Час общения!
методическая разработка (7 класс) по теме

Час общения для учащихся VII-IX классов

 

            Желание быть счастливым вынуждает человека задумываться о жизни, способах её устройства, средствах организации собственного поведения в ситуациях ежедневного общения.

            Забота о счастье ребёнка в процессе школьного воспитания способствует максимальному развитию личности школьника, реализации его способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни.

            Неумение проживать счастье в повседневной жизни приводит к негативным последствиям в поисках острых ощущений и переживаний. Ребёнок может уйти за пределы реальной жизни (увлечение мистикой, употребление наркотиков, антиобщественное поведение). Умение проживать счастье во всех проявлениях – залог плодотворного развития личности детей, их достойного становления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Я СЧАСТЛИВ!

Час общения для учащихся VII-IX классов

        Желание быть счастливым вынуждает человека задумываться о жизни, способах её устройства, средствах организации собственного поведения в ситуациях ежедневного общения.

        Забота о счастье ребёнка в процессе школьного воспитания способствует максимальному развитию личности школьника, реализации его способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни.

        Неумение проживать счастье в повседневной жизни приводит к негативным последствиям в поисках острых ощущений и переживаний. Ребёнок может уйти за пределы реальной жизни (увлечение мистикой, употребление наркотиков, антиобщественное поведение). Умение проживать счастье во всех проявлениях – залог плодотворного развития личности детей, их достойного становления.

Цель:  содействовать развитию способности проживать счастье жизни во всех его проявлениях.

Задачи: формировать позитивные установки на окружающую действительность, учить анализировать жизненные ситуации с точки зрения счастливого человека; стимулировать нравственно-ценные мотивы поведения; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Время проведения (до 120 мин) может варьироваться в зависимости от количества групп.

Участники (15-30 человек) сидят по кругу.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.С.Макаренко

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й чтец.        

Человек, как звезда, рождается средь неясной, туманной млечности, в бесконечности начинается и кончается в бесконечности... поколеньями созидается век за веком земля нетленная. человек, как звезда, рождается - чтоб светлее стала вселенная. Д. Голубков

Учитель. Мы поговорим о счастье и постараемся ответить на вопросы: «Что такое счастье? Когда человек испытывает счастье? Как воспитать в себе способность проживать счастье?»  

Игра «Подари цветок». (Игра направлена на сплочение коллектива, установление доброжелательных отношений между участниками занятия).

        Каждый участник по кругу передаёт цветок соседу, сопровождая фразой: «Я дарю тебе

этот цветок, потому что...».

Учитель. По словам В. Солоухина, «...имеющий в руках цветок плохого совершить не может». Что испытывали вы во время этого упражнения? (Ответы детей, вручавших цветок, получавших цветок.)

Приятно обмениваться хорошими словами, дарить друг другу улыбки, цветы. Сразу поднимается хорошее настроение.

Игра «Поменяемся местами». (Игра направлена на создание атмосферы сотрудничества, на сплочение коллектива).

Учитель. Я приглашаю поменяться местами: тех, кто любит путешествовать; кто вчера получил хорошую отметку; у кого есть домашние животные; кто никогда не опаздывает; тех, кто с нетерпением ждёт школьных каникул; кто регулярно делает утреннюю гимнастику; кто

любит отдыхать на природе; кто сегодня готов к сотрудничеству.

По завершении игры учащиеся занимают свои места.

Участники разбиваются на группы (5 групп по 6 человек в каждой).

Подготовлено 30 карточек (по 5 одинаковых). На них написаны положительные эмоции (радость, восхищение, удовлетворённость, восторг, гордость). Участники занятия берут из шкатулки по одной карточке, затем объединяются в группы по совпадению слов.

 

Работа в группах «Рассуждаем о счастье».

Учитель. Я приглашаю вас занять места за столами согласно выбранным карточкам. Скажите, каким образом эти слова, обозначающие определённые эмоции, связаны с темой нашего занятия? (Ответы детей.) Счастливый человек испытывает хотя бы одно из перечисленных чувств.

Счастье - это философское понятие. И однозначно ответить на вопрос: «Что такое счастье?» - нельзя. С. И. Ожегов в своём словаре даёт следующее определение: «Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Многие великие люди высказывались о счастье. На каждом столе лежит одно из таких высказываний. После обсуждения в группах вам нужно будет объяснить, как вы поняли смысл высказывания. На работу вам отводится 7 минут, после чего каждая группа должна будет представить своё мнение.

Все задания по ходу мероприятия выполняются под лёгкую музыку.

  1. Счастье есть радость, а радость - в красоте. Она есть очаг всех творческих сил человека. Н. Рерих.
  2. Подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовать их, иметь мечту и воплощать её в жизнь. Б.Лихачёв.
  3. Счастье - это душевное равновесие, «атмосфера души», радость, доверие, ответственность. О. Казанский.
  4. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми.  

В. Сухомлинский

  1. Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

Гельвеций

  1. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик. А. Моруа
  2. Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты. Конфуций
  3. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

  1. Высшее счастье в жизни - это уверенность в том, что вас любят, любят ради вас самих.  В. Гюго

Презентация итогов групповой работы.

Учитель. Счастье многогранно, зависит от ценностных установок человека, от личностных взглядов на жизнь. Образ счастья крайне индивидуален и разнообразен по форме. Тайна счастья скрыта в реальности отношения к жизни.

Игра «Калоши счастья».

Учитель. Человек нашёл «калоши счастья» и, надев их, стал счастливым: получил вдруг то, чего хотел. Его выбор будут комментировать фея Счастье и фея Несчастье.

Участник выходит, надевает «калоши счастья», затем выбирает карточку из предложенного веера, читает её содержание.

  1. Ты стал самым красивым в школе.
  2. Ты нашёл много денег.
  3. Ты, наконец, научился играть в шахматы.
  4. Тебе подарили интересную книгу.
  5. Ты помирился со своим другом.
  6. Тебе подарили дорогие кроссовки.

Рядом стоящие фея Счастье и фея Несчастье комментируют ситуацию, начиная фразу словами: «Какое счастье, что ты...» и «Какое несчастье, что ты...». Играющий благодарит фей за высказанное мнение, собственную точку зрения он выскажет после оценки всех ситуаций.

Играющие могут поочерёдно сменять друг друга, но не исключён вариант, когда все подарки «калош счастья» получает один. Главное - вывод, который сделают участник/участники.

После окончания игры своё мнение высказывают участники (играющие и феи), а затем зрители.

Высказывания учащихся.

Учитель. Обе феи по-своему правы. К одному и тому же событию можно отнестись по- разному. Всё зависит от внутреннего мира человека, от его отношения к действительности. Нужно уметь анализировать любую жизненную ситуацию. И всегда выигрышными остаются настроенность на позитив, оптимизм. Неприятно, когда твоё состояние радости, счастья пытаются разрушить, омрачить.

Работа в группах. Упражнение «Предмет как агент счастья».

Учитель. Один и тот же предмет может раскрыть нам многообразие счастья.

Представители от каждой группы выбирают из корзины рисунок одного предмета (велосипед, букет цветов, скрипка, мяч, пирог, дерево, комнатный цветок, блокнот), затем в группе обсуждают, какое счастье, какую радость может принести этот предмет. Рассуждения (рисунки, схемы, записи) могут быть оформлены на листах ватмана, заранее разложенных на столах.

Например, пирог - счастье от того, что я сама его испекла; он очень вкусный; его можно подарить; с пирогом можно устроить семейное чаепитие (с друзьями); он может доставить радость не только мне.

Презентация итогов групповой работы.

Представлять итоги работы может как один участник, так и коллектив.

Учитель. Любой предмет может стать причиной счастья, если человек способен увидеть его в нём. Нужно уметь находить счастливые стороны в повседневных проявлениях и многообразии жизни, уметь радоваться действительности и доставлять радость окружающим.

2-й чтец.

Не жалейте для друзей и близких радости.

Слово доброе порою слаще сладости:

Сострадание в очах как откровение, -

Значит, вы готовы к подвигу спасения.

Одаряя хлебом птицу, пса бездомного,

Станьте частью мироздания огромного.

И иссякнет бездна зла и равнодушия,

Яркий, добрый мир вокруг светло закружится. Л. Заболоцкая

Учитель. На любое событие в жизни, любое обстоятельство можно посмотреть с разных точек зрения.

Упражнение «Всё к лучшему».

Представители групп выбирают ситуацию из корзинки, она обсуждается в группах (5 мин) и предлагаются варианты её завершения.

  1. Жара длится уже целые две недели. Как это хорошо, потому что...
  2. Огромную кипу книг мне надо перечитать к докладу. Это просто замечательно, потому что..,
  3. Мы проиграли в спортивных соревнованиях, Но в целом это даже хорошо, потому что.,,
  4. Как долго до еле дующего праздника. Это лря мо везенье для нас, потому что.,.
  5. У меня плохая отметка по контрольной. Хорошо, что так получилось, потому что.,,
  6. У меня сломался компьютер. Это прекрасно, потому что..,

Презентация итогов групповой работы.

Учитель. В неприятном может быть скрыта радость. Неудача становится залогом будущих достижений, может предостеречь от ошибок. Величие человека состоит в умении поворачивать неудачи так, чтобы в них раскрывалась радость. Нужно уметь смотреть на жизнь оптимистично.

Именно потому, что счастье - это внутреннее состояние человека, только самому человеку и дано судить о собственном счастье.

Индивидуальная работа «Цветок счастья».

На столах лежат цветки, состоящие из 5 лепестков. Участники составляют цветки счастья. Каждый на лепестках цветка пишет по одному желанию, отвечая на вопрос: «Что же нужно мне, чтобы быть счастливым?» (7 мин).

Презентация итогов индивидуальной работы.

Учитель. Свои желания вы уже определили. А теперь оторвите по одному лепестку и подумайте, что же нужно делать уже сейчас, чтобы то, о чём вы написали, приближалось, созидаемое собственными усилиями.

На обдумывание/подготовку отводится 1 мин. Обязательно выслушиваются все желающие высказаться.

Работа в группах «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».

Учитель. Каждый человек способен сам творить своё счастье. Счастье - это не дальняя перспектива. К нему нужно стремиться всегда и собственными усилиями приближать.

        Вам известно выражение «Остановись мгновенье! Ты прекрасно!» Оцените моменты школьной жизни, запечатлённые на фотографиях (7 минут)

  1. В туристическом походе.
  2. Семейный школьный праздник.
  3. Спортивные соревнования.
  4. На уроке.
  5. Благоустройство школьного двора.
  6. Театральная постановка.

Учитель. В жизни есть бесконечное множество событий, которые дарят счастье и радость. Нужно только уметь это видеть и чувствовать. От умения выстроить взаимоотношения с людьми зависит счастье каждого.

Работа в группах «Рисуем счастье»

Учитель. А сейчас я хочу вам предложить нарисовать счастье.

Рисунок создаётся коллективно в каждой группе, даётся ему название (10 мин).

Презентация работ

Все работы вывешиваются для просмотра. Участники рассаживаются в круг.

Учитель. Сегодня мы учились быть счастливыми, радоваться окружающей действительности. Думаю, каждый из вас понял, что способность быть счастливым - не врождённое качество, оно не передаётся по наследству и не вручается родителями или педагогами, оно формируется в процессе всей жизни, во взаимодействии человека с окружающим миром. Учитесь быть счастливыми всегда, радуйтесь жизни, стремитесь к счастью, чтобы на внутренний философский вопрос: «Я счастлив?» - каждый из вас мог с уверенностью ответить: «Я счастлив!»

Рефлексия «Я счастлив...».

Учитель бросает мяч участнику. Тот, кто поймает мяч, завершает фразу: «Я счастлив, потому что...».

Учитель. Будьте счастливы, дарите счастье окружающим!

Звучит запись песни «Птица счастьям Участники мероприятия покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....