Иванова Н.В. Реализация общеобразовательной программы дополнительного образования «Проект «Тележурналист»
методическая разработка (8 класс)

Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь. Он должен уметь определить перспективу развития, намечать план действий, которые предстоит осуществить и, осуществив его, оценить, насколько удалось достичь поставленных целей. А это связано с таким понятием «проектная деятельность», которая нацелена на всестороннее развитие личности школьника. Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 14-16 лет и учитывает возрастные особенности учащихся, выражающиеся в потребности самовыражения, самостоятельности, повышенной познавательной и творческой активности, которые создают благоприятную среду для формирования проектной компетентности. Целью работы является формирование у учащихся проектной компетентности на основе изучения и анализа литературных произведений, основ тележурналистики, видеосъемки и видеомонтажа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Изображение образования и  воспитания  в произведениях русской классической литературы.

Основополагающий вопрос

- Почему проблемы воспитания и образования личности являются вечными в русской литературе?         

Образование в 18 веке

«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем», — писал Пушкин.

После указа 1737 года императрицы Анны об образовании дворянских детей начался настоящий наплыв иностранцев в гувернеры, который не прекращался до самого конца царствования Александра I. Среди гувернеров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы, а также франкоговорящие швейцарцы — настолько, что русские дворяне стали буквально гоняться за всяким приезжим французом, хоть сколько-нибудь пригодным на роль учителя. А годился на эту роль, по тогдашним понятиям, почти всякий, если только он не ходил в лохмотьях, не вытирал ладонью рот и не был глухонемым, поскольку в этом случае он мог говорить по-французски и уже имел какие-никакие европейские манеры. Большего же от воспитания тогда не требовали.


          Изрядное число поваров, мыловаров, портных и модисток, прибыв в Россию в поисках счастья, убеждались, что гораздо легче и лучше устроятся на сытное и непыльное место домашнего наставника, и пополняли собой армию гувернеров и учителей всех наук. За неимением француза провинциальные родители соглашались и на другого иностранца.

 В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании  18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, также была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.

 I период

       В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

 II период        

       В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич  Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.

 III период   

В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать  не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно–образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

IV период

       В  1782  - 1786 годах, наконец-то, была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросов, и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. По замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные  с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

        Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофических не хватало. Вскоре были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В 18 веке в России образование приобрело определенную структуру, что сказалось на качестве образования.

        Понимая значимость  образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России 18 века было поставлено под  жесткий контроль.

Образы «недорослей» в русской литературе

 1. Изучить эпоху второй половины XVIII века, на фоне которой происходит действие комедии «Недоросль»

 2.Выявить, какие  причины  повлияли  на содержание пьесы Д.И. Фонвизина.

3. Что  означает слово «Недоросль»

4.  Что вы знаете о воспитании и образовании в XVIII веке?

Петруша Гринёв

Митрофанушка Простаков

1. Времяпрепровождение героя

“Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”.

“Нет-нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-ка теперь на голубятню»

2. Отношение к крепостному воспитателю

“Я твой господин, а ты мой слуга… Тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают”.

“Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”.

3. Учителя

“Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию… Обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам…”

…”“Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман”.

4. Отношение ученика к науке

“Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды”.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи, Боже мой! Пристали с ножом к горлу”.

5. Будущее

“Петруша в Петербург не поедет. Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

“С тобою, дружок, знаю, что делать. Пошёл-ко служить…”

Конечно, похожи эти недоросли лишь до поры до времени — до перемены их судьбы. Поместное воспитание лепило примерно одинаковые черты. Но помимо внешнего воспитания и образования молодые дворяне получали ещё и нравственное, и тут, конечно, главную роль играли родители. О том, как относились к воспитанию сыновей в семьях Гринёвых и Простаковых.

Образы учителей

«Недоросль»

«Капитанская дочка»

«Ревизор»

Об образовании и воспитании, которое могут дать такие учителя «митрофанушкам», очень метко выразился Стародуб: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин». 


Учителя  Митрофанушки.

Из них с наибольшим сочувствием обрисован отставной сержант Цыфиркин. Это человек прямой, честный, трудолюбивый. Свое появление в роли учителя он объясняет так: «Праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю». Учит он в меру своих знаний и возможностей, но учит добросовестно. Когда обнаруживается, что Митрофанушка ничему не научился, Цыфиркин отказывается от платы за труд: «Не за што».

На ругню Митрофана он ловко отвечает пословицей: «Собака лает, ветер носит». Цыфиркин вообще часто пользуется меткими народными пословицами и поговорками. Но на его язык сильный отпечаток наложила служба в армии. По первому же его высказыванию офицер Милон сразу узнает в нем служивого. Говорит Цыфиркин четко и точно формулируя свою мысль; его фраза немногословна; встречаются слова, принятые в армии: «приказ», «ваше благородие», «беглый огонь», «здешни господа добры командиры».

С юмористическим оттенком обрисован Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, «убоявшийся бездны премудрости». Кутейкин не лишен остроумия. По-видимому, он не без задней мысли заставляет Митрофанушку твердить своеобразную самохарактеристику: «Аз же есмь червь... А не человек». И Цыфиркин и Кутейкин с сочувствием относятся к участи крепостных слуг Простаковой. Оба возмущаются тем, что Вральман мешает им учить Митрофанушку по-настоящему. Оба они не лишены добродушия и шутливости, как это показывает их разговоре Еремеевной в конце 6 явления II действия. Эго типы домашних учителей, обычных в глухих провинциальных усадьбах XVIII века, далеких от учености, но добросовестно выполняющих свою трудную задачу обучения дворянских «недорослей».

Явно сатирическими красками обрисован третий учитель Митрофанушки — немец Вральман, тип учителя-проходимца (он кучер по профессии). Увидев полное невежество Простаковой и ее слепую любовь к сыну, Вральман разыгрывает роль доброго, нетребовательного педагога. Простакова в восторге от него, Митрофан тоже, а самому Вральману такая роль дает возможность скрыть свое невежество. Цыфиркин и Кутейкин разгадывают подлинное лицо этого тунеядца, но сделать ничего не могут. Типы подобных учителей из иностранцев были нередким явлением в домах дворян в XVIII веке. Тип такого учителя-проходимца, мосье Бопре, вывел впоследствии и Пушкин в повести «Капитанская дочка»

Француз месье (мосье) Бопре - это домашний учитель Петра Гринева, главного героя романа.

 Семья Гриневых нанимает Бопре, чтобы тот обучал мальчика языкам и наукам. Бопре приезжает к Гриневым на работу, когда Петруше исполняется 11 лет:

 "...на двенадцатом году <...> батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла..."

 В то время многие учителя-иностранцы, приезжавшие в Россию, были далеко не профессиональными педагогами, а простыми кондитерами, кучерами, солдатами и т.д. Конечно, такие "профессионалы" не годились на роль учителей, но дворяне все равно нанимали их на работу. Так, до приезда в Россию месье Бопре работал парикмахером во Франции и служил солдатом в Германии: "...Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel*, не очень понимая значение этого слова..." (*быть учителем) Бопре - добрый, но беспутный человек: "...

Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам...

" Месье Бопре любит выпить: "...К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее..." "...мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка..." "...Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян..."

Бопре мало занимается своими прямыми обязанностями и мало чему учит юного Петра Гринева:

 "...и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю..."

 Учитель Бопре спит на занятиях вместо того, чтобы работать: "...Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности..."

Одна из немногих вещей, которой Бопре успевает научить Петра, это фехтование. Эти уроки помогают молодому офицеру Гриневу в дуэли со Швабриным.

 Живя в имении Гриневых, Бопре обольщает двух крестьянок - Палашку и Акульку: "...Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность..."

В конце концов отец Петра Гринева выгоняет Бопре за пьянство и разврат: "...Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание..."

           В этом произведении скорее представлен результат недополученного образования чиновников маленького городка. Самый образованный из них – судья «Ляпкин – Тяпкин, который прочитал 5-6 книг.

Чин Луки Лукича Хлопова - титулярный советник, должность - смотритель училищ, он женат на говорливой женщине, которая держит его под каблуком.

Хлопов трусливый настолько, что считает, будто тупые учителя могут принести больше пользы, потому что они безвредны и не допустят вольной мысли. Робость - основная черта его характера. Хлопов дрожит как осиновый лист, когда мнимый ревизор предлагает ему сигару, и он не только долго решается - брать или не брать, - но и от испуга прикуривает не с той стороны. А когда Хлестаков просит "одолжить" ему денег, Хлопов не только с радостью отдаёт всё, что у него с собой есть, но и завершает разговор фразой, в которой услужливости сверх меры: "не смею долее беспокоить присутствием".

В привычке выражаться по-военному есть подтекст: этот чиновник, который должен чувствовать себя начальником и вести себя соответствующе, ощущает себя обыкновенным солдатом, вокруг которого одни генералы. Эффективность его работы на государственной службе в таком случае нулевая, он пустое место и даже не пытается выполнять свои обязанности. Его пугает даже мысль о том, что нужно сделать замечание учителю истории, который от избытка чувств ломает стулья и другому учителю, который сопросождает своё преподавание неуместными гримасами.

Обладая евангелическим именем Лука, он ничем не напоминает одного из пророков, его приземлённый образ фиксируется незавидной характеристикой "Смотритель училищ протухнул насквозь луком".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Программа дополнительного образования "Здравушка" (проект)

Проект программы дополнительного образования для детей 5 – 8 лет со вторичным иммунодефицитным состоянием в условиях кратковременного пребывания (детского санатория)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании

Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...