщен такими специалистами, как юристы и экономисты. Однако, несмотря на это, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным.
Зарубежный опыт профориентационной деятельности представляется наиболее интересным, так как позволяет выявить лучшие наработки в данной сфере и эффективно использовать их в отечественной системе подготовки учащейся молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Особенно важно рассмотрение данного вопроса для московского региона, поскольку Москва - крупнейший мегаполис России, где можно реализовать передовой опыт профориентационной работы с молодежью. России было бы полезно перенять положительный опыт зарубежных коллег и переработать его в соответствии с российскими реалиями. В отличие от российского опыта проведения профориентации молодежи, в зарубежных странах эта работа носит системный характер, который выражается в государственном регулировании, в четком определении продолжительности профориентации и форм и методов ее проведения, а также в разработанных квалификационных требованиях к специалистам в этой области.
В развитых государствах с новыми видами профессий начинают знакомиться уже в младших классах и в старших классах учащиеся уже знают, кем они хотят быть, причем предусмотрена возможность смены направления профессиональной подготовки.
В развивающихся странах, напротив, отмечается менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком.
Самым основным в зарубежных странах с моей точки зрения с возможностью применения в нашей российской действительности являются непрерывно, длящиеся на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями и склонностями детей, составление их портфолио и учет этих сведений при дальнейшем выборе профессии, а также получение профессионального консультирования.
Используемая литература
1. Н. В. Топешкина / Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе /Экономика в школе/
2. Кузнецова Л.И./Профориентация в России и за рубежом http://www.gocareera.ru/glossary/proforientaciya#axzz4aAjiC2DMGOCAREERA
3. Таточенко Е.В. / Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и за рубежом
4. Сивцева К. Н., Атласова А. Р. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 476–480. – URL: http://e- koncept.ru/2015/95380.htm
6. Нормативно-правовая документация по профориентации / Городской методический центр http://mosmetod.ru/
7. Сибгатова К.И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа-колледж-предприятие», Казань, 2011.
8. Джафар-заде Д.А. Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 3–10.
http://atlas100.ru/ Увлекательная платформа по профессиям будущего, какие пропадут, а какие появятся.
https://www.ucheba.ru/ Обучающие программы, университеты, стажировки, колледжи, тесты.
Потрясающая платформа: https://moeobrazovanie.ru/ здесь можно найти информацию о ВУЗах, профессиях, дополнительных занятиях, олимпиадах, поступлении, обучение за рубежом и т.д.
http://www.art-lichnost.ru/msk/ Центр развития детей и выбора профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»
Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....
Словарная работа как способ развития речи.
Здесь вы можете найти формы, методы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе...
«Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала обучающихся на уроке русского языка»
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и ...
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка
Из опыта работы....
Воспитательная работа как способ развития творческих способностей
Воспитательные мероприятия наиболее благоприятная среда для развития творческих способностей учащихся, поскольку ребята имеют больше свободы действий и неограничены рамками учебного процесса...
Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов
Реализация проекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы
Формирование всесторонне развитой личности, творческого потенциала учащихся. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной с...