Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда. (краеведческий аспект)
статья на тему
Данная статья содержит описание опытно-экспериментальной работы МОУ гимназии №13 Волгограда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия и теоретические модели модернизации и инновационного развития образовательных систем.
Тема: Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда.
(краеведческий аспект)
Шагалова И., Умбеткалиева Ж.И. МОУ гимназия №13 Тракторозаводского района г. Волгограда.
Актуальность экспериментальной работы, проводимой в МОУ гимназии №13, обусловлена ситуацией изменения современной образовательной системы, определяющей необходимостью развития свободной и ответственной личности.
Важное значение в этом процессе образования имеет организация процесса формирования ценного отношения к окружающему миру. Окружающий человека мир-это прежде всего , его среда обитания (село, город, край). Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет человеку чувствовать себя уверено, продуктивно взаимодействовать с миром, при этом у человека рождается определенное избирательно-оценочное отношение к различным сторонам окружающей действительности.
Экспериментальная работа нацелена на то, чтобы отношение формировалось не только через призму личностных, но и социальных ценностей. Познание исторического и природного наследия региона, являющегося не только составной частью окружающего мира, но и отражающего закономерности для настоящего и будущего, становлению исторического сознания и гражданской позиции.
На базе МОУ гимназии №13 организована экспериментальная площадка «Гражданский университет как модель гражданско-нравственного и духовного образования»
Целью Гражданского университета является создание и апробация модели гражданско-патриотического и духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения в ходе учебного процесса, внеклассной и внешкольной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Создание условий для формирования гражданского мышления участников образовательного процесса (поддержка становления активной жизненной позиции, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, осознание учениками своей причастности к судьбе отечества: прошлому, настоящему и будущему).
- Создание условий для самореализации учащихся.
- Апробация педагогами целесообразных педагогических технологий гражданско-патриотического обучения и воспитания для развития и самосовершенствования личности ребенка готового к выполнению своих гражданских обязанностей.
- Использование возможностей молодежного туризма для формирования чувства патриотизма.
- Распространение результатов проекта-модели среди школьных и молодежных сообществ.
Гражданский университет включает следующие факультеты: факультет гражданского образования, факультет социальной практики, факультет межкультурной коммуникации, духовно-нравственный и краеведческий факультеты.
Каждый факультет имеет своего руководителя, программу и график проведения занятий во внеурочное время, утвержденные научно-методическим советом гимназии.
Руководители краеведческого факультета определили следующую цель деятельности своего факультета.
Цель: Создание условий для формирования экологического и исторического сознания и гражданской позиции школьника.
В программе факультета рационально распределены теоретические и практические занятия. В первом полугодии на ознакомление с теоретической частью программы запланировано -17 часов, во втором полугодии на практическую часть отведено - 17 часов.
В работе руководителей данного факультета учитывались следующие факторы:
- специфика культурного, исторического и природного наследия области, Тракторозаводского района;
- степень социальной значимости компонентов культурного, исторического и природного наследия ТЗР, г. Волгограда, области;
- ограниченность количества объектов.
В теоретической части рассматривались темы:
- История природы родного края (ландшафт, флора, фауна);
- История г. Волгограда (поселка Спартановка, Тракторозаводского района);
- Природоохранная деятельность и охрана памятников истории родного края.
- Археология Волгоградской области.
Формы проведения теоретической части: выездные лекции (в ГБОУ ДОД ВСДЮТиЭ, лекции проводились профессором кафедры истории России ВГСПУВ В.И.Мамонтов, тематика лекций «Археология», «Архитектура г. Волгограда 19-20 вв.», «История г. Волгограда в период монголо-татарского иго»; в областной краеведческий музей «Флора и фауна Волгоградской области в древности»; на базе ВолГМУ кафедра биологии «Современная флора и фауна» руководитель Кузнецова О.Ю., кандидат биологических наук, старший преподаватель), экскурсии (стоянка первобытного человека- «волгоградца» на р.СухаяМечетка п. Спартановка, памятные места г. Волгограда, поездка в Эльтонский природный парк, поход-экскурсия в Волго-Ахтубинскую пойму); теоретические занятия в гимназии.
Формы проведения практической части: походы практикумы (сбор гербария, насекомых, почвы района ТЗР и окрестностей г. Волгограда); открытое районное внеклассное занятие в форме проекта «Путеводитель по моей малой родите» часть 1 и создание маршрута «Экологической тропы» в районе р. Сухая Мечетка и п.Спартановка, лаборатория.
Итогом первого года занятия учащихся на Краеведческом факультете планируется в мае 2014 года проведение среди обучающихся 7-9 классов гимназии похода по маршруту «Экологическая тропа».
Ожидаемые результаты:
- Развитие интереса у обучающихся к истории и природе родного края, желание провести самостоятельное школьное исследование;
- Развитие творческого потенциала обучающихся, пополнение словарного запаса и речевых навыков; навыков самостоятельного приобретение знаний.
- Формирование способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать собственные впечатления, наблюдения и мысли.
4. Воспитание уважения к историческому, природному прошлому и настоящему родного края, чувства ответственности за историческое и природное окружение.
5. Формирование доброжелательных взаимоотношений в группах, между членами факультета и руководителями Университета в ходе совместной деятельности.
Экспериментальная работа гимназии способствует педагогическому коллективу построению образовательной практики, ориентированной на максимальное удовлетворение потребностей как обучающихся, так и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме "Проектирование цикла уроков по творчеству Ф. И. Тютчева на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов ".
Программа даёт чёткую систему изучения творчества Ф.И. Тютчева в 10 классе....
Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»
Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в профессиональном самоопределении - первом настоящем выборе молодого ч...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ....
Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»
ИКТ позволяют сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством уроков с применением ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо а...
Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»
Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....
Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»
В основу концепции ОЭР изначально заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 - 2017 года....