кружок по математики
учебно-методический материал на тему
программа занятий школьного математического кружка для 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий школьного математического кружка
для 5-6 классов
Структура программы
Программа является обучающей и содержит:
- Пояснительную записку
- Цели занятий
- Содержание занятий
- Примерное тематическое планирование
- Методические рекомендации
- Литература
- Приложения.
Пояснительная записка
Разработка данного курса обусловлена недостаточностью времени на уроках:
- на выработку у учащихся навыков устного счета;
- на изучение исторического материала о математике и математиках;
- на решение занимательных задач;
- на решение задач повышенной трудности.
Практика показывает, что учащиеся в этом возрасте наиболее любознательны, с радостью решают занимательные задачи, изучают исторический материал, любят моделировать, конструировать, играть, но на все это на уроках не хватает времени, да и соответствующей литературы у учащихся недостаточно. Самостоятельно организовать изучение этих вопросов они тоже не могут.
Знания, полученные на занятиях, учащиеся с успехом могут применять на уроках, в повседневной жизни. Познавательный материал занятий будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели занятий:
- выработать у учащихся навыки устного счета;
- заинтересовать учеников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках;
- развить начала математического и логического мышления;
- расширить кругозор,
- пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук.
Содержание занятий
Занятие 1
- Как возникло слово «математика».
- Приемы устного счета. Признаки делимости чисел.
- Счет у первобытных людей.
- Логические задачи, решаемые с использованием таблиц
- Математическая игра «Не собьюсь»
Занятие 2
- Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел на 11
- Цифры у разных народов
- решение логической задачи
Занятие 3
- Приемы устного счета. Интересный способ умножения
- Мы живем в мире больших чисел
- Решение олимпиадных задач
- Уникурсальные кривые (фигуры)
- Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?»
Занятие 4
- Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
- Биографическая миниатюра. Пифагор
- Решение олимпиадных задач
- Игра «Перекладывание карточек»
- Стихотворная страничка
Занятие 5
- Метрическая система мер
- Решение олимпиадных задач
- Литературная страничка. Геометрия Гулливера
- Геометрическая головоломка. Танграм
Занятие 6
- Решение олимпиадных задач
- Лабиринты
- Решение логических задач матричным способом
- Старинная восточная притча
- Как играть, чтобы не проиграть?
Занятие 7
- Приемы устного счета. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25
- Решение олимпиадных задач
- Занимательная страничка. Один раз в день
- Стихотворная страничка. Арифметика
Занятие 8
- Приемы устного счета
- Простые числа
- Решение олимпиадных задач
- Задачи-шутки
- Игра «Буриме» с использованием чисел
Занятие 9
- Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
- Биографическая миниатюра. Архимед
- Решение олимпиадных задач
- Старинные меры
- Оригами
- Шуточные вопросы по геометрии
Занятие 10
- Тренировка памяти и внимания
- Биографическая миниатюра. П. Ферма
- Решение олимпиадных задач
- Логическая задача «Обманутый хозяин»
- Юмористическая страничка
Занятие 11
- Приемы устного счета
- Происхождение математических знаков
- Решение олимпиадных задач
- Задача-сказка «Иван Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10»
- Стихотворная страничка
Занятие 12
- Приемы устного счета. Умножение на 155 и 175
- Биографическая миниатюра. Б. Паскаль
- Решение олимпиадных задач
- Геометрические иллюзии
- Геометрическая задача-фокус «Продень монетку"
Занятие 13
- Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел, близких к 100
- Биографическая миниатюра. Р. Декарт
- Решение олимпиадных задач
- Литературная страничка. О «происхождении» дробей
- Игра-шутка
Занятие 14
- Считаем устно
- Биографическая миниатюра. И. Ньютон
- Решение олимпиадных задач
- Стихотворная страничка
Занятие 15
- Приемы устного счета. Деление на 5(50), 25(250)
- Математические мотивы в художественной литературе
- Игра «Попробуй сосчитай!»
- Решение олимпиадных задач
- Стихотворная страничка. Задачи в стихах
- Математическая шутка
Занятие 16
- Интересные свойства чисел
- Биографическая миниатюра. Л. Ф. Магницкий
- Решение олимпиадных задач
- Задача-сказка «Бездельник и черт»
- Поэтическая страничка
Занятие 17
- Приемы устного счета. Еще один способ сложения многозначных чисел
- Биографическая миниатюра. К. Фр. Гаусс
- Решение олимпиадных задач
- Юмористическая страничка
- Стихотворная страничка
Занятие 18
- Приемы устного счета. Умножение на 9, 99, 999
- Биографическая миниатюра. Л. Эйлер
- Задача, приписываемая Л.Эйлеру
- Решение олимпиадных задач
- Как играть, чтобы не проиграть?
- Стихотворная страничка
Занятие 19
- Некоторые особые случаи счета
- Математические мотивы у Дж. Стифта
- Решение олимпиадных задач
- стихотворная страничка
- Феномены. Эти непостижимые живые компьютеры
- Математические фокусы
Занятие 20
- Приемы устного счета. Умножение на 111
- Биографическая миниатюра. Н. И. Лобачевский
- Решение олимпиадных задач
- Поэтическая страничка. Поэзия уравнений
- Из истории интересных чисел. Число π
Занятие 21
- Приемы устного счета
- Биографическая миниатюра. П. Л. Чебышев
- Простые числа
- Решение олимпиадных задач
- Число Шехерезады
- Поэтическая страничка
Занятие 22
- Приемы устного счета. Мгновенное умножение
- Возраст и математика
- Задачи со спичками
- Решение олимпиадных задач
- Математические софизмы
- Задачи в стихах
- Стихотворная страничка
Занятие 23
- Приемы устного счета. Признак делимости на 11
- Биографическая миниатюра. М. В. Остроградский
- Решение олимпиадных задач
- Поэтическая страничка
- Игра «Кубики»
Занятие 24
- Прием устного счета. Умножение крестиком
- Распространение десятичных дробей
- Решение олимпиадных задач
- Биографическая миниатюра. Э. Галуа
- Знакомьтесь, новый знак «!» (факториал)
Занятие 25
- Устный счет в сказках
- Биографическая миниатюра. С. В. Ковалевская
- Решение олимпиадных задач
- Геометрическая задача-стихотворение
Занятие 26
- Устный счет
- Биографическая миниатюра. Н. Винер
- Решение олимпиадных задач. Принцип Дирихле и его применение к решению задач
- Игра «Астрономия на координатной плоскости»
- Поэтическая страничка
Занятие 27
- Устный счет
- Премия Дж. Филдса
- Решение олимпиадных задач
- Решение примера с картины художника
- Юмористическая страничка
- Стихотворная страничка
Занятие 28
- Приемы устного счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
- Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем
- Математический кроссворд
- Решение олимпиадных задач
- Биографическая миниатюра. Л.Д.Ландау
- Юмористическая страничка. Для тех, кто готовится стать математиком
Занятие 29
- Приемы счета. Умножение однозначного или двузначного числа на 37
- Биографическая миниатюра. М.В.Келдыш
- Задачи в стихах
- Юмористическая страничка. Результат получен лакеем
- Маленькая викторина «Знаешь ли ты великих математиков?»
Занятие 30
Подготовка к Празднику математики
Занятие 31
Подготовка к Празднику математики
Занятие 32
Праздник математики
Занятие 33
Заключительное
- Подведение итогов
- Рекомендации детям что прочесть
- Проведение блиц-конкурсов на знание проблемного материала, сообразительность, быстроту счета и т. п.
Занятие 34
Участие в международной математической игре «Кенгуру»
Примерное тематическое планирование
На каждое занятие отводится по 2 часа
Методические рекомендации
В кабинете, где будут проводиться кружковые занятия, необходимо представить на стенде план работы кружка с целями и результатами. Таким образом для учащихся «открывается» содержание деятельности: в любой момент каждый ученик может еще раз обратиться к этому стенду и выбрать формы своей внеурочной деятельности по предмету. Учащиеся становятся первыми помощниками при организации практических занятий, подготовке оборудования и специального оснащения.
Очень важно для поддержания мотивации участников кружковой работы оборудовать в классе постоянно действующую выставку результатов их работы. Также в начале и в конце учебного года провести презентацию кружка.
На занятиях можно использовать различные формы деятельности: игры, инсценировки, фронтальный опрос, создание проектов, исследования и др.
При решении задач можно использовать комментирование, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания.
Домашние задания необязательны.
Содержание задач повышенной трудности может изменяться. Это зависит от подготовленности класса к решению нестандартных задач.
Необходимо определить критерии оценки деятельности учащихся, они должны быть известны и родителям.
Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Литература
Депман И. Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 1989.
Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1978.
Козлова Е. Г. Сказки и подсказки: задачи для математического кружка. – М.: МИРОС,1995.
Кордемский Б.А., Математическая смекалка. – М.: Гостехиздат, 1957.
Ллойд С. Математическая мозаика /Пер. с англ./ Сост. М. Гарднер. – М.: Мир, 1984.
Перельман Я.И. Живая математика. – М.; Л.: Гостехиздат, 1948.
Поисковые задачи по математике (4 -5 кл.): Пос. для учителя. А. Я. Крысин, В.Н. Руденко и др. – М.: Просвещение, 1979.
Ройтман П. Б. Повышение вычислительной культуры учащихся: Пос. для учителя. – М. Просвещение, 1980.
Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пос. для общеобраз. уч. завед. – М.: Дрофа, 1998.
Приложения
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Михаил Васильевич Ломоносов(1711 – 1765),
великий русский ученый,
основатель Московского университета
Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой.
Карл Маркс (1818 – 1883),
основоположник научного коммунизма
Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия.
Дьёрдь Пойа, венгерский математик
Учиться нелегко, но интересно.
Ян Амос Коменский (1592 – 1670),
чешский педагог, писатель
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Амос Коменский
Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс,
французский писатель ХIХ – ХХ вв.
Истинную философию вещает природа; но понять ее может тот, кто научился понимать ее язык, при помощи которого она говорит с нами. Этот язык есть математика.
Галилео Галилей (1564 – 1642),
итальянский ученый, один и основателей
точного естествознания
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.
Александр Иванович Маркушевич (1908 – 1979),
Советский педагог и математик
Математика –
первая из всех наук и полезна, и необходима для них.
Роджер Бэкон (1214 – 1292),
Английский философ и естествоиспытатель
Математика
есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.
Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868),
Русский публицист и литературный критик
Разумеется, хорошая математика красива.
П.Д.Коэн, современный ученый-экономист
Арифметика…есть основание всей математики.
Л.Н.Толстой (1828 – 1910)
великий русский писатель
Счет и вычисления – основа порядка в голове.
Иоганн Генрих Песталоцци(1746 – 1827),
швейцарский педагог-демократ
Возможно, что если бы люди имели не по десять, а по одиннадцать пальцев на руках, была бы принята одиннадцатиричная система счисления.
Анри Лебег (1875 – 1941),
французский математик
Мы никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы.
Платон (428 -348 до н. э.),
Древнегреческий философ-идеалист
Число, выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково.
Дмитрий Иванович Менделеев(1834 – 1907),
Выдающийся русский ученый-химик
Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы.
Герберт Спенсер (1820 – 1903),
Английский философ и социолог
Твой ум без числа ничего не представляет.
Николай Кузанский (1401 – 1464),
немецкий философ
Если мне в жизни и удавалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.
Исаак Ньютон(1643 -1747),
английский математик, механик, астроном и физик
Нужно всеми средствами обучить искусству доказывать, не забывая при этом и об искусстве догадываться.
Дьердь Пойа
Ничего не сделано, если хоть что-то осталось недоделанным.
Карл Ф. Гаусс
***
Математика во всем», - нам твердят.
Многие не верят, спорить норовят:
«Математика от нас далеко…
Жить на свете без нее так легко!..»
Но пойдет однажды вечером дождь.
Подойдешь ты к окну и поймешь:
Все на свете, что видишь, давно
Математикой отражено.
Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетается. Нет?
Точки капель, окружности луж –
Неужели ты не видишь? Ну уж…
Окошек плоскости отрезками полны…
И вечна траектория Луны…
А по параболе летит метеорит.
Через мгновенье в атмосфере он сгорит…
Многоугольники, квадраты и круги…
Пространства-времени неслышные шаги…
Все движется и мчится, все улетает вдаль.
А кто не видит этого…
того мне просто жаль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по математике для 5-6 классов "Математика в исторических датах и фактах"
Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории в преподавании математи...
Кружок по математике "Занимательные задания по математике" в 5 классе.
Программа кружка составлена на основе учебно-методического пособия «Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности/ автор-составитель Г.М. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2015. Пр...
Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс
Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс...
Рабочая программа: кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс
Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс...
Рабочая программа : кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс
Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс...
Кружок по математике в 8 классе "Реальная математика"
Кружок по математике в 8 классе "Реальная математика"...
Кружок по математике "Занимательная математика"
Кружок по математике "Занимательная математика". Подготовка к ВПР 5-6 классы...