Конкурсная программа-викторина "Угадай профессию"
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

Шерешева Александра Ильинична

Данная конкурсная программа может послужить итоговым занятием по элективному курсу "Профориентация" для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_programma.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа

j0292020

Учитель технологии

Шерешева А.И.

     Учитель: Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверное, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, надо прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.

      В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определённости, потому что жизнь не стоит на месте и всё время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. И об этом наш сегодняшний разговор.

     Я предлагаю вам, ребята, провести наше итоговое занятие по «Профконсультации» в несколько необычной форме, в форме викторины о профессиях, во время которой вы узнаете много любопытных и новых для себя фактов. Вы не против? Нет. Ну, тогда начнём.

     «Разминка»

     Учитель: Все профессии, как известно, в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия принято подразделять на сколько категорий?

 (ответы ребят)

Правильно, на 5: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ» и «человек – знаковая система».

     Задание разминки состоит в следующем: названную профессию необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

«Ч – Х» - скульптор, искусствовед, портной, кружевница, стеклодув, фотограф, дирижёр.

«Ч – П» - метеоролог, пекарь, микробиолог, животновод, охотовед-зверовод, лесник.

«Ч – Т» - электромонтёр, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, машинист, пилот.

«Ч – Ч» - проводник пассажирского вагона, парикмахер, гид-переводчик, врач-эпидемиолог, адвокат, пионервожатый.

«Ч – З» - техник-математик, чертёжник, астроном, фармацевт, телефонист, программист.

     «Профсловарь»

     Учитель: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

- Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

- Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

- Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Корреспондент, журналист)

- Красота, волосы, ножницы, стиль, шампунь, краска, клиент. (Парикмахер)

- Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка. (Каменщик, строитель)

- Тесто, мука, печь, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло. (Пекарь)

     «Конкурс пословиц»

     Учитель: О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Военнослужащий)

- Сеть да весло – тож ремесло. (Рыбак)

- Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит. (Агроном)

- Не котёл варит, а стряпуха. (Повар)

- Как шьётся, так и носится. (Швея)

- Застарелую болезнь лечить трудно. (Врач)

     «Кто что делает»

     Учитель: А сейчас я предлагаю вам отгадать профессии по описанию. (Зачитываю описания из журнала)

     «Шуточный конкурс»

     Учитель: Предлагаю несколько шуточных вопросов, для ответов на которые вам  не только придётся вспомнить подзабытые уже сказки, но и логически поразмыслить.

  1. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми плодами. (Буратино)
  2. Головной убор оригинала с улицы Бассейной. (Сковорода)
  3. Огородная история о семейном подряде. (Репка)
  4. Рабочее место короля. (Трон)
  5. Пиявочных дел мастер. (Дуремар)
  6. Швейная принадлежность, в которой хранится смертельная опасность для долгожителей. (Игла)
  7. Специалист по одежде, для которого работа заключается «в порядке вещей». (Гардеробщик)
  8. Место работы, где люди скрывают своё лицо. (Пасека) 
  9. Кто на все руки мастер? (Перчаточник)

«Что это за профессия»

Учитель: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ из трёх предложенных является правильным.

  1. Логист - …

- занимается логикой;

- специалист по управлению транспортировкой продукции;

- организует конференции и научные саммиты.

Комментарий

Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает всё больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

  1. Веб-мастер - …

- работает на компьютере;

- разрабатывает программы;

- работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

      Комментарий

     Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадёт, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

  1. Маркетолог - …

- работает на рынке ценных бумаг;

- тот, кто изучает рынок;

- тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

 «Подумай – ответь»

Учитель: В наше время растёт спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалёком будущем и вы, надеюсь, пополните их ряды. А пока ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Кто из русских царей владел четырнадцатью ремёслами? (Пётр 1)
  2. Кем по профессии был А.П.Чехов? (Врачом)
  3. Что общего в обслуживании коровы и ЭВМ? (Их обслуживает оператор)
  4. Назовите профессию, изменение окончания в названии которой совершенно меняет её назначение. (Машинист – машинистка)
  5. В каждой группе слов назовите лишнее

(2 карточки вывешены на доске)

6. Определите какое слово из данного ряда к какой паре слов надо присоединить.

(карточка на доске)

«Алфавит»

Учитель: Много ли вы знаете профессий? Попробуйте быстро вспомнить профессии, начинающиеся на буквы: «м», «н», «с».

«Собери пословицу»

Учитель: Я вам сейчас раздам наборы слов, сложив которые, у вас получатся пословицы о труде.

(Кто не работает, тот и не ест)

(Есть терпенье – будет и уменье)

(Глаза страшатся, а руки делают)

«Музыкальный»

По прозвучавшим отрывкам из песен участники конкурса должны отгадать профессии, которым посвящены песни.

Анкета «Вы и безработица»

Учитель: Вам предлагается ответить на десять вопросов. Из трёх вариантов ответов на каждый вопрос вы должны будете выбрать те, которые больше всего соответствуют вашим личным представлениям и привычкам.

  1. Что бы вы предпочли…

а) быть капитаном торгового судна;

б) стать космонавтом;

в) быть музыкантом?

  1. Если вы увидите человека в опасности…

а) броситесь спасать его даже с риском для жизни;

б) лихорадочно обдумываете все возможности его спасения;

в) зовёте кого-нибудь на помощь.

  1. Какую игру вы предпочитаете?

а) карты;

б) домино;

в) разгадывание кроссвордов.

  1. Когда звонит телефон, вы сразу думаете, что…

а) вас ищут из школы;

б) о вас вспомнил приятель;

в) случилось какое-то несчастье.

5. Если пожилой человек что-либо рассказывает вам, то…

а) вы просите у него рассказать о подробностях;

б) скучаете;

в) прерываете его или уходите.

  1. Если вы находитесь в обществе знакомых…

а) вы от души развлекаетесь;

б) скучаете;

в) думаете о своём.

  1. Если вы попали в трудное положение…

а) вы советуетесь со школьными друзьями;

б) делитесь с родителями, родными;

в) никому ничего не рассказываете.

  1. Если вы оказались вовлечёнными в спор…

а) упорствуете, пока противники не отступят;

б) ищите решение, устраивающее всех (компромисс);

в) уступаете перед упорством других.

  1. Вы просыпаетесь утром и обычно чувствуете…

а) бодрость;

б) зависть к тем, кто ещё спит;

в) готовность сразу идти в школу учиться.

  1. Своё свободное время вы заполняете…

а) занятиями спортом;

б) встречами с друзьями;

в) чтением.

(После того, как все заполнят анкету, на доске размещается лист с « результатами» и зачитывается «Оценка ответов»)

«Оценка ответов»

70-100 очков. У вас есть возможность добиться успехов в жизни и не остаться без работы. В вашем характере хорошо сочетаются эмоции и разум, личные интересы и общественные, готовность к действию и размышлению.  

35-69 очков. Вы обладаете качествами, необходимыми для утверждения в обществе, на работе. Но вам нужно научиться лучше контролировать себя и не допускать, чтобы ваши действия были непродуманными, носили конфликтный характер. Иначе ваш характер не замедлит сказаться на отношении к вам на работе.

30-34 очка. Вам нужно повышать веру в себя и становится более открытым перед окружающими. Только так вы сможете стать нужным специалистом.

(Вместо этого теста можно предложить тест «Выбор сделай сам» или «Злостные стереотипы, или почему нам мешают наши мысли» - разработка, стр.93-94)

(В конце можно предложить и такое задание: «Подумайте, какие черты человека, воспитанные в детстве, помогают в условиях рыночной экономики, а какие мешают», лист с чертами человека вывешивается на доске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"

Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....

Моя будущая профессия (конкурсная работа)

Работа ученицы, участвующей в муниципальном конкурсе сочинений "Моя будущая профессия" среди обучающихся 8 - 9 классов....

Конкурсная профориентационная программа "Грани профессии"

Конкурсная профориентационная программа "Грани профессии" - универсальная. Интерактивная форма работы.Хорошо проводить для среднего и старшего школьного возраста....

Разработка общешкольного мероприятия (конкурсная программа) «Парад профессий».Автор Бабенкова П.И.

Цель мероприятия:Выявить профессиональную эрудированность обучающихся.Задачи:Расширить представление учащихся об огромном и многообразном мире профессий.Сориентировать учащихся на правильный выбор про...

Конкурсная программа «В мире профессий».

расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....

Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»

Конкурсно-развлекательная программа "Почётная профессия - Родину защищать»...

Конкурсно-развлекательная программа "Калейдоскоп профессий"

Познавательно-развлекательная программа по профориентации.Конкурсно-игровая программа "Калейдоскоп профессий"    Цель: ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий.   З...