Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»
план-конспект занятия (9 класс) по теме
Основная цель занятия – развитие творческих способностей,
творческого мышления,
расширение
общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения
различных практических задач, изучения интересных
фактов из истории математики,
повышение степени вовлеченности учащихся в учебно-
творческую деятельность,
пробуждение активности исследовательских и
познавательных интересов, повышение математической
культуры учащихся,
подготовка к предстоящей итоговой аттестации.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Оборудование:
- Мультимедиа-проектор
- Экран
- Авторская презентация к уроку
- Раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Числа управляют миром!» | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель занятия – развитие творческих способностей,
творческого мышления,
расширение
общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения
различных практических задач, изучения интересных
фактов из истории математики,
повышение степени вовлеченности учащихся в учебно-
творческую деятельность,
пробуждение активности исследовательских и
познавательных интересов, повышение математической
культуры учащихся,
подготовка к предстоящей итоговой аттестации.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Оборудование:
- Мультимедиа-проектор
- Экран
- Авторская презентация к уроку
- Раздаточный материал
Ход занятия
I Организационный момент
Приветствие.
II Вводная часть.
Фрагмент презентации – «Хаос».
Слайд «Числа управляют миром»
Числа управляют миром! Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.
На нашем занятии сегодня мы будем решать задачи из различных областей науки, опираясь на основы статистики, комбинаторики.
III Теоретическая часть. Историческая справка.
Наши архивариусы подготовили небольшие сообщения об истории возникновения статистики и комбинаторики. Предоставим им слово.
Выступления ребят: Панкратова Ольга, Старостин Влад.
Настя прочтет стихотворение о статистике.
Сегодня на занятии ребята выступают в роли исследователей. Каждая группа выполнит несколько мини – исследований. Перед началом работы мне хотелось бы дать напутствие:
«Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой.»
Одна из творческих групп сегодня выступят в роли ученого совета, которая будет помогать ребятам в ходе выполнения заданий.
IV Практическая часть.
1. Мы хотим поднять одну из проблем экологии – уровень рыбных запасов в рамках одного из водоемов. А помогут нам наши ученые – океанологи. Пожалуйста, Антон и Илья продемонстрируют нам условие задачи:
Инсценировка задачи о рыболовах
Итак, ученые обнаружили, что в сеть попался следующий улов:
Вниманию ребят предоставлен перечень названий рыб в хаотичном порядке (раздача карточек). Вам предстоит поработать над следующей проблемой: «Какие виды рыб более распространены, какие – менее?»
Для этого:
первая творческая группа выполняет следующее задание:
- произвести ранжирование ряда данных в алфавитном порядке,
- составить таблицу относительных частот
вторая творческая группа:
- выяснит, какой процент пойманной рыбы составляют золотые рыбки?
оценит какие виды рыб наиболее и наименее распространены в данном водоеме, тем самым помогут ответить на главный вопрос:
Звучит тихая мелодичная музыка, идет показ слайдов на морскую тему.
В ходе решения работают консультанты из ученого совета.
Пожалуйста, представьте результаты своих исследований: по одному представителю от группы показывают данные.
Итак, какие виды рыб находятся под угрозой исчезновения?.
Как вы думаете, какие могут быть причины этому?
На следующее занятие я прошу вас подготовит мини проект по решению этой проблемы.
2. Далее следующее задание: задание для первой группы:
В ходе подготовки к данному занятию ребята провели опрос жителей нескольких жилых домов, расположенных на улицах: Интернациональная, Юбилейная (2 подъезда), Стадионная.
Поработав сейчас, они нам представят сравнительную характеристику демографической ситуации в отдельно взятых домах, т.е. учащиеся окунутся в проблему науки, которая называется урбаэкология.
( 1) ранжирование по возрастам, 2) таблица частот. 3) Графическое представление информации (Столбчатые диаграммы)
задание для второй группы:
У второй творческой группы не менее интересное задание из области биологии о здоровом питании.
Так же была проведена предварительная работа: было опрошено около 100 детей (в школе и за ее пределами): слайды.
Вам предстоит изучить состав самого любимого лакомства большинства школьников. Для этого вы получаете упаковки от кириешек и лупы.
Задание на карточках: выписать состав натуральных продуктов в один столбик
Выписать состав добавок в другой столбик
Найти процентное соотношение вредных веществ к натуральным
ингридиентам.
Выписать все номера «Е»
Графически представить информацию.
Представить вниманию присутствующих расшифровку добавок Е (раздаточный материал)
Итак, дайте, пожалуйста, расшифровку присутствующих добавок «Е».
Любое ли лакомство полезно? Какие существуют рекомендации на этот счет?
V Разминка
Подвижная викторина:
Сейчас немного отдохнем и проведем подвижную паузу в виде викторины.
Оцените возможность наступления событий, используя для этого следующие действия: «достоверное событие»(все сидят и не встают), «случайное событие»(поднять руку), «невозможное событие» (должны встать).
A: «завтра будет хорошая погода». (случайное)
D: «после обеда пойдет дождь». (случайное)
E: «на день рождения вам подарят говорящего крокодила». (невозможное)
H: «на летних каникулах с родителями я поеду на море». (случайное)
K: «камень, брошенный в воду утонет». (достоверное)
M: «вы выходите на улицу, а навстречу идет слон». (невозможное)
P: «вас пригласят лететь на Луну». (случайное)
Q: «черепаха научится говорить». (невозможное)
R: «зима будет очень снежная». (случайное)
S: «вы не выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее». (невозможное)
T: «после пятницы будет суббота». (достоверное)
Напомните, пожалуйста, в каком разделе математики производится классификация событий? (теория вероятности) Молодцы, правильно.
А теперь продолжим.
IV Практическая часть (продолжение)
Сейчас наши ребята выступят в роли химиков. Послушайте условие задачи:
Евгений точно помнит, что в формуле азотной кислоты подрят идут буквы: H, N, O и что есть один нижний индекс – то ли двойка, то ли тройка.
Задание: каждая группа составит дерево возможных вариантов, из которых Жене придется выбирать ответ.
Но! Первая группа учитывает, что буква Н стоит на первом месте.
Вторая же группа учтет: мальчик помнит, что на первом месте стоит буква Н, а порядок остальных букв забыл.
Группы представляют результаты своих исследований:
И первой и второй группе итоговый вопрос: Сколько имеется вариантов, в которых индекс равен двойке? (В первой группе ответ - 3, во второй – 6)
VI Подведение итогов.
Итак, мы убедились, математика является фундаментальной наукой. В ходе решения задач мы увидели, математика нужна во всех сферах жизни.
Хочется сказать, что если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
VII Рефлексия.
Вспомните, с чего началось наше занятие? (в мире беспорядок, хаос без математики) .
Включить слайд со спокойной музыкой, упорядоченными картинками.
Что изменилось? – появилась гармония, порядок.
Вашему вниманию представлены не совсем обычные приборы – барометры настроения, который показывает не величину атмосферного давления, а фиксирует настроение учащихся. Вам надо прикрепить магнитик (или стикер ) в поле того барометра, показания которого соответствуют вашему настроению.
Провести анализ уровня настроения класса в целом. Если осталось время, можно прокомментировать свой выбор.
Если в запасе время, можно дать задание составит синквейн по данному занятию.
Кулькова Елена Геннадьевна
МОУ СОШ №4 города Ершова
Саратовской области
учитель математики
Методическая разработка занятия математического кружка
«Числа управляют миром!»
2012 – 2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.
В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...
Разработка занятия математического кружка № 9
Разработка занятия математического кружка № 8 с презентацией из тематического планирования математического кружка для 5 - 6 классов...
Методическая разработка занятия "Слова и числа"
Интегрированное занятие по математике и русскому языку из серии занятий факультативного курса "Слова и числа"...
методическая разработка занятия в кружке любителей математики
Выявление закономерностей заполнения "магических" квадратов и создание алгоритма их решения....
Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Методическая разработка занятия «Математическое путешествие по сказке «Цветик-семицветик»
Использование ИКТ в математическом образовании дошкольников актуальная для ДОУ тема, т.к. далеко не все детские сады имеют такое оборудование. Использование компьютера в качестве обучающего средства, ...