Программа по туризму
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности юных туристов-экологов на базе ГБОУ ООШ с. Малый Толкай.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.39 КБ |
Предварительный просмотр:
бСтаропохвистневский филиал «Эврика»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы с.Подбельск муниципального района Похвистневский
Самарской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
юных туристов-экологов
на базе ГБОУ ООШ с. Малый Толкай
2013
Пояснительная записка к программе
Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и умеющей активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.. Эту цель нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Работая по данной программе, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике. Экологическое
образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек –часть живой природы; его назначение –познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Чем всестороннее и полнее будет развито экологическое образование, тем оно будет интереснее и поучительнее.
Одним из таких проблем села Малый Толкай, которую можно решить без привлечения больших финансовых средств с участием детей села являются проблемы экологического характера:
- загрязнение бытовыми отходами окраины леса и берегов реки села М.Толкай, которые находятся в 3 км от села и
- свалка, которая находится недалеко, в 500 метрах от домов.
Цель программы:
формирование экологической культуры школьников и культуры здорового образа жизни;
Задачи программы:
- расширить экологические знания школьников, на основе природных объектов родного края;
- обучать туристическим навыкам;
- сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе;
- содействовать укреплению психического и физического здоровья школьников.
Особенности программы:
- Объем программы рассчитан на 216 часов в год , 6 часов в неделю.
- Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровнем подготовки учеников 6- классов общеобразовательной школы
- Программа включает изучение природы и экологических особенностей Похвистневского района. Программа предусматривает использование межпредметных связей со школьными учебными предметами: биологией, географией, физической культурой.
- Программа предусматривает теоретические и практические занятия, экскурсии и походы.
Практические занятия могут проводиться как в помещении, так и на местности, в природных условиях.
Методы обучения:
общедидактических (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой), методов обучения предметам естетственнонаучного цикла (наблюдение, эксперимент), методов обучения основам туризма (практические работы, экскурсии, походы).
Реализация программы осуществляется через различные
формы организации учебно-познавательной деятельности: акции, викторины, беседы, игры, проектные и исследовательские работы, ктд, трудовой десант, экскурсии, походы, конкурсы и соревнования.
Принципы реализации программы:
доступность и наглядность принципы индивидуализации и гражданственности, системности и последовательности, сознательности и творческой активности.
Формы оценки знаний учащихся.
Текущий контроль:
викторины;
тесты;
самостоятельные работы;
доклады;
участие в походах, в районных и школьных турслетах.
Итоговый контроль:
поход;
школьный турслет.
районная экологическая конференция
районный школьный турслет.
Планируемые результаты.
Обучающие смогут:
описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
находить в разных источниках информацию;
приводить примеры использования и охраны природы, адаптации
человека к условиям окружающей среды;
соблюдать технику безопасности на тренировках , походах и экскурсиях;
разводить разные типы костров, соблюдать технику пожарной безопасности;
устанавливать палатку;
описать принцип работы компаса;
ориентироваться на местности (с топографической картой , без карты, по компасу);
применить виды туристических узлов на практике;
оказывать доврачебную помощь, знать состав туристической аптечки.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
Всего | Теорети- ческие занятия | Практические занятия | |||
В поме- щении | На местности | ||||
1 | Введение Техника безопасности при проведении занятий, походов. | 1 | 1 | - | |
2 | Понятие о биосфере | 2 | 2 | - | - |
3 | Понятие экосистемы | 14 | 2 | 14 | |
4 | Туризм и охрана природы | 2 | 2 | ||
5 | Экологические проблемы села | 12 | 3 | 9 | |
6 | Оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего | 10 | 2 | 8 | |
7 | Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка. Выполнение нормативов ОФП, СФП. | 38 | 17 | 21 | |
8 | Туристско-бытовые навыки. Основы безопасности в природной среде | 14 | 6 | 8 | |
9 | Туристическая подготовка | 41 | 6 | 2 | 33 |
10 | Установка и снятие палатки Туристические узлы | 4 22 | 2 10 | 2 12 | |
11 | Индивидуально-групповая проектная деятельность | 20 | 2 | 10 | 8 |
12 | Туристические слеты и соревнования | 12 | 12 | ||
13 | Подготовка к летнему походу | 6 | 3 | 3 | - |
14 | Экскурсия (лес,река) | 7 | - | 7 | |
15 | Должностные обязанности в походе | 3 | 3 | ||
16 | Однодневный летний поход | 10 | 10 | ||
ИТОГО: | 216 | 52 | 87 | 77 |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | УУД | ||||
Всего | Теорети- ческие занятия | Практические занятия | |||||
В поме- щении | На местности | ||||||
1 | Введение, техника безопасности | 1 | 1 | - | - | Познавательные | |
2 | Понятие о биосфере совокупность всех живых организмов планеты | 2 | 2 | - | - | Познавательные | |
3 | Понятие экосистемы | 14 | |||||
Живые и неживые компоненты среды обитания | 1 | 1 | Познавательные | ||||
Микроэкосистема лес, озеро и.т.д. | 1 | 1 | Познавательные | ||||
Экскурсии (в лес, на реку) | 12 | 12 | Все 4 компанента | ||||
4 | Туризм и охрана природы | 2 | 2 | Познавательные | |||
5 | Экологические проблемы села | 12 | |||||
Провести исследование сбор информации | 1 | 1 | Познавательные регулятивные | ||||
Составить план работы | 1 | 1 | Коммуникативные регулятивные | ||||
Составить карту экологической ситуации села | 1 | 1 | Коммуникативные | ||||
Трудовой десант | 9 | 9 | Коммуникативные личност | ||||
6 | Оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего | 10 | |||||
Потертости. ожоги, переломы, вывихи, тепловой удар- профилактика | 1 | 1 | Познавательн | ||||
Транспортировка пострадавших Оказание помощи при вывихе. Переломах ожогах | 9 | 1 | 8 | Познавательны коммуникат | |||
7 | Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка. | 38 | |||||
Преодоление полосы препятствий | 4 | 4 | Коммуникативные личност | ||||
Бег по пересеченной местности | 2 | 2 | личностные | ||||
Подвижные и спортивные игры | 30 | 15 | 15 | Коммуникативные личност познаввате | |||
ОРУ без предметов, с предметами | 2 | 2 | Коммуникативные личност | ||||
8 | Туристско-бытовые навыки. | 14 | |||||
Личная гигиена туриста | 2 | 2 | Познавательн личностные | ||||
Личное снаряжение и уход за ним | 2 | 2 | Познавательн | ||||
Ремонтный набор | 2 | 2 | Познавательн | ||||
Организация биваков | 2 | 2 | Познавательн | ||||
Туристические костры | 2 | 2 | Познавательн | ||||
Питание | 2 | 2 | Познавательн | ||||
Правила поведения туристов | 2 | 2 | Познавательн личностные | ||||
9 | Туристическая подготовка | 41 | |||||
План, карта, топознаки | 6 | 2 | 4 | Познавательн | |||
Компас ориентирование по азимуту, измерение расстояния | 29 | 2 | 2 | 25 | Познавательн | ||
Ориентирование на местности | 6 | 2 | 4 | Познавательн | |||
10 | Туристическая палатка | 4 | 2 | 2 | Познавательная коммуникативные | ||
Туристические узлы | 22 | 10 | 12 | Познавательная личностные | |||
11 | Индивидуально-групповая проектная деятельность | 20 | 2 | 10 | 8 | Регулятивные Познавательные коммуник | |
12 | Туристические слеты соревнования | 12 | 12 | личностные | |||
13 | Подготовка к летнему походу | 6 | 3 | 3 | - | познавательные | |
14 | Экскурсия (лес, река) | 7 | 7 | коммуникативные | |||
15 | Должностные обязанности | 3 | 3 | познавательные | |||
16 | Однодневный летний поход | 10 | 10 | Коммуникативные личносн | |||
ИТОГО: | 216 | 30 | 52 | 134 |
Список литературы
Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. Алексеев А. А. —М., 2006.
Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010. .
Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред.
А.Т.Смирнова. М., 2007.
Туризм и спортивное ориентирование. Составитель В. И. Ганопольский. Москва «Физкультура и спорт»1987.
Бардин К.В. «Азбука Туризма». Пособие для учителей, руководителей туристических походов в школе. М., Просвещение 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»
Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена на главный ориентир современной школы - воспитание полноценной личности: акт...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/26/picture-36332-1558883284.jpg)
Программа по туризму 1-4 классы "Юные туристы"
Программа рассчитана на 33 часа в первый год обучения и 34 часа во второй, третий и четвертый год обучения. Делится на разделы и темы.Программа охватывает основные вопросы теории и методики туристичес...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-139121-1355576250.jpg)
Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения
"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-331823-1383394761.jpg)
Программа кружка "Туризм"
Программа предназначена для работы с детьми 13 - 14 лет, знакомство с родными краями...
Рабочая программа по туризму
туризм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-323390-1382542261.jpg)
программа "Пешеходный туризм"
ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ.Программа для учащихся 5-9 классов. Введение. Общее ухудшение экологического состояния окружающей среды, интенсификация учебного процесса в школе, н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-363836-1386692085.jpg)
образовательная программа по туризму
образовательная программа педагога дополнительного образования направление "Туризм"...