Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"
рабочая программа (9 класс) по теме
Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
- Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (приказ № 219 от 29.08.2013 г)
- Учебной программы «Азбука профориентации XXI века / Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А., - Салехард, 2010.
Общая характеристика факультативного курса
Проведение рыночных реформ в экономике России вызвало изменение роли и места наемного работника в системе трудовых отношений, следствием чего является появление безработицы, которая, в свою очередь, породила не только экономические проблемы, но и проблемы социального и психологического порядка. Ключевым рыночным изменением в сфере труда является негарантированная занятость, характеризующаяся наличием конкуренции работников за рабочие места и безработицы. Для людей, чья трудовая жизнь протекала в условиях отсутствия вынужденной безработицы, это является серьезным психологическим ударом. Существенно повысилась социально-психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация людей. Это привело к возрастанию нервно-психического напряжения, появлению чувства «ненужности», невостребованности на рынке труда у значительной части граждан трудоспособного возраста. Отсюда снижение конкурентоспособности людей объективно способных к эффективной трудовой деятельности; занятость в «сером» секторе экономики (т. е. без официального оформления трудовых отношений между работником и работодателем) и иные негативные тенденции.
Однако кроме актуальных проблем адаптации к рыночным условиям трудоспособного населения начавшего свою трудовую биографию в условиях гарантированной занятости имеется и другая – стратегически более важная проблема. Речь идет о выходе на рынок труда тех групп населения, конкурентоспособность которых объективно невысока, и, прежде всего, о молодежи, которая или выбирает направление своей профессиональной карьеры, или только начинает свой профессиональный путь после получения профессии.
Принципиальные изменения трудовых отношений, произошедшие в психологически сжатые сроки, привели к тому, что общество во многом утеряло мировоззренческую традицию вхождения молодого человека в трудовую жизнь – традицию передачи ценностей труда от поколения к поколению. Обнаруживается как бы разрыв между опытом поколения, которое начинало трудовую жизнь двадцать– двадцать пять лет назад и сегодняшней молодежью. Опыт взрослых оказывается неэффективным, ненужным, более того – дезориентирующим, — для сегодняшней молодежи, а адекватный источник формирования иного, более пригодного для рыночных условий трудового сознания попросту отсутствует.
Процесс профессионального становления молодежи связан с процессом профессионального самоопределения еще в общеобразовательной школе, где у учащихся формируется мотивация выбора сферы профессиональной деятельности, определение путей получения профессионального образования и будущей карьеры.
Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.
- Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
- Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Описание места учебного курса в учебном плане
На проведение факультативного курса в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели)
Уровень изучения курса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 9 класса
Учащиеся должны знать:
- об устройстве и основных принципах функционирования рынка труда и специфике рыночных отношений в трудовой сфере;
- о профессиях, учебных и рабочих местах, о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии и планирования карьеры, способах поиска работы и трудоустройства,
Учащиеся должны уметь:
- применять навыки поиска информации, анализа ситуаций, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
- самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.
Содержание учебного курса
Раздел 1. «Введение».
Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Структура курса и особенности учебника.
Раздел 2. Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»
Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.
Понятие мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации. Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Профпригодность, профессионально важные качества. Понятие «Конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.
Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа. Понятие самооценки. Роль самооценки и разных ее деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.
Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.
Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования. Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».
Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составление резюме.
Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». Знакомство с профессиями типа «человек-человек».
Особенности профессий типа «человек-знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-техника». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-техника».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-природа». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек- природа».
Представление о профессиях типа «человек-бизнес». Особенности психологического типа представителей профессий этой группы. Профессиограммы профессий типа «человек-бизнес».
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»
Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы обучения, сроки освоения программа профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»
Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Основные формы занятости. Возможности трудоустройства в ЯНАО. Типичные ошибки при выборе профессии. Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.
Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Методическое пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
- Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
- Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
- Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
- Профориентационная диагностика.
- Учебно-методическое пособие для щкольных психологов «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009
Литература для учащихся:
- Рабочая тетрадь ««Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
- Учебник ««Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Персональный компьютер с принтером.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Интерактивная доска.
Программы компьютерной обработки психологических тестов:
- «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
- «Невербальные тесты интеллекта»
- «Тест Амтхауэра»
- «Тест Кэттелла»
Список используемой литературы
- Адамчук В. В. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2000. – 407с.
- Бендюков М. А., Калугин С. В., Соломин И. Л, Методика оценки профессиональной направленности населения (Методика экспресс-ориентации). Саратов, Изд. Поволжского межрегионального учебного центра, 1998 – 46 с.
- Бендюков М. А., Соломин И. Л Профконсультирование и психологическое тестирование. «Профессиональный потенциал» № 1(5) М. «Военный парад» 1998 с. 24—34
- Выпускник выбирает профессию. // журнал «Профессиональный потенциал» М. № 2, 2001., с 38-31.
- Камерон-Бендлер Л. Гордон Д. Ноу-Хау. Руководство по самосовершенствованию во имя лучшего будущего. – Воронеж: НПО «МОДЕК» 1997. — –288с.
- Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: эксперимент, 1999. – 180с.
- Климов А. Е. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
- Клуб ищущих работу/ Подготовка руководителей Клуба. Пособие для преподавателей. – М.: 1996. – 236с.
- Краткосрочная позитивная психотерапия. – СПб.: Изд. «Речь», 2000. – 216с.
- Лотова И. П. Зарубежные теории выбора и развития карьеры. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 3. Екатеринбург, 2001, с. 19-40.
- Мир профессий. Энциклопедическое издание в 6 томах. М.: Мол. гвардия, 1986.
- «Образование для Вас: справочник» Красноярск 2006
- Пеллетье Д. Личный проект как средство активизации профессионального выбора. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 4. Екатеринбург, 2001, с. 43-57.
- Прикот О. Г. Лекции по философии педагогики – СПб.: Изд-во ТВПинк, 1998. – 163с.
- Прощицкая Е. Н. Здоровье и профессиональная пригодность. // Школа и производство № 3 1994. с. 85-94.
- Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения (Методическое пособие 2). — Москва-Воронеж. 1997. – 79с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва — Воронеж: Изд. «Институт практической психологии» 1996. – 256с.
- Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.
- Рудинштейн М. Как найти высокооплачиваемую работу с помощью INTERNET./ Кратко, доступно, просто/ — М.: Познавательная книга плюс, 1999, — 192с.
- Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., Речь, 2006
- Уткин Э. А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе, М., 1996.
- Фанч Ф. Преобразующие диалоги: Пер. с англ. К.: Ника-Центр, 1997. – 384с.
- Фопель К. Энергия паузы: Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001. – 240с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультативного курса профориентации 10-11 класс
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб. Сформировать готовность учащих...
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...
ПРОГРАММА факультативного курса по английскому языку для учащихся 9-х классов «Профориентация.Выбор профессий»
Цель курса – формирование у учащихся готовности к сознательному профессиональному выбору....
Программа "Азбука профориентации XXI века"
Программа внеурочной деятельности ФГОС ОО "Азбука профориентации XXI века"...
Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл.
Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл....
Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»
Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....