"Преодоление агрессии у подростков с помощью арт-терапии"
статья по музыке (8 класс)

Исакина Елена Васильевна

В статье раскрываются возможности искусства в преодолении эмоционального неустойчивого поведения сложного подросткового периода, способы преодолеть агрессивное поведение ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx35.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 1 им. Ю. А. Гагарина»

г. Златоуст

Преодоление агрессии

 у подростков

 с помощью

 арт-терапии

Составитель:

Исакина Е.В.

учитель музыки

2020 г.

Введение

   Актуальность. Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, чувства подростка чрезвычайно напряжены, им характерны бурные неуправляемые реакции, перепады настроения, обостренная чувствительность с излишней самонадеянностью. Такая эмоциональная наполненность переживаниями часто вызывает у подростка психические перегрузки, что может перерасти в открытое агрессивное поведение, а также девиантное поведение. В свою очередь отклонения в поведении подростков способствуют усилению негативных эмоциональных состояний.

   Проблема агрессии является одной из самых популярных тем мировой психологии. О проблеме агрессивного поведения детей и подростков говорят сегодня и учителя, и воспитатели, и родители. Множество исследований учёных посвящены агрессии и агрессивности, формам и методам профилактики, коррекции, модификации агрессивного поведения.

   Глубокие социальные изменения, происходящие в нашем обществе, - кризисное состояние экономики, культуры и образования - катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания молодого поколения. Это приводит к увеличению трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Наиболее остро потеря морально-нравственных ценностей выражается в девиантном поведении.

   Изменения психических особенностей подростка происходят не самостоятельно, а под влиянием деятельности, которую он осваивает на данном этапе общения со своими сверстниками и взрослыми. И если в процессе общения подросток не получит благоприятных условий для его развития, то и связанные с ним процессы

1

будут отставать в развитии. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми психологи называют коммуникативными способностями, которые помимо желания вступать в контакт и знания норм и правил, включают и умение организовывать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации).

   Проблеме изучения агрессивного поведения человека уделено огромное количество как отечественных, так и зарубежных работ: Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л.С. Выготский, О.М. Зюбин, А.А. Реан и др). Проблемы девиантного поведения проанализированы в работах М.А. Ковальчук, Ф.Р. Зотовой, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, М.А. Мокаевой, А.В. Фокиной и других исследователей.

Объект исследования – агрессивное поведение подростков.

   Предмет исследования – преодоление агрессивности у подростков с помощью арт-терапии.

   Цель исследования: выявить потенциал искусства и арт-терапии в преодолении агрессивности у подростков.

   Задачи исследования:

- проанализировать концепции понятия агрессии;

- изучить потенциал искусства и арт-терапевтических методик в преодолении агрессивности у подростков;

- разработать программу преодоления агрессии у подростков посредством арт-терапии;

- провести анализ результатов экспериментальной работы с программой.

2

Потенциал искусства и возможности арт-терапии в преодолении агрессии у подростков

Общее понятие агрессии

   Закономерности социально-психологических, социально - экономических воздействий на психику человека, в том числе ребенка, отмечены еще в конце XIX столетия Г. Тардом. Но агрессивное поведение несовершеннолетнего не всегда можно связать с «революционными преобразованиями» или экономическими потрясениями, идеологическим кризисом или кризисом в отношениях между его родителями. Есть еще ряд особенностей, которые лишь в своей совокупности потенцируют агрессивное поведение несовершеннолетнего.

   С клинических позиций можно выделить возрастные закономерности, патологические и непатологические составляющие, значение пубертатного криза, органического фона, ведущего синдрома, личностных характеристик в «механизмах» формирования криминальной агрессии. В наиболее тяжелых, брутальных случаях криминальной агрессии наблюдается сплав патопсихологических и психопатологических особенностей несовершеннолетнего лица.

   Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.).

   Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Внутривидовая агрессия связывается с причинением ущерба другому человеку или группе людей .Существует множество определений агрессивного поведения. На сегодняшний день наиболее распространённым является понимание агрессии как:

- насильственных, захватнических действий;

- реакции на стресс, вызванный угрозой;

3

- акта, который принимает разные формы, но цель которого состоит в нанесении ущерба индивиду или тому, что отождествляется с ним;

- любого вида поведения, приносящего вред другому, любого действия, имеющего цель нанесения вреда другому;

- индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на уничтожение другого человека или группы людей;

- реакции на возбуждение, вызванное фрустрацией; инструментального акта, направленного на достижение различных целей .

   В настоящее время, согласно Р. Бэрону и Д. Ричардсон, принято следующее рабочее определение: «Агрессия - любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» .

   С.Н. Ениколопов понимает под агрессией «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт» .

Потенциал искусства в преодолении агрессивности

   Применение различных видов искусства в оздоровительных и коррекционно – развивающих целях представляет большой интерес. Результаты современных исследований убедительно доказывают, что лечение искусством или арт-терапия имеет огромный потенциал, который может быть успешно использован в психологической коррекции и реабилитации. Арт-терапия является методом, позволяющим сочетать возможности искусства с лечебными факторами, что, в свою очередь, улучшает социальное функционирование человека, развивает самосознание, творческие способности и навыки, оказывает позитивное эмоциональное воздействие, позволяя отреагировать чувства и переживания. Отношение к творческой деятельности как акту свободного самовыражения личности созвучно концепции целостного коррекционно-развивающего воздействия и на психику ребенка.

   Качество исполнения в арт-терапии не имеет значения. Суть исцеления – в способе участия в творческом процессе. Пренебрегая мастерством, не ставя себе утилитарных целей, не споря об эстетических критериях, клиенты – взрослые и дети

4

в момент творчества снимают социальные зажимы и, погружаясь на ранние стадии своего онтогенеза, разрушают доминирующие в их сознании неадаптивные рациональные модели «образа мира», мешающие им воспринимать истинную действительность, жить в согласии с миром и самими собой.

   Искусство позволяет разбудить бессознательное, почувствовать архетипические «вечные» общечеловеческие ценности и восстановить в их обретении, в «расширении» своего сознания и получении нового опыта переживаний нарушенный жизненный баланс, гармонизируя и реинтегрируя свою личность.

   Таким образом, арт-терапия актуализирует гигантский «молчащий» ресурс психики – подсознание. С помощью языка символических образов и метафор становятся возможными самопознание и саморазвитие. Осознанные темы искусства, архетипические смыслы бытия избавляют от одиночества и дают чувство безопасности и покоя.

    Показания к арт-терапии значительно шире других техник психотерапии, что во многом определено не только многообразием возможностей применения искусства, но и отсутствием серьезных ограничений и противопоказаний. Арт-терапия с успехом может быть применена как при тяжелых эндогенных психических расстройствах, «пограничных» состояниях, так и при такой патологии психики как неврозы, расстройства личности, различные психосоматические нарушения, внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, острые и хронические психические травмы, потери, постстрессовые расстройства.

   Арт-терапия эффективна также при оказании помощи жертвам кризисов и катастроф (военных, стихийных, техногенных), в случаях алкогольной и наркотической зависимости, при нарушениях поведения и успеваемости у детей и подростков .

   Арт-техники – инструментарий, позволяющий пробудить бессознательное, высвободить его из плена психологических защит. Инструментарий этот является наименее травматичным, и поэтому принимается легче, с большим доверием, чем пришедшее из внешнего, пусть даже авторитетного источника.

   Видов арт-терапии много: изотерапия, музыкальная, танцевальная терапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Учитывая возрастные особенности нуждающихся в помощи и коррекции детей и подростков,

5

исследователю зачастую бывает сложно разобраться в причинах его психологических конфликтов. С помощью методов арт-терапии можно получить доступ к бессознательному подростка, к самой сути той или иной проблемы. С помощью карандашей, красок, игрушек, музыки, танцев, песка исследователь имеет возможность, не нарушая психологических границ ребенка, помочь ему вывести проблему на уровень осознания и справиться с конфликтами.

   Арт-терапевтическая работа с агрессивными детьми и подростками зачастую не ограничиваются традиционным набором изобразительных средств и способов их применения, поскольку у ребенка часто отмечается устойчиво негативное отношение к привычным способам изобразительной деятельности, предлагаемым взрослым. Выбирая приемы и техники арт-деятельности, психологи руководствуются тем, что ребенок не должен испытывать значительного затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники, а всей работе должны сопутствовать интерес и позитивный настрой.

   Использование непривычных техник рисования позволяет актуализироваться неосознаваемой информации, а картинки в виде неструктурированных изображений, абстрактных форм и цветовых пятен, исполненные мелка-ми, гуашью, подкрашенной водой, листьями или акварелью, способны разбудить детскую фантазию и воображение. Рисование ладонями и пальцами «приближает» ребенка-художника к его произведению, устанавливая между ними тесную эмоциональную связь, имеющую большой терапевтический потенциал.

   Эффективными при коррекции агрессивности у детей и подростков оказываются такие арт-терапевтические техники как изготовление оттисков (в зеркальном отражении) с гуашевых рисунков и симметричных клякс, напоминающих методику «Пятна Роршаха». Эти техники создания изображений особенно показаны детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, высоким уровнем внутреннего напряжения и сниженной самооценкой.

   Опыт показывает, что арт-терапия является одним из самых интересных и перспективных методов психологической работы, использующих возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

6

Арт-терапевтические методики в преодолении агрессивности у подростков

   При работе с агрессивными подростками арт-терапевтические методики эффективно используются. Как правило, у таких подростков слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно объяснить происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий. Использование арт-терапевтические технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь эмоциональному и интеллектуальному развитию.

   Существуют различные методики арт-терапии при индивидуальной и групповой работе с подростками.

   Изотерапия. Подросткам предоставляются на выбор разнообразные материалы: бумага разного формата, краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти. Используются такие упражнения:

        Сейчас вы будете в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые вы испытывали, когда смотрели на него.

        Нарисуйте, что вы делаете, когда сердитесь; что заставляет каждого быть сердитым.

        Изобразите место, которое делает вас счастливыми.

        Нарисуйте себя: как выглядишь сейчас, как бы хотел выглядеть, когда станешь старше; когда состаришься, когда был младше.

        Нарисуйте, как вы обращаете на себя внимание; каким образом добиваетесь того, чего хотите; что вы делаете, когда ощущаете печаль, беспокойство, ревность, одиночество.

        Нарисуйте: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.

        Нарисуйте вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый- несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой;

7

счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».

   Песочная терапия. Механизм психокоррекционного воздействия — установление связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с неосознаваемыми частями Я, их интеграция в сознание и достижение посредством этого лучшего понимания себя и большей психической целостности.

   Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и в среднем 50-60 минут.

1. Демонстрация песочницы.

2. Демонстрация коллекции фигурок.

3. Создание своего мира, своей картины в песочнице.

Основные вопросы психолога:

• Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?

• Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?

• Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

 Обсуждение песочной картины.

   В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления.

   Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

   Музыкальная терапия. Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека.

8

Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного.

   Методика «Музыкальные каракули». Эту технику можно использовать как инструмент снижения напряжения, агрессивности, развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Психолог предлагает клиенту поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков, музыкальную фразу или просто продолжать фрагмент, начатый предыдущим участником.

   Психолог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, понравившимся подростку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, подталкивающая ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны.

   Первый этап (для групповой работы). В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Психолог просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.

   Второй этап. Психолог просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если детям трудно начать упражнение, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз.

   Третий этап. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Психолог дает положительную оценку творчеству подростков, и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись.

   

9

   Методика «Свободный танец». Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д.

    Методика «Спонтанное рисование под музыку». Подросткам предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка — яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60-65 ударов в минуту.

   Фототерапия. Фототерапия основана на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений .

   Просмотр и создание слайдов с объектами природы — цветов, насекомых, животных, — выполненных с использованием макросъемки, и сопровождаемый подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывая положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее гармонизирующее и развивающее воздействие. Особой силой обладают коллективно-творческие музыкально-слайдовые композиции, в создании которых может участвовать целая группа.

Заключение

   В ходе теоретического анализа научной литературы было отмечено, что природа, функции и виды агрессивности еще не достаточно выяснены в психологии. Выделяют различные виды и уровни агрессивного поведения. Одни из них продуктивны и желательны, другие чрезвычайно вредны. Агрессивность взаимосвязана с мотивационной сферой личности – со стремлением к соревнованию, доминированию и лидерству. Девиантное поведение рассматривается как отклонение от групповых норм. Существуют различные виды и причины девиации. Трудности в поведении объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Среди основных причин отклонений поведения детей и подростков, наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции,

10

лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации.

   У девиантных подростков отмечается сниженный эмоциональный фон, эмоциональная незрелость, низкий уровень эмпатических способностей, сниженная самооценка и самоуважение. Совершая девиантные поступки подросток стремится компенсировать низкую самооценку и поднять уровень самоуважения и значимости в группе. Подростки с девиантным поведением, как правило, очень эгоистичны, обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, оскорбить, обидеть, проявить жестокость.

   Результаты современных исследований доказывают, что лечение и коррекция искусством или арт-терапия имеет огромный потенциал, который может быть успешно использован в психологической коррекции и реабилитации. Арт-терапия является методом, позволяющим сочетать возможности искусства с лечебными факторами, что, в свою очередь, улучшает социальное функционирование человека, развивает самосознание, творческие способности и навыки, оказывает позитивное эмоциональное воздействие, позволяя отреагировать чувства и переживания. При работе с агрессивными подростками арт-терапевтические методики эффективно используются. Использование арт-терапевтические технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь эмоциональному и интеллектуальному развитию.

   В ходе эмпирического исследования было выделено две группы подростков с высоким уровнем агрессивности. Была разработана программа преодоления агрессии у подростков посредством арт-терапии. В задачи программы входило: снижение эмоционального напряжения, обучение адекватному выражению своего гнева, обучение техникам и способам управления гневом, осознание собственных потребностей, снижение уровня личной тревоги, развитие позитивной самооценки, развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, снятие эмоциональных зажимов, развитие навыков, способствующих формированию положительных эмоций, развитие рефлексии. Программа апробировалась в экспериментальной группе.

   Результаты повторной диагностики показали, что в экспериментальной группе подростков уровень агрессивности значительно ниже, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе у подростков после коррекционных занятий значительно снизился уровень агрессивности (диагностируемый по всем методикам).

11

Значительно снизился уровень физической и вербальной агрессии, уровень обиды и подозрительности, индекс враждебности, и повысился уровень чувства вины. В контрольной группе подростков значимых изменений в уровне агрессивности не выявлено.

   Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: использование средств искусства и арт-терапии является эффективным методом в преодолении высокого уровня агрессивности у подростков.

 

12

Список литературы:

1.Богданова С. В., Гребенщикова Л. Г. Деструктивность и факторы, её определяющие // Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы: всерос. науч.-практ. конф. (2010; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, 2010 г.: материалы. Волгоград. М.: ООО «Планета», 2010. 368 с. С. 16–23.

2.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2007. 238

3.Гребенщикова Л.Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 19. С. 61-67.

4.Данилова Т.П. Дисфункция семейных взаимоотношений как детерминант проявления подростковой агрессии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. Т. 1. № 7. С. 189-191

5.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

6. Ждакаева Е.И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4. С. 56-59.

7. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с.

8. Каминер A.M., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. М.: Владос, 2013. 392 с.

9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. 160 с.

10.Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М.: Владос, 2010. 285 с.

11.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007. 197 с.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессия у подростков

В презентации дано определение агрессии, форм агрессии, даны рекомендации родителям по поведению с агрессивным ребёнком и способам построения  отношений с такими детьми....

Мини-проект: Профилактика табакокурения среди подростков с помощью нарративной терапии в условиях школы

Нарративная психотерапия имеет своей целью изменение сущности человека.Нарративная психотерапия является терапией освобождения и потому может с успехом использоваться в работе с подростками,...

Агрессия у подростков

Исследование агрессии у подростков...

Агрессия у подростков

Исследование агрессии у подростков...

Памятка о безопасном поведении и преодолении агрессии

В памятках содержатся основные рекомендации для родителей по обеспечению безопасного поведения детей и преодолению детской агрессивности....

Программа коррекции агрессии у подростков с РАС

Представлена программа коррекции агрессивного поведения у подростков с РАС в сочетании с легкой степенью умственной отсталости....