Из опыта работы с одаренными детьми
статья по теме

Ентальцева Анна Васильевна

Работа с одаренными детьми по сей день продолжает оставаться одной из востребованных в условиях развития современного образования. В данной статье осуществляется анализ деятельности учителя русского языка и литературы по выявлению и совершенствованию одаренности.  Статья посвящена описанию опыта работы педагога с одаренными детьми в процессе преподавания литературы и русского языка в школе. Рассмотрены формы работы по совершенствованию творческой одаренности школьников. Статья адресована учителям русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Из опыт работы с одаренными детьми».

Ентальцева Анна Васильевна

МАОУ «СОШ №7», г. Альметьевск, РТ

    Работа с одаренными детьми по сей день продолжает оставаться одной из востребованных в условиях развития современного образования. В данной статье осуществляется анализ деятельности учителя русского языка и литературы по выявлению и совершенствованию одаренности.  Статья посвящена описанию опыта работы педагога с одаренными детьми в процессе преподавания литературы и русского языка в школе. Рассмотрены формы работы по совершенствованию творческой одаренности школьников. Статья адресована учителям русского языка и литературы.

Врожденные дарования подобны диким растениям

и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.

Ф. Бэкон

    В процессе своей педагогической деятельности мы, педагоги, ежедневно  сталкиваемся с таким понятиями, как «одаренность», «одаренный ребенок». Зачастую некоторые ошибочно отождествляют понятия «одаренный» и «старательный». Кого же, в действительности, мы можем назвать одаренным? Если выстроить словообразовательную цепочку, то можно увидеть, что слово «одаренный» образовано от слова «одарить» (что значит «дарить», «наградить»), которое, в свою очередь, образовано от слова  «дар» («подарок», «талант»). Таким образом, одаренный -  от природы награжденный талантом, наделенный умением, способностью к творчеству. И перед педагогом сегодня стоит важнейшая задача -  выявить, поддержать творчески одаренных детей, реализовать их потенциальные возможности. «Почему именно перед педагогом?» – задаются вопросом многие. Потому что педагог – это, своего рода, искусствовед, и ученики, как и все художники, музыканты, нуждаются в умелом руководстве и практических советах, которые направят их потенциал в верное русло. Выявить одаренного ребенка может помочь психолог, на уроках можно давать разнообразные задания (например, придумать новое название сказке, найти новые проблемы в произведении с точки зрения современности).

       Но открытым остается вопрос: как  должен педагог организовать работу, чтобы совершенствовать  дар ребенка?

       Конечно, это могут быть мероприятия совершенно разной направленности. Но мне хочется поделиться своим опытом работы с одаренными детьми в процессе преподавания литературы и русского языка в школе.

     Эффективным методом работы с одаренными детьми, по моему мнению,  является создание в школе общества юных литераторов,  куда входят ученики  как среднего и старшего звена, так и начального. Ребята активно участвуют в обсуждении новинок современной детской литературы, собственных, авторских, произведений. Важным направлением работы данного общества является тесное сотрудничество со школьной газетой. Ребята  отвечают за рубрики «Из мира литературы»,  «В гостях у Музы»,  принимая во внимание тематику очередного номера газеты. Так, в октябрьском номере газеты, посвященном знаменательной дате ноября – Дню матери – школьники отобрали стихотворения о маме (приведу в пример только некоторые из них):

Маму любят все на свете,

Даже взрослые и дети.

Мама учит нас ходить,

Бегать, прыгать и любить!

Мама в школу нас устроит

И научит танцевать.

Маму мы же не расстроим!

Всё готовы ей отдать:

Всю любовь ей без остатка,

Теплоту и доброту!

Чтобы было ей всё сладко,

Подчеркнем в ней красоту!

Анашкина Дарья, 5А класс

Для декабрьского номера газеты ребята выбрали стихотворения о зиме:

Пришла красавица зима

И много снега принесла!

Покрыла все деревья снегом,

Сковала водоемы льдом.

Веселится ребятня,

В гости к нам пришла зима!

Достают коньки и санки

И несутся спозаранку.

Все на улицу бегом,

Чтоб слепить большую горку

И скатиться с ветерком!

(Гаделев Максим, 3Б класс)

Для каждого номера газеты отбирают стихотворения на патриотическую тему.

За отечество родное,

За леса и за поля

Встанем дружно всей страною

Своей жизни не щадя!

* * *

Мы от севера до юга

Встанем крепкою стеной –

От краёв, где воет вьюга,

До краёв, где жар и зной!

* * *

Мы дадим отпор вражине

И Россию сбережём!

Смело в бой пойдут дружины,

Поливая всё огнём!

* * *

Артиллерия ударит,

Выйдут в море корабли,

И на солнце засверкают

Наши острые штыки!

* * *

За отечество Встанем дружно всей страною,

Своей жизни не щадя!

(Детистов Денис, 11 класс)

    Хорошей поддержкой ребят оказывается работа в редакции школьной газеты «Параграф». Каждый учащийся здесь выполняет свои полномочия: редактора, корректора, дизайнера. Каждый отвечает за свою рубрику, например: «История возникновения праздников», «Будь здоров», «Будь бдителен!», «Из мира науки», «Мир без права – на бесправии» и др. Ведь все, как известно,  начинается с малого: сначала ребята пробуют свои силы в школьном печатном издании. А кого-то так завораживает, притягивает  эта деятельность, что школьники  с энтузиазмом берутся за новую, более серьезную работу, хотят попробовать свои силы  уже на более высоком уровне – муниципальном, российском или  даже международном.

         Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция, где учащиеся должны представить свою исследовательскую работу. Безусловно, научно-исследовательская деятельность способствует развитию творческой одаренности ребят, ведь нет ничего интереснее, чем познавать, открывать для себя что-то новое, неизведанное, повышать свой интеллектуальный  и культурный  уровень.  И только при умелой организации этой работы можно достичь высоких результатов.

     Организовать такую работу можно несколькими способами. Возможно создание целого научного общества филологического профиля, где есть президент общества, Совет, который осуществляет контроль за работой секции.

     Возможен и другой вариант работы в этом направлении. На уроках литературы, например,  при изучении творчества конкретного писателя или поэта, школьники погружаются в мир искусства, прекрасного, еще не познанного ими, стремятся найти новую, никому еще не известную информацию, удивить своих товарищей, тем самым пробудить в них интерес к знаниям. Поэтому уже с пятого класса важно вести с детьми такую работу (говорю с пятого, потому что работаю в среднем и старшем звене, а знакомить детей с исследовательской деятельностью надо начинать уже в начальной школе). В первую очередь, конечно, надо выбрать тему исследования, заинтересовать ребенка (этот принцип осуществляется только в личной беседе), учитывая доступность и посильность темы. Ни в коем случае нельзя предлагать детям работы реферативного характера (например, «Роль М.Ю.Лермонтова в формировании русского литературного языка»).

     Так в 5 классе, при изучении русских народных сказок, можно предложить поработать над такой темой: «Баба Яга: ведьма или богиня?» Конечно, в первую очередь,  необходимо направить ученика в нужном направлении: определить цель исследования, задачи, гипотезы, основное содержание. Ребенок погружается в эту работу: перечитывает сказки, составляет портрет бабы Яги, рассматривает круг ее общения, работает со словарями, исследуя образ богини и т.д.

     В шестом классе, работая над произведениями Н.С.Лескова, предложила исследовательскую работу по творчеству Лескова:  «Н.С.Лесков – писатель, носитель русского национального характера» на примере сказа «Левша» и рассказа «Человек на часах». В результате кропотливой работы девочка пришла к выводу, что творчество Николая Семеновича заставляет  читателей задуматься над сложными вопросами, которые касаются человеческой души, особенностей характера русского народа.

Его герои могут быть разными – сильными и слабыми, образованными и неграмотными, но в каждом из них есть удивительные качества, которые возвышают каждого из них над многими из их окружения.

Постников и Левша – поистине великие люди, с широкой душой, горячим любящим сердцем (не случайно англичанин говорит о Левше: « У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»), с глубокими патриотическими чувствами. О каждом из них можно с уверенностью сказать: «это Человек с большой буквы, Человек, обладающий национальным русским характером».

Работая над повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», ребята заинтересовываются фантастическими сценами. В связи с этим предлагаю рассмотреть понятие «фантастическое» в разных источниках, сравнить его с понятием «мистика». Выявить, чем сходны и различны эти понятия.  Подумать, есть ли в произведении и мистические сцены.

Далее в 11 классе этому же ребенку можно предложить тему «Фантастическое и мистическое в произведениях Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова», сопоставив повесть  «Ночь перед Рождеством» и роман «Мастер и Маргарита». В результате своего исследования девочка пришла к выводу,  что понятия «фантастическое» и «мистическое» тесно переплетаются между собой. Оба связаны с потусторонними, ирреальными силами. Однако, имеют существенное отличие, обусловленное, в первую очередь, тем, что, когда говорят о фантастическом, подразумевают художественный вымысел автора, тогда как мистическое «окунает» в мир таинственных ужасов, страха, ритуалов, обрядов, о чём говорит и тот факт, что определение «мистического» находится  не в литературоведческом, а в атеистическом словаре. Также  выявила фантастические и мистические сюжеты, образы, сцены в романе Булгакова и повести Гоголя, определила взаимосвязь гоголевских и булгаковских сцен в произведениях, их функции, которые заключаются в осмеянии всего, что отвернулось от добра, развратилось, утратило извечные ценности, лени ума, отсутствия воображения, живучести предрассудков.

Когда мы на протяжении многих школьных лет изучаем творческое наследие А.С.Пушкина, то обязательно говорим о его роли в формировании русского литературного языка. Поэтому, обращаясь к творчеству других поэтов и писателей, целесообразно предложить для исследования следующие темы: «М.Ю.Лермонтов – продолжатель пушкинских языковых традиций», «Пушкинские традиции в поэзии А.А.Ахматовой» и т.д.

     Правильно организованная исследовательская работа способствует развитию творческой одаренности детей, а также готовит ребят к вузу. Освоив принципы научной деятельности сегодня, вчерашний школьник без труда справится с курсовой, дипломной работой в высшем учебном заведении.

     Таким образом,  работа с одаренным ребенком во многом зависит от того, насколько верно мы, педагоги, сумеем найти в нем ту изюминку таланта, которая и будет вести его  по жизни, раскрывая все грани его уникального дарования. Ведь «талант – это редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать» (В.И.Ленин).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...