«А тем временем где-то» А.Алексин
статья (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«А тем временем где-то»
А.Алексин
На подготовительном этапе учащиеся в ходе чтения произведения рисовали иллюстрации к нему, работали по вопросам анкеты, писали сочинения. Это дало возможность задуматься над тем, что такое благодарность и бескорыстие, скромность, трусость, подлость и доброта.
К уроку был подобран эпиграф - стихотворение А.Яшина « Спешите
делать добрые дела».
Мне с отчимом невесело жилось,
Все же он меня растил-
И оттого порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, -
Рассказывает мать, -
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы … Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог-
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
Один из учащихся рассказывает о жизни и творчестве А.Алексина:
- Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. До
ВОВ учился в школе, жил событиями, происходящими в нашей стране
И за рубежом . Война распорядилась жизнью семнадцатилетнего подростка по своему. Анатолий оказался на Урале, где строил завод-гигант, дающий фронту металл .Его работа была в редакции газеты. Юного Алексина отличали большая ответственность за порученное дело, внимание к людям , справедливость.
Закончилась война. Страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Молодежь села за школьные парты, заполнила студенческие аудитории. Поступил в институт востоковедения и Анатолий Алексин.
Работал над первой детской книгой, которую назвал «31 день». Потом
Алексин пишет «Отряд шагает в ногу», «Саша и Шура», «Необычайные
Похождения Севы Котлова», «Оля пишет Коле», «Коля пишет Оле», «Говорит седьмой этаж» и другие книги для детей. Герои этих произведений - ребята веселые и находчивые, изобретательные. Они действуют и мечтают, жизнь их полна забавных событий, добрых и благородных дел.
Очень привлекательна повесть «А тем временем где-то… .Лев Кассиль о ней писал: «Эта повесть о том, как люди становятся взрослыми». Автор книги уб6едительно прослеживает путь нравственного мужания подростка,… почти неуловимые душевные движения, возникающие на переломе детства и юности…» О росте самосознания, поисках путей становления, самостоятельности в жизни юношей говорится и в других произведениях писателя. О поре взросления рассказывают семиклассница Женька из повести «Мой брат играет на кларнете» и Ленька Нечаев, юный герой книги «Поздний ребенок».
А.Г.Алексин- автор не только рассказов и повестей, он выступает в печати
И как публицист, пишет сценарии для кино, пьесы для театра. Его книги
Издавались во всех республиках СНГ, переведены на английский, японский, французский, испанский и др. языки.
Алексин избирался вице-президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей. Его труд высоко оценило правительство .Он лауреат
Государственной премии РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Второй ученик: читает слова А.Барто :
«Значительным явлением в жанре психологической прозы стали повести
А. Алексина «А тем временем где-то…», «Мой Брат играет на кларнете» и «Поздний ребенок». Произведения эти как бы изнутри озарены светом истинной человечности».
УЧИТЕЛЬ : Это действительно так. Произведения А.Алексина учат гуманизму, доброте. В.Кожевников писал: «Я считаю его одним из талантливейших мастеров прозы, обращенной к детству и юности. Все творчество писателя - волнующая повесть о союзе дня сегодняшнего с днем грядущим, о том, как юный человек
своими поступками завоевывает право войти в мир взрослости ,в мир творчества, дерзания, созидательной атмосферы труда».
Таким образом, поставлена проблема, которая будет в центре беседы при обсуждении - активная позиция, активная деятельность подростка, которому предстоит сегодня не забывать о прошлом и думать о будущем.
Далее учащиеся работают по конкретным вопросам, которые помогают воссоздать не только события повести, но и оценить поступки героев, также инсценируют некоторые эпизоды повести, например, «Первая встреча Сергея с Ниной Георгиевной», «Сергей и Шурик».
ВОПРОСЫ: - Когда и как случилось, что Сережа почувствовал себя не таким счастливым, как раньше?
(Когда прочитал письмо, адресованное отцу, познакомился с Ниной Георгиевной)
- Какая она Нина Георгиевна? Почему она может понять всех? (Она слишком добрая и не представляет, чтобы из-за нее кто-то пострадал)
- Какое впечатление оставляет Шурик? (Он неблагодарный, жалкий трус, который даже не умеет прощаться, отблагодарить Нину Георгиевну. Бежит тайком, воровски, наспех собрав «свои»вещички.)
- В чем духовное родство чужих людей- отца Сережи и Шурика? (Когда им было тяжело, воспользовались добротой Нины Георгиевны, потом без сожаления бросили ее , равнодушные ,неблагодарные. Их можно назвать подлецами).
- Как вы думаете ,Сережа будет похожим на своего «образцового» отца? (Нет, зов Нины Георгиевны о помощи был очень важным. Это ее беззащитность помогла Сергею Емельянову прозреть, шагнуть из детства в юность, стать чьим-то защитником. Он понимает, как нужен, необходим этой доброй, мягкой женщине хотя бы один близкий человек. «Я готов был сам сделать все, что нужно было Нине Георгиевне. За отца, вместо отца, - говорит уже повзрослевший девятиклассник Сергей Емельянов).
Следующий этап урока-конференции опрос, который проводится в форме интервью. Были предложены следующие вопросы:
1. Что поразило вас в повести?
2. Какая черта героя, по вашему, самая ценная?
3. Почему рядом все же есть бездушные?
4. А вы часто думаете: «Это нормально. Это можно понять?»
5. Как вы оценили взрослых в повести Алексина?
(интервью берем и у присутствующих. Для детей это было неожиданностью, но именно их ответы очень интересны учащимся, которым нравится «на равных»
Участвовать в обсуждении.
Учащиеся свои сочинения (темы которых были предложены заранее), где они делают вывод о том, что повесть учит нас быть добрыми, понимать горе человека, ведь чужой судьбы не бывает.
Отрывок из сочинения ученика «Чужой судьбы не бывает». Прочитана последняя страница повести. И как здорово, что главный герой повести Сергей Емельянов из озорного, беспечного мальчика превратился в верного человечного подростка. Он и сам ощущает в себе душевные перемены:
«Из моей жизни ушла беспечность. Я понял, что беспечное счастье вообще выглядит жестоким, наглым потому, что еще далеко не все люди на свете счастливы». Вот оно самое главное. Для него нет чужой судьбы. Помня о том, что где-то живет старая, забытая женщина, Сергей пришел к выводу: «ведь самолеты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания – это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…». Отрадно, Сергей Емельянов пойдет по жизни знающим, что такое боль и страдание другого человека, для него не будет чужой судьбы. Поступок Сергея звучит как призыв к доброте…».
В заключение читаем стихотворение С. Острового:
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям!
Книга прочитана. Но осталось желание еще раз подумать о прочитанном и о себе. Остался вопрос к самому себе: «А как бы я поступил ?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
Урок внеклассного чтения в 7 классе....
Урок внеклассного чтения. А.Алексин "Третий в пятом ряду"
В системе уроков внеклассного чтения в 7 классе провожу семинар "Подросток вступает в мир..." Работаем с рассказами А.Алексина "Третий в пятом ряду", "Сигнальщики и горнисты", повесть А.Лиханова "Обма...
Урок внеклассного чтения по произведению А. Алексина "Сигнальщики и горнисты"
Урок внеклассного чтения в 7 классе...
"Алексину посвящается"
краеведческий материал в честь освобождения г.Алексина от немецко-фашистских захватчиков...
Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".
Данная разработка содержит материал к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия". Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...
Шувалова Марина Николаевна. Учитель истории, 1 категории, МБОУ "СОШ №11" г. Алексина. Урок по теме "Севастополь-город русской славы" 8 класс
Урок- исследование. Содержит материал об основании города Севастополя и его значении в исторри русского государства, материал о ходе Крымской войны. В уроке использованы межпредметные связи с литерату...
Презентация к уроку родной литературы по повести Анатолия Алексина "А тем временем где-то..."
Презентация к уроку родной литературы по повести Анатолия Алексина "А тем временем где-то..."...