Программа "Азбука профориентации XXI века"
рабочая программа (9 класс)
Программа внеурочной деятельности ФГОС ОО "Азбука профориентации XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukoyanova_n.g._rp_azbuka_proforientatsii_9_klass.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука профориентации XXI века» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями и дополнениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука профориентации XXI века» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана на основе примерной программы ООО по профориентации с учетом авторской программы «Азбука профориентации XXI века» / Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А
Рабочая программа ориентирована на учебные пособия:
Автор/авторский коллектив | Название учебного пособия | Класс | Издатель учебника |
Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А | «Азбука профориентации XXI века» | 9 класс | ООО «Супервэйв Групп» г. Салехард, 2010 г. |
Г.В.Резапкина | «Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков» | 9 класс | М.: Генезис, 2009 г. |
Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина | Дневник профессионального самоопределения старшеклассника | 9 класс | М.: Планета, 2015 г. |
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф.консультации, общественно-значимые мотивы выбора профессии.
Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существуют социально – экономические противоречия: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами, и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом.
В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие и на школу. Школа как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.) Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов (базисных квалификаций), имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых каждому специалисту. Это самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение «сквозными» умениями: работа на компьютере, пользование базами и банком данных, понимание экономики бизнеса и др. Необходимо учитывать, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь. В современных условиях, бесспорно, требуется повышение качества образования школьников и его важнейшей составляющей – подготовки к социально – профессиональному самоопределению на новой качественной основе.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:
а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей,
б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;
в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном. Однако, по данным Центра социально – профессионального самоопределения молодежи, 50 % учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых – родителей, родственников или знакомых; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44 % учащихся не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда. Лишь 10 – 15 % имеют твердые профессиональные намерения, примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в образовательной организации, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.
Цель программы - создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.
- Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
- Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Личностными результатами изучения курса будут:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В результате освоения курса внеурочной
деятельности «Азбука профориентации XXI века» обучающиеся:
1) получат представление:
- о профессиях, востребованных в Ямало-Ненецком округе, Российской Федерации;
- о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда;
- о профессиональных качествах человека;
- о значении труда в жизни человека.
2) научатся:
- пользоваться различными источниками информации для изучения мира профессий и труда;
- ориентироваться в мире профессий;
3) получат возможность оценивать собственные возможности, при выборе профессии.
Обучающиеся научатся:
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- приобретение опыта исследовательской деятельности
Обучающиеся получат возможность научиться:
- знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- иметь представление о правилах проведения исследования;
- получение первоначального опыта самореализации.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Азбука профориентации XXI века»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели. Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся 9 класса, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие внеурочной деятельности учащихся, способствует формированию УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Раздел 1. «Введение».
Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Структура курса и особенности учебника.
Раздел 2. Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»
Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.
Понятие мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации. Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Профпригодность, профессионально важные качества. Понятие «Конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.
Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа. Понятие самооценки. Роль самооценки и разных ее деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.
Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.
Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования. Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».
Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составление резюме.
Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». Знакомство с профессиями типа «человек-человек».
Особенности профессий типа «человек-знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-техника». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-техника».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-природа». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек- природа».
Представление о профессиях типа «человек-бизнес». Особенности психологического типа представителей профессий этой группы. Профессиограммы профессий типа «человек-бизнес».
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?»
Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы обучения, сроки освоения программа профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»
Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Основные формы занятости. Возможности трудоустройства в ЯНАО. Типичные ошибки при выборе профессии. Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.
Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе | |
лабораторных работ | практических работ | |||
Раздел 1. «Введение» | ||||
Многообразие мира профессий. | 1 | |||
Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. | 1 | |||
Раздел 2. Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?» | ||||
Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. | 1 | |||
Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности. | 1 | |||
Ценностные ориентации | 1 | |||
Способности. | 1 | |||
Особенности мышления. | 1 | |||
Профессионально важные качества. | 1 | |||
Коммуникативная успешность. | 1 | |||
Барьеры коммуникации. | 1 | |||
Самооценка. | 1 | |||
Целеполагание и образ будущего. | 1 | |||
Этапы профессионального самоопределения. | 1 | |||
Карта самопознания. | 1 | |||
Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?» | ||||
Понятие «профессия». Классификация профессий. | 1 | |||
Профессии типа «человек-человек» | 1 | |||
Профессии типа «человек-знак» | 1 | |||
Профессии типа «человек-художественный образ» | 1 | |||
Профессии типа «человек-техника» | 1 | |||
Профессии типа «человек-природа» | 1 | |||
Профессии типа «человек-бизнес» | 1 | |||
Профессиограмма | 1 | |||
Профессиограмма | 1 | |||
Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?» | ||||
Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. | 1 | |||
Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. | 1 | |||
Информация, необходимая при выборе учебного заведения. | 1 | |||
Основные понятия и определения. | 2 | |||
Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?» | ||||
Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда. | 1 | |||
Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи. | 1 | |||
Типичные ошибки при выборе профессии. | 1 | |||
Стратегии принятия решения в выборе профессии. | 1 | 1 | ||
Социально-психологическое исследование. | 1 | 1 | ||
Индивидуальный профессиональный план. | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 3 |
Описание материально-технического обеспечения
Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер.
Программы компьютерной обработки психологических тестов:
- «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
- «Невербальные тесты интеллекта»
- «Тест Амтхауэра»
- «Тест Кэттелла»
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций.
Учебно-методическое обеспечение для учителя
- Методическое пособие «Азбука профориентации XXIвека»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
- Рабочая тетрадь учителя «Азбука профориентации XXIвека»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е,, Палагин А.А.- Салехард, 2010
- Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXIвека»
- Видеопрофессиограммы для учебно-методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
- Профориентационная диагностика методического комплекса «Азбука профориентации XXI века»
- Учебно-методическое пособие для школьных психологов «Я и моя профессия» /Резапкина Г.В. – М.: Генезис, 2009
Литература для обучающихся
- Рабочая тетрадь «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В.,Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.- Салехард, 2010
- Учебное пособие «Азбука профориентации XXI века»/Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В.,Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.- Салехард, 2010
- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника /авт. сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Планета, 2015
Список используемой литературы
- Бендюков М. А., Калугин С. В., Соломин И. Л. Методика оценки профессиональной направленности населения (Методика экспресс-ориентации). Саратов, Изд. Поволжского межрегионального учебного центра, 1998 – 46 с.
- Бендюков М. А., Соломин И. Л. Профконсультирование и психологическое тестирование. «Профессиональный потенциал» № 1(5) М. «Военный парад» 1998 с. 24—34
- Камерон-Бендлер Л. Гордон Д. Ноу-Хау. Руководство по самосовершенствованию во имя лучшего будущего. – Воронеж: НПО «МОДЕК» 1997. — 288с.
- Климов А. Е. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
- Мир профессий. Энциклопедическое издание в 6 томах. М.: Мол.гвардия, 1986.
- «Образование для Вас: справочник» Красноярск, 2006
- Пеллетье Д. Личный проект как средство активизации профессионального выбора. «Персонал-profy. Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом.» Вып. 4. Екатеринбург, 2001, с. 43-57.
- Прощицкая Е. Н. Здоровье и профессиональная пригодность. // Школа и производство № 3 1994. с. 85-94.
- Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения (Методическое пособие 2). — Москва-Воронеж. 1997. – 79с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва — Воронеж: Изд. «Институт практической психологии» 1996. – 256с.
- Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.
- Рудинштейн М. Как найти высокооплачиваемую работу с помощью INTERNET./ Кратко, доступно, просто/ — М.: Познавательная книга плюс, 1999, — 192с.
- Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., Речь, 2006
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты | Виды/формы контроля | |
по плану | по факту | ||||
Раздел 1. «Введение» - 2 часа | |||||
1 | 03.09.2019 | Многообразие мира профессий. | Личностные УУД: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные УУД: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | устный опрос | |
2 | 10.09.2019 | Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. | устный опрос | ||
Раздел 2. Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?» - 12 часов | |||||
3 | 17.09.2019 | Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. | Личностные УУД: Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные УУД: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | устный опрос | |
4 | 24.09.2019 | Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности. | устный опрос | ||
5 | 01.10.2019 | Ценностные ориентации | устный опрос | ||
6 | 08.10.2019 | Способности. | устный опрос | ||
7 | 15.10.2019 | Особенности мышления. | устный опрос | ||
8 | 22.10.2019 | Профессионально важные качества. | устный опрос | ||
9 | 29.10.2019 | Коммуникативная успешность. | устный опрос | ||
10 | 12.11.2019 | Барьеры коммуникации. | устный опрос | ||
11 | 19.11.2019 | Самооценка. | устный опрос | ||
12 | 26.11.2019 | Целеполагание и образ будущего. | устный опрос | ||
13 | 03.12.2019 | Этапы профессионального самоопределения. | устный опрос | ||
14 | 10.12.2019 | Карта самопознания. | устный опрос | ||
Раздел 3. Мир профессий «Что я знаю о профессиях?» - 9 часов | |||||
15 | 17.12.2019 | Понятие «профессия». Классификация профессий. | Личностные УУД: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | устный опрос | |
16 | 24.12.2019 | Профессии типа «человек-человек» | устный опрос | ||
17 | 14.01.2020 | Профессии типа «человек-знак» | устный опрос | ||
18 | 21.01.2020 | Профессии типа «человек-художественный образ» | устный опрос | ||
19 | 28.01.2020 | Профессии типа «человек-техника» | устный опрос | ||
20 | 04.02.2020 | Профессии типа «человек-природа» | устный опрос | ||
21 | 11.02.2020 | Профессии типа «человек-бизнес» | устный опрос | ||
22 | 18.02.2020 | Профессиограмма | устный опрос | ||
23 | 25.02.2020 | Профессиограмма | устный опрос | ||
Раздел 4. Система профессионального образования «Что я знаю об образовании?» - 5 часов | |||||
24 | 03.03.2020 | Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. | Личностные УУД: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | устный опрос | |
25 | 10.03.2020 | Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. | устный опрос | ||
26 | 17.03.2020 | Информация, необходимая при выборе учебного заведения. | устный опрос | ||
27 | 31.03.2020 | Основные понятия и определения. | устный опрос | ||
28 | 07.04.2020 | Основные понятия и определения. | устный опрос | ||
Раздел 5. Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?» - 6 часов | |||||
29 | 14.04.2020 | Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда. | Личностные УУД: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | устный опрос | |
30 | 21.04.2020 | Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи. | устный опрос | ||
31 | 28.04.2020 | Типичные ошибки при выборе профессии. | устный опрос | ||
32 | 05.05.2020 | Стратегии принятия решения в выборе профессии. | устный опрос | ||
33 | 12.05.2020 | Социально-психологическое исследование. | тестирование | ||
34 | 19.05.2020 | Индивидуальный профессиональный план. | собеседование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"
Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества...
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...
презентация по профориентации "День профориентации"
Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....
Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл.
Программа Азбука профориентации XXI века 9 кл....
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)
Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...
Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"
Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...