Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.
статья по теме
Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.
Творческое объединение «Улыбка» существует 15 лет.
С самых первых занятий ребятам открывается интересный, увлекательный, а иногда и волшебный мир – мир музыки. В творческом объединении обучается 35 детей. Заниматься в вокально-эстрадном ансамбле может любой желающий в возрасте от 6 до 18 лет. Для начала у каждого «новичка» выявляются сильные и слабые стороны, проверяется диапазон, вокальная природа, слух, чувство ритма, эмоциональная составляющая. На основании всех этих данных педагог подбирает определенный репертуар.
"УЛЫБКА" - это большая семья, поэтому ребята не делятся на «стареньких» и «новеньких». И большие и маленькие знают репертуар друг друга наизусть. Не мешает и то, что занятия у разных групп проходят в разное время, дети разновозрастные, но очень дружны между собой.
Каждый ребёнок в процессе обучения осваивает технику эстрадного пения (дыхание, тембр, формирование звука, дикция), знакомится с элементами хореографии (эстрадного танца) для создания концертных номеров. В совершенстве владеет техническими атрибутами (микрофон, фонограмма).
И так, основная цель моей работы с детьми является приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры, посредством формирования у них вокально-профессиональных компетенций. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъёму общей музыкальной культуры обучающихся.
Результат долгой и упорной работы – яркие выступления на различных площадках города, округа, участие в фестивалях, конкурсах, где дети становятся не только участниками, но и победителями.
Девиз нашего ансамбля - дарить людям праздник!
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене – одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем.
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей. Наполненное глубоким духовным содержанием, оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус, способствует формированию личностных качеств.
Пение в ансамбле объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Концептуальной основой программы вокально-эстрадного ансамбля является общее развитие всех детей, независимо от природных задатков и постепенное выявление, и развитие музыкальных данных с обязательным вовлечением каждого ребёнка в насыщенную творческую деятельность коллектива.
Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.
Содержание программы направлено на:
- формирование духовной культуры;
- развитие творческих способностей;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.
Цель программы: выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами вокального пения.
Данная цель реализуется при помощи разработанной мной образовательной программы «Эстрадный вокал», рассчитанной на 5-летний срок обучения для детей в возрасте от 6 до 18 лет.
- задачи, направленные на обучение и развитие детей в творческом объединении:
● освоение техники эстрадного пения;
● формирование навыков сольного и ансамблевого исполнения;
● обучение первоначальным основам актёрского мастерства;
● обучение элементам эстрадного танца;
● формирование навыков свободного ориентирования в работе
с техническими атрибутами.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим
искусством, ритмикой и раскрывает содержание занятий, объединенных в
тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные песни для детей
и юношества современных композиторов и исполнителей. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной
выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и
мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной
возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Песенный
материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Задачи по формированию и развитию следующих качеств обучающихся:
личностных:
- развитие личностного творческого потенциала ребёнка;
- привить ощущение собственной значимости в обществе, проявление творческой
инициативы, осознание своих возможностей и развитие целеустремлённости;
- заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития
личности в перспективе его жизненного самоопределения;
- приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
- сформировать гражданскую позицию, патриотизм;
- сориентировать одарённых детей на выбор профессии в области искусства;
- привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное пение;
- заложить в подростке фундаментальные основы духовно-нравственного развития
личности в перспективе его жизненного самоопределения.
метапредметных:
- постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства эстрадного пения
на основе личных экспериментов;
- приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного
музыкального мышления.
предметных:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- освоить технику эстрадного пения;
- сформировать навыки как сольного, так и ансамблевого исполнения;
- научить первоначальным основам актёрского мастерства;
- научить элементам эстрадного танца;
- научить свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами
(микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).
ценностных ориентаций:
- иметь представления о возможных вариантах дальнейшей профессиональной
деятельности.
Развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность
образовательно – воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Прогнозируемые результаты по программе:
- развитие и поддержка устойчивого интереса у детей к вокально-
эстрадному творчеству;
- освоение техники эстрадного пения;
- формирование навыков как сольного, так и ансамблевого исполнения;
- приобретение навыков умения свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами (микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).
- развитие артистических способностей в процессе обучения.
- воспитать любовь к песенному творчеству;
- формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родному краю;
- ориентирование одарённых детей на выбор профессии в области
искусства.
Одним из важных элементов работы является отслеживание результатов. Для этого разрабатываются критерии оценивания, и дети настраиваются на анализ собственных результатов. Завершив работу или ее этап, ребенок сам дает оценку, эту же работу оценивает педагог, затем сравниваем эти оценки, обсуждаем и обосновываем их.
Целью обучения детей по данной программе ставится не просто организация досуга, а формирование у них культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания. В этой связи существует необходимость контроля за результатами обучения. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на изучение степени развития творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка.
Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей, в связи, с чем предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями, индивидуальные беседы, посещение занятий для качественной работы с детьми дома, участие родителей в праздниках.
Особенности организации занятий:
Основная цель всего курса обучения – научить детей петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Важно научить детей петь профессионально и артистично.
Основным средством и способом реализации программы является четкое планирование каждого занятия за счет сбалансированности поставленной конкретной цели и ожидаемого результата. Руководствуясь основным педагогическим принципом доступности, необходимо избегать постановки нереальных, заведомо сложных задач. Та или иная цель как результат, в данном случае, для каждого ребенка ставиться индивидуально. Такой подход обеспечивает постоянное, пошаговое приобретение всех знаний, умений и навыков в необходимом ритме для каждого ребенка. Организация учебной деятельности осуществляется в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Для младшего возраста детей характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Дети стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания.
Кроме того, учение — первый вид социальной деятельности, с которым сталкивается ребёнок. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условия, и результат, и средство формирования личности младшего возраста.
Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу и обеспечить общий жизнерадостный настрой всех участников учебного процесса, вводится установка на здоровую конкуренцию и коллективизм.
Для того чтобы занятия не были утомительными, для детей проводятся игровые и тематические перемены, на которых дети могут лучше познакомиться друг с другом, со своими сверстниками из других творческих объединений, поделиться своими впечатлениями и просто заняться подвижными играми.
Обучение вокалу обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование УУД у обучающихся. У детей обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление; стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона. Комплекс здоровьесберегающих упражнений является профилактикой заболеваний органов дыхания.
Комплекс упражнений, способствующих музыкальному развитию детей, формированию универсальных учебных действий (далее УУД) на занятиях вокала в которых используются элементы здоровьесберегающих технологий:
Упражнение «На прогулке»
Цель использования: развитие артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика, развитие звуковысотного слуха.
Результат: отчетливая дикция, развитие легких, умение различать высоту звука.
Рассказ | Упражнение |
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. | Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко). |
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. | Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко). |
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. | Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком. |
Но однажды подул сильный ветер. | Активный долгий вдох через рот 4 раза. |
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» | От нижнего звука «у» до верхнего «о». «У» - «о»? |
«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер». | От верхнего «о» к нижнему «у». «О» - «у»? |
Но Лошадка не послушалась и побежала | «Щелкать» высоко. |
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза. |
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше. | «Щелкать» высоко. |
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. | Долгий звук «ш – ш – ш». |
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка. | «Щелкать» высоко. |
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. | Звук «ш» короткий по 4 раза. |
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. | Звук «ф» по 4 раза. |
Застрекотал кузнечик. | Звук «ц» по 4 раза. |
Пролетел жук. | Звук «ж» продолжительный. |
За ним комар. | Звук «з» продолжительный. |
А ветер дул все сильнее и сильнее. | Продолжительный выдох. |
Лошадка замерзла. | Звук «брр» 4 раза. |
И побежала домой. | «Щелкать» высоко. |
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама. | «Щелкать» низко медленно. |
Она стала согревать Лошадку. | Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза. |
Упражнение «Полет насекомых»
Изображаем полет комара – пищим тонким голосом, по движению руки педагога вверх или вниз произносим звук выше или ниже. Также изображаем полет мухи, жука.
Цель использования: развитие звуковысотного слуха.
Результат: умение различать и воспроизводить звуки разной высоты.
Упражнение «Скороговорки»
Проговаривание разнообразных скороговорок, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.
Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.
Результат: отчетливая дикция.
Пpыгнул в чеpный дымоход.
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
|
Сверчать сверчаток научи.
Сидит зa чaшкой чaя.
Чтобы мухи, просто так покачались в гамаке. |
Упражнение «Графическое пение»
На доске нарисована лесенка. Пропевание каждой ступени на звуке «лё».
Цель использования: развитие звуковысотного слуха, разогревание певческих связок.
Результат: голосовой аппарат подготовлен к пению.
Представленный комплекс упражнений заставляет внутренние органы ребенка работать с полной отдачей:
- - происходит очищение и развитие легких;
- - разогреваются мышцы языка, массаж языка;
- - развивается речевой аппарат, улучшается дикция ребенка, работают мышцы лица;
- - развиваются певческие связки.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. На первом году закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Рабочая программа Дополнительного образования по внеурочной деятельности кружка «Вдохновение»
программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа дополнительного образования по вокалу для детей 11-13 лет
Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где вокально-хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства. В настоящее время ...
Рабочая программа дополнительного образования по вокалу для детей 12-14 лет
Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где вокально-хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства.В настоящее время с...
Рабочая программа дополнительного образования по вокалу для детей 16-17 лет
Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где вокально-хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства. В настоящее время ...
Трансляция педагогического опыта коллегам на педагогическом совете школы - отчет о реализации рабочей программы дополнительного образования детей в 2019-2020 учебном году
Доклад о реализации рабочей программы кулинарного кружка "Едим дома" в 2019-2020 учебном году...
Рабочая программа дополнительного образования детей Вокально-эстрадная студии "Радуга"
Главная цель данной Программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального иск...