«Элементы общения. Общение с аудиторией»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 25_met_ruk_prepodavatelya.doc62 КБ
Microsoft Office document icon 25_met_ruk_studentov.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Элементы общения. Общение с аудиторией».

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Время: 90 минут

Цели занятия:

Учебная: 

Систематизировать опорные знания:

об этапах подготовки публичного выступления;

о композиции публичного выступления;

о приёмах изложения и объяснения материала;

о  приёмах стимулирования внимания и интереса;

о видах аргументов.

Сформировать умения и навыки:

создавать тексты публицистического стиля речи и выступать перед аудиторией.

Развивающая: 

развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

развивать внимание, память, познавательные способности;

развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная: 

формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Оснащенность: метод. разработки для преподавателя и учащихся.

 Учебные места: кабинет для практических занятий.

Литература:

Основная:

«Русский язык и культура речи»: учебник, высшее образование, под ред. проф. О.Я.Гойхмана, Коллектив авторов, 2005 г.;

Дополнительная: 

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

План занятия.

I.   Организационный момент.                                                                                               -  1 мин.

II. Мотивация занятия.                                                                                                     -  2 мин.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:                              

Проверка исходного уровня знаний:  

Текущее тестирование.                                                                                   - 15 мин.

2. Формирование новых представлений и знаний.                                        

      1) Сообщение преподавателя                                                                   - 5 мин.    

      2) Самостоятельная работа с теоретическим материалом                                         - 25 мин.

3. Формирование умений и навыков                                                

Выполнение практических заданий                              

с последующей коллективной проверкой                                                            - 40 мин.

IY. Подведение итогов занятия.                                                                                                 -  1 мин.

 V. Домашнее задание                                                                       -  1 мин.                                

Ход занятия.

Время

(мин.)

Элементы занятия.

Учебные вопросы.

Формы и методы обучения.

 

Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.

I.





1





Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).


Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки.

II.


2

Мотивация к изучению новой темы.

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого человека. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенных именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться того, что называется воздействием.

Учащиеся записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.


1.




2.

3.




4.


5




5

25




40

Проверка исходных знаний.

Текущее тестирование (Приложение 1).



Формирование новых знаний и представлений

1. Сообщение преподавателя.

2. Самостоятельная работа с теоретическим материалом

(Приложение 2).


Формирование умений и навыков

Выполнение практических заданий № 1, 2, 3, 4, 5 (устно)  с последующей коллективной проверкой.

Ознакомление с материалом, предложенным в заданиях

№ 6, 7.

(Приложение 3).


Учащиеся выполняют задание, сдают на проверку.


Учащиеся записы-вают основные по-ложения темы.



Учащиеся индивидуально, в группах выполняют практические задания.

IV.

1

Подведение итогов занятия. 

Учащиеся задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия.

V.


1

Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

Выполните задание (по выбору) №. 8.


Учащиеся записывают д/з

ЭТАЛОН к текущему тесту.

4

4, 5

1, 2, 3

1, 2, 3, 4, 5

1, 4, 8

2

1

4

3

 5

Государственное учреждение медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                    Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам. директора по УР:                                                                   Протокол №_________________

                                                                                                         Председатель ЦМК:

__________________                                                                    ______________________

О.И. Кондратович                                                          Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Элементы общения. Общение с аудиторией».

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I

Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

Курc - II

Семестр - 3

                                                                                  Составитель:

                                                                                                   преподаватель ГМУБ:

                                                                                        М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год



Предварительный просмотр:

Тема: «Элементы общения. Общение с аудиторией».

Актуальность: Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого человека. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенных именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться того, что называется воздействием. Медицинскому работнику нередко приходится выступать перед аудиторией с сообщениями – на оперативках, собраниях, конференциях. Чтобы делать свои выступления более действенными, убеждающими и формирующими у людей правильное отношение к общественной жизни и конкретным делам, необходимо ориентироваться в социально-содержательных особенностях и речевых чертах публицистического стиля речи.

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать:

этапы подготовки публичного выступления;

композицию публичного выступления;

приёмы изложения и объяснения материала;

приёмы стимулирования внимания и интереса;

виды аргументов.

Уметь:        

   -     выступать перед аудиторией.

Продолжительность занятия: 90 минут

Вид занятия: практическое

Место проведения занятия: кабинет для практических занятий

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Оснащенность: метод. разработки для преподавателя и учащихся

Литература:

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр.  98 – 102.

План занятия.

I.   Организационный момент                                                                                              - 3 мин.

II. Проверка исходных знаний                  

      Текущее тестирование                                                                                           - 15 мин.

III. Сообщение преподавателя                                                                                      - 5 мин.

IY. Самостоятельная работа учащихся  

с теоретическим материалом                                                                                   - 25 мин.

Y Выполнение практических заданий                                                                                

    с последующей коллективной проверкой                                                                  - 40 мин.

YI. Подведение итогов занятия. Домашнее задание                                                   - 2 мин.

Методические указания  для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент.  

1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для    теоретического материала и  практических заданий.  

2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.

    Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.

II. Проверка исходных знаний по теме.

Текущее тестирование (Приложение 1).

Выполните задание, сдайте на проверку преподавателю.

III. Сообщение преподавателя.

Прослушайте сообщение преподавателя.

III. Самостоятельная работа с теоретическим материалом (Приложение 2).

Прочитайте материал, представленный в блоке информации, законспектируйте основные положения.

IY. Выполнение практических заданий с последующей коллективной проверкой.

Откройте практическую часть (Приложение 3) и выполните задания №  1, 2, 3, 4, 5. Коллективная проверка.

Ознакомьтесь с материалом, предложенным в заданиях № 6, 7.

Y. Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

2. Выполните задания (по выбору) № 8.

Приложение 1

ТЕКУЩИЙ ТЕСТ.

Что является целью публицистического  стиля речи? Выберите правильный ответ:

передавать знания;

давать указания;

передавать чувства, эмоции;

убеждать людей.

Какая функция речи реализуется в публицистическом стиле? Выберите правильный ответ:

общение;

сообщение-объяснение;

сообщение-инструктирование;

воздействие.

убеждение.

Какие типы речи могут  использоваться в публицистическом стиле?

монолог;

диалог;

полилог.

Какие языковые средства из названных характерны для публицистического  стиля речи?

слова нейтральные, книжные;

слова в переносном значении;

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

риторические вопросы;

эмоционально-экспрессивная лексика;

канцеляризмы;

Выберите жанры публицистического стиля речи:

заметка;

характеристика;

аннотация;

очерк;

отзыв;

доклад;

реферат;

статья в газету;

заявление.

Что такое заметка? Выберите правильный ответ:

краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых;

краткое сообщение о каком-то важном и новом факте;

сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой;

живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события);

предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

Что такое очерк? Выберите правильный ответ:

краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых;

краткое сообщение о каком-то важном и новом факте;

сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой;

живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события);

предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

Что такое репортаж? Выберите правильный ответ:

краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых;

краткое сообщение о каком-то важном и новом факте;

сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой;

живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события);

предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

Что такое статья (в газету)? Выберите правильный ответ:

краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых;

краткое сообщение о каком-то важном и новом факте;

сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой;

живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события);

предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

Что такое интервью? Выберите правильный ответ:

краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых;

краткое сообщение о каком-то важном и новом факте;

сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой;

живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события);

предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

Приложение 2.

БЛОК ИНФОРМАЦИИ 

Старый английский афоризм гласит:

«Есть люди, которых нельзя слушать,

есть люди, которых можно слушать,

и есть люди, которых нельзя не слушать

Введение. Ораторское искусство

Термин ораторское искусство пришел из латинского языка (oratoria).

Его аналоги:

греческое слово риторика;

русское слово красноречие.

Ораторское искусство – 1. Высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

2. Искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Устное публичное выступление (с лекцией, докладом).

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь

Публичная речь произносится с цель информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.).

Признаки публичной речи:

устная форма общения;

монологичность;

возможны элементы диалога («обратная связь»: общение, установление контакта со слушателями);

композиционное построение высказываний;

относительная смысловая завершенность;

взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением (наличие разговорных элементов, импровизация оратора);

невербальные средства общения (интонация, громкость голоса, тембр речи, её темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

Основные умения и навыки оратора:

навык отбора литературы;

навык изучения отобранной литературы;

навык составления плана;

навык написания текста речи;

навык самообладания перед аудиторией;

навык ориентации во времени;

умение самостоятельно подготовить выступление;

умение доходчиво и убедительно излагать материал;

умение отвечать на вопросы слушателей;

умение устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией

и т.д.

Этапы подготовки устного выступления:

докоммуникативный

коммуникативный

посткоммуникативный

Докоммуникативный

определение темы речи (заданной, рекомендованной, самостоятельной)

определение направленности речи (информационная, агитационная, убеждающая, побуждающая, воодушевляющая, развлекательная);

выбор названия выступления;

оценка состава слушателей (однородна или неоднородна аудитория, социальный состав, образовательный уровень, возраст и мн. другое);

оценка обстановки (место, время);

создание рабочего плана (он необходим в процессе подбора материала);

работа над теоретическим и фактическим материалом (насыщенность речи теоретическим и фактическим материалом зависит от темы речи и состава слушателей. В докладе (лекции) требуется приводить множество фактов, чтобы доказать свои положения и убедить слушателей. Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают её конкретной, предметной, доходчивой, убедительной);

оформление текста речи (существует несколько вариантов оформления текста речи: запись всего текста выступления; подробный конспект; можно ограничиться тезисами; можно набросать план (развернутый или краткий);

репетиция речи (особое внимание уделить литературному произношению, соответствующему произносительным нормам).

Коммуникативный

В процессе подготовки лекции или доклад также следует использовать знания

композиции речи:

вступление (в нём нужно обрисовываются цели и задачи речи).

главная часть - содержание (использование логических форм изложения ( анализ (расчленение объектов), синтез (соединение частей объекта в целое), сравнение (установление сходства или различия), обобщение (объединение отдельных предметов в некотором понятии); использование аргументов для обоснования каких-либо положений и др.).

конец речи (обобщение, подведение итогов, повторение основных тезисов, постановка каких-либо задач и др.).

Поведение оратора во время выступления включает:

реализацию норм культуры речи (см. темы 2 – 17: «Нормы РЛЯ»);

поведение оратора (телодвижения, жесты оратора).

Существует три способа выступления:

чтение текста речи;

воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов;

свободная импровизация.

Следует учитывать: читают обычно речи, от содержания которых нельзя отступать:  это доклады официального содержания. А лекции обычно произносятся (т.к., читая речь, выступающий рискует потерять контакт с аудиторией и не сможет воздействовать на аудиторию.

ПРИМЕЧАНИЕ: Например, можно начать лекцию, читая рукописный текст, но время от времени, оставив рукописный текст, более детально разъяснять некоторые идеи, как бы размышляя вслух, т.е. сделать своё чтение сплошным. А периодически прерывать его свободной речью.

        Можно всё время держать перед собой написанный текст, но так незаметно пользоваться рукописью. Так тонко интонировать фразы, что это будет совсем не похоже на чтение. Успех такой лекции объясняется тем, что текст читается незаметно и очень выразительно.

        Выступающему нужно владеть своим голосом, уметь сделать его соответствующим содержанию речи. Провал ораторов, читающих текст своего выступления, во многом объясняется тем, что речь их становится быстрой, монотонной и утомляет слушателей. Некоторые любители чтения с трибуны очень волнуются, голос их передаёт растерянность, дрожит, прерывается и по своей эмоциональной окраске совершенно не соответствует содержанию речи. Другие, наоборот, спокойны (текст-то перед глазами, думать ни о чём не нужно), поэтому голос у них невыразительный, равнодушный: такой же равнодушной остается и аудитория: оратор передал своё настроение, выступление получилось формальным: речь сказана, но слушатели её не восприняли.

        

Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок. Но для того, чтобы его приобрести, не надо читать. Можно держать перед собой план, тезис или конспект речи, можно даже иметь её полный текст, но только НЕ ЧИТАТЬ, УТКНУВШИСЬ В ЗАПИСИ и ЗАБЫВ об АУДИТОРИИ. Конечно, нелегко одновременно обдумывать мысль, формулировать её и излагать вслух. Но научиться этому можно, если тщательно готовиться к выступлению.

Чтобы выступление было действенным и достигало цели – воздействовать на аудиторию, - можно использовать приёмы привлечения внимания аудитории:

приём новизны (вводиться новая для слушателей информация. Организуется их информационно-исследовательская деятельность, выражающаяся в непроизвольном внимании. Шаблон, трафарет в речи выступающего может заглушить даже новую информацию, поэтому необходимо уходить от стереотипов).

Приём взаимодействия интересов (для привлечения внимания используются потребности и интересы слушателей, где выступающий показывает, как их интересы соотносятся с объектом выступления).

Приём персонификации (опирается на человеческую способность сопереживать при восприятии информации о деятельности других людей, их болезни и трудностях).

Приём проблемной ситуации (когда выступление начинается с постановки перед аудиторией определенной проблемы и организации совместного поиска решения).

Приём соучастия (где выступающий делает слушателей действующими лицами определенной ситуации, говоря: «Представьте себе, что вы находитесь …», «Представьте, что бы произошло с вами …» и т.д.).

Юмор выступающего (это умение сделать ироничное или критическое замечание, рассказать смешной случай, связанный с темой выступления. Юмор помогает настроить аудиторию на доброжелательный лад и вызвать её расположение. Несколько юмористических штрихов придает серьёзной теме непринужденный характер. Это снимает усталость и способствует активизации слушателей. Однако злоупотребление, а особенно обидный характер замечаний выступающего могут привести к прямо противоположным результатам).

Посткоммуникативный этап.

Что касается посткоммуникативного этапа, то после произнесения речи необходим её анализ с целью выделения недостатков, т.к. речевое самосовершенствование задача оратора. Чтобы в дальнейшем добиться большего эффекта выступления, лучшего контакта со слушателями.

Анализ устного выступления и учет его недостатков:

полнота реализации замысла;

логика изложения;

эстетическая выразительность.

Приложение 3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Изучите схему «Композиционное построение речи».

Какова задача каждой композиционной части выступления?

Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны?

Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи

Части выступления

Приемы привлечения внимания

I. Вступление

Задачи:

—  Пробудить интерес к теме предстоящего разговора

—  Установить контакт

—  Подготовить слушателей к восприятию выступления

—  Обосновать постановку вопроса

Основное условие — максимальная лаконичность

II. Главная часть

Задачи:

— Последовательно разъяснить выдвинутые положения

— Доказать их правильность

— Подвести слушателей к необходимым выводам

III. Заключение

Задачи:

—  Суммировать сказанное

—  Повысить интерес к предмету речи

—  Подчеркнуть значение сказанного

—  Поставить задачи

—  Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи)

—- Обращение

—  Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы

—  Прием сопереживания

—  Изложение парадоксальной ситуации

—  Апелляция к интересам аудитории

—  Прием соучастия

—  Апелляция к событиям

—  Апелляция к географическим или погодным условиям

—  Апелляция к речи предыдущего оратора

—  Апелляция к авторитетам или известным источникам

—  Апелляция к личности оратора

—  Юмористическое замечание

—  Вопросы к аудитории

—  Риторический вопрос

—  Вопросно-ответный ход рассуждения

Задание 2. Выберите в логической последовательности элементы композиции речи (устного выступления):

конец речи;

вступление;

главная часть;

«зацепляющие крючки»

основная мысль;

этикетные формулы;

обобщение.

Задание 3. Внимательно прочитайте памятку для устного выступления «Что поможет успешно выступить?» и выполните следующие задания:

а) проведите инструктаж пациента о его поведении и действиях перед предстоящей манипуляцией (напр.: общий анализ крови, рентгеноскопия желудка, дуоденальное зондирование);

б) дайте консультацию пациенту об особенностях приема тех или иных  лекарственных средств.

Что поможет успешно выступить?

1. Во-первых, к устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и обобщения).

2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

3. Во-вторых, личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Однако, если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты и авторитеты.

4. Вспомните слова А. С. Пушкина об одной из героинь своих сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

5. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

6. Вся речь, особенно ее начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

7. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за Вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жестов, скупых, но выразительных.

8. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых Вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

9. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так Вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.

Заранее прорепетировав свое выступление, Вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как Вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Задание 4. Познакомьтесь с вопросами для самоконтроля. Они послужат вам ориентиром в процессе подготовки различных видов публичных выступлений и помогут определить степень готовности к выступлению.

Вопросы для самоконтроля

1.  Отражает ли название темы речи ее содержание?

2.   Действительно ли меня интересует тема выступления?

3.   Достаточно ли я знаю по данной проблеме?

4.  Убежден ли я в том, о чем буду говорить?

5.  Соответствуют ли тема и цель моей речи уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

6.  Могу ли я четко сформулировать главную идею своего выступления?

7.  Легко ли воспринимаются фактический материал и статистические данные?

8.  Каким методом изложен материал?

9.  Нет ли нарушений логической последовательности в изложении материала?

10. Готовит ли вступительная часть речи к восприятию основного материала?

11. Убедительно ли заключение? Есть ли обобщающие выводы?

12. Правильно ли распределен материал по времени?

13.  Какие вопросы могут возникнуть у слушателей?

14. Владею ли я материалом выступления? Проведены ли тренировки?

Задание 5. Скажите, о каком способе общения пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В.Ломоносов,    когда он используются?

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указу ют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают, в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.

Задание 6. Познакомьтесь с характеристиками разных видов ораторской речи в зависимости от общей целевой установки, данными П.Сопером в книге «Основы искусства речи». В чем специфика каждого вида речи?

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.

1. Развлекательная речь

Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность — интерес как самоцель. Ее часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.

2. Информационная речь

Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование — это движение; описание расчленяет предмет, показывает его частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии и каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) В ней не должно быть ничего спорного.

б) Она должна вызывать пытливость

в) Она должна удовлетворять запросы слушателя.

г) Сообщение должно быть актуально.

3. Воодушевляющая речь

Агитационные речи в общем можно разбить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия.

Тем не менее, многие речи лучше всего определить, как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вызвать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.

4. Убеждающая речь

Убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами — логическими или иными — оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

5. Призывающая к действию

Слушателя призвали к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Следовательно, его убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент, она должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор.

Задание 7. Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи» (М., 1978).

К какому типу вы относитесь? Определите, что вам необходимо для совершенствования речевых способностей.  

Рационально-логический тип.

К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента {сангвиник — человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями).

Эмоционально-интуитивный тип.

Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи — остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа

оратора с холерическим темпераментом (холерик —- человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями).

Философский тип.

Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индивидуальные различия, одна общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматического темперамента (флегматик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний).

Лирический, или художественно-образный тин.

Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный (меланхолик — человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).

Задание 8. Домашнее задание.

Подготовьте доклады для аудитории «О вреде курения», «О вреде алкоголизма», «О вреде наркомании»,  используя материалы, опубликованные в журнале «Здоровье».

Определите, к какому виду речи относится ваше выступление.

Государственное медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                             Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам.директора по УР:                                                                             Протокол _______________ ___

                  Председатель ЦМК:

__________________                                                                              __________________________

О.И.Кондратович                                                                             Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для студентов

Тема: «Элементы общения. Общение с аудиторией»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», Раздел I

Специальности: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

II – курс

3 семестр

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                                 преподаватель ГМУБ 

                                                                                                                 М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА: Общение.

Цели: сплотить коллектив, закрепить имеющиеся знания об общении, развить творческие способности и нестандартное мышление, умение искать выход в необычных ситуациях.Представления (цепочка имен-качеств ...

Занятие с элементами тренинга "Общение между людьми"

Цель данного занятия познакомить с основными особенностями позитивного общения между людьми. Предлагаются активные и продуктивные формы работы, тестирование и рефлексия....

Основные элементы межличностного общения.

о том, как правильно общаться....

Занятие с элементами тренинга "Общение"

Общение подросткам необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлениии во взрослую жизнь. Общаясь, п...

Искусство общения с аудиторией

Задумывались ли Вы о том, почему сегодня редко встречаются люди с голосами, завораживающими свободой звучания, красотой тембра, богатством интонации? С голосами, способными выражать всю глубину и знач...

Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" - "Прогулка по саду. «Чтение» изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)

Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" -"Прогулка по саду. "Чтение" изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА сумеренной, ...