Конкурсная программа «В мире профессий».
методическая разработка (6 класс) по теме
расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_programma_v_mire_professiy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Большереченская средняя
общеобразовательная школа №2».
старшая вожатая Щербакова Елена Яковлевна
Конкурсная программа «В мире профессий».
Цель:
расширение знаний о мире профессий;
воспитание уважительного отношения к труду.
Задачи:
познакомить обучающихся с основными типами профессий, с формами и методами информирования о мире профессий;
показать важность и значимость профориентационной работы;
развивать внимание, мышление, творческие способности, умение работать группой (командой).
Оборудование для проведения: музыкальная аппаратура,
диски с записями песен о профессиях, микрофоны, 5 игровых столов, заготовки для коллажей, клей, маркеры, иллюстрации профессий различных типов, набор карточек с названиями профессий (СУДЬЯ, ПОВАР, УЧИТЕЛЬ, ТОКАРЬ и др.)
Оформление: на усмотрение ответственного за проведение.
Участники: обучающиеся 6-7 классов.
Предварительная работа:
Путем жеребьевки команды выбирают тип профессии, т. е. «человек -человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек -природа», «человек - знаковая система»; готовятся к конкурсной программе, опираясь на выбранный тип профессии.
Домашнее задание:
Для проведения необходимо выбрать 5 команд по 6 человек. У каждой команды, возглавляемой капитаном, должно быть название, девиз, отличительный знак.
Выбранная команда готовит:
«Рекламный ролик», т. е. выступление-представление по выбранному типу профессии, используя стихи, песни, наглядную агитацию и т. д.
Для проведения конкурсной программы необходимо пригласить ЖЮРИ. Это могут быть специалисты Центра профориентации, Центра занятости населения, Комитета по молодежной политике и спорту.
Под музыку команды поднимаются на сцену и занимают места за игровыми столами.
Конкурс «БУДЕМ ЗНАКОМЫ».
Команды представляют свое название, девиз, эмблему (отличительный знак).
Конкурс «РАЗМИНКА».
Каждой команде задаются по два вопроса.
- Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.
(Ответ: машинист - машинистка).
- Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая?
(Ответ: агроном) .
- Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел?
(Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер.)
- Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”?
(Ответ: пародистом.)
- Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию.
(Ответ: ПУ-12.)
6. Вопрос с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма “Кот Матроскин”? Назовите 3 профессии.
(Ответ: животновод, коммерсант, дояр.)
7. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой?
(Ответ: лесник).
8. Вопрос-шутка:
Мы на закате
С поля возвращались
Ядреным потом стылый воздух пах
У каждого обветрено качалось
За плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт.)
9. Назовите самую сладкую профессию.
(Ответ: кондитер.)
10. Что общего у ЭВМ с коровой?
(Ответ: Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения)).
Ведущий 1:
Любимое дело – это счастье в жизни, ее главное содержание. Именно на работе воздается людям честь и слава. Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте, и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо.
Ведущий 2:
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
- «человек — природа» - главным объектом труда являются растения, животные или микроорганизмы;
- «человек — человек» - главным предметом труда являются люди, коллективы;
- «человек — техника» - главным объектом труда являются технические системы, материалы, виды энергии;
- «человек — художественный образ» - для таких людей характерна творческая работа, связанная с воображением, искусством;
- «человек — знаковая система» - характеризуется такими предметами труда, как знаки, цифры.
Конкурс «Соотнеси правильно»
Задание этого конкурса состоит в следующем. Названную профессию необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов. Ведущий называет профессии из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия.
Группы профессий по типу взаимоотношений человека и объекта действия:
1. «Человек — художественный образ»: Скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
2. «Человек — природа»: инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.
3. «Человек — техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.
4. «Человек — человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, вожатый.
- «Человек — знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.
Конкурс «СОБЕРИ КОЛЛАЖ».
Для этого конкурса команда готовит заготовки дома. Заготовки для коллажа соответствуют выбранному типу профессии. Условия конкурса – собрать коллаж с помощью клея и заготовок.
Конкурс « Угадай профессии по описанию».
Каждая команда выбирает карточку путём вытягивания.
- Везде, где ведется строительство жилых домов, промышленных зданий и различного рода сооружений, высятся ажурные стрелы грузоподъемных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъемность — несколько десятков тонн. Вот что говорит о своей работе один из профессионалов: «Настоящий ас нашего дела может опустить многотонную деталь на спичечный коробок с такой точностью, что он даже не сомнется. Надо одинаково уметь подать и груз, и банку с водой — напиться монтажникам. Я ставлю груз с отклонением плюс-минус 5 см... Конечно, такая точность приходит не сразу, нужны большая практика и желание добиться высокого уровня мастерства». (Крановщик.)
- Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня — это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни — вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер.)
- «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат. Квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз (как, например, у лилий), их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантемы) — размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые — только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод.)
- Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка.)
- В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем несложно. А вот во Франции, например, желающий получить эту профессию подвергается серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача — установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т. д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец.)
Конкурс капитанов.
Внимание - “Черный ящик”.
В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?
(Ответ: ложка.)
- Музыканты-ложечники.
- Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой.
- Сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
Конкурс «ПОЭТИЧЕСКИЙ»
(Профессии)
ФОРМА СИНКВЕЙН
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Условия написания:
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Пример синквейна:
1.Каникулы.
2.Светлые, весёлые.
3.Гуляем, расслабляемся, спим.
4.Отдыхать – не работать!
5.Счастье!
Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
Команды представляют «РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК».
После выполнения всех конкурсов жюри подводит и объявляет результаты игры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?
(Ответ: телерепортер.)
2. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?
(Ответ: фармацевт.)
3. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. О какой профессии идет речь?
(Ответ: орнитолог.)
4. Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду?
(Ответ: официант.)
5. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов.
О какой профессии идёт речь? (Ответ: нотариус).
Конкурс пословиц и поговорок. О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?.
- Береги землю родную, как мать любимую.
- Жить — Родине служить!
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
- Куй железо, пока горячо.
- Не огонь железо калит, а мех.
- Худой сетью рыбы не наловишь.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Худая снасть и отдохнуть не даст.
- Сеть да весло — тоже ремесло.
- Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
- Зерно в косу — торопись жать полосу.
- Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
- Жать — не дремать.
- Что в котел положишь, то и вынешь.
- Недосол на столе, пересол — на спине.
- Не котел варит, а стряпуха.
- Кашу маслом не испортишь.
- Не игла шьет, а руки.
- Как скроишь, так и тачать станешь.
- Как шьется, так и носится.
- Где шьют, там и порют.
- От здоровья не лечатся.
- Не больной привередлив — боль.
- Застарелую болезнь лечить трудно.
- Болен — лечись, здоров — берегись.
- Обратная дорога всегда короче.
- Умный товарищ – половина дороги.
Возможен вариант этой конкурсной программы при использовании персонального компьютера и мультимедийной аппаратуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Грецов, А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева. - СПб.: Питер, 2008 с.: ил.
- Лопатина, А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2005. - 352 с. - (серия «Образование и творчество»).
- Ремизов, А. Профессии XXI века: Путеводитель школьника / А. Ремизов, А. Таранин. - М.: Издательство «Октопус», 2008. - 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка общешкольного мероприятия (конкурсная программа) «Парад профессий».Автор Бабенкова П.И.
Цель мероприятия:Выявить профессиональную эрудированность обучающихся.Задачи:Расширить представление учащихся об огромном и многообразном мире профессий.Сориентировать учащихся на правильный выбор про...
Конкурсная программа для 5-7 посвященная Дню птиц. Знакомит обучающихся с многообразием мира пернатых.
Знакомит обучающихся с многообразием мира пернатых. Развивает логическое мышление, творческие способности....
Конкурсная программа-викторина "Угадай профессию"
Данная конкурсная программа может послужить итоговым занятием по элективному курсу "Профориентация" для учащихся 9 класса....
Конкурсно-игровая программа "В мире красок и карандашей"
Данная конкурсно-игровая программа позволяет детям 7-12 лет расширить знания по цветоведению, развить творческие способности, организовать содержательный досуг с помощью творческих игр....
Дополнительная программа "В мире профессий"
Программа готовит старшеклассников к выбору профессий, необходимых городу Кинель Самарской области...
Конкурсная программа.Что я знаю о профессиях?
Данное мероприятие закрепляет знания учащихся о различных сферах и видов профессий....
Конкурсная игровая программа «В мире профессий»
Конкурсная игровая программа...