Система работы руководителя творческого объединения «ШАРМ» (Из опыта работы Баюновой В.И.)
методическая разработка на тему
Элементы моделирования одежды и интерьер жилого дома рассматриваются на уроках технологии, но этой теме отводится слишком мало времени. Кроме того, «моделирование» - один из базовых курсов в обучении профессиональных портных, модельеров и стилистов. Без постижения основ моделирования и конструирования одежды, создание уюта и комфорта в доме не может обойтись ни одна хозяйка. Программа способствует профессиональной ориентации учащихся на такие специальности как художник – модельер, конструктор – модельер, закройщик, портной, стилист, дизайнер. Весь опыт, навыки и умения помогут в повседневной жизни (дополнить свой гардероб, сделать подарки близким, украсить свой дом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_obedinenie_sharm.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы руководителя творческого объединения «ШАРМ»
(Из опыта работы)
Баюнова В.И.
выступление на МО
учителей технологии.
Творческое объединение «ШАРМ» действует в школе № 24 в течение нескольких лет. Создано оно было на основе программы «Хозяюшка», которая была разработана в 1993 году. Но если первое в большей степени уделяло внимание развитию навыков самообслуживания, приемам приготовления пищи, то второе стало работать сразу по нескольким направлениям.
Элементы моделирования одежды и интерьер жилого дома рассматриваются на уроках технологии, но этой теме отводится слишком мало времени. Кроме того, «моделирование» - один из базовых курсов в обучении профессиональных портных, модельеров и стилистов. Без постижения основ моделирования и конструирования одежды, создание уюта и комфорта в доме не может обойтись ни одна хозяйка. Программа способствует профессиональной ориентации учащихся на такие специальности как художник – модельер, конструктор – модельер, закройщик, портной, стилист, дизайнер. Весь опыт, навыки и умения помогут в повседневной жизни (дополнить свой гардероб, сделать подарки близким, украсить свой дом).
Особое место занимает проектная и исследовательская деятельность. К индивидуальным проектам прибавилась работа над групповыми проектами. Интересы некоторых ребят, увлеченных проектной деятельностью, вышли за рамки предмета. Члены объединения участвуют в создании мультимедийных проектах разной тематики, участвуют в конкурсах и даже фестивалях. И хотя в основе объединения «ШАРМ» – общий интерес учащихся к вопросам технологии, искусству и психологии, его можно рассматривать как своеобразную лабораторию, в которой происходит формирование определенных качеств развивающихся школьников, принятие им навыков и умений, необходимых для успешного участия в творческой деятельности в условиях современного производства.
Цель работы объединения: развитие творческой активности учащихся, проявляющих особый интерес к технологии и дизайну.
Задачи:
- помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
- способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
В отличие от обычного предметного кружка в объединение приходят учащиеся разного возраста и первичной подготовки. Основной состав объединения примерно 15 человек – 7-10 классов. Но членом объединения могут быть ученики, начиная с 5 класса, как «свободные слушатели», а наиболее отличившиеся могут стать полноправными участниками уже к 7 классу.
В отличие от обычного кружка объединение имеет свой устав, структуру и принципы организации (приложение 1). Особое внимание при организации деятельности объединения я уделяю развитию детского самоуправления.
Руководитель объединения – ключевая фигура в организации не только обучения, но и воспитания.
Основное назначение руководителя объединения – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Вся воспитательная деятельность должна осуществляться по основным направлениям, результаты которых отвечают современным требованиям.
Цель моей воспитательной работы в объединении «ШАРМ»: воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Каждому ученику предоставлена реальная возможность участвовать в самоуправлении.
Выборные должности предполагают выполнение определенных обязанностей.
Обязанности старосты:
- организация всех членов объединения при выполнении конкретных дел;
- информирование объединения о предстоящих акциях, делах в школе, в городе;
- представление интереса объединения в школьных органах самоуправления.
Обязанности главного исследователя:
- отслеживание через средства массовой информации, в том числе Интернет, конкурсов, конференций, форумов по направлениям деятельности объединения;
- составление самостоятельно (или с группой) реестра мероприятий, в которых посильно участие членов объединения;
- поиск наиболее важных на данное время тем исследований.
Главный фиксатор идей, результатов:
- ведет регистрацию предложений членов кружка по исследовательской и проектной деятельности;
- фиксирует промежуточные и конечные результаты как индивидуальной, так и групповой работы.
Главный оформитель, редактор:
- должен владеть разнообразными компьютерными программами;
- помогает советами в оформлении исследований;
- является главным критиком и рецензент работ, отправляемых на конференции и конкурсы.
Главный организатор творческих дел:
- отвечает за досуг членов кружка;
- организует праздники, творческие дела, помогает руководителю объединения в составлении сценариев праздников, агитбригад.
Кроме постоянных дел в объединении для организации и проведения текущих разовых мероприятий образуются микрогруппы. Они объединяют детей на основе общих интересов и существующих между ними отношений. В каждой микрогруппе есть ответственный за выполнение ее функции. Не зависимо от того, на какой срок создана микрогруппа, ответственный обязательно отчитывается перед всем объединением за выполненное поручение.
Любое мероприятие готовится тщательно с последующим анализом. При этом присутствует ситуация успеха. Я стремлюсь создавать условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей. А также особое внимание уделяю вовлечению детей в социальные проекты, работа в которых, начиная от момента распределения обязанностей до выхода на результат, способствует развитию детского самоуправления и направлена на сплоченность детского коллектива.
Члены объединения – главные разработчики и реализаторы комплексного проекта «За красивый и чистый двор». Они - инициаторы и главные участники школьных акций «АНТИСПИД – марафон», «Наркотикам НЕТ», «Красная ленточка», «Нет вредным привычкам»; создали несколько мультимедийных проектов, направленных на сохранение здоровья: «Я выбираю жизнь», «Наша школьная столовая», «Природа и мы.
Для эффективного управления образовательным процессом, для организации целенаправленной работы по формированию коллектива объединения и развития личности ученика необходимо знание системы межличностных взаимоотношений в разновозрастной среде и положения в ней каждого ученика, так как эти взаимоотношения оказывают сильное влияние на поведение каждого школьника и деятельность команды в целом. Поэтому для эффективности работы разновозрастного объединения я два раза в год провожу социометрические исследования, привлекая школьного психолога, что позволяет мне:
- выработать обоснованные управленческие решения с учетом общей динамики состояния взаимоотношений обучающихся и их особенностей в объединении;
- оперативно выявлять конфликтные или негативные ситуации, которые могут привести к развитию явлений социальной дезадаптации;
- устанавливать популярность – непопулярность отдельных учеников, изучаю типологию социального поведения в условиях коллективной деятельности, выявлять степень социально – психологической совместимости.
Главный итог моей работы - это успехи моих ребят, это взаимоотношения между ними, это способность их быть терпимыми друг к другу, радоваться вместе удачам и сопереживать промахи. Совместная воспитательная деятельность позволила мне и ребятам раскрыться и приобрести достаточный багаж, необходимый для собственного развития и самореализации.
Каждый год участники объединения «ШАРМ» проводят показ моделей одежды «Мир моды и фантазии», творческие выставки: мягкая игрушка, вышивка, сувениры и подарки к рождеству. Помимо основной коллекции одежды участницы демонстрируют модели, выполненные из нетрадиционного материала (фантики от конфет, открытки, мешки для мусора, бумага и т.д.). Таким образом, были созданы коллекции:
«Сладкая фантазия» - из конфетных фантиков;
«В гостях у сказки» - из легкой ткани, гофрированной бумаги, пакетов;
«Черное – белое» - из полиэтиленовых пакетов;
« Русский сарафан» - из мешковины;
« Праздник каждый день» - из открыток и др.
«Ах, эти шляпки, шляпки!»
В 2010 году коллектив стал лауреатом 2 степени в муниципальном фестивале юных модельеров за коллекцию одежды «Шуршание весны» (из нетрадиционного материала), а в 2011 году лауреатом 3 степени за коллекцию «Ах, эти шляпки, шляпки» (в номинации «Бумажная фантазия»), в 2012 –лауреатом 2 степени в конкурсе моделей из нетрадиционного материала «Модели из портфеля».
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
2) меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;
3) у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;
4) на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения. В итоге индивидуальные проекты объединились в коллективный творческий проект «Интерьер жилого дома».
Приложение 1
Устав творческого объединения «ШАРМ»
1. Общее положение:
1.1. Творческое объединение «ШАРМ» - самостоятельное и самоуправляемое объединение детей; добровольная, независимая организация, действующая на базе муниципального общеобразовательного учреждения СОШ № 24.
1.2. Объединение «ШАРМ» осуществляет свою деятельность на основании Устава и в пределах школы. Объединение действует в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституции РФ, федерального закона «Об общественных объединениях».
1.3. Полное наименование детской организации – творческое объединение «ШАРМ».
1.4. Местонахождение: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул.Б.Рукавицына, д.35
2. Цели и деятельность организации:
2.1. Основными целями являются:
– развитие познавательных и других способностей в интересах членов объединения и общества;
– созидательная деятельность на благо школы, города.
2.2. Для достижения указанных целей детская организация осуществляет следующие виды деятельности:
– участвует в реализации программы воспитания школы № 24;
– участвует в реализации программ, проектов по развитию детского движения;
– организует и проводит различные массовые мероприятия любой направленности для удовлетворения духовных запросов членов организации и приобщении их к общественной жизни.
3. Права и обязанности членов творческого объединения «ШАРМ»:
3.1. Для осуществления уставных целей объединение «ШАРМ» имеет право:
– свободно распространять информацию о своей деятельности;
– выступать с инициативой по вопросам совместной деятельности с детской организацией школы «Галактикой Активных Звезд» по разным вопросам общественной жизни;
– предоставлять и защищать свои права, законные интересы своих членов;
– устанавливать связь с другими детскими организациями, объединениями в пределах района и области.
– принимать в члены объединения, заслушивать отчеты;
3.2. Творческое объединение «ШАРМ» обязано:
– соблюдать законодательство РФ, нормы предусмотренные данным уставом;
– разрабатывать программу развития и программу деятельности объединения;
– защищать права членов объединения.
3.3. Членство в объединения «ШАРМ»:
– членом «творческого объединения «ШАРМ» может быть любой ребенок в возрасте 5-11 класса, который согласен с уставом и выполняет его независимо от национальности и отношения к религии.
– членство в объединении «ШАРМ» прекращается добровольно, по желанию члена объединения, заявившего об этом на собрании.
3.4. Члены объединения имеют право:
- на проявление собственной активности в организации работы объединения в соответствии с его целями и задачами;
- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности объединения, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;
- на участие в планировании деятельности объединения и выполнение принятого плана;
3.5. Члены объединения обязаны:
- действовать на благо школы и объединения, заботится о чести, поддержании их традиций и
авторитета;
- достойно, культурно вести себя, заботится о красоте родной речи;
- быть терпимым к взглядам и убеждениям других людей;
- уважать свободу и достоинство другого человека;
- заботится о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье окружающих;
- соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
4. Органы самоуправления:
Высшим органом творческого объединения «ШАРМ» является общее собрание, которое собирается 1 раз в год.
Собрание решает все вопросы жизни организации:
– утверждает Устав и вносит в него изменения;
– принимает программу деятельности на год;
– избирает старосту детской организации.
5. Обязанности выборных должностей:
Староста:
- организация всех членов объединения при выполнении конкретных дел;
- информирование объединения о предстоящих акциях, делах в школе, в городе;
- представление интереса объединения в школьных органах самоуправления.
Художественный совет:
- ведет регистрацию предложений членов кружка по исследовательской и проектной деятельности;
- фиксирует промежуточные и конечные результаты как индивидуальной, так и групповой работы.
Главный исследователь:
- отслеживание через средства массовой информации, в том числе Интернет, конкурсов, конференций, форумов по направлениям деятельности объединения;
- составление самостоятельно (или с группой) реестра мероприятий, в которых посильно участие членов объединения;
- поиск наиболее важных на данное время тем исследований.
Главный дизайнер:
- должен владеть разнообразными компьютерными программами;
- помогает советами в оформлении исследований;
- является главным критиком и рецензент работ, отправляемых на конференции и конкурсы.
Главный организатор творческих дел:
- отвечает за досуг членов кружка;
- организует праздники, творческие дела, помогает руководителю объединения в составлении сценариев праздников, агитбригад.
6. Основные принципы деятельности:
Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью объединения, решаются только его членами.
Принцип ответственности: члены объединения несут ответственность перед своим объединением.
Принцип равноправия и сотрудничества: каждый на равных правах отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, имеет право представительства в них.
Принцип гласности: все решения объединения и его выборных органов доводятся до сведения учащихся.
Принцип коллективности: любое решение в объединении принимается после коллективного обсуждения с учетом разнообразных мнений.
7. . Прекращение деятельности детской организации «ШАРМ»:
7.1. Прекращение деятельности объединения «ШАРМ» может быть произведено путем реорганизации или ликвидации.
7.2. Решение о прекращении деятельности объединения «ШАРМ» принимается на собрании или в крайнем случае на экстренном заседании.
Структура самоуправления творческого объединения «ШАРМ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")
Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...
Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.
Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...
Сценарий показа моделей творческого объединения «ШАРМ» «Мир моды и фантазии»
Мода – понятие широкое и трудноопределимое.Сегодня моду часто называют изменчивой, капризной, ветреной.Ведь именно мода подсказывает, во что одеться, на какую модель обратить внимание.Мы предлаг...
Программа творческого объединения "ШАРМ"
Помещение, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должно быть удобным, уютным, и красивым. Для этого можно многое сделать своими руками. Программа «ШАРМ» призвана сформ...
ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.
Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...
Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования.
В данной методической разработке представлена примерная схема плана воспитательной работы творческого объединения организации дополнительного образования детей. Рекомендована педагогам дополнительного...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....