Обобщение опыта по реализации авторизованной программы дополнительного образования "Интеллектуальная игра"
статья по теме

Камакаева Резеда Равильевна

Представлено описание опыта по реализации программы дополнительного образования "Интеллектуальная игра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Бардымского муниципального района

                                                                                       

Интеллектуальные игры

как одно из условий

 для интеллектуального развития личности

Из опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ «Бичуринская средняя общеобразовательная школа»

Камакаевой Резеды Равильевны

Бичурино

Силу уму придают упражнения, а не покой.

Александр Поуп

Современный учитель должен осуществлять подготовку выпускника, отличающейся самостоятельностью, оригинальностью мышления, творческими способностями, стремлением к успеху, интеллектуальной инициативностью. Стратегия модернизации образования в Российской Федерации предполагает, что в основе обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной,  общественно- политической, коммуникационной, информационной, и прочих сферах». Необходимость «формирования интеллектуального,  коммуникативного потенциалов личности ребенка»,  «развития у него творческого практического мышления», а также необходимость  «создания дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время»  как  одних из  приоритетов развития образования подчеркивается  в  следующих документах:  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,   Государственной программе «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года», «Минимальном  объеме  социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», Концепции целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы». Личность со стойким интересом к познавательной деятельности и  творческой  продуктивностью – одно  из  качеств  прогнозируемой  модели личности воспитательной системы нашей школы.

Проблема эффективной организации обучения ребенка в школе, сохраняя при этом познавательный энтузиазм и интерес к познанию, является актуальной для всех, кто связан с образованием детей. Многие психологи и учителя пришли к выводу, что делать ставку в развитии познавательных процессов только на учебный процесс (включая логико-содержательное построение курса, создание проблемных ситуаций, соблюдение принципа диалогичности, и др.) явно недостаточно; необходима еще и организация специальных занятий по совершенствованию, коррекции процессов мышления, приемов воображения и способов запоминания. В качестве специальных занятий могут выступать игровые  занятия, тренинги. Игры позволяют  детям испытать и осознать притягательные стороны учения, её возможности в совершенствовании умственных способностей и преодолении трудностей.

Осознание проблемы приводит меня к цели моей педагогической деятельности, которую я вижу в создании условий для познавательного творчества учащихся, для их  интеллектуального развития посредством занятий в интеллектуальном клубе.

В процессе своей деятельности  я опираюсь на работы  отечественных и зарубежных авторов, таких как Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Д.Гилфорд, Ж.Пиаже, Г.Айзенк и т.д. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С.Выготский называл игру «девятым валом развития».

Руководствуюсь основными дидактическими принципами, такими  как  принцип развивающего обучения, принцип  гуманизма, принцип непрерывности обучения и воспитания.

Исходя из интересов и запросов учащихся, в  школе организован интеллектуальный клуб для учащихся 6-10 классов. Объединение включает в себя учащихся, проявляющих интерес к интеллектуальной, творческой деятельности.

Ведущими  видами  деятельности в клубе являются  интеллектуальная игра и общение. Данные виды деятельности организуются на интересе, свободе выбора, успехе. Интеллектуальная игра объединяет в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, внимание,  память.

Развитию интеллектуальных способностей, познавательного творчества  детей в моей педагогической деятельности способствуют следующие формы работы: индивидуальная (помощь в составлении вопросов, подготовка сообщений, подготовка и проведение интеллектуальных игр), групповая  (обсуждение и решение задач). Использую проблемно-поисковые и  творческие ситуации и задания, что позволяет учащимся полноценно актуализировать и развивать свой интеллектуальный, культурный и творческий потенциал.

Опираюсь на основополагающие принципы построения учебных занятий:

- использование на занятиях знакомого, привычного материала,

- взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого учащегося,

- включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности,

- интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

Занятия строю по следующей структуре:

  1. Разминка
  2. Тренировка памяти, логического мышления.
  3. Интеллектуальная игра.
  4. Веселая переменка.
  5. Интеллектуальная игра.
  6. Рефлексия.

Для интеллектуального развития ребенка необходима работа не только на занятиях, но и дома. Поэтому родители также привлекаются к обучению, получая задания, которые ребенок может выполнить  с их помощью. (Приложение 1).  

С целью методического обеспечения   образовательной программы пополняю  банк методического  и дидактического материала. Подбираю литературу о формах и методах работы по развитию интеллектуальной и творческой способностей детей, энциклопедическую и справочную литературу.

Результаты деятельности подтверждают достоверность применяемой мной методической системы.

Наблюдается положительная динамика  успеха детей   в выполнении игровых заданий, интеллектуальных тестов.   Данные промежуточной аттестации и опроса учителей-предметников  свидетельствуют о том, что повышается успеваемость  школьников  и активность  их на уроке (у 70% учащихся, занимающихся в объединении, качественная успеваемость повысилась на 20 %  по сравнению с прошлым годом; 50 % улучшили оценки по отдельным предметам, повысилась активность на уроках).

Члены интеллектуального клуба участвуют в конкурентных формах взаимодействия: интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах.

Результативность предметных олимпиад повысилась в 2 раза с 30 % до 60 %.

Результативность участия в районном туре интеллектуальных  игр повысилась (рейтинг результатов игры старшей  группы повысилась с 6-го места на первом туре на 4-ое во втором туре). Учащиеся реализовали свои творческие идеи в детских социальных проектах («Новый взгляд на школьный двор», «Детская площадка», «Новогодняя сказочная  поляна», результативно участвовали в конкурсе детских правовых проектов (первое и второе место), идея создания детского кафе была принята главой района на конкурсе «Если бы я был главой…»).

Другие учащиеся школы также заинтересовались новыми формами самовыражения. Во многом развитию интереса способствовали первые успехи в интеллектуальных играх и социальном проектировании  на уровне школы.

             Цель педагогической деятельности мною будет достигнута, если у учащихся появятся качества, характеризующие интеллектуальный уровень их развития:

-умение правильно отобрать и применить  знания, действовать в нестандартной ситуации;

- самостоятельность и инициативность в выборе средств  для решения учебной задачи;

- умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

- самостоятельно оценивать процесс;

- высокий (в соответствии с возможностями) уровень психических процессов: воображения, памяти, мышления.


Реализация этих положений осуществляется только при условии, когда обучение построено как процесс «открытия» каждым конкретного знания, а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Ученик не должен в готовом виде принимать знание, деятельность его на занятии должна требовать от него усилий, размышления, поиска. Ученик должен иметь право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей.

Требование доступности дополнительного образования сводится к тому, чтобы удовлетворить развивающиеся потребности детей, развивая новые виды и направления творческой деятельности.

Расширяет поле творческого воображения учеников, развивает эрудицию,

Основным условием эффективности развития интеллектуальных способностей является организация  деятельности учащихся, которая включает следующие направления:

- учет потенциальных возможностей учащихся,

- сочетание различных форм обучения (фронтальных, групповых, парных, индивидуальных)

- использование современных педтехнологий (проблемное обучение, ИКТ)

- активизация консультативных функций занятия

- использование дидактико-методической базы.



Предварительный просмотр:

Образовательная программа.

Позвольте представить  вам мою образовательную программу  «Интеллектуальные игры».

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. В.Выготский  называл игру – девятом валом развития. Творчески мыслить, стремиться  к познанию, соединять факты в единое целое, выстраивать логику рассуждений – бесценное интеллектуальное умение. Развивать его помогают интеллектуальные игры.

Необходимость данной программы определяется тем, что современная жизнь  требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, то становится очевидным, что интеллектуальные способности следует признать самым  существенным качеством современного человека и задачу их  развития – одной из важнейших задач в воспитании.    Но делать ставку в интеллектуальном  развитии  детей только   на учебный процесс явно недостаточно, необходима и еще организация специальных занятий. В качестве этих занятий выступают интеллектуальные игры. Исходя из интересов и запросов детей, невозможностью полного использования   их интеллектуального потенциала на уроках, мною была составлена образовательная программа «Интеллектуальные игры».

Целью образовательной программы является    создание  условий  для развития интеллектуальных способностей обучающихся посредством занятий  в интеллектуальном клубе.

Обучающими задачами являются

- формирование  у обучающихся системы разносторонних знаний; обучение алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач.

Развивающие: 

- развитие  творческих способностей; памяти и внимания; логического мышления; любознательности.

 

Воспитательные: 

 - воспитание  чувства уверенности в собственных силах, настойчивости;

-    воспитание толерантности,  коллективизма, чувства ответственности  за команду;  

-формирование соревновательного навыка.

Программа состоит из пояснительной записки, цели и задач, учебно-тематического плана, содержания изучаемых тем, планируемых результатов по годам обучения, методического обеспечения, библиографии,                                                                                                                            приложения. Имеет достаточный материал для  использования другими  педагогами дополнительного образования.

Программа предполагает 3 этапа обучения.

На 1-ом году обучения внимание уделяется на овладение рациональными приемами умственной деятельности, алгоритмами рассуждения, способами решения различных познавательных задач, правилами  интеллектуальных игр.

На 2-ом, 3-ем годах обучения занятия направлены на совершенствование навыков, приобретенных при 1-ом  и 2-ом годах обучения, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Образовательная программа рассчитана на учащихся 11- 16 лет и предполагает 3 летний срок реализации. Продолжительность занятий  по 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

При построении учебных занятий опираюсь на основополагающие принципы:

- использование на занятиях знакомого, привычного материала,

- взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого учащегося,

- включение операций сравнения, запоминания,  обобщения, мышления,  

- интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

Занятия строю по следующей структуре:

  1. Разминка
  2. Тренировка памяти, логического мышления.
  3. Веселая переменка.
  4. Интеллектуальная игра.
  5. Рефлексия.

Для интеллектуального развития ребенка необходима работа не только на занятиях, но и дома. Поэтому родители также привлекаются к обучению, получая задания, которые ребенок может выполнить  с их помощью.

Условиями реализации программы являются:

- помещение для занятий,

- учебные принадлежности,

- учебная литература (словари, энциклопедии и пр.),

- наглядные пособия для проведения игр,

- участие в районных турнирах,

- изучение литературы дома.

Критерии  эффективности:  

  • Динамика успеха ребенка в выполнении  игровых заданий, интеллектуальных тестов (Тетрадь успешности)
  • Динамика успеваемости школьников и повышение активности на уроках (Анкетирование классных руководителей и предметников)
  • Динамика результатов обучения   (Мониторинг результатов обучения

 по дополнительной образовательной программе)

  • Динамика личностного развития (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы)
  • Соответствие уровня сложности учебного материала возможностям обучаемых (Самоанализ собственной деятельности педагога по результатам мониторинга)

В качестве  методов диагностики  учебных результатов и личностного развития использую анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии. Данные отмечаются в индивидуальной карточке учета результатов обучения. С целью оценки динамики успешности в качестве инструментария применяется тетрадь успешности. (они приложены в к образовательную  программу)

             Цель педагогической деятельности мною будет достигнута, если у обучающихся появятся качества, характеризующие интеллектуальный уровень их развития:

-умение правильно отобрать и применить  знания, действовать в нестандартной ситуации;

- самостоятельность и инициативность в выборе средств  для решения учебной задачи;

- умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

- самостоятельно оценивать процесс;

- высокий (в соответствии с возможностями) уровень психических процессов: воображения, памяти, мышления.

Спасибо за внимание!


Приложение 1

Мониторинг результатов обучения

 по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка:

1.1. Теоретические знания.

Соответствие теоретических знаний программным требованиям.

  • Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);
  • Средний уровень (объем усвоенных знаний более ½);
  • Максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • Минимальный уровень (учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

   1

         

  5

       

  10

Собеседование

  1. Практическая подготовка

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

  • Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений и навыков);
  • Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков более ½);
  • Максимальный уровень (учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

1

5

10

Контрольные задания

Владение специальной литературой

Отсутствие затруднений в использовании специальной литературы

  • Минимальный уровень (учащийся, как правило, испытывает серьезные затруднения при работе с литературой);
  • Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога);
  • Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

5

10

Наблюдение, контрольное задание


Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя, отчество ученика ________________________________________

Возраст_____________________________________________________________

Ф.И.О. педагога______________________________________________________

Дата начала наблюдения_______________________________________________

           Сроки диагностики

Показатели

Первый год обучения

Второй  год обучения

Третий  год обучения

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

1.Теоретическая подготовка:

 

2.Практическая подготовка.

  1. Достижения учащегося

- на уровне кружка;

- на уровне школы;

- на уровне района;

- на региональном уровне.


Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества

1.1 Терпение

Способность переносить интеллектуальные нагрузки в течение определенного времени.

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие

1

5

10

Наблюдение

1.2. Настойчивость

Способность активно пробуждать себя к практическим действиям

- настойчивость ребенка пробуждаются извне;

- иногда – самим ребенком;

- всегда – самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить  к должному свои действия)

- ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

- периодически контролирует себя сам;

- постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

Наблюдение

2.Ориентацион-ные качества

2.1 Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная;

- заниженная;

- нормальная.

1

5

10

Анкетирова-ние

2.2  Интерес занятия в кружке

Осознанное участие в освоении образовательной программы

- интерес к занятиям продиктован извне;

- интерес периодически поддерживается самим ребенком;

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

Анкетирова-ние

3.Поведенческие качества:

3.1. Тип сотрудничества (отношение к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

- избегает участия в общих делах;

- участвует при побуждении извне;

- инициативы в общих делах.

1

5

10

Наблюдение

Индивидуальная карточка учета личностного развития ребенка (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя, отчество ученика ________________________________________

Возраст_____________________________________________________________

Ф.И.О. педагога______________________________________________________

Дата начала наблюдения_______________________________________________

           Сроки диагностики

Показатели

Первый год обучения

Второй  год обучения

Третий  год обучения

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

1.Организационнно-волевые качества

1.1. Терпение

1.2.Настойчивость

1.3. Самоконтроль

2.Ориентационные качества

2.1. Самооценка

2.2.Интерес к занятиям в кружке

3.Поведенческие качества

3.1 Тип сотрудничества

4. Личностные достижения учащихся

Приложение 2

Тетрадь успешности

Октябрь

Дата

Тема занятий

Активность на занятиях

Выдвижение собственных идей

Старательность

Коммуника

бельность

Состояние удовлетворенности занятием

Количество правильных ответов

2.10

Вводное занятие

4.10

Вопрос – основа игры

9.10

Вопрос – основа игры

11.10

Зрительная память

16.10

Зрительная память

18.10

Зрительная память

23.10

Слуховая память

Тетрадь успешности позволяет ребенку  самооценить  работу в объединении с теми изменениями,  которые с ними произошли. Плюсом отмечается яркий результат, минусом отмечаются недостаточные усилия. Последняя графа оценивается  цифрами.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по обобщению опыта по теме "Развитие иноязычной компетенции через игру"

Вашему вниманию предлагаю презентацию, которая отражает основные моменты по вышеуказанной теме....

Обобщение опыта воспитательной работы по программе «Развитие творческого потенциала личности через самоуправление и сотрудничество».

Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, ...

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу....

Иванова Н.В. Реализация общеобразовательной программы дополнительного образования «Проект «Тележурналист»

Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь. Он должен уметь определить перспективу развития, намечать план действий, которые предстоит осуществить и, осущест...

Особенности реализации очных программ дополнительного образования дистанционно.

Настоящие методические рекомендации по организации дистанционного занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам подготовлены с целью оказания помощи педагогам, реализующим п...