Кружок по математике "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5, 6 класс) на тему
Кружок по математике "Занимательная математика". Подготовка к ВПР 5-6 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №___ от «___»___________ 20_____г. Руководитель МО ___________/_Н.Г.Мункина/ | Согласовано Заместитель директора по ВР _________/ Н.Ю.Аношина «_____»__________20___ г. | Утверждаю и.о. директора школы _____________/Е.Н. Мачильская/ Приказ №___ от «______»_____________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 5-6 класса
МОУ «СОШ №9 г. Ртищево Саратовской области»
Направление (общеинтеллектуальное)
Составитель: учитель математики
Петрунина Алена Дмитриевна
Количество часов: 34
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «____» ___________2018 г.
2018 - 2019
Пояснительная записка
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ВПР в 5-6 классах.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 5-6 классов (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном классе. Программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС и направлена на общее интеллектуальное развитие учащихся.
Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и позволяет подготовиться к успешному написанию ВПР.
Цель программы - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний. Полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
- выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.
Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется задачам, которые встречаются в демонстрационных вариантах ВПР. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Проверка результатов проходит в форме:
- Опросников;
- тестирования;
- проведения самостоятельных работ;
- написание ВПР.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также написание Всероссийской проверочной работы по математике.
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года.
Курс рассчитан на 34 часа с регулярностью 1 час в неделю по 35 минут.
Программа кружка рассчитана на учащихся 5-6 классов.
Содержание рабочей программы 5 класса
1. Натуральное число;
2. Обыкновенная дробь;
3. Десятичная дробь;
4. Нахождение части числа и числа по его части;
5. Действия с рациональными числами;
6. Задачи, связывающие три величины;
7. Сюжетные задачи на все арифметические действия;
8. Действия с процентами;
9. Действия с рациональными числами;
10. Задачи на покупки, логические задачи;
11. Работа с таблицами, диаграммами;
12. Вычисление расстояния, измерение длины по рисунку;
13. Прямоугольный параллелепипед, куб, шар;
14. Задачи повышенной трудности.
Содержание рабочей программы 6 класса
- Действия с отрицательными числами;
- Действия с обыкновенными дробями;
- Нахождение части числа и числа по его части;
- Действия с десятичными дробями;
- Оценка размеров реальных объектов;
- Работа с таблицами и диаграммами;
- Модуль числа;
- Сравнение дробей и смешанных чисел;
- Выражения со скобками;
- Решение несложных логических задач;
- Решение текстовых задач на проценты;
- Геометрические построения;
- Логические задачи повышенной сложности.
Учебно-тематический план для 5 класса
№ | Раздел | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Натуральное число | Тема 1. Запись натурального числа | 0,5 | 0,5 | |
Тема 2. НОК | 0,5 | 0,5 | |||
Тема 3. НОД | 0,5 | 0,5 | |||
2 | Обыкновенная дробь | Тема 1. Сокращение обыкновенных дробей | 0,5 | 1 | 1,5 |
Тема 2. Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 0,5 | 1 | 1,5 | ||
3 | Десятичная дробь | Тема 1. Сравнение десятичных дробей | 0,25 | 0,25 | 0,5 |
Тема 2. Сложение и вычитание десятичных дробей | 0,25 | 0,25 | 0,5 | ||
4 | Нахождение части числа и числа по его части | Тема 1. Решение задач на нахождение части числа | 1 | 1 | |
Тема 2. Решение задач на нахождение числа по его части | 1 | 1 | |||
5 | Действия с рациональными числами | Тема 1. Решение уравнений | 0,5 | 1 | 1,5 |
Тема 2. Выполнение всех арифметических действий | 0,5 | 1 | 1,5 | ||
6 | Задачи, связывающие три величины | Тема 1. Решение задач | 0,25 | 0,75 | 1 |
7 | Сюжетные задачи на все арифметические действия | Тема 1. Решение задач на сложение и вычитание | 2 | 2 | |
Тема 2. Решение задач на умножение и деление | 2 | 2 | |||
8 | Действия с процентами | Тема 1.Решение задач на проценты | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Действия с рациональными числами | Тема 1. Действия с рациональными числами | 0,5 | 1,5 | 2 |
10 | Задачи на покупки, логические задачи | Тема 1. Работа с таблицами | 0,5 | 1 | 1,5 |
Тема 2. Решение задач | 2 | 2 | |||
11 | Работа с таблицами, диаграммами | Тема 1. Работа с таблицами и диаграммами | 0,5 | 1,5 | 2 |
12 | Вычисление расстояния, измерение длины по рисунку | Тема 1. Работа с рисунками | 0,5 | 1 | 1,5 |
Тема 2. Работа с планом | 2 | 2 | |||
13 | Прямоугольный параллелепипед, куб, шар | Тема 1. Работа с рисунками | 0,5 | 1 | 1,5 |
Тема 2. Нахождение периметра, площади и объёма | 0,5 | 1,5 | 2 | ||
14 | Задачи повышенной трудности | Тема 1. Решение задач | 1 | 2 | 3 |
Учебно-тематический план для 6 класса
№ | Раздел | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Действия с отрицательными числами | Тема 1. Сложение целых чисел | 0,5 | 0,5 | |
Тема 2. Вычитание целых чисел | 0,5 | 0,5 | |||
Тема 3. Сложение и вычитание целых чисел | 0,5 | 0,5 | |||
2 | Действия с обыкновенными дробями | Тема 1. Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 0,5 | 1 | 1,5 |
Тема 2. Умножение и деление обыкновенных дробей | 0,5 | 1 | 1,5 | ||
3 | Нахождение части числа и числа по его части | Тема 1. Нахождение части числа | 0,25 | 0,25 | 0,5 |
Тема 2. Нахождение числа по его части | 0,25 | 0,25 | 0,5 | ||
4 | Действия с десятичными дробями | Тема 1. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 1 | |
Тема 2. Умножение и деление десятичных дробей | 1 | 1 | |||
5 | Оценка размеров реальных объектов | Тема 1. Работа с рисунками | 0,5 | 1 | 1,5 |
6 | Работа с таблицами и диаграммами | Тема 1. Работа с таблицами | 0,25 | 0,75 | 1 |
Тема 2. Работа с диаграммами | 0,5 | 1 | 1,5 | ||
7 | Модуль числа | Тема 1. Решение примеров с модулем | 1 | 1 | |
8 | Сравнение дробей и смешанных чисел | Тема 1.Сравнение дробей и смешанных чисел | 0,5 | 2,5 | 3 |
9 | Выражения со скобками | Тема 1. Заключение в скобки | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 2. Вынесение за скобки | 1 | 1 | |||
10 | Решение несложных логических задач | Тема 1. Решение задач | 0,5 | 1 | 1,5 |
11 | Решение текстовых задач на проценты | Тема 1. Решение задач на проценты | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 2. Решение сложных задач на проценты | 2 | 2 | |||
12 | Геометрические построения | Тема 1. Работа с рисунками | 1 | 1 | 2 |
Тема 2. Геометрические построения | 2 | 2 | |||
13 | Логические задачи повышенной сложности | Тема 1. Решение логических задач | 1 | 3 | 4,5 |
Тема 2. Решение логических задач повышенной сложности | 0,5 | 1,5 | 2 |
Материально – техническое обеспечение программы
1. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 26, [2] с.
2. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 5 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 98 с.
3. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 26, [2] с.
4. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 6 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 98 с.
5. https://math5-vpr.sdamgia.ru/
6. http://4ege.ru/vpr/53768-demoversii-vpr-2017-dlya-5-klassa.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Кружок по математике для 5-6 классов "Математика в исторических датах и фактах"
Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории в преподавании математи...
кружок "В мире математики"
Математический кружок для 5-9классов "В мире математики"...
Кружок по математике "Занимательные задания по математике" в 5 классе.
Программа кружка составлена на основе учебно-методического пособия «Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности/ автор-составитель Г.М. Киселева.- Волгоград: Учитель, 2015. Пр...
Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс
Кружок по математике "Занимательные задания по математике" 5 класс...
Рабочая программа: кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс
Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс...
Вступительный тест в кружок по олимпиадной математике
Вступительный тест на кружок по олимпиадной математике для разбиения на группы. Позволяет достаточно точно понять занимался раньше ли ученик и насколько усердно он это делал.Можно использовать для 6 к...