Проект "Толерантность-дорога к миру" для учащихся 1-4 классов
проект

Федосова Галина Ивановна

"Толерантность-дорога к миру" Проект для учащихся 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»

142184,  Московская область, г. Подольск, микрорайон Климовск, проспект 50 лет Октября, д.18,

тел./факс 8(496-7)-62-65-52, тел.55-90-89; е-mail: gimn.сlimovsck@yandex.ru

Социальный проект

“Толерантность – дорога к миру”.

1-4 классы

  Проект разработан:

социальный педагог  Г.И.Федосова

2016

Проект “Толерантность – дорога к миру”.

“Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО)

Актуальность темы:

Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сложившейся ситуации не должен ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов.

 В России проживают  146 миллионов 100 тысяч человек. Как нам услышать и понять друг друга? Что нужно сделать для этого? А нужно совсем немного; научиться принимать другого человека таким, какой он есть, и уметь быть терпимым по отношению к нему.

Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет, только тогда, когда будет вестись с раннего детства.

Основная идея проекта по формированию толерантных качеств образовательной среды заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим.

Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, администрации школы, учащихся, общественных организаций.

Описание проекта

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Проект направлен на решение проблемы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Цель проекта:

  1. Привлечь воспитанников  к изучению проблемы толерантности.
  2. Укоренение в группе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Задачи проекта:

  • Формирование интереса  к изучению и осознанию важности проблемы толерантности;
  • Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности;
  • Развитие творческих способностей; организация просветительской работы;
  • Организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над  проектом. 

Основное содержание:

Одна из задач воспитателя при организации деятельности учащихся – регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются её границы и учащиеся могут проявить своё личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут использованы виды внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.

Принципы осуществления проекта:

Принцип диалогичности и сотрудничества. 

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.

Принцип опоры на активность участников проекта. 

Создание условий для вовлечения участников программы в деятельность, в результате которой формируют толерантные установки.

Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. 

Ориентация на ситуацию в обществе вообще и на жизненные ситуации взаимодействия участников программы с миром, отсутствие расхождения слова и дела. 

Принцип уважительного отношения к личности. 

Независимо от позиции мировоззрения, уважительное отношение (не обязательно соглашаясь) к личности всех участников проекта. 

Принцип воспитывающей рефлексии. 

Создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений.

Реализация проекта

Проект реализуется в несколько этапов:

На первом этапе происходит знакомство воспитанников  и воспитателей с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.

Основные формы: классные часы, беседы, диспуты.

На втором этапе создаются условия для выражения воспитанниками, педагогами, своего отношения к проблеме толерантности.

Основные формы: конкурс рисунков, экскурсии

На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний, в ходе чего происходит формирование толерантных установок у учащихся.

Основные формы: мероприятия, праздники, создание и реализация проектов, исследования. 

Критерии оценки реализации проекта:

  1. Результат первого этапа – наличие знаний о проблеме толерантности у воспитанников и воспитателей.

Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:

  • опросы воспитанников и педагогов;
  • деловые игры по теме, интерактивные беседы;
  • анализ уровня знаний.
  1. Результат второго этапа – наличие отношения к проблеме толерантности у учащихся и педагогов.

Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:

  • проведение конкурсов по данной тематике;
  • проведение экскурсий  по данной тематике;
  • анкетирование учащихся и педагогов;
  • создание условий для появления проектов и инициатив по данной тематике.

Анализируются количественные и качественные показатели.

  1. Результат третьего этапа – сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию.

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:

  • анализ мероприятий;
  • анкетирование;

анализируются количественные и качественные показатели

I этап – Информационный 

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

Предполагаемый результат

Ответственные

1.

Опросник "Толерантный ли ты человек?"

Сентябрь - октябрь

Совместное формирование понятий "толератность" и "интолерантность"

Психолог, соц.педагог

2.

Деловые игры по теме, интерактивные беседы

Октябрь

Сформированное у учащихся отношение к толерантности как к ценности

Социальный педагог,

классные руководители

3.

Работа школьной библиотечной выставки « Толерантностиьв литературе»

В течение полугодия

Расширение информационного поля по проблеме толерантности

Библиотекарь

Социальный педагог

4.

Классные часы

Октябрь

Ноябрь

Информированность учащихся о проблеме толерантности.

еразработки классных часов.

Социальный педагог,

классные руководители

5.

Диспут «Дружба настоящая и мнимая»

Октябрь

Создание ситуации необходимости толерантных отношений между воспитанниками,

Социальный педагог,

классные руководители

II этап – Формирование отношения к проблеме толерантности 

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

Предполагаемый результат

Ответственные

1.      1

посещение школьных музеев: Музей этнографии и русского быта;

 Музей Подольских курсантов

Сентябрь-ноябрь

Появление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Руководители музеев

Классные руководители

2.       2

Как празднуют Новый  год  разные народы России

Классные часы

Декабрь  

Появление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Классные руководители

43

Праздник «Масленица»

февраль

Проявление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Классные руководители

Социальный педаго

    4   

Фольклорный фестиваль  «Жаворонки прилетели»

Март

Проявление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Руководитель фольклорного коллектива «Каравай»

5

Фестиваль национальной кухни

май

Появление  у  учащихся отношения к проблеме толерантности.

Классные руководители

III этап – Анализ количественных и качественных показателей

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:

  • анализ мероприятий;
  • анкетирование;
  • анализируются количественные и качественные показатели
  • защита проекта.

Работа над проектом была разделена на  3 раздела:

  1. Наш дом – Россия.
  2. «Дорога к человечности»
  3. «Я и мои друзья»

Основные  планируемые  результаты:

В области обучения:

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • признание многообразия;
  • признание равенства других.

В области воспитания:

  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение прав других;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

  • способность поставить себя на место другого;
  • уважение права быть иным.

В области социализации:

  • готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;
  • принятие другого человека таким, какой он есть;
  • отказ от доминирования, причинения вреда.

Целевые показатели:

  • Благоприятная атмосфера в коллективе
  • Количество и качество мероприятий, организуемых и проводимых самими учащимися
  • Потребность учащихся быть толерантными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....