Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс
олимпиадные задания по математике (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_5_klass_s_podpisyami.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа кружка составлена на основе учебно-методического пособия «Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности/ автор-составитель Г.М. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2015.
Предлагаемый курс «Занимательные задания по математике» своим содержанием может привлечь внимание учеников 5 класса, которым интересна математика. Данный кружок направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счета, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.
Стоит отметить, что навыки решения различных математических задач совершенно необходимы любому пятикласснику не только для того, чтобы успешно участвовать в игре «Кенгуру» и олимпиадах, но и являются средствами развития их математических способностей, таких качеств ума, как сообразительность и смекалка.
Данный кружок способствует лучшему усвоению базового курса. Он освещает очень интересные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, такие как решение логических задач, составление числовых выражений и др.
Цель кружка: формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку, для решения практических задач.
Задачи курса:
- Научить учеников решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности.
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость мышления.
- Усилить практический аспект в изучении математик, развивать умения учащихся применять математику в реальной жизни.
Содержание курса.
Программа кружка по математике рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Она предполагает четкое и краткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматривается достаточно большой круг задач практического содержания, особенно при рассмотрении тем «Логические задачи», «Задачи на движение», «Переливания», «Взвешивания». Предполагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений до задач олимпиадного уровня.
Каждое занятие состоит из трех частей: вступительная часть(это математическая игра, поэтическая страничка или интеллектуальная разминка), основная часть и решение олимпиадных задач. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, практикум по решению задач.
Содержание материала кружка показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
При достаточно полном рассмотрении вопросов данного курса, несомненно, у учащихся будут выработаны более совершенные навыки решения математических задач, будет значительно расширен кругозор, они овладеют теоретическими знаниями, которые помогут им в дальнейшем обучении точных наук.
Личностными результатами изучения кружка «Занимательные задания по математике» являются:
- способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- освоение приемов исследовательской и проектной деятельности;
- умений анализировать, приобретать и систематизировать знания;
- освоение приемов работы с информацией
- развитие коммуникативных умений.
Предметными результатами является:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры;
- владение приемами решения олимпиадных задач;
- владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.
В результате изучения кружка «Занимательные задания по математике» учащиеся должны:
- Научиться правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи (степень, основание, показатель степени; однозначные, многозначные числа, четные и нечетные числа; дробь, числитель и знаменатель дроби);
- Научиться новым приемам устного счета (умножение двузначных чисел на 11; деление на 5, 50, 25; возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 и др.);
- Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» - «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
- Решать текстовые задачи разными способами;
- Округлять целые числа, производить оценку и прикидку результата вычислений;
- Овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- Сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для повседневной жизни (умение сравнивать, обобщать, систематизировать и др.
Учебно–тематический план.
№ | Темы | Всего часов | В том числе | Содержание | Дата | ||
теория | практика | контроль | |||||
1 | Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей | 2 | 0,5 | 1,5 | - | Сообщается история возникновения слова «математика».Происходит знакомство детей с интересными сведениями из истории развития счета: начиная от счета на пальцах до счета в наши дни. Запись чисел в Древнем Египте, Древней Греции, на Руси, позиционная (арабская) система нумерации. | |
2 | Приемы устного счета | 2 | 0,5 | 1,5 | - | Показ выгодности использования приемов устного счета для облегчения математических расчетов. Приемы устного счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5, умножение двузначных чисел на 11, деление на 5, 50,25. | |
3 | Числа. Четность и нечетность. | 2 | 0,5 | 1,5 | - | Классификация натуральных чисел: четные и нечетные, однозначные и многозначные, простые и составные. Изучаются свойства четных чисел. Решаются задачи практического характера на применение этих свойств. | |
4 | Переливания. | 2 | 0,5 | 1,5 | - | Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений) | |
5 | Взвешивания. | 2 | - | 2 | - | Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на взвешивание с использованием для наглядности рычажных весов. | |
6 | Составление выражений. | 2 | - | 2 | - | Выполнение разнообразных заданий на отработку навыка решения примеров в несколько действий. Самостоятельно конструируя выражения (расставляя в них различным способом скобки, знаки действий), учащиеся отрабатывают вычислительные навыки, в том числе и навыки устного счета. | |
7 | Головоломки и числовые ребусы. | 2 | - | 1,5 | 0,5 | Развивается логическое мышление, умение анализировать ситуацию, находить альтернативные пути решения. Головоломки и числовые ребусы – задания, которые способны совершенствовать вычислительную культуру учащихся. | |
8 | Метрическая система мер | 2 | - | 1,5 | 0,5 | Сообщаются интересные исторические сведения о различных мерах длины, площади, массы, существовавшие на Руси с давних времен. Обзорное знакомство с метрическими мерами в других странах: Англии, Японии, Франции. Решение задач практического содержания. | |
9 | Логические задачи | 2 | - | 1,5 | 0,5 | Развивается логическое мышление, умение анализировать условие, находить альтернативные пути решения. Логические задачи – это задания, которые способны научить учащихся культуре рассуждений. Развиваются коммуникативные способности. | |
10 | Задачи на уравнивание | 2 | - | 2 | - | Организация реальной деятельности по уравниванию величин, рассматриваемых в условии задач. Выработка общего подхода к решению задач данного вида. Для каждой задачи рассматриваются альтернативные пути решения. | |
11 | Задачи на части | 2 | - | 2 | - | Развитие навыков анализа условия задачи. Овладение приемами рассуждений, которые выполняются при решении задач на части. Задачи на смеси, сплавы имеют большую практическую значимость и межпредметную связь. | |
12 | Задачи на составление уравнений. | 2 | - | 2 | - | Показ ученикам альтернативного пути решения задач на части и уравнивания – способом составления уравнения. Объяснить алгоритм рассуждений, который необходимо проводить для решения задач данным способом, установить его преимущества и недостатки. | |
13 | Задачи на движение. | 2 | 0,5 | 1,5 | - | Показ способов рассуждения и приемов решения основных типов задач на движение. Показ значимости и удобства записи краткого условия в виде схематического рисунка. | |
14 | Принцип Дирехле. | 2 | 0,5 | 1,5 | - | Сообщить ученикам краткую историческую справку о П.Г. Дирехле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирехле относятся к классу логических задач. Поэтому главное – научить детей анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче. | |
15 | Задачи-шутки | 2 | 0,5 | 1,5 | - | Задачи данного типа не требуют от учеников специальных математических знаний. Они призваны развивать мышление учащихся, умение вдумчиво работать с текстом, улавливать смысловые несоответствия в словах задачи, способствуют развитию интереса к математике. Отчет учащихся о выполнении творческого задания. | |
16 | Решение олимпиадных задач | 3 | 0,5 | 2,5 | - | Решение задач повышенной степени трудности, требующих от учеников напряженной умственной работы. Подготовка к итоговому занятию данного курса. | |
17 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | - | Олимпиада среди учащихся, выявление призеров и победителя. Награждение. |
Описание условий реализации программы кружка.
Занятия проводятся в кабинете математики. В качестве дидактического материала используются пособия «Задачи на смекалку» под редакцией И.Ф. Шарыгина, «Занятия школьного кружка» под редакцией О.С. Шейкина.
Оборудование: набор линеек и угольников, набор цветной бумаги, ножницы, набор цветных карандашей, демонстрационные плакаты с формулами движения, раздаточный материал для проведения практических работ (игральный кубик, спички, монеты), калькулятор, компьютер для демонстрации пространственных фигур.
Программа включает следующую учебно-методическую и дополнительную литературу:
- Внеклассная работа по математике под ред. З.Н. Альховой. – М.: Лицей, 2001.
- Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. – М.:Учитель, 1997.
- Задачи на смекалку. 5-6 классы под ред И.Ф. Шарыгина. – М.:Просвещение, 1996.
- Занятия школьного кружка. 5-6 классы под ред. О.С. Шейкиной. – М.: НЦ «ЭНАС», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральный кружок по английскому языку для начальных классов
Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственн...
кружок ВЫПИЛИВАНИЯ и ВЫЖИГАНИЯ 1-11 класс
календарно-тематическое планирование кружка выжигания и выпиливания...
Кружок "Экспериментальная физика" (для учащихся 7 классов)
Факультатив предназначен для учащихся 7 классов (1 час в неделю). Ресурс содержит пояснительную записку, программу, тематическое планирование....
Кружок по математике для 5-6 классов "Математика в исторических датах и фактах"
Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории в преподавании математи...
Интегрированный урок по математике5 класс К 70-летью г. Воркута
Данный урок подготовлен к 70-летью г. Воркута для учеников 5 класса.Цели урока. Образовательный аспект: Обобщение зна...
Конспект фрагмента интегрированного занятия курсов внеурочной деятельности «Литературный кружок» и «Занимательные задания по математике» по теме «Работа над проектом: создание статьи журнала «Математический альманах»
Цель: создать макет страницы для проекта «Математический альманах».Задачи:· развивать у учащихся способность аналитически мыслить: кл...
Конспект фрагмента интегрированного занятия курсов внеурочной деятельности «Литературный кружок» и «Занимательные задания по математике» по теме «Работа над проектом: создание статьи журнала «Математический альманах»
Цель: создать макет страницы для проекта «Математический альманах».Задачи:· развивать у учащихся способность аналитически мыслить: кл...