Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников
статья по теме
В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость и перспективы метода, а также составляющие роекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
4.Социальное проектирование как эффективное средство формирования
гражданских компетенций российских школьников.
Воспитание подрастающего поколение сегодня происходит в сложных условиях социально- экономического и политического реформирования.
Современное общество изменило и усложнило задачи общеобразовательной школы в плане обучения и воспитания. Сегодня важно, что бы выпускник школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое фундаментальное образование, которое позволило бы ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть востребованным в современном социуме.
Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии.
Среди новых педагогических технологий, направленных на реализацию поставленных обществом задач особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования. Именно проектное обучение сегодня становится тем средством, которое позволяет формировать такие ключевые компетенции как способность проявлять инициативу, работать самостоятельно, брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций, уметь принимать решения. То есть быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний для успешной самореализации, ощущать свою значимость в социуме.
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Исходя из этого, приоритетным ориентиром образования становится подготовка личности, готовой к интеграции в определенную среду. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает активное вхождение в социум, способность влиять на среду, противостоять ее негативным влияниям, изменяя условия жизни или самого себя.
Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.
Социальное проектирование - это вид социально значимой деятельности, направленный на внесение изменений в социальную среду посредством разработки и реализации различных проектов. Объектом проектной деятельности является социум во всём своём многообразии (группы, отношения, процессы). Участвуя в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады, оказать помощь социально незащищенным слоям населения, поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни — вся эта деятельность доступна нашей молодежи в школе, микрорайоне, городе), подрастающее поколение приобретает не только гражданские навыки и умения, но и отрывает новые возможности. Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности.
Данный метод активно используется в воспитании и обучении, так как позволяет отойти от традиционализма, преодолеть пассивность учащегося, включить его в активную преобразовательную деятельность.
Социальные проекты дают возможность участникам связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.
Таким образом, задачами социального проектирования являются:
- формирование позитивной Я - концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;
- развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
- развитие исследовательского и критического мышления;
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
- позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.
Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.
Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности.
Такая социальная практика дает школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, поэтому приобретение учащимися данного опыта в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности.
Значимость и перспектива метода:
Использование метода проектов в школе помогает в обучении и развитии учащихся, так как обеспечивает определённую степень самостоятельности ученика и учителя, развивает инициативность и способность детей работать как самостоятельно, так и в команде, создают у учеников чувство успеха. Данный метод позволяет нестандартно подойти к деятельности ребёнка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие, качественно изменить мотивацию учащегося - преобразовать внешние мотивы во внутренние.
А значит повысить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. Преобразовать не только деятельность ученика, но и отношение к самому процессу.
Проектная методика сегодня особенно востребована. Различные социальные программы реализуются посредством данной технологии. Она используется не только в школе, в других общественных организациях и объединениях, которые тесно сотрудничают со школой и совместно участвуют в решении общих воспитательных задач. Социальное проектирование позволяет активно включать в общественную жизнь подрастающее поколение, одновременно воспитывая, обучая и развивая.
Составляющие социального проекта
1. Проблема.
- какая общественная ситуация заставила Вас взяться за разработку проблемы?
- Насколько актуальна эта ситуация для школы, сообщества, общества?
- Что и какие источники информации свидетельствуют о своевременности Вашего проекта?
2. Цель и задачи.
Цель должна быть: конкретна, измеряема, локализована, реалистична, определена во времени (Цели, задачи или ясны, конкретны, измеряемы…или их нет!).
- Какова цель и как она связана с решением поставленной проблемы?
- Как изменится ситуация в результате достижения поставленной цели?
- Как решается эта проблема в обществе и почему Ваши средства более прогрессивны?
- Кто и каким образом может убедиться, что Ваши действия продвигают решение проблемы?
Как может быть организован мониторинг промежуточных результатов?
3. Результаты
- Какие результаты (количественные и качественные) необходимо получить , чтобы считать Ваш проект успешным?
- По каким количественным показателям можно оценивать решение проблемы?
- Каким образом можно контролировать и корректировать ход работы?
- Какие внешние обстоятельства могут способствовать или затруднять достижение цели?
4 Методика, шаги, мероприятия
- Какие методы и мероприятия необходимо осуществить для решения задач?
- Почему они выглядят оптимистичными?
- Как будет складываться ситуация после применения выбранных методов?
5. Ресурсы
- Что вам необходимо иметь для решения проблемы?
- Из каких источников можно получить эти ресурсы?
- Каковы возможные препятствия в привлечении и использовании ресурсов?
6. Шаги для разработки проекта
- Создать проектную группу. Определить руководителя проекта.
- Определить конкретную проблему. Цель проекта (не более 1 -ой)
- Определить конкретные задачи (не более 4-х)
- Определить шаги (мероприятия) для решения каждой задачи
- Разработать план-график реализации проекта
- Определить необходимость ресурсов. Составить бюджет проекта с указанием имеющихся собственных ресурсов и ресурсов, которые необходимо привлечь.
- Определить стратегию и тактику фандрайзинга (привлечения) необходимых средств и ресурсов.
- Определить конкретные (количественные и качественные) ожидаемые результаты
Социальный проект помогает учащимся понять, что в их возрасте уже можно что-либо изменить, если не в мире, то в своем дворе, школе, микрорайоне, городе… Эта программа действий расширяет знания учеников о сложностях и взаимосвязях окружающей действительности, развивает их навыки, подчеркивает значимость гражданского участия. Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, вы помогаете, прежде всего, себе!».
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной жизни.
Реализация плана действий команды учащихся.
Данная стадия предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы.
В этих условиях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практические участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организацию фестивалей…
Практика реализации проектов дает немало примеров, когда учащиеся стали инициаторами и проводниками целого ряда интересных дел: организации районной молодежной биржи труда, оказания помощи в реконструкции детского зоопарка, обеспечение спортивной формой школьников из малообеспеченных семей, благоустройства районного парка.
Работа над проектом привлекательна еще и тем, что в нем могут участвовать школьники как старшего звена, так и основного, она на практическом примере дает возможность освоить технологию проектной деятельности столь необходимую сегодня для приобретения молодежной практической грамотности. Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.
Крайне важным является принцип добровольности работы учащихся, признание их права определить центральную проблему проекта и выявить путь ее разрешения.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: включение социальной практики в учебно- воспитательный процесс (социальное проектирование) позволяет вовлечь юных российских граждан в общественную жизнь, что формирует, развивает и стимулирует активную жизненную позицию, а успешность деятельности учащихся – это развитии социальной компетентности, его самореализации и социализации.
Использование проектного метода в обучении:
- способствует развитию познавательной активности,
- учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками,
- видеть проблемы и предлагать пути их решения,
- способствует воспитанию социальной активности.
- воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки,
- учит оказывать и проявлять взаимопомощь в работе.
Разрабатывая разнообразные проекты, школьники одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...
« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
I. Проблема исследования. ...
КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье говорится о важности кружковой работы по ИЯ на начальном этапе обучения и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-х класах....
КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
в статье говорится о важности кружковой работы на начальном этапе обучения ИЯ и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-м классе, о созданнии программы кружка....
Работа с текстом как эффективное средство формирования языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся.
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как эффективное средство формирования коммуникативной, языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся в условиях ФГОС....
Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников
Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Сосавитель Базанова Л.Н, учитель географии и...
Школьный театр - эффективное средство формирования метапредметных компетенций
Методика преподавания английского языка посредством театра является одной из самых эффективных средств обучения. В процессе внеурочной деятельности происходит дальнейшее расширение и углубление знаний...