программа факультативного курса профориентации 10-11 класс
элективный курс по технологии (10 класс) по теме
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
- Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_proforientatsii_10-11_klass.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
ПРОГРАММА
факультативного курса «Профориентация»
для учащихся 10-11 классов
Автор:
Половинкина Людмила Дмитриевна,
учитель технологии
г.Лабытнанги
Цели программы.
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
- Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной же целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе мы видим формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.
Задачи программы.
Образовательные задачи:
- Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
- Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные задачи.
- Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
- Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.
Развивающие задачи.
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Курс «Профориентация» рассчитан на 68 часа (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет).
Тематическое планирование курса «Профориентация» (68 часов).
№ | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Программа 10 класса. | |||
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | 1 | |
2 | Я и выбор профессии. | 1 | |
3 | Социальные проблемы труда: Разделение труда Профессии и специальности Классификации профессий Мотивы выбора профессии Здоровье и выбор профессии | 10 ч. 6 ч.
| 4 ч. |
4 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 5ч. 3 ч. | 2 ч. |
5 | Профессиональная перспектива. Составление резюме. | 2 ч. 1 ч. | 1 ч. |
6 | Социально – экономические условия современной России. | 4 ч. | |
7 | Основы экономических знаний. | 8 ч. 6 ч. | 2 ч. |
8 | Рынок образовательных услуг. | 2 ч. 1 ч. | 1 ч |
Резервное время | 1 | ||
Программа 11 класса. | |||
9 | Основы технологической культуры. Сущность и содержание технологической культуры. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. Технологии основных видов жизнедеятельности человека Технологическая культура и профессиональная деятельность. | 16 ч. 12 ч. | 4 ч. |
10 | Личный профессиональный план. | 6 ч. 2 ч. | 4 ч. |
11 | Готовность к выбору профиля, профессии. | 4 1 ч. | 3 ч. |
12 | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) | 6 ч. | 6ч. |
Резервное время | 2 ч. | ||
Экскурсии на предприятия города по плану профориентационной работы школы. Встречи с представителями разных профессий (родительская общественность, социальные партнеры школы). | В течение учебного года | ||
Общее количество часов | 68 ч. |
Содержание занятий по программе факультативного курса «Профориентация».
Тема 1. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.
Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».
Тема 3. Социальные проблемы труда (10 часов).
1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.
2. Профессии и специальности. Квалификация.
3. Классификации профессий.
4. Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
5. Здоровье и выбор профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Развивающие процедуры: дискуссия, «Какие профессии востребованы в нашем селе, районе, области?».
Диагностические методики: карта интересов, методика самооценки индивидуальных интересов.
Тема 4. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (5 часов).
Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Игра: «Угадай профессию».
Практическая работа: составление формул профессий.
Развивающие процедуры: прогнозирование изменений состояния рынка рабочей силы
г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа в ближайшие 5 лет.
Тема 5. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
Тема 6. Социально – экономические условия современной России (4 часа).
Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром», «Если бы я был президентом» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Тема 7. Основы экономических знаний. (8 часов).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в экономике (интеграция с соответствующими темами информатики).
Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний», сочинение «с. Высокое: 100 лет спустя» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».
Тема 8. Рынок образовательных услуг. (2 часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг г.Лабытнанги ЯНАО.
Тема 9. Основы технологической культуры.(16 часов).
1. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
2. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.
3. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
4. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Практическая работа: работа с основными понятиями темы, контрольно – измерительные материалами по теме, составление тематических кластеров с использованием компьютерных технологий (интеграция с темой «Графические редакторы» информатики (либо информационных технологий).
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.
Диагностические методики: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».
Тема 10. Личный профессиональный план (6 часов).
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.
Развивающие процедуры: профконсультации, ролевая игра «Биржа труда». Экскурсия в районную службу занятости.
Диагностические методики: опросники и методики «Дневника профессионального самоопределения школьника».
Тема 11. Готовность к выбору профиля, профессии (4 часа).
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».
Тема 12. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (6часов).
Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...
Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс
Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....
Программа факультативного курса ЗОЖ для 7 класса
Программа расчитана на 18 часов....
Программа факультативного курса для учащихся 11 классов «Дополнительные главы математики»
Данный факультативный курс рассчитан на углубление и расширение знаний старшеклассников по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов по математике....
Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"
Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...