Воспитательная система с 5 - 9 класс "Семь "Я"
материал по теме
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
Программа включает в себя ряд подпрограмм: «Я и семья», «Я и Отечество», «Я и здоровый образ жизни», «Я и труд», «Я, друзья и мои увлечения», «Я хочу всё знать», «Я и природа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательная система класса на 5 лет | 53.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Худякова И.А.
Авторизированная
воспитательная система
классного коллектива
«Семь «Я»
(срок реализации – 5 лет)
Худякова И.А.
Воспитательная программа «Семь Я»
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2010-2011 уч.год.
2 этап -2011-2012 уч. год.
3 этап -2012-2013 уч. год.
4 этап -2013-2014 уч. год.
5 этап -2014-2015 уч. год.
Ребенок – это индивидуальная, свободная, яркая личность, находящаяся в постоянном движении, поиске, личность, которая должна строить свое будущее, зная свои истоки. И словно бабочка стремиться к полету, красоте, ласке, теплу. Мне бы хотелось, чтобы программа “Семь “Я” стала своего рода цветком, который бы притягивал, привлекал ребенка, позволяя ему приобретать личностные ценности, характеризующие истинного гражданина своей страны. Ведь еще в начале XX века поэт Максимилиан Волошин высказал интересное предположение, что бабочка – это продолжение цветка, несущего людям радость.
Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной программы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная программа класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная программа класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Цель программы:
Формирование разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний.
2. Создать благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
3. Развивать творческие способности школьников.
4. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
5. Воспитать в детях любовь к Родине, своему городу, родному дому.
6. Воспитать способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость).
7. Воспитать эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде.
8. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
9. Прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
10. Развивать потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни.
11. Развивать стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
12. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.
Формировать системы самоуправления в классе. Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.
Содержание воспитательной программы
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
Свою работу ориентировала на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Цели воспитательной работы с классом:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;
- гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность;
- единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: “Учиться победно”.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
- гуманизация обучения и воспитания;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
- принцип гуманизации (гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; ненасильственного формирования требуемых качеств);
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Программа включает в себя ряд подпрограмм:
1. Подпрограмма «Я и семья»
2. Подпрограмма «Я и Отечество»
3. Подпрограмма «Я и здоровый образ жизни»
4. Подпрограмма «Я и труд»
5. Подпрограмма «Я, друзья и мои увлечения»
6. Подпрограмма «Я хочу всё знать»
7. Подпрограмма «Я и природа»
Подпрограмма «Я и семья»
Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Цель: воспитание в детях самоуважение, уважение к членам своей семьи.
Задачи:
1.Воспитание ласкового и чуткого отношения к самым близким людям
2.Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, истории, взаимоотношениях).
3. Показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.
4.Уточнить представления учащихся о семье, о домашних делах взрослых и детей
Ориентировочные мероприятия
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Моя семья» | Классный час |
2 | «Мои любимые родители» | Беседа |
3 | «Творческие работы» | Конкурс |
4 | Поздравление для мам и бабушек «Праздник 8 Марта» | Концерт |
6 класс | ||
1 | «Мой дом – наведу порядок в нём» | Классный час |
2 | "Праздник мам". | праздник |
3 | «Дом без одиночества». | классный час с презентацией |
4 | «Весенний калейдоскоп». | праздник, посвящённый 8 марта |
7 класс | ||
1 | «Твоя родословная» | Классный час |
2 | «Вот какие бабушки у нас!» | Конкурс |
3 | «Мамин день» | Классный час |
4 | «Всему начало - отчий дом». | классный час |
8 класс | ||
1 | «Мои бабушка и дедушка» | Беседа |
2 | «Поощрение и наказание в семье». | беседа |
3 | «Её величество Женщина» | беседа |
4 | «Уважай старость» | Беседа |
9 класс | ||
1 | «Будем милосердны к старости!» | “Уроки нравственности” |
2 | «Карманные деньги» | дискуссия |
3 | «Семейный альбом» | Круглый стол |
4 | «Дочки – матери» | Классный час |
Подпрограмма «Я и Отечество»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Цель: Создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
1. Приобщать учеников к обычаям русской культуры.
2. Воспитать духовную личность.
3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего отечества.
Ориентировочные мероприятия
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «…имею право я?» | классный час |
2 | «Всероссийская перепись населения. Зачем это нужно?» | беседа |
3 | «Пионеры-герои» | Классный час |
4 | «Он первый. День космонавтики. | классный час с презентацией |
6 класс | ||
1 | «Символика России». | классный час: своя игра |
2 | "Защитник Отечества — каков он?" | урок: ролевая игра |
3 | "День защитников Отечества". | праздник |
4 | «Этих дней не смолкнет слава!» | беседа |
7 класс | ||
1 | «Поговорим об ответственности». | правовая беседа с презентацией |
2 | «Закон, по которому мы живём». | классный час с презентацией |
3 | Игра "Счастливый случай". | классный час, посвященный 23 февраля |
4 | "Горжусь тобой, моя Россия". | классный час |
8 класс | ||
1 | "Идут по войне девчата". | классный час |
2 | "На войне детей не бывает". | Классный час |
3 | "Я ребенок – я гражданин". | классный час |
4 | “Я имею право на…” | дискуссия |
9 класс | ||
1 | Мы – русские, мы – россияне». | классный час |
2 | «Через века, через года помните…» | урок мужества |
3 | «Знай и люби свой край». | классный час с презентацией |
4 | "Человек и закон". | деловая игра |
Подпрограмма «Я и здоровый образ жизни»
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
1. Довести до сознания детей важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены.
2. Закрепить знания и умения пользоваться средствами личной гигиены.
3. Приобщать к активному отдыху.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни.
5. Взаимодействовать с медицинскими работниками школы.
Ориентировочные мероприятия
Тема | Форма проведения | |
5 класс | ||
1 | «Мы – против курения». | классный час |
2 | «Внешний вид человека» | Классный час |
3 | «Правила дорожные знать каждому положено». | цикл бесед |
4 | «Здоровье – бесценное богатство». | Классный час |
6 класс | ||
1 | «Вино вину творит». | классный час с презентацией |
2 | «Кожа человека и её здоровье» | Беседа |
3 | «Формула здоровья». | дискуссия |
4 | «Не сломай судьбу свою» | классный час с презентацией |
5 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | Цикл бесед |
7 класс | ||
1 | «Причины суицида среди подростков» | беседа |
2 | «Как уберечься от гриппа?» | классный час с приглашением медработника |
3 | «Человек и наркотики». | классный час с презентацией |
4 | «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». | сказка |
5 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | цикл бесед |
8 класс | ||
1 | «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». | классный час с презентацией |
2 | Проблема алкоголизма. | видеоролик |
3 | «Спид – болезнь 21 века». | беседа |
4 | «Коктейль здоровья». | классный час |
5 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | цикл бесед |
9 класс | ||
1 | День борьбы со СПИДом. | классный час с приглашением медработника |
2 | «Наследственные болезни». | классный час с презентацией |
3 | «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». | классный час |
4 | «Суд над сигаретой». | ролевая игра |
5 | Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. | цикл бесед |
Подпрограмма «Я и труд»
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
Цель: Сформировать соответствующее отношение к труду.
Задачи:
1. Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
2. Прививать трудолюбие.
3. Воспитывать ответственность за порученное дело.
4. Прививать навыки самообслуживания, чувство хозяина своего класса, школы.
Ориентировочные мероприятия
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Мой дом – наведу порядок в нём» | классный час |
2 | «Без труда ничего не даётся» | классный час с презентацией |
3 | «Мои обязанности в семье» | беседа |
4 | “Мамина помощница” | праздник |
6 класс | ||
1 | Беседы о профессиях. | классный час с презентацией |
2 | “О лени и лентяях”. | классный час |
3 | “Об аккуратности” | беседа |
4 | «Его величество – Хлеб» | классный час |
7 класс | ||
1 | "Я в мире профессий" | классный час |
2 | “Труд в нашей жизни” | беседа |
3 | Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" | классный час |
4 | «Подари книге вторую жизнь» | акция |
8 класс | ||
1 | «Мир профессий и твоё место в нём». | классный час |
2 | "Разделение труда. Классификация профессий". | классный час |
3 | "Путешествие в Город мастеров". | классный час с презентацией |
4 | "Сто дорог — одна твоя". | классный час |
9 класс | ||
1 | «Профессии. Которые мы выбираем» | классный час |
2 | «Чем пахнут ремёсла» | классный час с презентацией |
3 | "Новое время — новые профессии" | классный час с презентацией |
4 | "Профессия моих родителей" | классный час |
Подпрограмма «Я, друзья и мои увлечения»
Общение детей строится на внутренних взаимоотношениях в коллективе. Приобрести друзей, уметь дружить, уметь строить отношения, дорожить сложившимися отношениями.
Цель: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.
Ориентировочные мероприятия
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Внешний вид человека» | Беседа |
2 | «У воспитанных ребят все дела идут на лад» | Беседа-диалог |
3 | «Хорошие манеры» | Классный час |
4 | “Нет уз святее товарищества”. | “Уроки нравственности”. Практикум |
6 класс | ||
1 | «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» | беседа |
2 | «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». | беседа |
3 | «Мальчики и девочки» | Классный час |
4 | «Вежливость» | Классный час |
7 класс | ||
1 | “Сам себя воспитать должен”. | “Уроки нравственности” |
2 | «Как научиться управлять собой». | классный час |
3 | «Мимика и жесты» | Практическое занятие |
4 | "Сладкая жизнь." | КВН, посвящённый 8 марта |
8 класс | ||
1 | “Внешний облик – внутренний мир”. | диспут |
2 | “Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. | “Уроки нравственности” |
3 | «Умеем ли мы общаться?» | деловая игра |
4 | "Весеннее настроение". | праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки" |
9 класс | ||
1 | “Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. | “Уроки нравственности” |
2 | “В чём смысл жизни?” | дискуссия |
3 | “Как стать счастливым?” | дискуссия |
4 | «И в шутку и всерьез». | вечер, посвящённый 8 марта. |
Подпрограмма «Я хочу всё знать»
Интеллект - помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия формам самоопределения личности в самых различных жизненных обстоятельствах.
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
1. Определить круг реальных возможностей ученика.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Ориентировочные мероприятия
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Волшебные дары осени» | Поход на природу |
2 | «Весёлый интеллект» | Интеллектуальный турнир |
3 | «Весёлые посиделки» | Конкурсно-развлекательная программа |
4 | «Возможности человеческой памяти» | Классный час |
6 класс | ||
1 | «Занимательная математика» | Мини-викторина |
2 | «Ученье с увлечением» | Интеллектуальный классный час |
3 | «Интернет-зависимость» | Тест |
4 | «Что значит учиться мыслить?» | Классный час |
7 класс | ||
1 | «Счастливый случай» | Познавательная конкурсно-игровая программа |
2 | «Как развить свои способности? | беседа |
3 | Военно-историческая викторина | вопросы |
4 | «Интеллектуальный марафон» | Вопросы на общую эрудицию |
8 класс | ||
1 | «Необычное путешествие» | Фольклорная конкурсно-игровая программа |
2 | «Правовой турнир» | Конкурсно-игровая программа |
3 | «Это мы не проходили…» | Интеллектуально-познавательная игра |
4 | «Чтобы компьютер был другом» | беседа |
9 класс | ||
1 | «Гражданином быть обязан» | Деловая игра |
2 | Как научиться сдавать выпускные и вступительные экзамены? | беседа |
3 | Оценка профессиональных склонностей школьников | Тест (Опросник Йоваши) |
4 | «Правила делового общения» | беседа |
Подпрограмма «Я и природа»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям.
Задачи:
1. Развивать творческие способности.
2. Развивать интерес к окружающему миру.
3. Способствовать расширению кругозора детей.
4. Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.
Ориентировочные мероприятия
№ | Тема | Форма проведения |
5 класс | ||
1 | «Берегите эти земли, эти воды». | классный час с презентацией |
2 | “Природа Пермского края”. | беседа |
3 | «Мир вокруг нас». | классный час |
4 | «Моё место в природе». | беседа |
6 класс | ||
1 | Конкурс знатоков природы. | игровая программа |
2 | «Береги лес от пожаров». | классный час |
3 | «Что? Где? Когда?» | Игра-турнир по экологии |
4 | «В мире животных». | урок-путешествие |
7 класс | ||
1 | «Осень в лесу». | Тематический утренник |
2 | «Чернобыльская катастрофа». | урок памяти |
3 | «Цветы в жизни человека». | классный час |
4 | «Знаешь ли ты деревья?». | игра-лото |
8 класс | ||
1 | Беседы о культуре поведения в природе | беседа |
2 | «Загадки осени» | Праздник |
3 | Внеклассное занятие «День воды» | классный час |
4 | "Цветы в легендах и преданиях" | классный час с презентацией |
9 класс | ||
1 | "Берегите землю, берегите" | классный час с презентацией |
2 | Экскурсия в природу. | классный час |
3 | Внимание: бытовые отходы | классный час |
4 | Цивилизация - начало борьбы с природой. | беседа |
Критерии отслеживания программ
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Ожидаемые результаты
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
- формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- развитие органов классного ученического самоуправления;
- повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
- тестирование.
Реализация программы
1 этап -2010-2011 уч.год.
С 2010 года я являюсь классным руководителем в 5Б классе, понимая сложность педагогической ситуации, надо уделить особое внимание сплочению коллектива.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс нужно увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Цель: создание благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.
Задачи:
1. Всестороннее развить человека, охватив интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
2. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
3. Развивать потребности к труду, что является показателем человеческой сущности.
4. Привить любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
5. Воспитать в детях преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
6. Пропагандировать здоровый образ жизни.
7. Развить интерес к окружающему миру.
8. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
Реализация программы
2 этап -2011-2012 уч.год.
Цель: воспитание общительности, духа товарищества, сотрудничества, желание оказать помощь друг другу.
Задачи:
- Сплочение класса в единый, дружный коллектив
- Формирование способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения
- Повышения уровня воспитанности и культуры поведения учащихся
- Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
- Создать условия для осознания учащимися важности сотворчества, содружества, дружелюбия в классе.
- Укрепление связи: семья – школа.
Реализация программы
3 этап -2012-2013 уч.год.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию духовно- нравственной, гуманной, свободной личности, строящей свою жизнь как творческое взаимодействие с собой, другими людьми.
Задачи:
- Создать условия для знакомства ребят с различными видами деятельности, познания себя, приобретения навыков бесконфликтного общения.
- Создание доброжелательных отношений между учащимися
- Формирование развитой личности, обладающей интеллектуальными, нравственными качествами, психологической культурой, способной к самореализации
- Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку.
- Создать условия для осознания учащимися важности сотворчества, содружества, дружелюбия в классе.
- Формирование навыков здорового образа жизни.
Реализация программы
4 этап -2013-2014 уч.год.
Цель: Создание условий для творческой самореализации ученика с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
- создание условий для формирования здорового образа жизни; полноценного физического развития ученика;
- приобщения учащихся к культурным ценностям, в том числе культуре своего Отечества, родного края., воспитание гражданственности и патриотизма;
- Стимулирование интереса к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
- Создание в классе ситуацию успеха;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
- Развитие классного самоуправления.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя и заместителя;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Лидер класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Лидер класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:
1. Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
2. Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.
- Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
4. Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
5. Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
6. Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
7. Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Работа с родителями
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
1). обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
2). доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
3). позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как кл. рук. , с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
Примерные темы родительских собраний
№ | Тема | Месяц проведения |
5 класс | ||
1 | Вступление в 5 класс | июнь |
2 | "Давайте познакомимся" Выборы род. актива и планирование его деятельности | сентябрь |
3 | «Адаптация учащихся к новым условиям обучения.» | ноябрь |
4 | «О значении домашнего задании в учебной деятельности школьника» | февраль |
5 | «Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности.» | апрель |
6 класс | ||
5 | «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». | сентябрь |
6 | «Первые проблемы подросткового возраста» | ноябрь |
7 | «Физическое развитие школьников» | февраль |
8 | «Как уберечь детей от вредных привычек». | апрель |
7 класс | ||
9 | «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности». | сентябрь |
10 | «Агрессия, её причины и последствия» | ноябрь |
11 | «Поощрение и наказание в воспитании детей». | февраль |
12 | "Подростковый суицид". | апрель |
8 класс | ||
13 | "Этот трудный подростковый возраст. Подросток и закон". | сентябрь |
14 | Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств. | ноябрь |
15 | «Всматриваясь в детство – формирование взаимоотношений между девочками и мальчиками в переходный период». | февраль |
16 | «Проблемы компьютерной зависимости» | апрель |
9 класс | ||
17 | «Свободное время подростка». | сентябрь |
18 | «Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка». | ноябрь |
19 | «Экзамены: как избежать стресса?» | февраль |
20 | «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся». | апрель |
Анкетирование родителей; выборы род. актива и планирование его деятельности; формирование картотеки семей учащихся; собрание родкома “наши общие дела”; анализ работы за каждую четверть; праздник мужчин; праздник мам и бабушек; создание экрана успеваемости учащихся; выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников; выставка творческих работ учащихся; итоговое собрание родителей и учащихся; подготовка благодарственных писем.
Диагностика
№ | Тема |
5 класс | |
1 | Анкета «Я и моя школа» |
2 | Тест «Уровень воспитанности» |
3 | Тест школьной тревожности Филипса |
4 | Анкета школьной мотивации |
5 | Тест – опросник «Какой я?» |
6 класс | |
1 | Изучение ученического коллектива «Фотография» |
2 | Методика «Выявления мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» |
3 | Социометрия |
4 | Методика «Социально-психологическая самоаттестация классного коллектива |
5 | Психологический классный час «Что такое мой характер?» |
7 класс | |
1 | Изучение ученического коллектива «Дом в котором я живу» |
2 | Методика изучения мотивации одобрения |
3 | Психологический кл. час «Тренировка памяти» |
4 | Тест «Уровень воспитанности» |
5 | Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью |
6 | Мини-тест «Как к Вам относятся окружающие?» |
8 класс | |
1 | Опросник Мини-мульт |
2 | Диагностика изучения ученического коллектива. |
3 | Диагностика «Моё состояние» |
4 | Опросник Айзенка по определению темпераметра |
5 | Диагностика «Памятные даты моей жизни» |
9 класс | |
1 | Методика изучения психологических особенностей личности (подростковый вариант теста Кеттелла) |
2 | Психологическая атмосфера в классе |
3 | Методика « Карта одарённости» |
4 | Тест «Уровень воспитанности» |
5 | Тест «Направленность личности учащихся» |
Методическое обеспечение программы
1. Алоева М.А. «А у нас – классный час: лучшие разработки на нравственные и патриотические темы 5 – 8 классы» - Ростов н/Д: Феникс, 2009
2. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2008
3. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 7-8-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2007
4. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 9-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2007
5. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания: 5-9 классы» - М.: ВАКО, 2006
6. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя: 5 – 11 классы» - М.:»ВАКО», 2002
7. Дик Н.Ф. «Новые стандарты второго поколения в 5 – 7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики» - Ростов н/Д: Феникс, 2008
8. Погорельский Ю.М., Брюханов А.А. «Весёлые представления в школе» – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2002
9. Савченко Е.В., Жиренко О.Е «Классные часы: 5-9 классы» - М.: ВАКО, 2007
10. Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. «Внеклассные мероприятия: 5-11 классы» - М.:ВАКО, 2007
11. Сухова О.М. «Праздники в средних и старших классах» - г. Волгогдад, Издательство «Учитель», 2001
12. Савченко М. Ю., Обухова Л.А. «Формирование коллектива класса. Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. 5-8 классы» - 2-е изд.-М.: «5 за знания», 2007
13. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы» - М.: Глобус, 2007
14. Саляхова Л.И. «Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы. Метод. пособие» - М.: Глобус, 2006
15. Тимченко А.А. «Учебный год без хлопот» - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007
2010-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.
Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.
Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...