План -работы кружка "Любители математики"
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Березово
Пугачёвского района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель МО __________/Зубарева Т.В./ Протокол № ____ от «___» ________2012__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ________/Калинина И.Г../ «___» ________2012__г. | «Утверждено» Директор школы __________/Барышева Л.И./ Приказ № ____ от «___» ________2012__г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка
«Любители математики»
Составил учитель математики
высшей квалификационной категории
Зубарева Татьяна Владимировна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«___» _________20112_г
2012-2013 учебный год
Содержание.
- Пояснительная записка . 2-3 стр
- Структура занятий математического кружка. 4 стр.
3. Основные формы проведения кружковой работы 4-5 стр
4. Требования к уровню подготовки. 5 стр.
5. Учебно-тематический план кружка. 6-8стр.
- Литература для учителя. 8 стр.
- Литература для учащихся. 8 стр.
- Список учащихся 9 стр.
Пояснительная записка
Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:
Цели и задачи.
Основными целями программы являются :
Образовательная - обучение различным способам решения нестандартных задач, углубление знаний по предмету
Воспитательная - воспитание творческой активности учащихся, повышение математической культуры,
Развивающая - развитие математического мышления, интеллектуального уровня, оригинальности и изобретательности, развитие навыков самостоятельной работы и стремления к обучению и самообучению.
Задачи:
- Решение задач творческого характера, имеющие практические применения.
- Подготовка к школьным предметным олимпиадам и участию в конференции « Шаг в будущее».
Ведущие принципы.
- Содержание и структура программы рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);
- В основу содержания и структуры программы положен дидактический принцип личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления.
- Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.
- При изложении теоретического материала соблюдается систематичность, последовательность и экономичность изложения.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Так как программа адресована учащимся 6 -7 ( подросткового возраста) классов, отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей указанных возрастов.
У учащихся 6 -7 кл. идет процесс самоутверждения своей самостоятельности и индивидуальности, ведущей деятельностью является общение со сверстниками, формируется самооценка, характер, возникает « чувство взрослости».
У многих учащихся возрастает волевая регуляция, формируется самосознание, появляется самостоятельность, увлечение науками и теориями, происходит жизненное определение.
Организация образовательного процесса.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека:
Структура занятия математического кружка:
- Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
- Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
- Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
- Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
- Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
- Комбинированное тематическое занятие:
- Выступление учителя или кружковца;
- Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
- Разбор решения задач;
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
- Ответы на вопросы учащихся;
- Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
- Математическая карусель.
- Математический бой, хоккей, футбол.
- Математические турниры, эстафеты.
- Математические викторины.
- Устные или письменные олимпиады.
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5. Разбор заданий городской(районной) олимпиады, анализ ошибок.
- Решение задач на разные темы.
7. Разбор задач, заданных домой.
8. Изготовление моделей для уроков математики.
9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.
10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 34 часа; занятия 1 раз в неделю.
Требования к уровню подготовки.
В результате реализации программы учащиеся должны:
- Знать требования к выполнению и оформлению конкурсных ( олимпиадных, контрольных) работ: правильность решения, выбор рациональных способов решения, скорость, использованные источники.
- Научиться наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, делать соответствующие выводы.
- Научиться ярко продемонстрировать свои находки, искать красивые , изящные решения задач.
- Применять различные методы решения задач.
-
Учебно-тематический план:
№ п/п | название разделов и тем | количество часов | |||
всего | теорет. | практич. | самост.работы | ||
1 | В мире чисел. | 10 | 4 | 5 | 1 |
2 | Мир головоломок. | 10 | 4 | 5 | 1 |
3 | Классическая математика. | 14 | 5 | 7 | 2 |
всего | 34 | 13 | 17 | 4 |
Содержание деятельности.
В мире чисел ( 10ч):
1. Продолжи ряд чисел (2ч).
2. Впишите числа (2ч).
3. Исключите лишнее( 2ч).
4. Развивающий калейдоскоп (3ч)
5.Самостоятельная работа (1ч).
Основная цель – научить наблюдать, сравнивать и определять закономерности, развивать интерес к предмету, стимулировать находчивость и изобретательность.
Мир головоломок (10ч).
- Шифровки(2ч).
- Ребусы(2ч).
- Геометрические головоломки(2ч).
- Геометрические фокусы ( 3ч) .
- Самостоятельная (1ч).
Основная цель – научить изобретать, придумывать забавные головоломки.
Классическая математика (14 ч).
1. Задача Пуассона (2ч) .
2. Круги Эйлера (2ч).
3. Арифметика остатков (2ч) .
4.Принцип Дирихле (2ч).
5. Решение олимпиадных задач (4).
6. Самостоятельная работа (2ч).
Основная цель – научить применять различные методы при решении задач.
Тематическое планирование:
№ п/п | Дата | Дата фактически | Тема (содержание) | Литература, примение ИКТ | Примечание |
1 | 6.09 | Организационное занятие. Продолжи ряд чисел | |||
2 | 13.09 | Продолжи ряд чисел | 2, слайды «История математики» | ||
3 | 20.09 | Впишите числа | 3, 4 | ||
4 | 27.09 | Впишите числа | 3, 4 | ||
5 | 4.10 | Исключите лишнее | 3,7 | Олимпиада «Волшебный сундучок» | |
6 | 11.10 | Исключите лишнее | 2 | ||
7 | 18.10 | Развивающий калейдоскоп | 3,4.Слайды | ||
8 | 25.10 | Развивающий калейдоскоп | 2 | 1четв. Школьная олимпиада | |
9 | 8.11 | Развивающий калейдоскоп | 2 | ||
10 | 15.11 | Самостоятельная работа. | 3, 4 | ||
11 | 22.11 | Шифровки | 1, 3.Слайды ребусов | ||
12 | 29.11 | Шифровки | 2, 4 | Участие в заочной олимпиаде «Авангард» | |
13 | 6.12 | Ребусы | 1, 2, 3 | ||
14 | 13.12 | Ребусы | 4 | Участие в олимпиаде «Мультестик» | |
15 | 20.12 | Геометрические головоломки | 7 | ||
16 | 27.12 | Геометрические головоломки | 4 | ||
17 | 17.01 | Геометрические фокусы | 4.Слайды «Построение графов» | ||
18 | 24.01 | Геометрические фокусы | 1, 3 | ||
19 | 31.01 | Геометрические фокусы | 1, 3 | ||
20 | 7.02 | Самостоятельная работа | 1, 3.Слайды «Математические ребусы» | ||
21 | 14.02 | . Задача Пуассона | 2, 4 | ||
22 | 21.02 | . Задача Пуассона | 2, 4.Игра «Танграм» | ||
23 | 28.02 | Круги Эйлера) | 1, 3 | ||
24 | 7.03 | Круги Эйлера | 3 | ||
25 | 14.03 | Арифметика остатков | 7 | ||
26 | 21.03 | Арифметика остатков | 3 | Участие в игре «Кенгуру-2013» | |
27 | 4.04 | Принцип Дирихле | 4 | Участие «Золотой ключик» | |
28 | 11.04 | Принцип Дирихле | 2, 3, 4 | ||
29 | 18.04 | Решение олимпиадных задач | 1, 2, 3, 4 | ||
30 | 25.04 | Решение олимпиадных задач. | 1. | ||
31 | 16.05 | Решение олимпиадных задач | 3 (стр. 15, 55) | ||
32 | 23.05 | Решение олимпиадных задач | |||
33 | 30.05 | Соревнование. «Математическая стрельба». |
Литература для учителя:
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. Москва Айрис-пресс. 2007г.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002г.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы. Москва. «Просвещение» 2000г.
- Чесноков А.С. и др. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. Москва «Просвещение»1974г.
- Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы). Москва «Просвещение» 1979г.
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Челябинск «Взгляд» 2005г.
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону
«Феникс» 2006г.
8.Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
9.Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
Литература для учащихся:
- Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
- В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
- Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
Список учащихся
№ | Фамилия имя | класс |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Автухов Сергей Макаров Денис Макаров Иван Сундетов Данияр Макаров Виктор Вилкова Татьяна Хурцидзе Лейла Дыль Светлана | 6 6 6 6 7 7 7 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кабинета математики
[[wysiwyg_imageupload::]]...
План работы кружка " Математика после уроков"
План работы кружка...
План работы кабинета математики
План работы кабинета математики...
индивидуальный план работы учителя математики по подготовке к ГИА
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусловлена тем,...
План работы кружка "Математика в повседневной жизни"
Предлагаемый план кружка «Применение математики в повседневной жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыноч...
План работы кабинета математики
Кабинет математики – это единая органически связанная система научно-методических материалов и учебного оборудования, оформленная в соответствии с требованиями нау...