Проект «Толерантность — дорога к миру»
проект (7 класс) по теме
Цель проекта: формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений.
Задачи проекта:
1.Воспитание терпимости к инакомыслию;
2.Воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
3.Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
4.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nestandartnogo_klassnogo_chasa.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 3
Проект
«Толерантность — дорога к миру»
Подготовила :
учитель английского языка,
классный руководитель 7 «В» класса
Дундева Виктория Александровна
Воронеж 2014
Тема проекта: «Толерантность — дорога к миру»
Цель проекта: формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений.
Задачи проекта:
1.Воспитание терпимости к инакомыслию;
2.Воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
3.Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
4.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – декабрь 2013 гг.
Участники проекта: учащиеся 7 класса, родители, классный руководитель, психолог, учителя- предметники.
Актуальность проекта:
Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия для решения данной проблемы. ООН, ЮНЕСКО, ЕС и многие другие организации по проблеме прав человека проводят форумы, саммиты и конференции, посвященные толерантности и ненасилию. Также создаются международные документы, посвященные различным формам дискриминации («Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, от 14 декабря 1960 г; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, от 1 декабря 1965 года; Декларация о расе и расовых предрассудках, от 27 ноября 1978 года; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 декабря 1992 года и т.д.).
Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки, становится актуальной задачей и в современном образовании. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа станет только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
Основная идея проекта по формированию у подростков толерантных качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей и общественных организаций.
Теоретическая часть
В нашем ОУ обучаются дети разных национальностей: вьетнамцы, армяне, украинцы, таджики, грузины.
Дети разных национальностей нашей школы не всегда мирно уживаются друг с другом, и иногда наблюдается конфликт на национальной почве. Поэтому эта проблема актуальна для нашей школы и для всего мирового сообщества.
В связи с тем, что проблема толерантного общения с инакомыслящими как никогда актуальна в наши дни, мы решили, что проект нашей деятельности войдет в программу духовно-нравственного воспитания и в подпрограмму поликультурного образования.
Идея создания такого проекта пришла мне еще в конце 2013 учебного года, когда встал вопрос о расформировании классов на «предпрофильные» и «обычные». В нашем классе учились дети разных национальностей, и все они хорошо ладили друг с другом. В новом же классе я не знала, как будут складываться отношения между учениками, и поэтому после проведения нескольких родительских собраний, анкетирования, работы с психологом и педагогическим составом, работающим в нашей параллели, было принято решение о необходимости создания проекта « Толерантность – дорога к миру!»
В начале проекта мы задали себе несколько проблемных вопросов, на которые должны были ответить в конце проекта.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
- Каким мы себе представляем прекрасное толерантное общество, в котором бы мы хотели жить?
Проблемные вопросы:
- Что может сделать лично каждый из вас, чтобы в обществе не было нетерпимого отношения между людьми?
- Почему люди разные?
- Что объединяет разных, «непохожих людей»?
- Как влияет толерантность на взаимоотношения людей?
Учебные вопросы:
- Что такое государство, закон, Конституция, «Конвенция о правах ребенка», «Декларация», права, обязанности?
- Что такое толерантность?
- Что значит быть толерантным?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ограничиться одними беседами с учениками невозможно, поэтому проект включает в себя несколько видов внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность | Название | Участники |
Художественно-творческая | Конкурс рисунков : « У нас у всех одна Земля» Конкурс рисунков на асфальте «Миру мир!» Конкурс сочинений «Все мы - одна семья» Участие в конкурсе плакатов, посвященных Дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации | Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, педагог- организатор, учитель русского языка и литературы |
Проектная | Проект «Открытка» Проект «Народы мира» | Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, родители |
Экскурсионная | Поездка в г. Киев Посещение музея народной культуры и этнографии | Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, родители |
Игровая | Викторины: «Толерантность – искусство жить вместе!» ; «Умейте дружбой дорожить.» Игры: « Игры народов мира» ; «Жить в мире с собой и другими» | Ученики 7 «В» класса, классный руководитель |
Познавательная | Просмотр мультфильма « А что ты умеешь» с последующим обсуждением Беседы на темы : Что такое «Толерантность» ; «Я – гражданин России» «Вежливость – залог доброты и дружбы» Классные часы по теме «Толерантность» | Ученики 7 «В» класса, классный руководитель |
Структура проекта
Сам проект состоит из нескольких этапов:
На первом этапе происходит знакомство учащихся с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.
Основные формы: классные часы, выставки
На втором этапе создаются условия для выражения учащимися, педагогами, родителями своего отношения к проблеме толерантности.
Основные формы: конкурс эссе, рисунков
На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний, в ходе чего происходит формирование толерантных установок у учащихся.
Основные формы: мероприятия, праздники, создание и реализация проектов, исследования.
Критерии оценки реализации проекта
- Результат первого этапа – наличие знаний о проблеме толерантности у учащихся .
Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:
- опросы учащихся и педагогов;
- деловые игры по теме, интерактивные беседы;
- анализ уровня знаний.
- Результат второго этапа – наличие отношения к проблеме толерантности у учащихся.
Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:
- проведение конкурсов по данной тематике;
- анкетирование учащихся ;
- создание условий для появления проектов и инициатив по данной тематике.
Анализируются количественные и качественные показатели.
- Результат третьего этапа – сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию.
Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:
- анализ мероприятий;
- анкетирование;
Анализируются количественные и качественные показатели.
Направления и формы реализации проекта
Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с общественностью |
- отношение к ученику, как равноправному партнеру; - развитие чувства оптимизма, самоуважения и уважения к окружающим ; - воспитание у учеников неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру; - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; - воспитание и развитие у детей духовности и культуры; | - родительские собрания; - активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по толерантности; - групповые поездки за город и посещения музеев, выставок и т.п.; - индивидуальные консультации | - проведение совместных мероприятий с учащимися старших классов; - встреча с инспектором по профилактике детских правонарушений. - работа со школьным психологом, диагностика класса. |
Ожидаемые результаты
- Толерантная личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека.
- Отсутствие межличностных конфликтов.
- Отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы.
- Нравственно - воспитанная личность .
- Владение способами, приёмами для поддержания межличностных отношений.
- Сохранение мира, согласия в обществе.
Проектная часть
Рассмотрим с вами нестандартный классный час на тему : « Планета толерантности», как часть всего проекта.
В результате классного часа мы надеялись увидеть заинтересованность у детей к жизни и традициям других народов, дружественное отношение к людям иных национальностей.
Данное мероприятие проходило в МБОУ лицей №3 26 декабря 2013г. И было рассчитано на 45 минут. Проводилось в несколько этапов:
- Подготовительный
- Организационный
- Практический
Рассмотрим каждый этап.
1.Подготовительный.
На этом этапе дети были поделены на 3 группы и каждая из групп получила задание найти как можно больше информации по теме : «Традиции празднования Нового года в разных странах». Каждой группе досталась своя страна (Вьетнам, Таджикистан, Украина)
2. Организационный.
Учащиеся с помощью учителя систематизировали найденную информацию и готовили проекты для классного часа.
3.Практический.
Классный час, защита проектов.
Структура классного часа:
1) Вступление;
2) Слово учителя;
3) Защита проектов;
4) Анализ проектов;
5) Интерактивное общение с учениками из Белоруссии;
6) Подведение итогов.
Формы внеурочной деятельности, используемые на нестандартном классном часе:
- Дискуссия;
- Защита проектов;
- Интерактивное общение.
Заключение
Анализируя классный час и весь проект в общем, я пришла к выводу, что многие из поставленных мною задач достигнуты. А именно, перед проведением классного часа были поставлены такие задачи, как:
- развитие всесторонне развитой личности;
- прививание уважения к культуре и традициям других народов;
- развитие творческой активности;
- проявление толерантности в реальных ситуациях.
В ходе классного часа ученики показали, что они открыты для общения с людьми других национальностей, вероисповедания и т.д. Многие из тех, кто в начале проекта неохотно принимал участие в работе, направленной на сплочение коллектива и формирование толерантного сознания, активно проявляли себя в дискуссии по поводу традиций проведения Нового года в разных странах, а также с большим интересом готовили свои проекты и слушали защиту проектов своих одноклассников. В течение всего мероприятия я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать всем возможность реализовать себя, старалась услышать мнение каждого.
Я считаю, что форма проведения внеклассного мероприятия с применением таких инструментов как: дискуссия, защита проектов и интерактивное общение, наиболее интересна в данном классе. Это также подтвердил опрос и анкетирование учеников.
При выборе формы проведения учитывались возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика.
При подготовке к классному часу, я старалась выбрать материал, который наиболее ярко покажет сходство людей разных национальностей.
Содержание классного часа построено так, что «предметная» информация сменяется сравнением, а сравнение подводит к развернутым суждениям.
Всем вам известно, что некоторые люди большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор (глаза), а другие - на слух.
Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка, она предлагалась на двух языках – для визуалов (в форме слайдов) и аудиалов (в форме стихотворения и докладов).
Подводя итог всему вышесказанному, могу с уверенностью заявить, что цель классного часа была достигнута. Главным доказательством этого является проявление интереса у детей к теме «Толерантность», желание участвовать в подобных мероприятиях.
Однако, результаты последнего анкетирования показали вовлеченность в проблему не у всех детей в равной степени. Из этого следует необходимость в дальнейшем развитии данного проекта.
Список литературы
- Алексеев М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 318 с.
- Безюлева Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2008. – 152 с.
- Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. – М. : Академический проект, 2005. – 240 с.
- Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Дисс. на соискание степени канд. педагогических наук, М., с.6, 8-11, 2000.
- Ковылева М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М. В. Ковылева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 320 с.
- Косарецкая С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, И. Ю. Синягина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 159 с.
- Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика, 2002, №5.
- Уланов, В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. Уланов // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 43.
- Хухлаева О.В. Обучение детей-мигрантов: педагогические особенности: / О.Хухлаева // Первое сентября. - 2008. - 27 дек. (N 24). - С.9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».
Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя творческой, самобытной ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».
Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя творческой, самобытной ...
"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.
Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...
Социальный проект “Толерантность – дорога к миру”.
Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сл...
проект "Моя образовательная инициатива" Толерантность - дорога к миру
педагогический проект представляет собой разработанную систему и структуру, в которой расматривается толерантность как основа гражданского воспитания школьников. Данный проект направлен на учащихся 5-...
Проект "Толерантность-дорога к миру" для учащихся 1-4 классов
quot;Толерантность-дорога к миру" Проект для учащихся 1-4 классов....
Воспитательный проект "Толерантность - дорога к миру"
Я являюсь классным руководителем 7 класса. В моем классе 6 различных национальностей. Подростки стали неуважительно относиться к одноклассникам, раздувать конфликтные ситуации. Для улучшения психологи...