Проект «Толерантность — дорога к миру»
проект (7 класс) по теме

Дундева Виктория Александровна

 

Цель проекта: формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений.

Задачи проекта:

1.Воспитание терпимости к инакомыслию;

2.Воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

3.Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

4.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nestandartnogo_klassnogo_chasa.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 3

Проект

«Толерантность — дорога к миру»

Подготовила :

учитель английского языка,

классный руководитель 7 «В» класса

Дундева Виктория Александровна

Воронеж 2014

Тема проекта: «Толерантность — дорога к миру»

Цель проекта: формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений.

Задачи проекта:

1.Воспитание терпимости к инакомыслию;

2.Воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

3.Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

4.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – декабрь 2013 гг.

Участники проекта: учащиеся 7 класса, родители, классный руководитель, психолог, учителя- предметники.

Актуальность проекта:

Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия  для решения данной проблемы. ООН, ЮНЕСКО, ЕС и многие другие организации по проблеме прав человека проводят форумы, саммиты и конференции, посвященные толерантности и ненасилию. Также создаются международные документы, посвященные различным формам дискриминации («Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, от 14 декабря 1960 г; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, от 1 декабря 1965 года; Декларация о расе и расовых предрассудках, от 27 ноября 1978 года; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 декабря 1992 года и т.д.).

Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки, становится актуальной задачей и в современном образовании. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа станет только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
Основная идея проекта по формированию у подростков толерантных качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей и общественных организаций.

Теоретическая часть

В нашем ОУ обучаются дети разных национальностей: вьетнамцы, армяне, украинцы, таджики, грузины.

Дети разных национальностей нашей школы не всегда мирно уживаются друг с другом, и иногда наблюдается конфликт на национальной почве. Поэтому эта проблема актуальна для нашей школы  и для  всего мирового сообщества.

В связи с тем, что проблема толерантного общения с инакомыслящими как никогда актуальна в наши дни, мы решили, что проект нашей деятельности войдет в программу духовно-нравственного воспитания  и  в подпрограмму поликультурного образования.

Идея создания такого проекта пришла мне еще в конце 2013 учебного года, когда встал вопрос о расформировании классов на «предпрофильные» и «обычные». В нашем классе учились дети разных национальностей, и все они хорошо ладили друг с другом. В новом же классе я не знала, как будут складываться отношения между учениками, и поэтому после проведения нескольких родительских собраний, анкетирования, работы с психологом и педагогическим составом, работающим в нашей параллели, было принято решение о необходимости создания проекта « Толерантность – дорога к миру!»

В начале проекта мы задали себе несколько проблемных вопросов, на которые должны были ответить в конце проекта.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

  • Каким мы себе представляем прекрасное толерантное общество, в котором бы мы хотели жить?

Проблемные вопросы:

  • Что может сделать лично каждый из вас, чтобы в обществе не было нетерпимого отношения между людьми?
  • Почему люди разные?
  • Что объединяет разных, «непохожих людей»?
  • Как влияет толерантность на взаимоотношения людей?

Учебные вопросы:

  • Что такое государство, закон, Конституция, «Конвенция о правах ребенка», «Декларация», права, обязанности?
  • Что такое толерантность?
  • Что значит быть толерантным?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ограничиться одними беседами с учениками невозможно, поэтому  проект  включает в себя несколько видов  внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность

Название

Участники

Художественно-творческая

Конкурс рисунков : « У нас у всех одна Земля»

Конкурс рисунков на асфальте «Миру мир!»

Конкурс сочинений «Все мы - одна семья»

Участие в конкурсе плакатов, посвященных Дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, педагог- организатор, учитель русского языка и литературы

Проектная

Проект  «Открытка»

Проект «Народы мира»

Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, родители

Экскурсионная

Поездка в г. Киев

Посещение музея народной культуры и этнографии

Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, родители

 Игровая 

Викторины:  «Толерантность – искусство жить вместе!» ; «Умейте дружбой  дорожить.»

Игры: « Игры народов мира» ; «Жить в мире с собой и другими»

Ученики 7 «В» класса, классный руководитель

 Познавательная

Просмотр мультфильма    « А что ты умеешь» с последующим обсуждением

Беседы на темы :

Что такое «Толерантность» ;

«Я – гражданин России»

«Вежливость – залог доброты и дружбы»

Классные часы по теме «Толерантность»

Ученики 7 «В» класса, классный руководитель

Структура проекта

Сам проект состоит из нескольких этапов:

На первом этапе происходит знакомство учащихся  с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.

Основные формы: классные часы, выставки

На втором этапе создаются условия для выражения учащимися, педагогами, родителями своего отношения к проблеме толерантности.

Основные формы: конкурс эссе, рисунков

На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний, в ходе чего происходит формирование толерантных установок у учащихся.

Основные формы: мероприятия, праздники, создание и реализация проектов, исследования. 

Критерии оценки реализации проекта

  1. Результат первого этапа – наличие знаний о проблеме толерантности у учащихся .

Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:

  • опросы учащихся и педагогов;
  • деловые игры по теме, интерактивные беседы;
  • анализ уровня знаний.
  1. Результат второго этапа – наличие отношения к проблеме толерантности у учащихся.

Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:

  • проведение конкурсов по данной тематике;
  • анкетирование учащихся ;
  • создание условий для появления проектов и инициатив по данной тематике.

Анализируются количественные и качественные показатели.

  1. Результат третьего этапа – сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию.

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:

  • анализ мероприятий;
  • анкетирование;

Анализируются количественные и качественные показатели.

Направления и формы реализации проекта

Работа с учащимися

Работа с родителями

Работа с общественностью

- отношение к ученику, как равноправному партнеру;

- развитие чувства оптимизма, самоуважения и уважения к окружающим ;

- воспитание у учеников неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру;

-  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

-  воспитание и развитие у детей духовности и культуры;

- родительские собрания;

- активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по толерантности;

- групповые поездки за город и посещения музеев, выставок и т.п.;

- индивидуальные консультации

- проведение совместных мероприятий с учащимися старших  классов;

- встреча с инспектором по профилактике детских правонарушений.

- работа со школьным психологом, диагностика класса.

Ожидаемые результаты

  • Толерантная личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека.
  • Отсутствие межличностных конфликтов.
  • Отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы.
  • Нравственно - воспитанная личность .
  • Владение способами, приёмами для поддержания межличностных отношений.
  • Сохранение мира, согласия в обществе.

Проектная часть

Рассмотрим с вами нестандартный классный час на тему : « Планета толерантности», как часть всего проекта.

В результате классного часа мы надеялись увидеть заинтересованность у детей к жизни и традициям других народов, дружественное отношение к людям иных национальностей.

Данное мероприятие проходило в МБОУ лицей №3 26 декабря 2013г. И было рассчитано на 45 минут. Проводилось в несколько этапов:

  1. Подготовительный
  2. Организационный
  3. Практический 

Рассмотрим каждый этап.

1.Подготовительный.

На этом этапе дети были поделены на 3 группы и каждая из групп получила задание найти как можно больше информации по теме : «Традиции празднования Нового года в разных странах». Каждой группе досталась  своя страна (Вьетнам, Таджикистан, Украина)

2. Организационный.

Учащиеся с помощью учителя систематизировали найденную информацию и готовили проекты для классного часа.

3.Практический.

Классный час, защита проектов.

Структура классного часа:

1) Вступление;

2) Слово учителя;

3) Защита проектов;

4) Анализ проектов;

5) Интерактивное общение с учениками из Белоруссии;

6) Подведение итогов.

Формы внеурочной  деятельности, используемые на нестандартном классном часе:

  • Дискуссия;
  • Защита проектов;
  • Интерактивное общение.

Заключение

Анализируя классный час и весь проект в общем, я пришла к выводу, что многие из поставленных мною задач достигнуты. А именно, перед проведением классного часа были поставлены такие задачи, как:

  • развитие всесторонне развитой личности;
  • прививание уважения к культуре и традициям других народов;
  • развитие творческой активности;
  • проявление толерантности в реальных ситуациях.

В ходе классного часа ученики показали, что они открыты для общения с людьми других национальностей, вероисповедания и т.д. Многие из тех, кто в начале проекта неохотно принимал участие в работе, направленной на сплочение коллектива и формирование толерантного сознания, активно проявляли себя в дискуссии по поводу традиций проведения Нового года в разных странах, а также с большим интересом готовили свои проекты и слушали защиту проектов своих одноклассников. В течение всего мероприятия я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать всем возможность реализовать себя, старалась услышать мнение каждого.

Я считаю, что форма проведения внеклассного мероприятия с применением таких инструментов как: дискуссия, защита проектов и интерактивное общение, наиболее интересна в данном классе. Это также подтвердил опрос и анкетирование учеников.

При выборе формы проведения учитывались возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика.

При подготовке к классному часу, я старалась выбрать материал, который наиболее ярко покажет сходство людей разных национальностей.

Содержание классного часа построено так, что «предметная» информация сменяется сравнением, а сравнение подводит к развернутым суждениям.

Всем вам известно, что некоторые люди большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор (глаза), а другие - на слух.

Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка, она предлагалась на двух языках  – для визуалов (в форме слайдов) и аудиалов (в форме стихотворения и докладов).

Подводя итог всему вышесказанному, могу с уверенностью заявить, что цель классного часа была достигнута.  Главным доказательством этого является проявление интереса у детей к теме «Толерантность», желание участвовать в подобных мероприятиях.

Однако, результаты последнего анкетирования показали вовлеченность в проблему не у всех детей в равной степени. Из этого следует необходимость в дальнейшем развитии данного проекта.

Список литературы

  1. Алексеев М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 318 с.
  2. Безюлева Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2008. – 152 с.
  3. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. – М. : Академический проект, 2005. – 240 с.
  4. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Дисс. на соискание степени канд. педагогических наук, М., с.6, 8-11, 2000.
  5. Ковылева М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М. В. Ковылева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 320 с.
  6. Косарецкая С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, И. Ю. Синягина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 159 с.
  7. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика, 2002, №5.
  8. Уланов, В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. Уланов // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 43.
  9. Хухлаева О.В. Обучение детей-мигрантов: педагогические особенности: / О.Хухлаева // Первое сентября. - 2008. - 27 дек. (N 24). - С.9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Социальный проект “Толерантность – дорога к миру”.

Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сл...

проект "Моя образовательная инициатива" Толерантность - дорога к миру

педагогический проект представляет собой разработанную систему и структуру, в которой расматривается толерантность как основа гражданского воспитания школьников. Данный проект направлен на учащихся 5-...

Проект "Толерантность-дорога к миру" для учащихся 1-4 классов

quot;Толерантность-дорога к миру" Проект для учащихся 1-4 классов....

Воспитательный проект "Толерантность - дорога к миру"

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В моем классе 6 различных национальностей. Подростки стали неуважительно относиться к одноклассникам, раздувать конфликтные ситуации. Для улучшения психологи...