Кружок по математике "Занимательные задания по математике" в 5 классе.
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Программа кружка составлена на основе учебно-методического пособия «Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности/ автор-составитель Г.М. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2015. Предлагаемый курс «Занимательные задания по математике» своим содержанием может привлечь внимание учеников 5 класса, которым интересна математика. Данный кружок направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счета, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_5_klass_s_podpisyami.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

  Программа  кружка составлена на основе учебно-методического пособия «Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности/ автор-составитель Г.М. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2015.

  Предлагаемый курс «Занимательные задания по математике» своим содержанием может привлечь внимание учеников 5 класса, которым интересна математика. Данный кружок направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счета, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.

  Стоит отметить, что навыки решения различных математических задач совершенно необходимы любому пятикласснику не только для того, чтобы успешно участвовать в игре «Кенгуру» и олимпиадах, но и являются средствами развития их математических способностей, таких качеств ума, как сообразительность и смекалка.

  Данный кружок способствует лучшему усвоению базового курса. Он освещает очень интересные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, такие как решение логических задач, составление числовых выражений и др.

  Цель кружка: формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку, для решения практических задач.

Задачи курса:

  1. Научить  учеников решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности.
  2. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость мышления.
  3. Усилить практический аспект в изучении математик, развивать умения учащихся применять математику в реальной жизни.

Содержание курса.

  Программа кружка по математике  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Она предполагает четкое и краткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматривается достаточно большой круг задач практического содержания, особенно при рассмотрении тем «Логические задачи», «Задачи на движение», «Переливания», «Взвешивания». Предполагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых  упражнений до задач олимпиадного уровня.

   Каждое занятие состоит из трех частей: вступительная часть(это математическая игра, поэтическая страничка или интеллектуальная разминка), основная часть и решение олимпиадных задач. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, практикум по решению задач.

  Содержание материала кружка показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

  При достаточно полном рассмотрении вопросов данного курса, несомненно, у учащихся будут выработаны более совершенные навыки решения математических задач, будет значительно расширен кругозор, они овладеют теоретическими знаниями, которые помогут им в дальнейшем обучении точных наук.

 В результате изучения кружка «Занимательные задания по математике» учащиеся должны:

  • Научиться правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи (степень, основание, показатель степени; однозначные, многозначные числа, четные и нечетные числа; дробь, числитель и знаменатель дроби);
  • Научиться новым приемам устного счета (умножение двузначных чисел на 11; деление на 5, 50, 25; возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 и др.);
  • Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» - «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
  • Решать текстовые задачи разными способами;
  • Округлять целые числа, производить оценку и прикидку результата вычислений;
  • Овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • Сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для повседневной жизни (умение сравнивать, обобщать, систематизировать и др.).

Учебно–тематический план.

Темы

Всего

часов

В том числе

Содержание

Дата

теория

практика

контроль

1

Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей

2

0,5

1,5

-

Сообщается история возникновения слова «математика».Происходит знакомство детей с интересными сведениями из истории развития счета: начиная от счета на пальцах до счета в наши дни. Запись чисел в Древнем Египте, Древней Греции, на Руси, позиционная (арабская) система нумерации.

2

Приемы устного счета

2

0,5

1,5

-

Показ выгодности использования приемов устного счета для облегчения математических расчетов. Приемы устного счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5, умножение двузначных чисел на 11, деление на 5, 50,25.

3

Числа. Четность и нечетность.

2

0,5

1,5

-

Классификация натуральных чисел: четные и нечетные, однозначные и многозначные, простые и составные. Изучаются свойства четных чисел. Решаются задачи практического характера на применение этих свойств.

4

Переливания.

2

0,5

1,5

-

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений)

5

Взвешивания.

2

-

2

-

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на взвешивание с использованием для наглядности рычажных весов.

6

Составление выражений.

2

-

2

-

Выполнение разнообразных заданий на отработку навыка решения примеров в несколько действий. Самостоятельно конструируя выражения

(расставляя в них различным способом скобки, знаки действий), учащиеся отрабатывают вычислительные навыки, в том числе и навыки устного счета.

7

Головоломки и числовые ребусы.

2

-

1,5

0,5

Развивается логическое мышление, умение анализировать ситуацию, находить альтернативные пути решения. Головоломки и числовые ребусы – задания, которые способны совершенствовать вычислительную культуру учащихся.

8

Метрическая система мер

2

-

1,5

0,5

Сообщаются интересные исторические сведения о различных мерах длины, площади, массы, существовавшие на Руси с давних времен. Обзорное знакомство с метрическими мерами в других странах: Англии, Японии, Франции. Решение задач практического содержания.

9

Логические задачи

2

-

1,5

0,5

Развивается логическое мышление, умение анализировать условие, находить альтернативные пути решения. Логические задачи – это задания, которые способны научить учащихся культуре рассуждений. Развиваются коммуникативные способности.

10

Задачи на уравнивание

2

-

2

-

Организация реальной деятельности по уравниванию величин, рассматриваемых в условии задач. Выработка общего подхода к решению задач данного вида. Для каждой задачи рассматриваются альтернативные пути решения.

11

Задачи на части

2

-

2

-

Развитие навыков анализа условия задачи. Овладение приемами рассуждений, которые выполняются при решении задач на части. Задачи на смеси, сплавы имеют большую практическую значимость и межпредметную связь.

12

Задачи на составление уравнений.

2

-

2

-

Показ ученикам альтернативного пути решения задач на части и уравнивания – способом составления уравнения. Объяснить алгоритм рассуждений, который необходимо проводить для решения задач данным способом, установить его преимущества и недостатки.

13

Задачи на движение.

2

0,5

1,5

-

Показ способов рассуждения и приемов решения основных типов задач на движение. Показ значимости  и удобства записи краткого условия в виде схематического рисунка.

14

Принцип Дирехле.

2

0,5

1,5

-

Сообщить ученикам краткую историческую справку о П.Г. Дирехле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирехле относятся к классу логических задач. Поэтому главное – научить детей анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче.

15

Задачи-шутки

2

0,5

1,5

-

Задачи данного типа не требуют от учеников специальных математических знаний. Они призваны развивать мышление учащихся, умение вдумчиво работать с текстом, улавливать смысловые несоответствия в словах задачи, способствуют развитию интереса к математике. Отчет учащихся о выполнении творческого задания.

16

Решение олимпиадных задач

3

0,5

2,5

-

Решение задач повышенной степени трудности, требующих от учеников напряженной умственной работы. Подготовка к итоговому занятию данного курса.

17

Итоговое занятие

1

-

1

-

Олимпиада среди учащихся, выявление призеров и победителя. Награждение.

Описание условий реализации программы кружка.

  Занятия проводятся в кабинете математики. В качестве дидактического материала используются пособия «Задачи на смекалку» под редакцией И.Ф. Шарыгина, «Занятия школьного кружка» под редакцией О.С. Шейкина.  

  Оборудование: набор линеек и угольников, набор цветной бумаги, ножницы, набор  цветных карандашей, демонстрационные плакаты с формулами движения, раздаточный материал для проведения практических работ (игральный кубик, спички, монеты), калькулятор, компьютер для демонстрации пространственных фигур.

Программа включает следующую учебно-методическую и дополнительную литературу:

  1. Внеклассная работа по математике под ред. З.Н. Альховой. – М.: Лицей, 2001.
  2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. – М.:Учитель, 1997.
  3. Задачи на смекалку. 5-6 классы под ред И.Ф. Шарыгина. – М.:Просвещение, 1996.
  4. Занятия школьного кружка. 5-6 классы  под ред.  О.С. Шейкиной. – М.: НЦ «ЭНАС», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Тестовые задания по математике для 9 класса"

Данная презентация может быть использована как при подготовке к ГИА, так и в виде итоговой контрольной работы за полугодие...

Традиционно трудные задания в математике 7 класс

Традиционно трудныезадания в математике7 класс  Учитель:Удодова Л.В.2011-2012 год.    Календарно-тематическое планирование занятий дополнительного образования по мат...

Олимпиадные задания по математике для 9,10,11 классов

Олимпиадные задания по математике для 9,10,11 классов с шкалой баллов....

Задания по математике для школьной олимпиады по математике для 5 класса

Олимпиадные задания по математике для 5 класса составлены в соответствии с ФГОС основного общего образования....

Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс

Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс...