методическая разработка занятия в кружке любителей математики
методическая разработка на тему
Выявление закономерностей заполнения "магических" квадратов и создание алгоритма их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_kruzhke_lyubiteley_matematiki_3.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в кружке любителей математики.
Тема: Решение «магических» квадратов.
Актуальность: Участие обучающихся в различных математических соревнованиях (олимпиадах, математических каруселях, математических боях) предполагает умение находить закономерности при решении нестандартных задач.
Цель: Развитие внимания, логического, пространственного мышления,
интереса к математике.
Ход занятия.
I.Актуализация знаний: устный счёт, составление двух-, трёхзначных
чисел из данного набора цифр, установление закономерностей и т. д.
II.Создание проблемной ситуации и её решение.
Учащимся предлагается (в группах) заполнить «Магический» квадрат размером 3 х 3 клетки девятью числами (от 5 до 12) так, чтобы сумма чисел в любой строке, любом столбце, а также по любой из двух его диагоналей была равна 24. В результате появляется следующее решение (рис.1).
Учащиеся сообщают, что использовали метод подбора и отмечают, что затратили довольно много времени, так как не знают правила, которое возможно и существует, но им не известно.
Предлагается найти такое правило (закономерность). Для решения возникшей проблемной ситуации учащиеся заполняют ещё 2-3 подобных квадрата, рассматривают взаимное расположение чисел, их суммы и т.д.
( Предлагается работа в группах).
Результаты наблюдения:
- Сумма чисел в одной строке всегда в 3 раза меньше суммы всех чисел квадрата .
2) (Далее найденные закономерности приводятся на пример квадрата (рис.1) В каждой строке есть по одному из трёх самых больших чисел (10,11,12.) и по одному –из самых маленьких (4,5,6).
3) Числа 10, 12, 4, 6 только два раза используются в тройках чисел (в строчках и столбцах), а числа 5, 9,7, 11 используются по три раза в тройках чисел (в строчках, столбцах и диагоналях).
6) Предпоследнее число стоит в углу квадрата, а два других (из больших) стоят в начале второй строки и в начале второго столбца.
7) Второе число (из меньших) стоит тоже в углу квадрата, два других меньших заняли место в столбце и строчке.
Закрепление:
Задание 1. Используя выводы, заполните «магический» квадрат (рис.2) натуральными числами 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11. (задание обсуждается в группах).
3 | ||
7 | ||
Рис.2
Решение:
- Сумма всех чисел данного квадрата (от 3 до 11) составляет 63.
- 63 : 3 = 21 – это сумма чисел в одной строке, в одном столбце, в каждой диагонали.
- Расставим самые большие числа (9, 10, 11). Причём, число 10 (предпоследнее) поставим в угол квадрата. (Рис. 3)
3 | 10 | |
9 | 7 | |
11 |
Рис. 3
- Заполняем первую строку. 21 – 10 – 3 = 8
- Заполняем вторую строку. 21 – 7 – 9 = 5 (Рис.4)
8 | 3 | 10 |
9 | 7 | 5 |
11 |
Рис.4
- Заполняем первый и третий столбцы. 21 – 8 – 9 = 4
21 – 10 – 5 = 6 (Рис. 5)
8 | 3 | 10 |
9 | 7 | 5 |
4 | 11 | 6 |
Рис. 5
Задание 2: Вставь в пустые клетки квадрата (Рис. 6) числа 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10 так, чтобы квадрат стал «магическим».
6 | ||
Рис. 6
Решение:
1)Сумма всех чисел данного квадрата (от 2 до 10) составляет 54.
2) 54 : 3 = 18 - сумма всех чисел в одной строке, в одном столбце, в
каждой диагонали.
3)Расставим самые большие числа (8, 9, 10). Причём, число 9
(предпоследнее) поставим в угол квадрата. А два других в
первый и второй столбик (Рис. 7).
9 | ||
8 | 6 | |
10 |
Рис. 7
4) Заполняем вторую строку. 18 – 8 – 6 = 4 (Рис.8)
9 | ||
8 | 6 | 4 |
10 |
Рис. 8
5)Заполняем второй и третий столбцы. 18 – 6 - 10 = 2,
18 – 9 – 4 = 5 (Рис.9)
2 | 9 | |
8 | 6 | 4 |
10 | 5 |
Рис. 9
6)Заполняем первую и третью строчки. 18 – 2 – 9 = 7
18 – 10 – 5 =3 (Рис. 10)
7 | 2 | 9 |
8 | 6 | 4 |
3 | 10 | 5 |
Рис. 10
III. На втором занятии по этой теме пришли ещё к одному
варианту решения. Рассмотрим его на примере задачи №2 (см. выше).
1) Сумма всех чисел данного квадрата (от 2 до 10) составляет 54.
2) 54 : 3 = 18 - сумма всех чисел в одной строке, в одном столбце, в
каждой диагонали.
3) Число квадрата, стоящее в угловой клетке «магического» квадрата участвует в трёх наборах чисел, дающих в сумме число 18,
а число, стоящее на стороне квадрата, только в двух тройках чисел, дающих в сумме 18. Составив варианты троек из предложенных, убедились , что число 2 образует только две тройки чисел, дающие в сумме 18: (2, 6, 10) и ( 7, 2, 9). Значит, число 2 должно стоять на стороне квадрата (Рис.11)
7 | 2 | 9 |
6 | ||
10 |
Рис. 11
- Затем уже известным способом заполняем клетки по диагонали, в первом и втором столбцах.
18 – 7 – 6 =5; 18 – 9 – 6 = 3 ; 18 – 7 – 3 = 8; 18 – 9 -5 = 4 (Рис.12)
7 | 2 | 9 |
8 | 6 | 4 |
3 | 10 | 5 |
Рис. 12
IV.Подведение итогов, рефлексия.
V.Таким образом, используя полученный алгоритм, можно довольно быстро решать «магические» квадраты 3х3. Учащиеся предложили
на следующих занятиях рассмотреть более сложный квадрат 4х4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.
В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...
План -работы кружка "Любители математики"
План работы кружка в 5-7 классах...
Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»
Основная цель занятия – развитие творческих способностей,...
Методическая разработка занятия кружка по математике "Её величество - дробь"
разработка для учащихся 5 классов....
Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»
Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...