Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников
статья
Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Сосавитель Базанова Л.Н, учитель географии и классный руководитель
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!
Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, толерантность и др.
Также можно с уверенностью сказать, что волонтёрство – это появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность.
Цель: реализация волонтёрской деятельности в школе как новой формы вовлечения подростков в социальную активность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- показать, насколько важно волонтёрское движение в школе;
- показать деятельность волонтерской работы в МОУ «СОШ п. Белоярский» школе.
Волонтёрство – средство формирования социальной активности школьников.
Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения. В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой. Необходимость развития у детей социальной активности отражено в целях и задачах стандартов нового поколения, результатом которой должно стать воспитание нравственного, гармоничного и ответственного гражданина России. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения, воплощать идеи, реализовывать социально значимые инициативы.
Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое, моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.
Итак, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся, способна удовлетворить потребности обучающихся. Готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
В результате конвергенции (процесс сближения) реального поведения и взаимодействия личности с внешним миром происходит нравственное (готовность к служению, сострадание, толерантность), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе), психическое (развитие различных психических функций) и деятельное (социальная активность, деятельностная состоятельность) развитие личности, являющееся основой саморазвития и самосовершенствования.
Рябята моего класса активно принимают участие в волонтерском движении».
Что ожидаю от вовлечения в движение волонтеров:
1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь.
2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения.
3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи.
4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
5. Организованные игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия.
6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ, профилактических мероприятиях.
7. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.
В итоге хочу сказать, обучающиеся понимают, что волонтёр - это не профессия, это не увлечение, это образ жизни.
В заключении необходимо отметить, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться.
Волонтёрство – новая форма вовлечения подростков в социальную активность. Очень важно создать условия для того, чтобы у школьника была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия в социальном развитии общества. И в помощь в этом нам пришло волонтерское движение
Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.
Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...
Юнармейское движение как средство формирования социально активной личности
статья в сборнике "Наследники победы рапортуют"...
Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников
В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость ...
Мастер-класс для педагогов "Дискуссия как эффективное средство формирования критического мышления школьников"
Разработка мастер-класса для педагогов...
"Современный классный час как эффективное средство формирования личности современного школьника".
Формы проведения классных часов разнообразны6 лекции, беседы, встречи с интересными людьми и т.д....
Волонтёрство как одно из эффективных средств формирования и сплочения классного коллектива. Из опыта работы.
формирование классного коллектива...