Программа творческого объединения "ШАРМ"
учебно-методический материал по технологии по теме
Помещение, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должно быть удобным, уютным, и красивым. Для этого можно многое сделать своими руками. Программа «ШАРМ» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа является программой внеурочной деятельности по технологии. Организация внеурочной деятельности с учащимися осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по технологии призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы «ШАРМ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskogo_obedineniya_sharm.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Программа
творческого объединения
«ШАРМ»
Руководитель: Баюнова В.И.
2013 – 2014 учебный год
Программа творческого объединения «ШАРМ».
«В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди множества лепестков,
создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока…»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Помещение, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должно быть удобным, уютным, и красивым. Для этого можно многое сделать своими руками. Программа «ШАРМ» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа является программой внеурочной деятельности по технологии. Организация внеурочной деятельности с учащимися осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по технологии призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы «ШАРМ».
Программа кружка рассчитана на учащихся 5-8 класса. Курс рассчитан на одно занятие по часу в неделю с общим объёмом 34 часа в год.
На первых занятиях школьники знакомятся с видами рукоделия мастеров Ярославского края, лоскутной техникой «пэчворк», вышивкой, вязанием и др. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия, используя различные технологии.
С первого занятия с кружковцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы, компьютерные презентации. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
Особое внимание в программе уделено проектной и исследовательской деятельности..
Программа «ШАРМ» основана на следующих принципах:
- личностного подхода (добровольность включения детей в ту или иную деятельность),
- природосообразности воспитания (учёт возрастных, половозрастных, индивидуальных особенностей детей),
- творчества и свободы (создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка),
- гуманизации межличностных отношений (уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению детей),
- свободы и выбора (ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор содержания, форм, способов, видов деятельности),
- преемственности и дифференциации (организация и поддержание связей между возрастными категориями, отбор содержания, технологий, форм, методов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, активное участие детей во всех видах деятельности).
- принцип «трех С»: со-трудничество, со-переживание, со-творчество, которые очень важны и нужны в нашей работе.
Цели и задачи программы
Цель: развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи:
- способствовать формированию метапредметных компетенций;
- осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
- закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами;
- развивать творческое воображение, художественный вкус;
- помочь детям осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу.
Ресурсное обеспечение программы
Кадры | Учитель технологии Баюнова В.И., Высшая квалификационная категория |
Метериально-технические | ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек |
Наглядные средства обучения | фотографии с изображением изделий, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки -игрушки, компьютерные презентации. |
Помещение | мастерская |
Условия реализации программы.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются схемы изготовления. Дети ведут поисковую и исследовательскую деятельность по заданной теме.
Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Практическая работа проводится в специально оснащённой учебной мастерской.
Формы контроля.
В начале каждого занятия обсуждается объём работы, который нужно выполнить. Если учащийся полностью справляется с заданием, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы учащимся разрешается заканчивать дома.
Важным итоговым этапом занятий является просмотр, защита, оценка и самооценка. Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения.
В конце года организуется выставка выполненных учащимися практических работ, дефиле. Проводится обсуждение с участием учащихся, педагогов, родителей.
Данная программа учит современного подростка делать подарки своими руками и дарить их, принося радость близким. Она способствует созданию ситуации успеха у подростков, внушает им уверенность в собственные силы, рождает положительные эмоции, создавая ощущение благополучия и душевного комфорта.
Особенность программы в том, что она не требует дорогостоящих материалов.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Методы:
- работа с книгой, Интернет – ресурсами, методической папкой, технологической картой;
- рассказ, объяснение, демонстрация;
- поисковый;
- поощрение и похвала;
- чередование видов деятельности;
- самооценка, оценка, выставка работ, показ демонстрация моделей;
- создание презентаций, буклетов, визиток и т.д.
По окончании занятий ребенок должен знать:
- основные сведения о народных промыслах;
- основные сведения о декоративной композиции;
- основы работы с текстилем, бумагой, пластиком и т.д.;
уметь:
- применять традиции народного творчества в своей работе;
- видеть красоту изделий народного творчества;
- выражать свое отношение к искусству;
- работать, самостоятельно читая чертежи и схемы;
- использовать приемы работы с различными материалами;
- использовать приемы работы с Интернет-ресурсами;
- анализировать свои работы и работы товарищей.
Прогнозируемые результаты:
- сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству,
- овладение кружковцами знаниями о приготовлении рабочего места, об используемых
приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре,
- овладение детьми умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая
алгоритм работы,
- повысить активность участия детей в творческих конкурсах, проектах и исследовательских
работах,
- рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений с использованием ИКТ.
Тематическое планирование занятий
на 2013 – 2014 учебный год
Содержание | Количество часов | |
1 | Давайте знакомиться. Чем мы будем заниматься. Вспомним ручные стежки и строчки. Правила техники безопасности. | 1 |
2 | Рукоделие.
| 3 |
3 | Мягкая игрушка.
| 2 |
4 | Лоскутная пластика
| 5 |
5 | Изготовление костюмов «Сладкая фантазия» (из нетрадиционных материалов)
| 6 |
6. | Основы проектной деятельности
| 8 |
7 | Основы исследовательской деятельности учащихся
| 7 |
8 | Подготовка к выставкам, конкурсам, дефиле | 2 |
ИТОГО | 34 | |
Используемая литература:
- Журнал «Внешкольник», «Школа и производство».
- Л. В. Куцакова. Конструирование и художественный труд. Программа и конспекты занятий. – М.: 2007.
- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения. –М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервис школа, 2005.
- С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. Методическое основы преподавания декоративно прикладного творчества. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Технология: Учебник для учащихся 5-8 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией В.Д. Симоненко. – М., Вентана – Граф, 2001.
6. Интернет – ресурсы:
http://festival.1september.r
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"
Эта программа станет хорошим подспорьем педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...
Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....
программа творческой студии "Юность"
Идея, цели и задачи, нагрузка творческой студии "Юность"...
Программа творческого объединения "Исток"
Аннотация на программу дополнительно образования "Исток" Данная программа создавалась при совместных действия...
Образовательная программа "Творческий поиск"
Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...
Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"
За период обучения учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...
Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения
№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...