Программа коррекции агрессии у подростков с РАС
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме
Представлена программа коррекции агрессивного поведения у подростков с РАС в сочетании с легкой степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsii_agressii.docx | 27.18 КБ |
titulny_list.pdf | 256.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 755 «Региональный Центр аутизма»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Принято и рекомендовано к использованию педагогическим советом ОУ Протокол № от | Утверждено приказом ОУ От_______________ Директор_____________________ Демьянчук Л.Н. |
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение агрессии, формирование конструктивного поведения и общения у младших подростков с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (РАС)
для 4-5 классов
Составитель:
Педагог-психолог
К.пс.н. Колосова Т.А.
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
По мнению специалистов, принципиальные различия между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания со своими психологическими трудностями и проблемами связаны с их направленностью, целями, которые они преследуют. Эффективные стратегии направлены на "работу" с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни.
Общение – это, прежде всего, процесс установление контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание общающимися людьми, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга.
В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят, ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя с ними, ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки.
Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.
Младшие подростки с умственной отсталостью в сочетании с РАС испытывают определенного рода трудности в социально-психологической адаптации. Нередко подобные трудности связаны с непониманием социальной ситуации, незнания или неумением адекватно реагировать на стрессовую или конфликтную ситуацию.
Программа включает в себя групповые занятия. Для облегчения перехода с одного упражнения на другое, каждое занятие было посвящено определенной тематике. Таким образом, у подростков была возможность отрабатывать полученные знания в разных вариациях на протяжении всего занятия, что обеспечивало более прочное запоминание пройденного материала. В режиме тренинга предусмотрено упражнение на расслабление и отдых. Каждое последующее занятие включало в себя обращение к тематике предыдущего, что позволяло подросткам вспомнить прошлую встречу.
Цель: коррекция и формирование навыков конструктивного поведения у младших подростов с легкой степенью умственной отсталости.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
1. Формирование у младших подростков навыков конструктивных разрешений в конфликте.
2. Формирование у младших подростков навыков конструктивного поведения и общения.
3. Обучение приемам саморегуляции.
4. Коррекция агрессивного поведения и аффективных проявлений у младших подростков.
5. Коррекция системы отношений у младших подростков.
6. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний у младших подростков.
Режим работы: программа включает в себя 15 групповых занятий.
Ожидаемые результаты:
- Формирование способности конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Развитие коммуникативных навыков и конструктивного общения.
- Формирование навыков саморегуляции поведения.
- Снятие психоэмоционального напряжения, нервно-психического возбуждения и других неблагоприятных эмоциональных состояний.
- Формирование адекватного образа «Я».
Оценка эффективности программы
- Комплексная психодиагностика проявления агрессии, поведения, коммуникативных навыков и личностных особенностей обучающихся в начале и в конце реализации Программы;
- Анализ динамики психического развития детей в результате реализации Программы:
П/№ | Параметры эффективности программы | Оценка эффективности программы |
1 | Проявление агрессии | наблюдение |
2 | Склонность к агрессии | «Кактус», методика Рене Жиля |
3 | Самоконтроль | наблюдение |
4 | Коммуникативные навыки | Методика Рене Жиля, методика «Варежка», наблюдение |
5 | Самооценка | Методика «Лесенка», «Кактус» |
Тематический план
№ Занятия | Цель | Содержание | Время | Примечание |
1 | Знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, формирование групповой динамики, развитие вербальной коммуникации |
| 10` 10` 10` 10` 10` 10` 10` | 1. Представьтесь, каждый по кругу, так как вы хотите, что бы вас называли во время тренинга и назовите одно положительное качество, которое начинается на первую букву вашего имени. Например: Артем – Активный 2. Участники сидят в кругу на стульях, а водящий говорит фразу: «поменяйтесь местами те, кто…» Например: сегодня чистил зубы? Участники меняются местами, а тот, кто остался в кругу становится водящим и говорит уже свою фразу. 3. Каждый из участников высказывает свои мнения. После тренер рассказывает группе, определение понятия. 4. Позволяет участником группы работать вместе, сообща. Задача: Определиться, что их объединяет. Что было сложным, что легче было выполнить, кто принимал активное участие в обсуждении, а кто менее и почему? 5. Все встают в пары, договариваются кто первый, кто второй. Первый номер закрывает глаза, а второй им управляет в пространстве. Переговариваться нельзя, взаимодействие в парах только через руку. 6. Все участники, кроме одного, встают в круг (создавая колокол), а один из участников в центр круга (создавая язык колокола) и плавными движениями толкают участника в центре, так что бы его поймали с другой стороны. 7. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на сегодняшний вечер. |
2 | Знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, развитие вербальной коммуникации, формирование положительной групповой динамики, более глубокое знакомство, формирование доверительного отношения |
| 10` 10` 10` 20` 10` | 1. Повторяем предыдущее занятие и приветствуем новых участников. 2. Каждый из участников высказывает свои мнения. После тренер рассказывает группе, определение понятия. 3. Участники сидят в кругу на стульях, а водящий говорит фразу: «поменяйтесь местами те, кто…» 4. Выполняется в парах. В течении пяти минут один рассказывает немного о себе, другой слушает (записывать ни чего нельзя) потом меняются, а когда задание будет выполнено, то один из пары становиться сзади другого и рассказывает о нем, как от своего имени. И так все по кругу. 5. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на сегодняшний вечер. |
3 | Настроить участников на работу в группе, групповая коммуникация, дифференциация эмоций, анализ упражнений, формирование позитивного и положительного отношения к участникам тренинга | 1.Приветствие 2. Дискуссия: что такое эмоции, какие они бывают? Как они нам помогают? 3. Упражнение: «узнай эмоцию» 4. Рефлексия 5. Упражнение: «Я желаю тебе завтра…» | 10` 15` 15` 10` 10` | 1.Как прошел вчерашний вечер? Что было хорошего, а что не очень, что было нового? 2. Каждый из участников высказывает свои мнения об эмоциях. 3. Все садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий мимикой лица показывает одному из участников какую-нибудь эмоцию, например радость. Он должен «разбудить соседа и показать ему так же радость. Так идет по кругу. 4. Что было сложнее «получать» эмоцию или «отдавать»? 5. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на сегодняшний вечер. |
4 | Настроить участников на работу в группе, сформировать положительное, доверительное и уважительное отношение к каждому в группе, сформировать благоприятное отношение друг к другу, формирование позитивного и положительного отношения к участникам тренинга | 1. Приветствие 2. Игра: «Мы с тобой похожи…» 3. Упражнение «Круг благодарения» 4. Упражнение: «Я желаю тебе завтра…» | 10` 20` 20` 10` | 1. Как прошел вчерашний вечер? Что было хорошего? Какие эмоции вы испытывали, положительные или отрицательные? 2. Группа встаёт в круг, один из участников подходит к каждому и смотря в глаза и пожимая руку говорит: «Мы с тобой похожи…» или «Мы с тобой не похожи…». Это может быть характер, хобби, одежда и т.д. 3. Участники садятся в круг и каждый по очереди говорит другим участникам спасибо. «Спасибо тебе за…» Должен высказаться каждый и каждый должен услышать благодарность в свой адрес. 4. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на сегодняшний вечер. |
5 | Выплеск эмоций, как положительных, так и отрицательных, групповая коммуникация | 1. Приветствие 2. Дискуссия: что такое эмоции, какие они бывают? Как они нам помогают? 3. Упражнение «Мне в тебе нравиться… Мне в тебе не нравиться… 4. Дискуссия: что такое злость? 5. Упражнение: «Я желаю тебе сегодня вечером…» | 10` 15` 15` 10` 10` | 1. Как прошли выходные? Что было хорошего? Какие эмоции вы испытывали, положительные или отрицательные? 2. Продолжаем разговор о положительных и отрицательных эмоциях. Каждый из участников высказывает свои мнения об эмоциях. 3. Каждый участник говорит соседу, что в нём нравится или не нравится. 4. Каждый из участников высказывает свои мнения о злости. 5. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на сегодняшний вечер. |
6 | Дифференциация эмоций, групповая работа, работа над собой, формирование групповой динамики, снятие напряжения, | 1. Приветствие 2. Упражнение «Эмоциональный рассказ» 3. Упражнение Рисунок «Я злюсь» 4. Игра: Шишки желуди, орехи… 5. Упражнение: «Я желаю тебе завтра…» | 10` 20` 10` 10` 10` | 1. Как прошел вечер? Что было хорошего? Испытывали ли вы злость? Как? 2. Одна команда придумывает рассказ положительный эмоций, а другая отрицательный, но главная задача, чтоб было интересно, весело и чтоб были задействованы все участники. 3. Участники на листах бумаги рисуют, себя и как они злятся. 4. Участники сидят в кругу на стульях, а водящий распределяет роли по кругу: Ты - шишка, ты – желудь, а ты орех и т.д. А теперь поменяйтесь местами орехи и т.д. 5. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на сегодняшний вечер. |
7 | Настроить участников на работу в группе, формирование групповой динамики, снятие напряжения, Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. | 1. Приветствие 2. Игра: Шишки желуди, орехи… 3. Дискуссия: Что такое Агрессия? 4. Игра «Обзывалки» 5. Упражнение: «Я желаю тебе …» | 10` 10` 15` 15` 10` | 1. Как прошел вечер? Что было хорошего? Какие чувства вы испытывали? 2. Участники сидят в кругу на стульях, а водящий распределяет роли по кругу: Ты - шишка, ты – желудь, а ты орех и т.д. А теперь поменяйтесь местами орехи и т.д. 3. Каждый из участников высказывает свое мнение, что такое агрессия. 4. Участники по кругу обзывают своего соседа (не обидными словами). Могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. В заключительном круге обязательно говорить своему соседу что-нибудь приятное. 5. Участники желают друг другу испытать положительные эмоции |
8 | Вытеснение агрессии, напряжения с помощью неагрессивных форм двигательной активности, снятие агрессии, создание доверительного отношения | 1. Приветствие 2. Дискуссия: Что такое Гнев? 3. Упражнение «работа с гневом» 4. Игра «Бумажный бум» 5. Игра « А ну ка, почеши мне спину…» | 10` 10` 15` 10` 15` | 1. Как прошел вечер? Что было хорошего? Какие эмоции вы испытывали? 2. Каждый из участников высказывает свое мнение, что такое гнев. 3. Группа делится на 2 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Затем каждая группа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его. 4. Группа делиться на две команды и на противоположных частях комнаты начинают атаковать друг друга бумажными мячиками. Задача каждой из команд все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды. На чьей территории не будет мячиков, тот и выиграл. 5. Участники встают в круг, задают ритм и повторяют фразу, пять раз, выкидывая по одному пальцу. По окончанию ведущим говориться смешная фраза. |
9 | Групповая коммуникация, формирование доверительной атмосферы, повысить уровень мотивации участников в работе по теме «Конфликты», внести оживление в работе группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов, Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. | 1. Приветствие 2. Дискуссия: Что же такое конфликт? 3. Мини лекция «конфликт» Способы выхода из конфликтных ситуаций 4. Упражнение «Старинная Английская игра» 5. Упражнение «Достойный ответ» | 10` 10` 10` 15` 15` | 1. Расскажите, как прошел ваш предыдущий день, что было в нем хорошего, а что не очень? 2. Участники высказывают свое мнение о конфликте. После всех высказываний тренер обоснует понятия конфликта. 3. Тренер рассказывает о том, что такое конфликты, приводит классификации типов конфликтов и знакомит участников со способами выхода из конфликтных ситуаций, ссылаясь на сетку Томаса. 4. Группа садится в круг, стулья максимально сближены, включается музыка и по кругу передается сверток с призом, когда заканчивается музыка, один из участников у кого остался сверток, начинает его разворачивать, но только пока нет музыки и т.д. приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки. После тренер задает вопросы: из-за чего бы могли возникнуть конфликты? И т.д. 5. Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников |
10 | Анализ ЦТО и адекватное формирование отношения к понятиям приведенных в тесте, групповая коммуникация | 1. Приветствие 2. Анализ положительного и отрицательного отношения к понятиям 3. Формирование адекватно положительного и адекватно отрицательного отношения. 4. Анализ занятия | 10` 20` 20` 10` | 1. Расскажите, как прошел ваш предыдущий день, Были ли у вас конфликтные ситуации и как вы из них 2. Анализ 3. Ролевое проигрывание понятий 4. Обсуждение |
11 | Настроить участников на работу в группе, формирование групповой динамики, снятие напряжения, Знакомство с игровыми приемами, способствующими уменьшению чувства в приемлемой форме при помощи вербальных средств. | 1. Приветствие 2. Игра: Шишки желуди, орехи… 3. Дискуссия: Что такое Обида? 4. Игра «Обзывалки» 5. Упражнение: «Я желаю тебе …» | 10` 10` 20` 10` 10` | 1. Как прошел вечер? Что было хорошего? Какие чувства вы испытывали? 2. Участники сидят в кругу на стульях, а водящий распределяет роли по кругу: Ты - шишка, ты – желудь, а ты орех и т.д. А теперь поменяйтесь местами орехи и т.д. 3. Каждый из участников высказывает свое мнение, что такое обида. 4. Участники по кругу обзывают своего соседа (не обидными словами). Могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. В заключительном круге обязательно говорить своему соседу что-нибудь приятное. 5. Участники желают друг другу испытать положительные эмоции |
12 | Настроить участников на работу в группе, сформировать положительное, доверительное и уважительное отношение к каждому в группе, сформировать благоприятное отношение друг к другу, формирование позитивного и положительного отношения к участникам тренинга | 1. Приветствие 2. Игра: «Мы с тобой похожи…» 3. Упражнение «Круг благодарения» 4. Упражнение: «Я желаю тебе завтра…» | 10` 20` 20` 10` | 1. Как прошел вчерашний вечер? Что было хорошего? Какие эмоции вы испытывали, положительные или отрицательные? 2. Группа встаёт в круг, один из участников подходит к каждому и смотря в глаза и пожимая руку говорит: «Мы с тобой похожи…» или «Мы с тобой не похожи…». Это может быть характер, хобби, одежда и т.д. 3. Участники садятся в круг и каждый по очереди говорит другим участникам спасибо. «Спасибо тебе за…» Должен высказаться каждый и каждый должен услышать благодарность в свой адрес. 4. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на сегодняшний вечер. |
13 | Создание положительного отношение к понятию друг. | 1. Приветствие 2. Дискуссия «Друг» 3. Ролевая игра «Стань моим другом» 4. «Круг благодарения» | 10` 20` 20` 10` | 1. Как прошел вчерашний вечер? Что было хорошего? Какие эмоции вы испытывали, положительные или отрицательные? 2. Каждый участник, по кругу рассказывает свое отношение к другу, о его роли в его жизни и т.д. 3. Обыгрывается ситуация знакомства с новым человеком и/или ситуация прощения своего старого друга. 4. Каждый участник по кругу благодарит своего соседа (Например, за то, что он помог сделать домашнее задание) |
14 | Вытеснение агрессии, напряжения с помощью неагрессивных форм двигательной активности, Проведение релаксационных упражнений | 1. Приветствие 2. Игра «Бумажный бум» 3. Игра « А ну ка, почеши мне спину…» 4. Релаксация 5. Упражнение «Я желаю тебе завтра» | 10` 20 10 15 5 | 1.Как Вы провели вчерашний вечер, какие изменения вы почувствовали? 2. Группа делиться на две команды и на противоположных частях комнаты начинают атаковать друг друга бумажными мячиками. Задача каждой из команд все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды. На чьей территории не будет мячиков, тот и выиграл. 3. Участники встают в круг, задают ритм и повторяют фразу, пять раз, выкидывая по одному пальцу. По окончанию ведущим говориться смешная фраза. 4. Релаксация 5. Каждый по кругу желает что-нибудь позитивное участникам на завтра или на завтрашний день. |
15 | Групповая коммуникация, формирование доверительной атмосферы, Закрепление пройденных занятий, анализ занятий | 1. Как прошел тренинг? 2. Обсуждение: обратная связь предыдущих занятий 3. Какие изменения произошли со мной после всех занятий 4. Упражнение: «Стена благодарения» 5. Обратная связь | 10` 10` 20` 10` 10` | 1. Расскажите впечатления о тренинге 2. Высказываются все участники тренинга. 3. Высказываются все участники тренинга. 4. Участники группы на ватмане пишут или рисуют благодарность участником тренинга и тренеру. Тренер так же принимает участие. 5. Высказываются все участники тренинга. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А
Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...
Программа коррекции и развития жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии «Танец-поэма: в каждом движении слово»
Одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по ...
Программа "Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков"
обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;отработка навыков общения в возможных конфликтны...
Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков
Тренинговые упражнения на снятие эмоционального стресса и психорегуляцию...
Программа "Коррекция агрессивного поведения подростков"
Программа"Коррекция агрессивного поведения подростков". Приложения....
Конспект занятия по теме «Коррекция агрессии»
Представленный конспект занятия охватывает тему коррекции агрессивного поведения у детей....