Дополнительная программа "В мире профессий"
календарно-тематическое планирование (9, 10, 11 класс) на тему
Программа готовит старшеклассников к выбору профессий, необходимых городу Кинель Самарской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_mire_professiy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 11г. Кинеля О. А. Лозовская __________ «____»__________20_ г. |
|
Программа
по профориентации учащихся
«В мире профессий»
Возраст детей 14 – 16 лет
Срок обучения: краткосрочная
Автор:
педагог дополнительного образования
Афонина Т. Д.
1 квалификационная категория
Кинель 2014 г.
Пояснительная записка.
Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся ГБОУ СОШ №11 г. Кинель Самарской области по социальному заказу администрации ГБОУ СОШ №11.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Программа представляет собой объединенный замыслом целый комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения учащихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей(письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 18 – 44);
- Приказа № 10 08 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г) в СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля
II. Актуальность программы состоит в том, что сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Не секрет, что при сохранении престижа высшего и средне - специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «В мире профессий».
Новизна программы заключается в том, что старшеклассники в рамках общения со студентами, педагогами, мастерами производственного обучения смогут познакомиться с профессиями, которые традиционно пользуются спросом на рынке труда. При этом знакомство с каждой из представленных профессий будет происходить не только через устный рассказ, но и в учебных мастерских во время практических занятий студентов.
III. Цель и задачи Программы
Цель:
- Оказание педагогической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе профиля обучения;
- Создание системы действенной профориентации старшеклассников, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Образовательные задачи:
- Оказать педагогическую поддержку в процессе приобретения обучающимися представлений о профессии;
- Создать условия для изучения обучающимися своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации;
- Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии.
Развивающие задачи:
Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся, их самооценки через включение в мероприятия по знакомству со спектром профессий, которые можно приобрести в городе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать убежденность в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с учетом потребностей города в кадрах.
Особенности программы:
Данная программа рассчитана на детей 8 – 11 класса Основную часть обучающихся составляют дети 9 классов. Рассчитана на 72 часа, при этом предполагает сменность групп во втором полугодии учебного года.
Основные принципы, идеи и мотивы построения программы
- достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Организация образовательного процесса
Методы:
- Словесный метод
- Наглядный метод
- Инструктивно – репродуктивный метод
- Метод проектов
- Индуктивные и дедуктивные методы
Формы:
- Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия
- Практическое занятие, викторина, консультация
- Решение проблем с помощью педагога, работа в музеях, библиотеках, конференциях
- Самостоятельная деятельность обучающихся
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Профессиональное образование в городе Кинель | 41 | 9 | 32 |
2 | Предприятия малого бизнеса города | 31 | 5 | 26 |
Итого | 72 | 14 | 58 |
Содержание программы.
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1 Вводное. Инструктаж по технике безопасности во время практических занятий.
Раздел 2. Профессиональное образование в городе Кинель
Глава 1.Рабочие профессии.
Занятие 2. Структура образовательных учреждений на территории г. о. Кинель. Учреждения профессионального и средне – технического образования на территории г. о. Кинель.
Занятие 3 Я выбираю профессию, профессиональные интересы.
Занятие 5 – 7 Практика Экскурсия в ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Общее знакомство с учебным заведением.
Занятие 8 Необходимость рабочих профессий в жизни города.
Глава 2. Профессии сельскохозяйственной направленности
Занятие 9 Профессии сельскохозяйственной направленности ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум».
Занятие 10 - 11. Экскурсия на факультет «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Общее знакомство с факультетом.
Занятие 12 – 13 Знакомство с материальной базой факультета «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Мастер класс студентов факультета по изучению правил дорожного движения на тренажере. Практикум на тренажере для обучающихся ПС ДОД.
Занятия 14 – 15 Экскурсия на факультет «Мастер сельскохозяйственного производства» ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Знакомство с современной технической базой фермера.
Занятия 16 – 17 Экскурсия на факультет «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Техническое оснащение факультета.
Занятие 18. Создание презентаций по собранным материалам о профессиях сельскохозяйственной направленности ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум».
Глава 3 Профессии железнодорожной направленности.
Занятия 19 - 20 Профессия помощник машиниста локомотива Экскурсия на факультет «Машинист локомотива»
Занятие 20 – 22 Практика. Предприятия железнодорожного транспорта на территории города Кинель. Экскурсия в локомотивное депо станции Кинель
Занятие 23 – 25 Практика Предприятия железнодорожного транспорта на территории города Кинель. Экскурсия в вагонное депо станции Кинель.
Занятие 26 Создание презентаций о железнодорожных профессиях.
Глава 4. Профессии сферы обслуживания.
Занятие 27 - 28 Профессии повара, кондитера. Практика. Экскурсия на факультет «Повар, кондитер» ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Мастер класс студентов - поваров по правилам сервировки стола (примерная тема).
Занятие 29 – 30 Мастер класс студентов – кондитеров по изготовлению кондитерского изделия.
Занятие31 – 32.. Профессии продавца, контролёра – кассира. Экскурсия на факультеты «Продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, контролёр – кассир», «Коммерсант в торговле»
Занятие 33. Создание презентации о профессиях сферы обслуживания по материалам экскурсий и мастер классов.
Глава 3. Организации МЧС и связанные с ними профессии на территории города Кинель.
Занятие 34. Чрезвычайные ситуации в жизни города. Организации МЧС города.
Занятия 35 – 36 Экскурсия в 34 ПСО. Знакомство с организацией работы по ликвидации последствий пожаров на территории городского округа Кинель.
Занятия 37 – 40 Создание проектов по тематике «Безопасная жизнь». Участие в общественно значимых акциях города по пропаганде правил пожарной безопасности.
Раздел 2 Предприятия малого бизнеса города
Занятие 41. Что такое малый бизнес
Занятие 42 Организация работы в предприятиях малого бизнеса на примере ИП «Такса» (школа курсов)
Занятие 43 – 44 Практика. Экскурсия в «Таксу» с целью общего знакомства с организацией работы.
Занятие 45. Что такое стиль в причёске
Занятие 46 - 49. Практика. Мастер - класс « Мы - модели в разработке причёски для школы, деловой встречи и т. п.»
Занятие 50 – 60 Практика. Мастер – класс «Мы - модели в разработке причёски для торжества, праздника. Практические приёмы ухода за волосами»
Занятие 61 Косметика для подростков
Занятие 62 – 64 Практика. Мастер – класс «Визаж + костюм»
Занятие 65 – 71 Практика. Подготовка и проведение показа «Стиль современного подростка»
Занятие 72 Подведение итогов.
Примечание. В случае невозможности посещения предприятия железнодорожного транспорта (например, плохие погодные условия), экскурсия заменяется просмотром презентации о данном предприятии.
Ожидаемые результаты к концу обучения
Образовательные:
- Получение представления о спектре востребованных на рынке труда профессий;
- Приобретение знаний об образовательных учреждениях г. о. Кинель, на базе которых можно получить необходимые профессии.
Развивающие:
Выбор обучающимися профиля, который будет произведён с учётом имеющихся ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом
Воспитательные:
Воспитание целеустремлённости для достижения поставленной цели, а именно, овладения привлекательной и необходимой городу профессии.
Получение универсальных образовательных действий при выборе профессий:
Личностных – сделать выбор профессии осмысленным, увязав её с реальными жизненными целями и ситуациями:
Регулятивных – обеспечить возможность управления выбора профессии посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий:
Коммуникативных – обеспечить возможность сотрудничества с педагогом, родителями, со сверстниками при выборе профессии;
Познавательных – научиться включать действия поиска, исследования, структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания при выборе профессии.
Методическое обеспечение программы:
- Дополнительная образовательная программа «В мире профессий»;
- Методическая литература;
- Интернет- ресурсы
- Книги, журналы, содержащие материал по профориентации
- Материалы периодических изданий «Кинельская жизнь», «Неделя Кинеля», «Междуречье»
- Проекты и презентации к ним по темам: «Профессии вокруг нас»
- Прайсы и информационные материалы о ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум», и ЧП «Такса».
- Видео и фотоматериалы о лучших по профессии предприятий в городе Кинель
- Инструкции по технике безопасности.
Материальное обеспечение программы
Помещение, 2 компьютера, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат.
Список литературы и Интернет - ресурсы
Для педагога:
- Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блонский - М.6 - 1994. - 262с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998.- 543с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2003. -312с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.
- Возрастная и педагогическая психология / сост. И.В. Дубровина, А.М, Прихоожан, В.В. Зацепин. - М.,1999. - 320с.
- Социальная работа: Словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко.— М.: «Контур», 1998. – 480 с.
- Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с анг. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – 318 с.
- Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688с.
- Швандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Швандрин. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 544с.
- Быков О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты./Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2000.- с. 13-15.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
- Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации). - М.: ЦДЮТ "Бибирево", 2001.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2009.
- Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная пресса, 2008.
- Педагогические технологии: Учебное пособие. Автор-составитель Сальникова Т.П. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Для обучающихся и родителей
- Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.
- Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236
- Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007. - N 10. - С. С. 228-229.
- Васильева М. Молодым везде у нас засада: продавцы автомобилей терпеть не могут обучать стажеров: о профессии продавца автомобилей //Труд. - 2008. - 20 окт. (N197). - С. 8.
- .Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
6 Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с.
7. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 203с.
8. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения ста14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире профессий. "Профессия - ветеринар"
В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...
Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии
Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...
Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов
Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"
Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...
программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы....