« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
проект по истории по теме
I. Проблема исследования.
.
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma_1.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
на тему:
« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
Работу выполнила
учитель истории и обществознания
МОУ Морд.Канадейской оош
Ульяновская область
Николаевский район
Плясунова Татьяна Валентиновна
Содержание.
I .Проблема исследования.- 4-5 стр.
II. Цель исследования.- 6 стр.
III. Задачи исследования.- 7 стр.
IV. Предмет исследования. – 7 стр.
V. Объект исследования. - 7 стр.
VI. Гипотеза исследования. – 7 стр.
VII. Диагностика исследования. – 8 стр.
VIII. Актуальность проблемы. – 9 – 11 стр.
IX. Методы исследования. - 11 стр.
X. Риски реализации педагогического проекта. – 11 стр.
XI. Программа проекта. – 12 – 14 стр.
XII. Период выполнения проекта. – 15 стр.
XIII. Этап Первый - 15 – 18 стр.
Теоретическое обоснование проблемы
XIII.I. Понятие патриотизма и гражданственности- 15-18 стр.
XIII.II. Сущность, функции и система гражданского
воспитания – 19 – 20 стр.
XIII.III. Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности – 21 – 23 стр.
XIII.IV. Воспитание гражданина в современной школе – 23 стр.
XIV. Этап Второй. – 23 – 56 стр.
Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания
1 Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти жертвам политических репрессий - 25 – 26 стр.
2 Патриотизм: знак вопроса. – 26- 32 стр.
3. Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию школьников “Мы обязаны Вами гордиться…”-32- 39 стр.
4.Сценарий школьного праздника, посвященного Дню Победы.
«СПАСИБО СКАЖЕМ ВЕТЕРАНАМ ЗАТО, ЧТО РОДИНУ СПАСЛИ!» .- 40 – 56стр.
XV.Рефлексия – 57 – 58 стр.
XVI Список литературы. 59 стр.
« Воспитатели, учителя должны
знать, кого им нужно
воспитывать или выучить, знать не только
тот педагогический материал,
который сидит или бегает под их
руководством, но и тот умственный и
нравственный идеал, к которому они
обязаны приближать эти вверенные им
маленькие живые будущности.»
В.О.Ключевский
I. Проблема исследования.
.
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и
богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них
почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и
культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
В Морд.Канадейской основной общеобразовательной школе обучается на данный момент 28 учеников. Педагогический коллектив сориентирован на решение основных общеобразовательных задач, одной из которых является воспитание человека обладающего глубокими нравственными интересами, любящего свою страну и свой народ, готового осознано встать на защиту интересов своего Отечества. Как и у любого другого у нашего села глубокие боевые, трудовые и культурные традиции. За многие годы многими поколениями учителей был накоплен богатейший краеведческий материал, на основе которого был образован музей, в котором работает краеведческий кружок «Исток». Ведутся часы истории России и исторического краеведения. И не смотря на все выше изложенное, у многих учащихся не вполне сформировано чувство патриотизма. Ученики в большей степени интересуются результатами обучения, и поэтому основная масса ребят была « пассивная», многие из « проблемных» семей с малообразованными родителями. Кроме этого, большое количество информации, разрозненных фактов, резкость и безапелляционность суждений наших политиков формируют в молодых и не окрепших душах бессистемность мировоззрения.
II. Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.
- повысить уровень воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания.
Это значит - целенаправленная и систематическая деятельность учителя истории и школы в целом по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на
все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных
занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям
представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.
III. Задачи исследования:
1)изучить и проанализировать теоретические основы патриотического воспитания в России;
2)определить специфику работы по патриотическому
воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;
3)разработка во внеклассной и внеурочной работе различных форм
патриотического и гражданского воспитания;
4)выработка рекомендаций по совершенствованию системы
патриотического и гражданского воспитания в школе.
IV. Предмет исследования: воспитательный процесс учителя истории и обществознания МОУ Морд.Канадейской ООШ, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе.
V. Объект исследования: система воспитания патриотизма школьников в работе учителя истории и обществознания МОУ Морд.Канадейской ООШ.
VI. Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы.
VII. Диагностика исследования
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были
ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.
В начале 2013/2014 учебного года было проведено анкетирование среди учащихся старших классов. Основные вопросы были рассчитаны на краткие ответы :
1. Родина Россия – мать или мачеха?
2. Гордишься ли ты своими земляками, участниками войны 1941-1945 г.?
3. Как бы ты хотел увековечить память о земляках?
4. Престиж нашей страны Вас волнует?
5. Если завтра война, если завтра в поход…..
6. Что означает для тебя слово: « Победа»?
Всего опрошенных 18 учащихся.
50 % - в негативе
45 % в позитиве
5 % - воздержались
Перед осенними каникулами анкетирование было проведено повторно и результаты стали такими:
30% - в негативе
67 % в позитиве
3 % - воздержались.
Сравнив результаты, сразу можно сказать, ситуация меняется в лучшую сторону. Ребята еще не закостенели, не стали циниками. Противоречат, опровергают и принимают, прислушиваются и рассуждают, работают со мной и верят мне. Кропотливая повседневная работа с полной отдачей постепенно, на мой взгляд, дает положительные результаты.
VIII. Актуальность темы
Проблема воспитания патриотизма в нашем государстве не нова Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Н.Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-
патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель истории и обществознания должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание России, любовь к ней защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника.
Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать
все достижения - Руси - России - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
Патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме "суммы знаний", получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни".
Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования: «Проблемы в воспитании патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы».
IX. Методы исследования:
1. Беседа.
2.Изучение и анализ передового педагогического опыта.
3. Наблюдение
4.Анализ творческой деятельности детей
5.Опрос
X. Риски реализации проекта.
В самом начале работы над темой патриотического воспитания на уроках истории и во внеклассной работе, в личных беседах с подростками чувствовалось стремление ребят показать свою независимость, пренебрежение к идеалам государства. У многих мальчиков, юношей сформировалось устойчивое негативное отношение к военной службе. Это проблема, которая требовала разрешения. Данный аспект еще больше убедил меня в необходимости как можно глубже сосредоточиться на вопросах патриотического воспитания.
XI. Программа проекта.
1. Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. Поэтому нам необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси -России – СССР - Российской Федерации. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно заслуживают огромное уважение.
2. Патриотическое воспитание планирую осуществлять на примерах героической борьбы, подвигов земляков, уроженцев сел Морд.Канадей, Сосновка, Курмаевка( так как в нашей школе обучаются дети этих трёх сёл) и в целом всего Николаевского района. Их жизнь и подвиги достойна подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно, подводить к осознанию того, почему наши предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. Многие односельчане хотели вернуться с войны домой, в том числе и мой дед Иванов Михаил Федорович пропал без вести, а многие другие уроженцы нашего села остались на поле брани. Не хотели но, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».
3. Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. Наш земляк Рузняев Алексей Николаевич, герой Советского Союза, родился 14 марта 1910 года в селе Мордовский Канадей (ныне — Николаевский район Ульяновской области) в крестьянской семье.
В 1925 году вступил в комсомольскую организацию. Как он этому радовался, в то время быть комсомольцем было большой честью, ведь его поколение воспитывалось на других идеях, люди верили в светлое будущее. В 1931 году он был призван в ряды Советской армии. Посвятить себя службе в армии – эта мысль овладела молодым Рузняевым .Он поступил в офицерскую школу, там он учился 3 года. После окончания ему присвоили звание лейтенанта.В1941 году началась Великая Отечественная война и его с первых дней войны отправили на фронт. В 1942 году Рузняев - командир саперного батальона. На фронте Алексей Николаевич вступил в ряды Коммунистической партии. Где бы и на каких участках войны он не был, Алексей был примером для своих подчиненных, нигде не прятался за спины своих бойцов. За освобождение города Житомира он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. При форсировании Днепра его батальон первым укрепился на клочке земли в 245 квадратных метров и поддержал оборону занятой ими территории в течении 10 часов до подхода основных наших сил. За форсирование Днепра Алексей Николаевич удостоен высокого звания – Героя Советского Союза. Рузняев участвовал во многих боях, на его счету много освобожденных городов, участвовал в битве на Курской дуге. Победу встречал в Берлине. В одном из ожесточенных боев в самом Берлине Рузняев бы тяжело ранен. Много месяцев провел в госпиталях, долечивался уже в Куйбышевском военном госпитале. Войну закончил в звании подполковника Советской Армии. В мирное послевоенное время он проживал в городе Самара.
Умер Рузняев Алексей Николаевич 12 октября 1979 года, ему было 69 лет. Похоронен в городе Самара. Его именем названа одна из школ города Самары, а все его вещи находятся в одном из самарских музеев.
4. Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств личности.
Нравственность - совокупность норм поведения человека в обществе.
Менее всего внутри воспитания патриотизма изучен и используется нравственный аспект.
В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М.М. Сперанского, Александра II, Л. Н.Толстого, С. Королёва, они даже не представляют нравственные мотивы их деятельности.
Раскрывая нравственные качества соотечественников, я стремлюсь соотнести положительные из них с подобными качествами самих учащихся. Нужно понять, что напрямую эти качества не воспитываются.
Если же подойти к решению проблемы с несколько другой стороны, успех может быть обеспечен.
Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма.
5. Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма.
Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нём места. Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый - президент, подписывающий очередной указ, руководитель правительства, утверждающий новое постановление, член Государственной думы, голосующий за новый закон, фермер, возделывающий землю, учащийся и студент думают не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обязательно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.
XII. Период выполнения проекта.
Мой педагогический стаж в качестве учителя истории и обществознания 25 года. На протяжении всего этого периода мной осознавалась данная проблема, но при решении других общеобразовательных задач она отходила на второй план. В начале 2013/2014 учебного года я со всей полнотой осознала важность и необходимость воспитания патриотизма в молодых душах моих учеников. Таким образом проект реализовывается в течении 5 лет и является долгосрочным.
XIII. Первый этап. Теоретическое обоснование проблемы
XIII.I Понятие «патриотизма и гражданственности».
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:
«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое
отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
Более четко определено моральное содержание этого понятия в
философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в
нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его и настоящее, стремление защитить интересы родины».
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепета листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций
каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими
уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим
землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения
состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и
взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своем дворе до достойного развития всего своего села, района, края, Отчизны в целом).
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает
его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или
иной ущерб.
Патриотизм очень индивидуальное чувство, находящееся глубоко в душе, в подсознании
О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого
человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут
чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье. Хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище, и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения
патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность
связана именно с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как
«общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?
Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания
патриотизма и гражданственности в школе.
XIII. II Сущность, функции и система гражданского воспитания.
Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на - образовательные, воспитательные и развивающие.
Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть
школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.
Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми
проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно- гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.
Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми
вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления.
Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий.
Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.
Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию
конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.
Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.
XIII.III Патриотическое воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности.
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм.
Школа всегда развивала в детях чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
В этом процессе велика роль подлинной народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят
деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы.
Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.
Усилия учителя истории и обществознания , классного руководителя, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.
Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к
Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания к ней. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Моя Малая Родина», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Существенной стороной развития патриотического и гражданского
сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о
героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его
безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь кроме уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать так же о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.
XIII. IV. Воспитание гражданина в современной школе.
И так, задача поставлена, верно. Современная школа призвана
осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания. Я считаю, что воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал и эта работа должна быть целенаправленной.
XIV.Второй этап. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания
Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы: беседа, метод наглядности, метод воспитывающей ситуации, анализ, синтез, исследовательский метод.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам
патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных
особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Школьники среднего возраста, подростки еще склонны в восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.
Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.
Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.
Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о
патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет
осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды,
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции.
Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, -писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтоб зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-
патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных захватчиков, однако не гнушались проявлять геноцид по отношению к собственному народу. Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и миллионы исковерканных там судеб.
Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти жертвам политических репрессий
Отсюда целями данного мероприятия было:
1. Воспитания уважения к опыту прошлого.
2. Вызвать чувство сострадания к невинно осужденным и репрессированным.
3. Показать героизм и твердость духа у людей, которые ценою собственной жизни отстаивали свои взгляды и убеждения.
Думаю, что актуальность данной темы очевидна, так как кому, как ни
нам – потомкам узников, осужденных по навету, доносу, за принадлежность к национальности, рассказать людям грустную историю наших дедов и отцов.
Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей детей (9-11класс). Были взяты стихи поэтов, таких как Нора Пфеффер, Л.Н.Гумилев, Д. Кугультинов и др., а также воспоминания заключенных таких, как Ефросинья Керсновская, Н. Супруненко, М. Колпакова.
Форма мероприятия литературно – документальная композиция, так же выбрана не случайно. Очень удачно переплелись между собой театрализация и информационная справка, а также костюмы всех действующих лиц. Наиважнейшую роль в композиции сыграла и музыка, которая усиливала трагизм и пафос слов, выраженных еще и танцем. Память, обращенная к прошлому должна стать историческим уроком, который нельзя и опасно забывать. Старшеклассники мало знают об условиях содержания заключенных, поэтому в сценарий были включены
станицы их жизни в Гулаге.
Поколением этих людей был построен прекрасный город за Полярным кругом, с помощью примитивных орудий труда: тачка, кайло и др. Не смотря на тысячи жизней невинно осужденных, из различных слоев населения как интеллигенции, так обычных работяг, в лагере жили надеждой, верой и любовью. Декорации, передающие историзм событий, эмоциональность и чувственность исполнителей не оставили зрителей равнодушными. Зал проживал целую жизнь, вместе с героями, переживал и плакал.
Думаю, что это состояние, удачно отражают слова:
«…Мы выжили, а тех затерян след.
Бесцельны поиски, их нет на свете…
Но правда есть! Пройдет пусть много лет,
И спросит Родина: «Где мои дети?»
В ответ на глыбе черного гранита
Навеки врежется суровая строка:
«Ничто не позабыто.
Мы помним вас безвинные зека»…
2.Патриотизм: знак вопроса.
Цель урока:
Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей , воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Развитие устной монологической речи учащихся. Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.
Подготовка к дискуссии:
- Составить вопросы для обсуждения.
- Провести анкетирование.
- Подобрать цитаты по теме.
- Оформить зал.
- Музыкальное сопровождение.
- Выступления по вопросам.
- Написать сочинение «С чего начинается Родина?»
Цитаты:
«Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию».
(П. И. Багратион.)
«Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев…»
(Н. Г. Чернышевский.)
Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою».
(Н. М. Карамзин.)
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете».
(В. В. Путин, президент Российской Федерации.)
«Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, избавление его от зла. Такое воспитание вырабатывает твердость характеров, чистоту нравов, благородство во взаимных отношениях, добросовестность во всем.»
(В. И. Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ.)
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
(Дж. Кеннеди.)
Ход дискуссии
1. Вступительное слово ведущего
Уважаемые старшеклассники! Сегодня мы проводим дискуссию «Патриотизм: знак вопроса». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Вопросы для обсуждения:
1. С чего начинается Родина.
- Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?
- Считаете ли себя патриотом? Почему?
- Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?
- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
- Хотели бы вы уехать из России?
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
(Выступления учащихся).
2. Гордитесь ли вы своей страной?
В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю – это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.
(Выступления учащихся).
3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?
Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?
Как относитесь к чистоте русской речи?
Гордитесь ли тем, что живете в России?
Что такое национализм?
(Выступления учащихся)
4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
Нужны ли стране профессиональные военные?
Кто из вас хочет поступить в военные училища?
Престижна ли профессия офицера?
Вы за или против службы в армии?
Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.
В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную. Политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.
В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.
(Выступления учащихся)
5. Кто такой патриот современной России?
- С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
- Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?
(Выступления учащихся).
Вывод.
Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?
Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?
Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя ХХ столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!
Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».
Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной:
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
3.Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию школьников
“Мы обязаны Вами гордиться…”
Цель: формирование у подростков патриотических качеств.
Задачи: воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
Данное мероприятие разработано для учащихся 8-9 классов с приглашением ветеранов Афганской и Чеченской воин, накануне 23 февраля — Дня Защитников Отечества.
Оформление:
Плакаты: “Мы обязаны Вами гордиться…”, “Просто так героем не станешь…”, “И в памяти хранить мы будем вечно, ребят, которых нет уж среди нас”.
Песни: В. Высоцкого, М. Муромова, О. Газманова, Ю. Гарина, И. Матвиенко и т.д.
Ход мероприятия
Звучит песня В.Высоцкого “А сыновья уходят в бой”
Вед.1. За спиною и горы, и горе
За спиною военный Афган
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
Вед.2. За спиною погибшие души
И пропавшие души ребят
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад.
Вед.3. По афганским дорогам пришлось нам поехать немало,
Мы тряслись в БТР-ах, нам небо служило палаткой,
И надолго под звездами твердым законам нам стало,
Не искать на земле жизни сладкой.
Звучит песня М. Муромова “Афганистан” в исполнении учащихся 9 класса.
Вед.4. В Афганистане и у нас на Родине хорошо знают о мужестве и отваге наших воинов – интернационалистов. Они пришли на защиту этой Демократической Республики с грозным первоклассным оружием. Но сильнее этого оружия оказалась добрая, притягательная улыбка русских солдат, их крепкие на дружбу руки, выдержка.
Вед.1. Суровая земля Афганистан,
Долины, кручи, горные отроги.
Ночной поход — коротенький привал,
Тяжелые военные дороги.
Вед.2. Мы выполняем свой солдатский долг,
Соленый пот глаза нам застилает,
Но пусть увидит враг и пусть поймет,
Как русские живут и умирают.
Вед.3. Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бой и короткие передышки.
Вед.4. Помни, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Вед.1. Они, рискуя собственной жизнью, спасают афганских стариков и детей от рук бандитов. Совершают подвиги, достойные славы своего Отечества.
Звучит песня “Облака” в исполнении учащихся 9 класса.
Вед.2. Все они были простыми и общительными ребятами, внимательными и добрыми.
Вед.3. Их все “афганцами” зовут,
Парней из той войны.
Их люди сразу узнают,
Они просты, скромны.
Вед.4. Патриотические чувства к родной земле и людям, участие в боевых действиях пробудили особенные творческие способности у многих воинов.
Вед.1. В короткой меж боями передышке,
Достает помятую тетрадь,
Опаленный порохом мальчишка,
Сердцем хочет песню написать.
Вед.2. Написать об огненных атаках,
О заветной радостной мечте,
О друзьях – товарищах солдатах,
И о с боем взятой высоте.
Вед.3. В короткие часы отдыха ребята сочиняли стихи и пели их под гитару.
Вед.4. Затерялась где-то наша рота,
Среди серых неприступных гор,
И проводит партполитработу
Старенькой гитары перебор.
Вед.1. Стихли взрывов гулкие удары,
Нас не пощадил тяжелый бой,
Чудом уцелевшую гитару,
Мы нашли в машине головной.
Звучит песня под гитару в исполнении учащихся 9 класса.
Вед.2. Какие судьбы встают за этими строками! Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. Откуда она, отвага и мужество в наших ребятах? Откуда она у двадцатилетних?
Вед.3. Наша молодость была недлинной,
Покрывалась ранней сединой,
Нашу молодость рвало на минах,
Заливало афганскою войной.
Вед.4. Наша молодость неслась тараном,
Сокрушить душманский самолет,
Чтоб огонь ослабить ураганный,
Падала на вражий пулемет.
Вед.1. Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб молодость жила,
Страшная, неистовая, злая,
Вот какая молодость была!
Вед.2. Сегодня, накануне Дня Защитников Отечества, мы вспоминаем о воинах-интернационалистах которые погибли в Афганистане.
Вед.3. Почтим память минутой молчания!
Минута молчания.
Звучит песня О. Газманова “Офицеры”.
Вед.4. Слово предоставляется нашему земляку, воину-интернационалисту, “афганцу”, Плясунову Анатолию Ивановичу.
Выступление участника военных событий. Вручение цветов.
Вед.1. Ребята нашего села участвовали и в Чеченской воине. Там и по сей день слышны взрывы орудий, пулеметные очереди.
Вед.2. Мы в Новый год вошли, как в 45-й,
Еще гремят ракетные раскаты,
Еще строчат безумно автоматы,
Уходят в бой сибирские полки.
Вед.3. Еще горят железные колонны,
Везут гробы Снегурки в спецвагонах,
Сам Дед Мороз, войною опаленный,
Несет в мешке к могилкам номерки.
Вед.4. Еще полно израненных в палатках,
Еще не спят неделями в халатах,
Врачи склонясь над ранами солдат,
Процесс пошел: тот — в гроб, тот — без руки…
Вед.1. Еще дымят разрушенные хаты,
Народ в беде, опять война проклята!
Чем мать бойца пред богом виновата?
Теперь страдай от горя и тоски…
Вед.2. Мы в Новый год вошли, как в 45-й,
Но есть одна зловещая деталь:
Тогда нес смерть нам фюрер бесноватый,
Теперь своих кромсает наша сталь…
Звучит песня Ю. Гарина “Чечня”.
Вед.4. Слово предоставляется нашему земляку, участнику Чеченской войны, Фомину Александру.
Выступление участника военных событий. Вручение цветов.
Вед.1. Я постоянно над вопросом мучаюсь
И все никак не нахожу ответ,
Но почему от нас уходит лучшие?
Уходят в мир потерь и страшных бед.
Вед.2. Жестокого безумия полна
И верить так не хочется, что где-то,
Еще гуляет по земле война,
Что где-то беспощадно убивают.
Вед.3. Стреляют из засады и в упор,
Для тех ребят, что жить лишь начинают,
Уже подписан смертный приговор.
Не терпят души и тела пробоин —
Ведь это так не тяжело понять!
А как бывает бесконечно больно
Родных и близких навсегда терять…
Вед.4. Опомнитесь же люди! Умоляю!
Безвременная смерть нам не нужна!
Но снова к гробу головы склоняют
Седая мать и дети, и жена…
Вед.1. Но горю должен наступить конец
И победит добро! Я в это верю.
Жаль, что погибших судеб и сердец
Уже никто не возместит потерю!
Звучит песня И. Матвиенко и М. Андреева “Давай за…” в исполнении школьного вокально-инструментального ансамбля.
4.Сценарий школьного праздника, посвященного Дню Победы.
«СПАСИБО СКАЖЕМ ВЕТЕРАНАМ ЗАТО, ЧТО РОДИНУ СПАСЛИ!»
В фойе школы звучат песни военных лет. Ветеранов встречают ученики (на головах у детей пилотки, голубые береты), они ведут ветеранов в актовый зал школы. В коридорах школы на стенах развешаны стенгазеты, посвященные празднику. Каждому ветерану вручают красочную открытку с поздравлением, выполненную детьми; на грудь прикалывается значок-эмблема «С Днем Победы». В зале устроена выставка рисунков детей, поделок, посвященных Дню Победы. Но вот с двух сторон на сцене появляются два барабанщика. В центр сцены выходит горнист. Раздается барабанная дробь. Затем горнист сигналит: «Слушайте все!». Выходит представитель администрации школы, поздравляет собравшихся с праздником. Звучит марш. Выходят ведущие.
1- й ведущий.
С великим праздником, держава,
С победным светом на пути!
Светлее праздника, пожалуй,
На всей планете не найти!
2-й ведущий.
Этот день людской слезой согретый.
Сколько времени бы ни прошло,
Всем, кто тихо скажет:
«День Победы!» —
Объяснять не надо ничего.
1-й ведущий.
«День Победы!» — значит, умирали
Наши деды далеко не зря,
Землю нашу кровью поливали,
Чтобы мирная взошла заря.
2-й ведущий.
«День Победы!» — значит,
нет фашизма,
Значит, над Россией тихий свет,
Значит, дети рождены для жизни,
Для счастливых, мирных долгих лет.
Н. Моторина. «День Победы»
1-й ведущий. Вам, вынесшим войну на собственных плечах, мы дарим наш концерт.
Исполняется танец «Майский вальс» (на мелодию песни «Весна 45-го года»). Звучит марш. Выходят чтецы — учащиеся начальных классов.
1-й чтец.
Сегодня день особенный для нас:
Счастливый день, великий День Победы,
Ее добились наши прадеды и деды,
И мы о ней расскажем вас сейчас.
2-й чтец.
Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне,
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.
3-й чтец.
Но нашу Родину Германия напала.
И отступала наша армия сначала,
А немцы быстро шли к самой Москве,
И кровь лилась по всей родной земле.
4-й чтец.
И вот фашисты прорвались к Москве,
И был у них злой Гитлер во главе,
Еще немного, и Москву бы взяли,
Но насмерть наши воины стояли.
5-й чтец.
Шла война четыре долгих года.
Мы воевали за свою свободу:
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.
6-й чтец.
Было много очень страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит:
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу
сказали грозно: «Стой!»
7-й чтец.
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
8-й чтец.
И мы пошли освобождать Европу:
Солдаты наши в блиндажах, в окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и самолетах...
9-й чтец.
Фашистских оккупантов побеждали,
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на рейхстаг
Был гордо водружен наш флаг.
10-й чтец.
И было торжество у всей страны.
И снова, отмечая праздник этот,
Героев вспомнить мы должны,
Призвавших недругов к ответу.
О. Узорова, Е. Нефедова. «День Победы»
Звучит песня «Прощание славянки». Выходят чтецы.
1 -й чтец.
Вокзал был тихим,
Маленьким и грустным,
Жевали с хрустом лошади овес.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес,
И к полустанку выплыли теплушки.
Березы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской:
Милый едет воевать,
Надел рубашку белую.
Я все время буду ждать,
Изменушки не сделаю.
И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим.
И с дрожью взвился женский голос: «Женя!
И как же мы... Себя побереги!»
А он пошел, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком босые
По-взрослому шагали по бокам.
А женщина осталась небольшая,
С нее печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И все платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться —
Целует муж заплаканных ребят...
И сквозь поселок, словно через сердце,
Ушел состав в пылающий закат.
В. Соловьев. «Полустанок»
2-й чтец.
«Извещаем... Вас...
... За Родину...
... С врагами...»
В траурной каемке пять коротких строк.
Заходила ходуном божница,
Закачалось под ногами,
Надавил на плечи горбатый потолок.
Отдышалась.
Узелок достала.
Развязала.
Сдунула соринку с распашонки,
Расчесала завиток волос...
Тихая, прямая, светлая стояла,
Ни полстона с пересохших губ не сорвалось.
Стала успокаивать
Плачущего почтальона,
Причитающих соседок
Проводила на крыльцо.
А кругом плясал, гудел пожар зеленый
И огонь оледенелый бил в открытое лицо.
Огляделась:
Край зари, дорога —
Все как было, —
И песок, и даль, и зябкость...
И скупых не пряча слез,
Сухонькой рукой бумажку стопудовую
сложила:
— Будет, бабоньки. Развиднело.
Пора на сенокос.
И. Григорьев. «Мать»
3-й чтец.
В гости приходят тревожные мысли,
В синих глазах — затаенная грусть.
Ленточкой стянуты старые письма.
Каждое помнит она наизусть.
Даже не выцвели в строчках чернила,
Все до листочка она сберегла,
Все до листочка она сохранила,
Лишь похоронную молча сожгла.
Ночи холодные тянутся долго.
Окна соседних домишек темны.
В русском старинном поселке над Волгой
Женщина ждет лейтенанта с войны!
Ю. Леднев. «Память»
4-й чтец.
За забором домок,
Над трубою дымок.
В двух окошках свет,
В третьем — нет.
Стала сыну мать
На войну писать,
Ничего не слышит,
Только пишет, пишет:
«Сколько темных ночек
Я не сплю, сыночек.
Весть подай скорей,
Поубавь скорбей!
Ветер в поле кружит,
Ох, и сильно вьюжит.
Вьюге ни во что,
Коль замерзнет кто.
Вышла утром в сенцы —
Защемило сердце:
Намело сугроб,
Ну, совсем как гроб».
Мать по сыну плачет,
Слезы в платье прячет: —
Нет, не может быть,
Чтобы был убит!
На бугре домочек
Над трубой дымочек.
Смеркнулся денек
Вспыхнул огонек.
Мать сидит, вздыхает,
Скорбь не утихает.
Ничего не слышит —
Пишет... пишет... пишет!
В. Боков. «Мать»
5-й чтец.
Она давно живет одна,
Помолится неслышно богу
И смотрит, смотрит из окна
На онемелую дорогу.
Надеялась, не дождалась...
Пережила какие грозы!
..Четыре года кровь лилась,
И столько лет, как льются слезы.
С. Чухин. «Мать»
6-й чтец.
Легче сердце свое казнить,
Легче с разумом быть в раздоре.
С материнским горем сравнить
Можно лишь материнское горе...
Т. Татьяничева. «Материнское горе»
Исполняется песня о матери.
7-й чтец.
Мчится время, мчится быстрое
Через всю мою страну.
Сколько залпов, сколько выстрелов
Прогремело за войну!..
Шли в сраженья генеральные
Наши братья и отцы,
Бились близкие и дальние —
И уральцы, и донцы...
Были дни: от пушек яростных
Содрогался шар земной...
..Вдруг — последний! Майский!
Радостный!!! —
Грянул выстрел над землей!
Мир тебе, мое Отечество!
В ножнах меч. Молчит война.
Но хранит для всякой нечисти
Этот меч моя страна.
Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!..
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!
П. Кудрявцев. «Песнь о последнем выстреле»
8-й чтец. Мы на старых карточках
Бабушку искали,
В санитарке-девушке
Вдруг ее узнали.
Рядом с ней спасенный
Раненый боец.
Вот какая бабушка,
Просто молодец!
Рвались над окопами
Мины и снаряды,
Молодая бабушка
Шла с бойцами рядом
В сапогах, в пилотке,
Как лихой боец!
Вот какая бабушка,
Просто молодец!
Есть у нашей бабушки
Орден и медали.
За спасенье раненых
Ей награды дали.
И ее сестрою
Называл боец.
Вот какая бабушка,
Просто молодец!
И. Чернецова. «Вот какая бабушка».
Исполняется песня «Про бабушку».
1-й ведущий (на фоне музыки «День Победы»).
Девятое мая — великая дата!
Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом,
Когда бы и прадеды наши и деды
Для нас не добыли великой Победы,
Когда не разбился бы план «Барбаросса»
О волю, о силу, о мужество россов...
Автор неизвестен
2-й ведущий.
Сегодня головы склоним...
Но лишних слов и слез не нужно.
Мы вспомним всех погибших, дружно
У обелиска постоим.
Е. Швецова
1 -й ведущий
.... Помните! Через века,
Через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Не плачьте! В горле, сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
2-й ведущий.
Минута молчания!
Исполняется музыкальный номер.
1-й чтец.
Хочу, чтобы в мире не было криков,
Не было криков, страха и боли.
2-й чтец.
Хочу, чтобы в мире люди забыли
Крики, рожденные ужасом войн.
3-й чтец.
Хочу, чтобы в мире слышались крики,
Слышались крики новорожденных.
4-й чтец.
Хочу, чтобы в мире песни звучали,
Песни счастливых, песни влюбленных.
5-й чтец. Мир — это воздух, которым дышу.
6-й чтец. Мир — это воздух, которым живу.
7-й чтец. Мир — это все, что с детства люблю.
8-й чтец. Мир — это дом в родимом краю.
9-й чтец. Мир — это все, что с детства мы любим!
10-й чтец. Мир — это жизнь! Мир — это люди!
А. Бойко. «Мир — это люди»
Исполняется песня «Солнечный круг». Звучит марш или мелодия песни «День Победы».
1-й чтец.
Уж отгремел последний бой когда-то,
И отыграл горнист войне отбой,
Но весь народ об этом помнит свято,
И вам обязаны мы этой тишиной!
2-й чтец.
Нет, не забыть нам, дорогие ветераны,
Ваш подвиг ратный на истерзанной земле.
Хоть мы сражались, глядя на экраны,
Внимали с гордостью рассказы о войне!
3-й чтец.
Как вы все эти годы воевали,
Стояли сутками под пулями в воде,
Зимой суровою на поле замерзали,
Под солнцем умирали на земле.
4-й чтец.Под шквалом непрерывного огня
В атаку, зубы стиснув, вы бежали,
И плакали, фашиста матеря,
Когда еще в начале отступали!
5-й чтец.
Плененные, с достоинством держались,
И выстояли, мужество храня,
И, как могли, друг другу помогали,
Хоть непрощенные, но Родину любя!
6-й чтец.
В Америке, в Европе все узнали,
Как побеждать умеет наш народ,
Как губы полумертвые шептали:
«За Родину! За Сталина! Вперед!»
7-й чтец.
Как наш народ умеет ненавидеть,
Как может сильно Родину любить!
И там пусть не стараются забыть,
Как всей Европе помогли мы выжить!
8-й чтец.
И все больней болят, наверно, раны
У тех, кто до сих пор еще в строю.
И сердце жмет, услышав Левитана,
У каждого в моем родном краю!
9-й чтец.
Мы просим вас, родимые, простите,
Что не всегда внимательны бываем,
И на душе обиду не таите,
Что позвонить порою забываем.
10-й чтец.
Мы поздравляем вас с победным маем!
Здоровья вам желает вся страна!
Мы уберечь Отчизну обещаем,
Недаром носим ваши имена!
В. Якушкина. «Ветеранам»
Ведущие.
Мы счастливы весеннею порою
Поздравить победителей, героев!
Исполняется песня «День Победы»
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы,
единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за
исторические свершения народа. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран
и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает
формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинной народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
XV.Рефлексия.
В результате исследовательской работы учителя истории и обществознания МОУ Морд.Канадейской ООШ со школьниками были рассмотрены проблемы связанные с патриотическим воспитанием с причинами политического, духовно – нравственного, морального и экономического кризисов нашего общества. Но, на помощь в решении данной проблемы всегда приходят патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание.
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно
закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе
Вследствие этого, первоочередными задачами учителя истории и обществознания по прежнему является:
1. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
2.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию ответственной личности, подлинного патриота страны.
Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности
воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:
- учащиеся начинают осознать проблемы патриотического
воспитания, стоящие перед российским обществом;
- на сегодняшний день существует необходимость разработки каждым
учителем путей, методов, средств в этом направлении;
- школьники понимают, что они являются гражданами России и
будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее
истории, Великой России не построить;
- Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное
взаимодействие всех субъектов учебно –воспитательного процесса, а
именно: школы, семьи и общества.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством Любить свою родину – значит знать её историю , что гипотеза исследования подтверждена, цель и задачи выполнены.
XVI.Список литературы
1. А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. М.,
2001.
2. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И.,
М.,1993.
3. И. О.Ионов. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив»,
1998.
4. И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М.,2000.
5. Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. –
М.,1991.
6. В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.
7. А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991.
8. Ради жизни на Земле/ cоставитель А. Ф. Фоменко. – М., 1990.
9. М.А. Кисель. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.
10. Гнездовье вьюг/сборник/редактор-составитель Бариев Ю. – Дудинка,
1994.
11. Конституция Р.Ф. – М.,1995.
12. С.С. Фролов. Социология. – М.,2003.
13. Политология. Курс лекций/под ред. Миронова А.В. – М., 1993.
14. В.П. Островский, А.И. Уткин. История России / «Дрофа». – М.,1999.
15. И.П. Подласый. Педагогика/кн.2./ «Владос». – М.,1999.
16. С.П. Баранов. Педагогика./ «Просвещение». – М., 1997.
17. Страничка Интернета/Rambler/Образование/@. ru
18. Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru
19. Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. ru
20. Страничка Интернета/5-ballow/Образование/@. ru
21. Страничка Интернета/5-ballow / Воспитание /@. ru
22. Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание
23. Материалы школьного краеведческого музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике
Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен...
Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников
В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость ...
программа патриотического воспитания и формирования гражданской ответственности и правового самосознания
Программа может быть использована как воспитателями детских домов, так и классных руководителей....
Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности у обучающихся.
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного обучения и воспитания сделались хорошими — это в нашей власти»Плутарх Воспитание - процесс и результат ...
«Туризм и краеведение» как средство формирования гражданско-патриотического воспитания»
В настоящее время спортивным туризмом в России занимаются около 3 млн. человек.Феноменом этого массового спортивного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно м...
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Материалы курсового исследования НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯМУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ...
самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"
Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...