Агрессия у подростков
творческая работа учащихся по теме

Косова Инна Андреевна

Исследование агрессии у подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yfexrjyathty.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ

Термином "агрессия" обычно обозначают напористое, доминантное, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения вплоть до убийств и самоубийств.

В современном мире, обществе подростки с каждым днем становятся все  агрессивней и агрессивнее. Что является причиной тому? Ответ прост –  окружающий их мир, а именно, семья, друзья и конечно же СМИ. Дети еще в  дошкольном возрасте проецируют на себя отношения окружающих их людей – родители решают конфликты криками, битьем посуды, а нередко еще и драками. И у ребенка создается впечатление, будто все в жизни решается  именно так. А СМИ? Не говоря о телевидении и печатных изданиях, достаточно назвать интернет – в любом количестве, виде и качестве, на любой вкус и цвет – порнография, сцены насилия, драки и различного рода извращенности. То тут, то там пестрят анимированные рекламы: «Смотрите все!!! Девчачьи драки!!!» или «Новость недели! Смотрите, как школьники издевались над учителем!!» и это самое безобидное. А алкоголь? Ведь даже в малых количествах он кардинально изменяет состояние ребенка, его тянет на «подвиги».

Так же сам переходный возраст - переломный момент в развитии ребенка, как сформировавшейся личности и подростковый максимализм, связанный с этим моментом в жизни подростка – еще не взрослого, но уже не ребенка, - в ребенке просыпается желание к самостоятельности, своенравности, самовыражению. Но редко когда желания подростка совпадают с мнениями окружающих его взрослых – отсюда также проявление агрессии.

Все вышеперечисленное является основными причинами столь мощного проявления агрессии у подростков современности. И с развитием современных технологий, а также с новообразованиями в обществе, дети становятся все агрессивней. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Именно поэтому  данная проблема была выбрана для написания данной работы.

Только в XX веке проблема агрессии стала предметом систематического научного исследования, поэтому не удивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с данной проблемой, имеются ответы. Так, недостаточно изученной является проблема взаимосвязи агрессивности и социально-психологической адаптации у подростков.

Таким образом, выбранная проблема является в настоящее время достаточно актуальной, но мало разработанной. Цель настоящей работы – выявить специфику и гендерные (половые) особенности  агрессивного поведения подростков. Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

· Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»;

· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у  подростков;

· Провести эмпирическое исследование

Объектом исследования явилась подростковая агрессия, а предметом,  в свою очередь, - гендерные особенности агрессивного поведения  подростков.

Гипотеза – Я предполагаю, что агрессивное поведение имеет гендерные  различия.

Базой моего исследования выступили студенты 1 курса ГБОУ СПО ПППЭТ МО  возраст – от 15 до 16 лет.

Методологической основой стало изучение литературы по данной теме и  тестирование (методика Басса-Дарки).

Опросник Басса-Дарки  разработан  в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Методика включает 75 вопросов и предназначена для диагностики  агрессивных и враждебных реакций личности.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности,  Басc и Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Ответы оцениваются по 8 шкалам.  Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.  Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник:

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  5. Не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  15. Часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. В раздражении хлопаю дверьми.
  19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. От злости иногда бываю мрачным.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Дерусь не реже и не чаще других.
  56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  60. Ругаюсь только от злости.
  61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  67. Часто думаю, что живу неправильно.
  68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре часто повышаю голос.
  74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Название шкалы

Поправочный

коэффициент

Ключ

1

Физическая агрессия

11

"да" = 1, "нет" = 0         вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0         вопросы: 9, 7

2.

Вербальная агрессия

8

"да" = 1, "нет" = 0         вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73  "нет" = 1, "да" = 0         вопросы: 33, 66, 74, 75

3

Косвенная агрессия

13

"да" = 1, "нет" = 0         вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0         вопросы: 26, 49

4

Негативизм

20

"да"= 1, "нет" = 0         вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0         вопросы: 36

5

Раздражение

9

"да"= 1, "нет" = 0         вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0         вопросы: 11, 35, 69

6

Подозрительность

11

"да"= 1, "нет" = 0         вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0         вопросы: 33, 66, 74, 75

7

Обида

13

"да"= 1, "нет" = 0         вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8

Чувство вины

11

"да"= 1, "нет" = 0         вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67

На данных диаграммах графически представлены результаты  исследования по выявлению типа агрессии, присущего подросткам 15-16 лет  (обоих полов).

Диаграмма 1 – Физическая агрессия. Из диаграммы видно, что по  результатам исследования, данный тип агрессии присущ  больше девочкам. А мальчикам же принадлежат низшие уровни физической  агрессии. Хотя это противоречит данным, полученным в ходе изучения  теоретического материала.

Диаграмма 2 - Косвенная агрессия. Здесь также прослеживается «лидерство» девочек, что не имеет разногласий с теорией – именно для девочек более характерны сплетни, истерики и т.д., в отличии от мальчиков, которые чаще  решают свои споры кулаками.

Диаграмма 3 – Раздражение. На данном графике видно, что данный вид  агрессии одинакового проявляется и у мальчиков и у девочек. Однако, по  численным показателям (среднее значение: мальчики-5,3, а девочки-6,2)  видно, что мальчики менее подвержены раздражению.

Диаграмма 4 – Негативизм. На данной схеме заметно, что уровень  негативизма в среднем одинаков и для мальчиков и для девочек. Девочки  занимают как верхний уровень (наравне с мальчиками), так и самый нижний.

Диаграмма 5 – Обида. Уровень обиды, представленный на данном графике, примерно одинаков для девочек и мальчиков (разница в среднем  арифметическом 0,6 в пользу девочек).

Диаграмма 6 – Подозрительность. Средний уровень подозрительности  составляет 4,4 для мальчиков и 5,2 для девочек. Отсюда можно сделать  вывод, что для девочек подозрительность более характерна, чем, для  мальчиков.

Диаграмма 7 – Вербальная агрессия. По данным, полученным в ходе  изучения теории по данной проблеме, указано, что для женского пола более  характерен именно эта форма агрессии, потому что для женщин, как для «слабого пола», присущи крики, ссоры и т.д., что и отображено в данной  диаграмме.

Диаграмма 8 – Чувство вины. По данной схеме заметно, что чувство вины в  одинаковом объеме присуще как девочкам, так и мальчикам (разница только  в 0,2 балла).

Диаграмма 9 – Уровень Агрессивности. Данный график показывает  соотношение индекса агрессивности мальчиков и девочек.

Диаграмма 10 – Уровень Враждебности. По представленной диаграмме  можно определить соотношение индекса враждебности мальчиков и девочек.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что формы и виды агрессии неодинаково проявляются у обоих полов. Тем самым подтверждается гипотеза. Полученные данные, в некоторых случаях противоречат данным, полученным в ходе изучения теоретического

материала по данной проблеме, однако в целом соответствуют им.  Девочкам наиболее присущ косвенный, вербальный и, как ни странно, физический тип агрессии. Остальные же формы агрессии «разделились» поровну – они характерны как для мальчиков, так и для девочек

Как бороться с проявлениями агрессии подростков?

Первое правило подавления агрессии подростков — не проявлять агрессию самому. Агрессия подростков может быть направлена в другое русло. Иногда спорт и творчество помогают преобразовать проявления агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив таким образом первопричину агрессии.

Если подросток стал совсем неконтролируемым, проявляет физическую агрессию по отношению к ровесникам и даже взрослым, может понадобиться помощь специалиста. Но нельзя просто сдать ребенка на руки психологу и надеяться на то, что он решит все проблемы.

На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессия у подростков

В презентации дано определение агрессии, форм агрессии, даны рекомендации родителям по поведению с агрессивным ребёнком и способам построения  отношений с такими детьми....

Агрессия у подростков

Исследование агрессии у подростков...

Программа коррекции агрессии у подростков с РАС

Представлена программа коррекции агрессивного поведения у подростков с РАС в сочетании с легкой степенью умственной отсталости....

Правовой урок " Агрессия среди подростков и ее последствия"

Правовой урок «Агрессия среди подростков и ее последствия» Цель урока:Профилактика правонарушений, агрессивного поведения учащихся.         Зад...

"Преодоление агрессии у подростков с помощью арт-терапии"

В статье раскрываются возможности искусства в преодолении эмоционального неустойчивого поведения сложного подросткового периода, способы преодолеть агрессивное поведение ребенка....

Агрессия у подростка

В данном обзоре представлены ситуации и методы решения по работе с агрессией. ...