Интеллектуальный марафон "Умники и умницы"
статья по теме
Интеллектуальный марафон – конкурс интеллектуального характера для школьников среднего и старшего возраста. Систематическое проведение марафонов помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки.
Интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обучающих занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго останется в детской памяти.
Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах, в атмосфере общего внимания и заинтересованности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 400 имени Александра Невского
Педагог-организатор Титова Юлия Сергеевна
Интеллектуальный марафон
«Умники и умницы»
Цель: повышать интерес к предметам школьного курса; стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор; развивать логическое мышление; применять полученные знания.
Оформление: выставка книг, рисунки детей; на полу обозначаются дорожки с соответствующим числом клеток; музыка для начала и завершения игры, компьютерная презентация, проектор.
Технологии: ИКТ, технологии сотрудничества, игровые технологии.
Интеллектуальный марафон – конкурс интеллектуального характера для школьников среднего и старшего возраста. Систематическое проведение марафонов помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки.
Интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обучающих занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго останется в детской памяти.
Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах, в атмосфере общего внимания и заинтересованности.
Общие правила и порядок проведения игры.
За месяц до проведения марафона объявляется его тема, т.е. какие области науки будут рассматриваться: естественнонаучная, гуманитарная или математическая.
Создается организационный комитет, который разрабатывает содержане интеллектуального марафона, проводит сбор информации по вопросам, интересующим учащихся в той или иной области науки, информирует школьников об участии в данном интеллектуальном конкурсе.
Для игры формируются три разновозрастные команды по 7 человек в каждой, по одному человеку от каждой параллели 5 – 11 классов.
На игру приглашаются не только участники, но и болельщики. Вниманию всех представляется ареопаг и ведущий.
Команды разыгрывают игровые дорожки, их всего три – красная, желтая и зеленая. Для розыгрыша дорожек поводится «Интеллектуальный экспресс» /он может быть в виде блиц-вопросов для капитанов команды или всей команды; заданий на смекалку и т.п./. Выполнившие первыми задание правильно выбирают дорожку.
Красная дорожка состоит из 4 клеток, что соответствует 4 вопросам. Все вопросы на красной дорожке имеют высокий уровень сложности. На этой дорожке нет права на ошибку. В случае неправильного ответа из команды выбывают 2 участника и запрещен переход в следующую клетку дорожки.
Желтая дорожка состоит из 7 клеток, что соответствует 7 вопросам: 3 вопроса средней сложности и 4 вопроса высокой сложности. На желтой дорожке разрешены 2 ошибки, поэтому команда дважды имеет возможность перейти в следующую клеточку, не давая верного ответа. В случае исчерпанных возможностей за ошибки из команды выбывает по два участника.
Зеленая дорожка состоит из 10 клеток, что соответствует 10 вопросам средней сложности. На зеленой дорожке разрешены три ошибки, поэтому команда имеет возможность трижды перейти в следующую клеточку, не дав правильного ответа. Исчерпав все возможности, предусмотренные условиями игры, за ошибки из команды выбывают по три участника.
В ходе игры возможны варианты, когда команда сходит с дорожки полностью. В этом случае играть продолжают оставшиеся команды.
На обдумывание вопроса команде дается 30 секунд. Ареопаг оценивает каждый ответ команды. Ведущий задает вопросы и регулирует ход игры.
Для примера привожу игру, проводимую на неделе окружающей среды.
Ход игры:
«Интеллектуальный экспресс»:
Во всех данных словах можно переставлять буквы так, что получатся названия представителей животного мира. При этом только одно из получившихся названий не будет относиться к млекопитающему. Из какого слова получается это название?
а) соль;
б) сила;
в) пион;
г) ток;
д) плесень.
Ответ: плесень ––> слепень.
Вопросы для красной дорожки
1. Про какое дерево и почему сказано, что у него первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать?
Ответ: береза – из нее делают лучины, деготь, лекарства, веники.
2. Есть собаки – поводыри для слепых людей. Обучают четвероногих помощников и для людей, потерявших слух. Но в отличие от поводырей, собаки для глухих не могут выполнять одну привычную функцию. Какую и почему?
Ответ: сторожевую, так как таких собак отучают реагировать лаем на события.
3. Вырубили в лесу старые дуплистые деревья. И что же? Крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: лес представляет собой биоценоз, где жизнь растений и животных тесно связана между собой. В старых дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездики. Их лишили жилья, и они покинули лес. Насекомые – вредители размножались в таком количестве, что погубили лес.
4. У китов и дельфинов одну и ту же дополнительную функцию несут воздушные носовые мешки, складки гортани, горловые мешки, перегородки ноздрей, так как у этих животных, в отличие от нас, нет … чего?
Ответ: У китов и дельфинов нет голосовых связок, а звук издается за счет вибраций перечисленных частей тела.
Вопросы для желтой дорожки
1. Научное название этого цветка – «римская трава». Постепенно название упрощалось и упростилось до такой степени, что превратилось в ласковое, веселое русское словечко. Какое?
Ответ: ромашка.
2. Существует история о том, как фараон Псамметих захотел узнать, захотел узнать, какой язык самый древний. Для этого он приказал воспитывать двух младенцев вдали от людей и запретил воспитателям разговаривать с ними. Согласно преданию, подросшие дети произнесли финикийское слово «бекос» – хлеб, из чего фараон сделал вывод, что этот язык самый древний. Однако наукой доказано, что у детей, выросших вне общества людей, речь не формируется. И не стоит проводить подобные опыты, так как природа их ставила неоднократно. Каким образом?
Ответ: рождение глухих детей (глухие от рождения дети остаются немыми, если с ними не занимаются по специальным методикам).
3. Кукушонок выбрасывает яйца или птенцов приемных родителей и один поедает корм, который они ему приносят, но потом как бы искупает свою вину. Как?
Ответ: когда кукушонок становится взрослым, он поедает различных насекомых – вредителей сада и леса, в том числе мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы.
4. У китовой акулы онидостигают 67 см в длину и 40 см в ширину; у скатов по ихуглам имеются выросты или специально закрученный гребень; у рыб, живущих в толще воды, онипрозрачные, у акул – желтоватые или зеленоватые. О чем идет речь?
Ответ: о размерах и форме икринок.
5. Поэт Маяковский писал:
Нет на свете прекрасней одежи,
Чем бронза мускулов и гладкость кожи.
Прав ли он?
Ответ: Сегодня шоколадный загар – не показатель здоровья. Связано это с разрушением озонового слоя планеты, истончение которого на 1% повышает заболеваемость раком кожи в несколько раз. Озоновый щит действует избирательно: пропускает полезную для здоровья длинноволновую часть УФ – излучения солнца, а задерживает жесткое УФ – излучение, спасая человека от заболевания раком кожи, от развития катаракты и от возможных мутаций на генном уровне.
6. Платон, пытаясь дать определение человеку, назвал его «двуногим без перьев». В ответ на это, Аристотель принес ему ощипанного петуха. Тогда Платон попытался внести в свое определение такую поправку «двуногое без перьев с плоскими…». Закончите определение Платона.
Ответ: «… с плоскими ногтями».
7. Как отражается на качестве молока зайцев и кроликов то обстоятельство, что кролики растят своих детенышей, а зайчихи своих малышей бросают, но при этом кормят любого зайчонка, который им встречается?
Ответ: у зайцев молоко жирнее, так как питание у зайчат нерегулярное.
Вопросы для зеленой дорожки
1. Этот цветок – отличный медонос. 1 га земли, усеянный этими цветками, может дать до 50 кг меда. Люди используют его в пищу. Из корней готовят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье. Это растение – настоящий кладезь витаминов. Что это за растение?
Ответ: одуванчик.
2. Представителей какого класса животных невозможно встретить в море?
Ответ: земноводных, так как их кожа не переносит соленую воду.
3. За что в Китае были уничтожены воробьи, а в Бостоне им воздвигли памятник?
Ответ: в Китае воробьи поедали рис, тем самым они вредили сельскому хозяйству. В Бостоне воробьи уничтожили гусениц, спасли посевы.
4. Во время ремонта трубопровода под полотном кольцевой дороги вокруг Москвы, строителям пришлось протащить через этот трубопровод енота, посаженного в большую сетку. Для чего?
Ответ: чтобы в трубопроводе остался запах енота, который должен помочь другим животным найти этот трубопровод и не пересекать дорогу поверху.
5. У какого млекопитающего, в отличие от остальных, шерсть не свисает со спины на живот, а наоборот, «задирается» с живота на спину?
Ответ: у ленивца, так как он вечно висит на ветке вверх ногами.
6. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя делать.
Ответ: на щавеле, луке и других травах могут оказаться цисты печеночного сосальщика.
7. Какие птицы таскают друг у друга камешки, а при случае и яйца?
Ответ: пингвины.
8. Первым это растение описал итальянец Маттиоли и назвал его «золотым яблоком» из-за желтых плодов. Затем появились растения с красными плодами, французы стали их называть «яблоками любви» и высаживать на клумбах. В XVIII веке плодами этого растения пытались отравить Вашингтона. Что это за растение?
Ответ: помидор, или томат.
9. Почему на лесных тропинках растения сильно разрежены или практически отсутствуют?
Ответ: почва на тропинках уплотняется, в результате чего растениям не хватает кислорода и воды, что приводит к гибели растений.
10. В какое время года слоны чаще всего разбивают бивнями ствол баобаба и для чего они это делают?
Ответ: летом в засуху, так как в дуплах ствола баобаба скапливается вода.
Литература:
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб: «Паритет», – 2000 – 160 с.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. – СПб: СПбГУПМ, – 2003 – 64 с.
Черныш И.В. Удивительные растения. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», – 2002 – 320 с.
Шитиков Д.А. Загадки животных. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», – 2002 – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя
Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...
"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)
На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....
Интеллектуальный конкурс по физике "Умницы и умники" ( 8класс)
16 марта 2012 годаИграет на флейте Ксения Кроль, ученица 7класса выбравшая экзамен по ЕРТЕ - физикаЗдравствуйте уважаемые гости, здравствуйте молодые люди участники интеллектуального конкурса «У...