Шувалова Марина Николаевна. Учитель истории, 1 категории, МБОУ "СОШ №11" г. Алексина. Урок по теме "Севастополь-город русской славы" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок- исследование. Содержит материал об основании города Севастополя и его значении в исторри русского государства, материал о ходе Крымской войны. В уроке использованы межпредметные связи с литературой- "Севастопольскими рассказами Л.Н.Толстого" и изобразительным искусством- картины художника Боголюбова. Использованы материалы современных дискуссий о судьбе Севастополя. Использована групповая работа при исследовании поставленной проблемы. Использован прием составления синквейна в конце урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_istorii_rossii.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по истории России
20 февраля 2012года.
Тема: Севастополь-город русской славы. (8- ой класс)
Цели:
1. Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать значение Севастополя для России как военно-морской базы.
2. Развивать умение сравнивать и анализировать исторические события; показать, что война обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, развивать навыки работы с документами и дополнительной информацией
3. Воспитывать чувство патриотизма на примерах мужественной обороны родной земли российскими солдатами; воспитывать чувство гордости и сопричастности подвигам героических защитников Севастополя.
Оборудование:
Проектор, использование мультимедийной презентации «Севастополь-город русской славы», использование карты «Россия в первой половине 19 века»», раздаточный материал, опорный конспект урока.
Ход урока
- Оргмомент:
-Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок, на котором мы будем заниматься обычным делом. Прочтите тему урока. (Слайд №1)
Давайте попробуем выделить из нее проблему, решением которой мы будем заниматься на уроке. Что мы должны узнать?
-Историю Севастополя, сражения на земле Севастополя. Каково его положение сегодня. Почему Севастополь называют городом русской славы? (Слайд №2)
-Класс у нас сегодня разделен на группы, которые представляют определенное направление.
Биографы
Историки,
Культурологи,
Политологи
Они то и помогут нам решить наши проблемы.
В начале урока я предлагаю посмотреть на экран и внимательно послушать песню современного автора и исполнителя Александра Маршала. (Клип «Великий русский город Севастополь»)
-А теперь давайте вспомним пройденный материал..
Назовите мне основные направления внешней политики России во второй четверти 19 века.
-Решение Восточного вопроса, борьба с революциями в Европе, присоединение Кавказа (Слайд №3)
-Что такое Восточный вопрос?
- Отношения Западных держав и России по поводу ослабляющейся Османской империи и контроля Черноморских проливов.
-Когда Россия достигла пика в решении Восточного вопроса?
- В 1833г. был подписан Ункяр-Искелесский мирный договор, по которому Россия имела право контролировать черноморские проливы (вместе с Турцией)
-Могло ли это долго продолжаться?
- Нет. В 1840, 1841г в Англии были подписаны 2 Лондонские конвенции, по которым Россия утрачивала свои права, приобретенные по Ункяр-Искелесскому миру. Черное море объявлялось нейтральным.
-В середине 19 века Восточный вопрос вновь обострился. Противостояние вылилось в вооруженный конфликт, который в России назван Крымская война. Назовите причины Крымской войны. Повод?
-Как Крымскую войну называли на Западе?
-Восточная война
-Некоторые историки называют эту войну Первой предмировой. Почему?
-Потому что России пришлось сражаться не с одной Турцией, а с коалицией государств. (Слайд №4)
-Какого государства нет в коалиции?
-Сардинии
Слайд №5 –карта 1 этап Крымской войны.
-Что же происходит на 1 этапе войны?
Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. (В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.)
-Какое сражение стало главным сражением 1 этапа Крымской войны?
-Сражение в Синопской бухте. (Слайд № 6)
-Каковы его исход и значение? (Слайд №7)
- За 3 часа боя адмирал Нахимов с 8 кораблями потопил весь турецкий флот, среди 12 кораблей которого были 2 паровых английских корабля. В историю этот бой вошел как последнее парусное сражение русского флота.
- Вскоре после Синопа правительства Англии и Франции приняли решение о введении в Черное море «для защиты Турции от русского флота» англо-французской эскадры. Союзные войска атаковали в Балтийском море Алландские острова, в Белом – Соловецкие острова, на Тихом океане – Петропавловск-Камчатский, обстреляли Одессу, стремясь овладеть Севастополем высадились в Крыму. 5 октября произошла первая бомбардировка Севастополя.
(Слайд №8)
- Почему после высадки союзных войск в Крыму наша армия начала терпеть поражения? С чем это связано?
- Это связано с бездарностью русского командования. Главнокомандующий Меншиков, проиграв сражение на реке Альме, принимает решение отступать вглубь полуострова для «поддержи связи с внутренними губерниями». Неудачные сражения под Инкерманом, под Балаклавой позволили неприятелю подойти к Севастополю. А что же мы знаем об этом городе? (Слайд № 9)
- Справка историков: Сразу же после присоединения Крыма к России на Крымский полуостров распоряжением императрицы Екатерины Второй был направлен фрегат «Осторожный» под командованием капитана II ранга Ивана Берсенева для выбора гавани у юго-западного побережья, на котором предполагалось построить стратегически необходимый военный порт. Осмотрев в апреле 1783 года бухту у посёлка Ахтиар, расположенную неподалеку от развалин древнего города Херсонеса-Таврического, Берсенев рекомендовал её в качестве базы для кораблей будущего Черноморского флота. Датой основания Севастополя считается 3 (14 июня) 1783 года.
Запись в тетрадях: 3 июня 1783 года основан Севастополь
-Город был неприступен с моря и совершенно беззащитен с суши. Поэтому в короткие сроки необходимо было организовать оборону.
Слайд № 10
-Руководителями обороны Севастополя были назначены
Владимир Алексеевич Корнилов (Слайд №11)
Владимир Иванович Истомин (Слайд №12)
Павел Степанович Нахимов. (Слайд №13)
Биографы:
Владимир Алексеевич Корнилов
Михаил Петрович Лазарев –адмирал русского флота говорил о Корнилове:
«Контр-адмиралов у нас много, но легко ли избрать такого, который соединил бы в себе и познания морского дела, и просвещение настоящего времени, которому без опасения можно было бы в критических обстоятельствах доверить и честь флота, и честь нации».
Строгий и требовательный, но заботливый и справедливый в отношении с подчиненными, человек передовых взглядов, отменивший у себя на корабле телесные наказания, Корнилов пользовался всеобщим уважением и любовью. По признанию современников, он был творцом того воинского духа, того энтузиазма, храбрости и самоотверженности, которые сроднились с защитниками Севастополя и не покидали их до последних дней осады.
По описанию современников мы представляем себе высокого, худощавого, статного человека, который ходил всегда с высокоподнятой головой. Выражение его лица было спокойно и строго, высокий лоб обрамляли гладко причесанные темные волосы, умные проницательные глаза смотрели из-под слегка приподнятых бровей. Во всех его манерах, походке, речи чувствовалось что-то властное и необычайно деятельное.
Владимир Иванович Истомин.
В.И.Истомин привел вверенную ему часть оборонительной линии в отличное состояние.
Несмотря на строгость и большую требовательность Истомина, никто из подчиненных не роптал, так как он сам был примером мужества и необычайной энергии, а своей заботой о подчиненных снискал всеобщее уважение и популярность в войсках. Как и Нахимов, он спал не раздеваясь, как и Нахимов, никогда не надевал солдатской шинели поверх сюртука с адмиральскими эполетами, что делало его очень заметным для вражеских стрелков.
Чувство долга поселило в Истомине совершенное равнодушие к смерти. Когда ему указывали на опасность, он отвечал: «Я давно уже выписал себя в расход и теперь живу за счет плохой стрельбы англичан и французов».
7 марта 1855 года по дороге с Камчатского люнета на Малахов курган Истомин был убит вражеским ядром.
Павел Степанович Нахимов
С 11 сентября 1854 года вице-адмирал Павел Степанович Нахимов исполнял обязанности помощника начальника Севастопольского гарнизона, а с 2 марта 1855 года стал командиром порта и военным губернатором.
Нахимова очень любили в Севастополе. Когда его высокая, несколько сутуловатая фигура появлялась на улицах города, идущие навстречу матросы как-то по особому вытягивались и с любовью смотрели на задумчивое, иногда даже суровое, но доброе лицо адмирала. У Нахимова не было семьи. Семью ему заменял экипаж корабля, офицеры и матросы, заботе о которых он отдавал всего себя.
Днем и ночью Нахимов бывал на бастионах, в самых слабых укреплениях. Прекрасно зная военное дело, он управлял обороной умно, умело, всегда контролируя исполнение отданных приказаний. Зная, что делается на бастионах: кому нужны снаряды, кому подкрепление, всегда вовремя оказывал помощь. Ночевал адмирал, где придется, спал часто не раздеваясь. Собственную квартиру отдал под лазарет. Личные деньги раздавал нуждающимся. Павел Степанович был другом подчиненных и они боготворили его.
-Чтобы задержать вход англо-французской эскадры в Севастопольскую бухту главнокомандующим было принято решение о затоплении Российских кораблей
(Слайд №1 4)
Культурологи:
Художник Боголюбов
Изобразил на своей картине момент вывода кораблей парусного флота на рейд для затопления в Севастопольской бухте. С кораблей были сняты пушки для укрепления береговой артиллерии, а сами корабли должны были быть затоплены, чтобы преградить путь к Севастополю англо-французской эскадре.
- Строительством оборонительных сооружений руководил инженер-фортификатор Эдуард Иванович Тотлебен (Слайд №15)
Биографы:
Эдуард Иванович Тотлебен
Прибыл в Севастополь из Дунайской армии в августе 1854 года с репутацией опытного боевого офицера. Крупный военный инженер, обладающий обширными познаниями и практическим опытом. Он сумел организовать надежное инженерное обеспечение обороны Севастополя.
«Эдуард Иванович, - писал один из участников обороны,- с ясным взглядом инженера вел трудные и многосложные работы обороны. С утра до ночи он скакал с правого на левый фланги длинной оборонительной линии, и нет батареи, на которой бы направление каждой амбразуры не было лично определено удалым инженером».
(Слайд №16)
-349 дней длилась оборона Севастополя. Кто же столько времени защищал город от врага на бастионах и редутах?
(Слайд №17) Герои обороны Севастополя
Биографы
Матрос Пётр Кошка (Слайд 18)
Во время блокады Севастополя, замечательной ловкостью и неустрашимостью славился матрос Пётр Кошка. Постоянно находясь на передовых позициях или участвуя в вылазках, он умело сражался с противником. В одной из вылазок Кошка незаметно подкрался к неприятельской цепи, бросился на трёх вражеских солдат и, поразив их внезапностью, взял в плен. В других вылазках он неоднократно захватывал в лагере противника ценные трофеи, добывал важную разведывательные сведения, постоянно оказывал поддержку своим товарищам, попавшим в тяжелее положении
Подвиг матроса Игнатия Шевченко (Слайд №19)
Это было в снежную ночь с 19 на 20 января 1855 года. В три часа, когда французы спокойно грелись в траншеях, не ожидая нападения, отряд русских охотников во главе с лейтенантом Бирюлёвым незаметно приблизился к ним. Несколько мгновений – и завязалась рукопашная схватка. Когда охотники уже почти вытеснили неприятеля из его траншей, французские солдаты, отступая, прицелились в Бирюлёва. Заметив это, Игнатий Шевченко, заслонил собой командира и ценой своей жизни спас его от верной гибели. Подбежавшие Петр Кошка и другие охотники отбили неприятеля и, захватив трофеи, вернулись на свои позиции.
Николай Пищенко
Когда у 11 летнего мальчика Николая Пишенко погиб в бою отец, защитники 4го бастиона позволили пареньку стрелять по врагу из небольшой пушки-мортирки. В этом деле Николай достиг большого мастерства, неоднократно поражая врагов. К концу войны он уже имел чин унтер-офицера.
Николай Иванович Пирогов (Слайд №20)
В ноябре в Севастополь прибыл известный хирург Николай Иванович Пирогов. Он ужаснулся, увидев, что в переполненных госпиталях тифозные больные лежат вперемешку с раненными. Пирогов с неутомимой энергией принялся за работу.
С помощью приехавших их Петербурга сестер милосердия ему удалось навести элементарный порядок в госпиталях и перевязочных пунктах. Здесь, в Севастополе, Пирогов впервые применил в массовом масштабе гипсовые повязки и наркоз при ампутации конечностей, т.к. раненые часто умирали не от ран, а от болевого шока. Работал он со своим персоналом самоотверженно, стремясь изо всех сил облегчить страдания раненных
Даша Севастопольская (Слайд №21)
"...Движимая милосердием своей женской натуры, она здесь на полях битвы и госпиталях с таким самопожертвованием помогала раненым, что обратила на себя внимание высшего начальства..." Н. И. Пирогов
Сестра милосердия, героиня обороны Севастополя.
Переодевшись в мужскую одежду, участвовала в боях и ходила в разведку.
За особые заслуги она была единственной из низшего сословия награждена золотой медалью «За усердие».
-На борьбу поднялись все: солдаты, матросы, мирные жители. Участвовал в ней и наш земляк великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Биографы
Лев Николаевич Толстой
В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.
Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.
7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.
В своих “Севастопольских рассказах” Толстой передал свои первые впечатления о войне. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...”.
- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. У вас на столах лежат тексты – отрывки из этого произведения. Прочитайте и скажите, кого же он называет главным героем этой войны?
« Итак, вы видели защитников Севастополя на самом месте защиты… Главное отрадное убеждение, которое вы вынесли, это – убеждение в невозможности взять Севастополь … вы видели ее в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя…. Теперь вы ясно поймете, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжелые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»
Дают ответы
Слайд № 22
Запись в тетрадях: Главным героем Крымской войны был русский народ
-Вспомните условия Парижского мира.
Россия проиграла, но после этой войны город Севастополь стали называть городом русской славы. Почему?
-
-О дальнейшей судьбе города поведают историки (Слайд №23)
Историки:
Севастополь в годы Великой Отечественной войны
Шло время. Сменилось правительство – но не изменилось стратегическое значение города. Во время Великой Отечественной войны Севастополь одним из первых городов принял на себя удар немецко-фашистских захватчиков. Двести пятьдесят дней продолжалась героическая оборона Севастополя, которая оказала значительное влияние на срыв планов немецкого командования. Благодаря мужеству и героизму самоотверженно оборонявших город солдат и матросов Севастополь по праву носит гордое звание Города-Героя.
- А что же сегодня представляет собой Севастополь?
- В 1991г. распался Советский Союз(так тогда называлось наше государство). Крым стал частью Украины – независимого государства, которое ведет разговоры о выводе Российского флота из Севастополя и о своем вступлении в блок НАТО. По соглашению, подписанному в 1997г. Российский флот может оставаться в Севастополе до 2017 года. А что потом? И что такое НАТО? (Слайд № 24)
Политологи:
НАТО – военно-экономический блок стран Североатлантического Союза. Входят 28 государств. Создан 4 апреля 1949 года. Направлен против СССР.
Севастополь изначально создавался как база российского флота, поэтому он останется там и после 2017 года. Об этом заявил представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин.
«Севастополь изначально создавался как главная база Черноморского флота. То есть, не флот базируется в Севастополе, а Севастополь является постоянной базой для флота. Это для нас является принципиальным вопросом, и после 2017 года флот должен остаться в своем родном доме», – заявил Рогозин.
При этом добавил, что «другого дома у флота нет». (Слайд № 25)
Также Рогозин пояснил, что Россия не верит обещаниям НАТО и руководству Украины о том, что после ухода Черноморского флота бухты Севастополя не займут военные корабли других стран.
- Ребята, а как вы думаете? Что станет с Севастополем?
- А кто из вас или ваших родственников бывал в Севастополе?
- Севастополь был создан для защиты наших южных рубежей, земля этого города не единожды обагрялась кровью русских солдат, отдававших жизнь за свое Отечество.
Известный православный проповедник протодиакон Андрей Кураев рассказал, почему украинцам не следует обижаться, когда Севастополь называют «городом русской славы».
«Эти слова – всего лишь признание правды. Севастополь покрыл себя воинской славой в Крымской войне. Тогда он защищал Российскую империю, и Россия защищала его. И все его защитники, где бы они ни родились – в Чернигове или в Новгороде – не отказывались считать себя русскими. Такими их считали и недруги, осаждавшие Севастополь. Считал ли кто из турок или французов, что они воюют с Украиной и украинцами? Нет, сюда они приплыли на войну с Россией. И именно в войне с Россией здесь под Балаклавой полегла английская аристократическая бригада легкой кавалерии. А в 41 году Севастополь стал городом советской воинской славы», – напомнил священнослужитель.
«Самостоятельной Украине всего 20 лет. У ее моряков просто не было повода покрыть себя воинской славой. Вот когда украинский флот защитит Севастополь от вторжения турок или румын, от превосходящей агрессии Верхней Вольты или Нижней Уганды – тогда Севастополь станет городом украинской славы. А пока он город русской славы. И Город-герой Советского Союза», – подчеркнул отец Андрей.
Слайд 26
до конца 349-дневной обороны Севастополя затопленные корабли преграждали доступ кораблям союзников в Севастопольскую бухту. В 1905 году в двадцати пяти метрах от берега установили памятник. Его авторы: скульптор академик А.Г. Адамсон, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер О.И. Энберг.
- В заключении составим синквейн по теме «Севастополь»
Проверка
-Ребята, а давайте подумаем, а какие города были всегда защитниками российских рубежей. Проект «Алексин». Передадим в музейную комнату.
Д/З: Написать эссе на тему «Севастополь – город русской славы». Сбор материала об Алексине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины Николаевны
Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины НиколаевныМесто работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с.Ленинское" Энгельсс...
Ледники, лиманы, озера Краснодарского края.Выполнил ученик 10 “А” класса МБОУ СОШ №10 Никитченко Владимир.Научный руководитель- учитель географии Лысова Марина Николаевна.
Памятники природы – редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. К ним могут относиться как отдельные «точечные произведения природ...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Сюмкиной Марины Николаевны
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Сюмкиной Марины Николаевны...
«Разработка системы итогового повторения курса 7-9-х классов, ориентированная для учащихся 9-х классов» учителя математики Кондаковой Марины Николаевны Московская область г.о. Балашиха
Итоговое повторение материала при подготовке к ОГЭ в 9 классе....
Статья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию». Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-Петербург
Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-ПетербургСтатья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию»Предмет общест...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Алёшкиной Марины Николаевны
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...
Портфолио учителя физики Алёшкиной Марины Николаевны
Портфолио учителя физики МБОУ "Курташкинская СОШ" Алёшкиной Марины Николаевны...