программа "Пешеходный туризм"
рабочая программа по теме
ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ.
Программа для учащихся 5-9 классов.
Введение.
Общее ухудшение экологического состояния окружающей среды, интенсификация учебного процесса в школе, несбалансированность и однообразие питания необеспеченных слоёв населения приводят к значительному ослаблению общего физического состояния и здоровья детей. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ лишь 14% детей практически здоровы. Последствия интенсификации учебного процесса ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью, способствуют психофизической перегрузке.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации и создания оптимальных условий для укрепления здоровья, восстановления психофизических сил и достижения спортивного мастерства, нужна обязательная программа, отличающаяся от других, привлекаемая для детей.
Программа предлагает образовательную модель, способствующую достижения воспитанниками наилучших лично-командных спортивных результатов, воспитанию потребности в ведении здорового образа жизни, раскрытию индивидуальности каждого ребёнка, развитию его задатков и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peshekhodnyy_turizm_2012.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ.
Программа для учащихся 5-9 классов.
Введение.
Общее ухудшение экологического состояния окружающей среды, интенсификация учебного процесса в школе, несбалансированность и однообразие питания необеспеченных слоёв населения приводят к значительному ослаблению общего физического состояния и здоровья детей. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ лишь 14% детей практически здоровы. Последствия интенсификации учебного процесса ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью, способствуют психофизической перегрузке.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации и создания оптимальных условий для укрепления здоровья, восстановления психофизических сил и достижения спортивного мастерства, нужна обязательная программа, отличающаяся от других, привлекаемая для детей.
Программа предлагает образовательную модель, способствующую достижения воспитанниками наилучших лично-командных спортивных результатов, воспитанию потребности в ведении здорового образа жизни, раскрытию индивидуальности каждого ребёнка, развитию его задатков и способностей.
Пояснительная записка.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, ориентирована на активное приобщение детей к здоровому образу жизни, на воспитание любви к родному краю, на получение начальных знаний и умений по организации и проведению туристских походов, участию в туристских соревнованиях. Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Срок обучения 3 года.
Концептуальные особенности программы.
Программа базируется на понимании туризма и краеведения, как целостного явления, с учётом индивидуального развития личности.
В основу программы заложены концептуальные идеи:
- расширение круга общения детей;
- формирования ценностного, ответственного отношения к своему здоровью;
- реализация потребности в занятиях спортом, не требующим постоянного применения физических сил, что обусловлено ограничениями по состоянию здоровья;
- развитие коммуникабельности – одного из необходимых качеств успешной социальной адаптации;
- разностороннего развития личности, синтезирующей лучшие качества человека и гражданина.
Цели и задачи программы.
▪ Обучающие. Углубление знаний по школьным предметам (географии, биологии, физике, истории и др.); получение основных знаний, умений и навыков, необходимых туристу - пешеходнику; правила организации походов, виды снаряжения и правила пользования им, организация своего быта в полевых условиях, основные правила техники безопасности. Овладение навыками спортивного ориентирования.
▪ Спортивные. На основе полученных теоретических знаний, практических умений и навыков, достижение обучающимися максимально возможных лично-командных спортивных результатов посредством участия в походах, соревнованиях, туристских слётах, олимпиадах и т.д. Совершение похода 3 степени сложности, участие в районных соревнованиях и конкурсах.
▪ Воспитательные. Формирование умений м навыков культуры общения, жизнеобеспечения, развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры. Воспитание характера, воли, чувства ответственности, целеустремлённости в процессе преодоления трудностей. Воспитание трудолюбия посредством организации своего быта в походных условиях.
▪ Развивающие. Развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию (выполнение нормативов спортивных разрядов по туризму). Развитие и укрепление физических качеств посредством выполнения общеразвивающих и специальных упражнений, спортивных игр в соответствии с физическими данными каждого обучающегося. Развитие коммуникативных навыков, умение ответственно и самостоятельно принимать решения в любых жизненных ситуациях посредством активного привлечения к планированию коллективных дел и маршрутов походов, тактики прохождения дистанции на соревнованиях или естественных препятствий в походе, к решению теоретически, а затем и практически встречающихся в жизни задач и проблем.
Оздоровительные. Организация активного отдыха и оздоровления в наиболее привлекательных уголках природы Лузского района.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ п/п | Блок раздел | Количество часов | Вариативная часть индивидуальные и групповые занятия | |||
всего | теория | Практика в помещении | Практика на местности | |||
I | Введение | 2 | 2 | - | - | - |
II | Техника и тактика пешеходного туризма | 114 | 23 | 20 | 49 | 22 |
1. | Преодоление естественных препятствий | 18 | 4 | 4 | 5 | 5 |
2. | Повторение туристских узлов, обвязки, беседки | 8 | - | 8 | - | - |
3. | Повторение приёмов и способов преодоления препятствий с помощью специального снаряжения | 12 | - | - | 12 | - |
4. | Приёмы преодоления технически сложных препятствий с использованием более сложной техники | 10 | - | - | 10 | - |
5. | Безопасность в походе | 12 | 2 | 1 | 4 | 5 |
6. | Туристское снаряжение | 12 | 5 | 1 | 2 | 4 |
7. | Питание в туристском походе | 14 | 3 | 2 | 8 | 1 |
8. | Организация быта в походе | 14 | 2 | - | 8 | 4 |
9. | Первая доврачебная помощь | 8 | 4 | 2 | - | 2 |
10. | Организация, подготовка, проведение и итоги туристских походов | 6 | 3 | 2 | - | 1 |
III | Топография и ориентирование | 24 | 4 | 6 | 12 | 2 |
1. | Ориентирование по местным признакам и явлениям | 4 | 4 | - | - | - |
2. | Условные знаки спортивных и топографических карт | 2 | - | 2 | - | - |
3. | Чтение карт (повторение) | 2 | - | 2 | - | - |
4. | Определение азимута на карте и на местности (повторение) | 8 | - | 2 | 6 | - |
5. | Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию | 8 | - | - | 6 | 2 |
IV | Краеведение | 16 | 4 | 4 | 6 | 2 |
1 | Население Кировской области: количество, национальный состав, сельское и городское население | 2 | 2 | - | - | -- |
2 | Коренное население Кировской области: количество, национальный состав, сельское и городское население | 2 | 2 | - | - | - |
3. | Русское население области, различные подгруппы в нём | 2 | 2 | - | - | - |
4. | Географическое положение и основные ресурсы области | 2 | - | 2 | - | - |
5. | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | - | 2 | - | - |
6. | Экскурсионная поездка . | 6 | - | - | 6 | - |
V | Туристские слёты и соревнования | 28 | 1 | 3 | 18 | 6 |
1. | Контрольно-туристический маршрут | 18 | - | 1 | 13 | 4 |
2. | Туристические конкурсы | 8 | - | 2 | 4 | 2 |
3. | Участие в туристских соревнованиях | 2 | 1 | - | 1 | - |
VI | Физическая подготовка | 30 | - | 5 | 17 | 8 |
1. | Общая физическая подготовка | 14 | - | 5 | 5 | 4 |
2. | Специальная физическая подготовка | 16 | - | - | 12 | 4 |
VII | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | - | - |
VIII | Зачётный туристский поход 3 степени сложности | Вне сетки занятий | ||||
ИТОГО | 216 |
Календарно – тематическое планирование занятий объединения «Пешеходный туризм»
№ занятия | Тема занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Оборудование Наглядность информационноеобеспечение | Дата проведения | |
По плану | Фактическая | ||||||
I. ВВЕДЕНИЕ. 2 часа. | |||||||
1. | Введение | Согласование расписания. Вводный инструктаж по технике безопасности. Вручение значков «Юный турист». Просмотр фильма о походах. | фронтальный | - | Фильм о прошлогодних походах. | 03.09.12 | |
2. | Общая и специальная физическая подготовка. | Выполнение контрольных нормативов. | Индивидуально-групповой | 05.09.12 | |||
II. Техника и тактика пешеходного туризма. 114 часов | |||||||
3. | Преодоление естественных препятствий. т | Движение на крутых склонах. Движение в горах. Правила ходьбы: темп, интервал, постановка стопы, положение корпуса, правило трёх точек опоры. | Фронтальный | Слайд-фильм | 07.09.12 | ||
4. | Преодоление естественных препятствий. т | Техника преодоления крутых склонов. Подъём «в лоб» в три такта. Использование альпенштока. | Фронтальный | Слайд-фильм | 10.09.12 | ||
5. | Преодоление естественных препятствий. п/м | Виды страховки: верхняя и нижняя, статическая и динамическая , групповая и самостраховка. | Фронтальный | Веревка длиной 15 метров, альпеншток, репшнуры, карабины | 12.09.12 | ||
6. | Преодоление естественных препятствий. п/м | Правила и приёмы страховки. | Фронтальный | Веревка длиной 15 метров, альпеншток, репшнуры, карабины | 14.09.12 | ||
7. | Преодоление естественных препятствий. п/м | «Траверс склона» | Фронтальный | Веревка длиной 15 метров, альпеншток, репшнуры, карабины | 17.09.12 | ||
8. | Преодоление естественных препятствий. п/м | «Траверс склона» . Самозадержание при падении. Страховка. | Индивидуально-групповой | Веревка длиной 15 метров, альпеншток, репшнуры, карабины | 19.09.12 | ||
9. | Преодоление естественных препятствий. п/м | Спуск и подъем по склону с самонаведением перил спортивным способом. | Фронтальный | Веревка длиной 15 метров, альпеншток. | 21.09.12 | ||
10. | Преодоление естественных препятствий. п/м | Спуск и подъем по склону с самонаведением перил спортивным способом. | Фронтальный | Веревка длиной 15 метров, альпеншток. | 24.09.12 | ||
11. | Преодоление естественных препятствий. п/м | Итоговое занятие. Лично-командные мини-соревнования. | Индивидуально-групповой | Веревка длиной 15 метров, альпеншток, репшнуры, карабины | 26.09.12 | ||
12. | Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения п/п | Переправа по параллельным верёвкам с самонаведением перил. | Фронтальный | 2 верёвки длиной 10-15 м, карабины, грудная обвязка | 28.09.12 | ||
13. | Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения п/м | Переправа по параллельным верёвкам с самонаведением перил. | Фронтальный | 2 верёвки длиной 10-15 м, карабины, грудная обвязка | 01.10.12 | ||
14. | Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения п/м | Навесная переправа. | Фронтальный | 2 верёвки длиной 10-15 м, карабины, грудная обвязка, беседка. | 03.10.12 | ||
15. | Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения п/м | Навесная переправа. | Фронтальный | 2 верёвки длиной 10-15 м, карабины, грудная обвязка, беседка. | 05.10.12 | ||
16 | Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения п/м | Преодоление болота | Фронтальный | 4 жерди длиной 3-4 метра. | 08.10.12 | ||
17. | Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения п/м | Итоговое занятие. Лично-командные мини-соревнования. | Индивидуально-групповой | Веревка длиной 15 метров, альпеншток, репшнуры, карабины | 10.10.12 | ||
18. | Вязка туристских узлов. п/п | Вязка узлов: «схватывающий», «прямой», «булинь», «проводник», «восьмёрка», «удавка». | Индивидуально-групповой | Повторить узлы | Репшнуры. | 12.10.12 | |
19. | Вязка туристских узлов. п/п | Узлы: «академический», «ткацкий», «двойной рыбацкий» | Индивидуально-групповой | Повторить узлы | Репшнуры. | 15.10.12 | |
20. | Вязка туристских узлов. п/п | Грудная обвязка, беседка. - повторение | Индивидуально-групповой | Репшнуры. | 17.10.12 | ||
21. | Вязка туристских узлов. п/п | Итоговое занятие по вязке узлов. Соревнования на личное первенство в группе. | индивидуальный | Репшнуры. | 19.10.12 | ||
22. | Безопасность в походе. т | Опасности, обусловленные социальными факторами: неподчинение распоряжениям руководителя, паника, буза и т.п. Действия руководителя и командира туристской группы. | Фронтальный | 22.10.12 | |||
23. | Безопасность в походе. т | Личная подверженность опасности: физическая слабость, хронические болезни, нарушения нервной системы, неопытность,, утомление. | Фронтальный | 24.10.12 | |||
24. | Безопасность в походе. п/п | Слабая физическая и техническая подготовленность. | Фронтальный | 26.10.12 | |||
25. | Безопасность в походе. п/п | Действия туриста при отставании от группы (заблудился, потерялся). | Фронтальный | 29.10.12 | |||
26. | Безопасность в походе. п/м | Изготовление из природным и подручных материалов: снегоступов (болотоступов), маски для защиты от солнечных ожогов, «рюкзака». | Индивидуально-групповой | 31.10.12 | |||
27. | Безопасность в походе. п/м | Психологическая игра «Катастрофа» | Групповой | 02.11.12 | |||
28. | Общая физическая подготовка | Упражнения на развитие всех частей тела. Подвижные игры. Игра в волейбол. | Индивидуально-групповой | Скакалки, волейбольные мячи. | 07.11.12 | ||
29. | Общая физическая подготовка | Упражнения на развитие всех частей тела. Игра в волейбол. | Индивидуально-групповой | Скакалки, волейбольные мячи. | 09.11.12 | ||
30. | Общая физическая подготовка | Весёлые старты. Игра в волейбол. | Индивидуально-групповой | Скакалки, волейбольные мячи. Обручи, гимнастические скамейки и др. | 12.11.12 | ||
31. | Туристское снаряжение. т | Особенности личного и группового снаряжения в лыжном туризме. Требования к нему. | Фронтальный | 14.11.12 | |||
32. | Туристское снаряжение. т | Примус. Устройство. Техника безопасности при работе с примусом. | Фронтальный | 16.11.12 | |||
33. | Туристское снаряжение. Т, п/п | Устройство, назначение и применение специального туристского снаряжения для зимних походов. | Фронтальный | 19.11.12 | |||
34. | Туристское снаряжение. п/м | Волокуша для транспортировки пострадавшего. Изготовление волокуши. | Индивидуально-групповой | 21.11.12 | |||
35. | Туристское снаряжение. Т, п/п | Ремонтный набор для лыжного похода. Ремонт лыж. Обязанности ремонтника в туристском походе. | индивидуальный | 23.11.12 | |||
36. | Туристское снаряжение. т | Итоговое занятие в форме теста. | Фронтальный | 26.11.12 | |||
37. | Общая физическая подготовка | Элементы акробатики и гимнастики. Игра в баскетбол. | Индивидуально-групповой | Спортивные маты, баскетбольный мяч. | 28.11.12 | ||
38. | Общая физическая подготовка | Элементы акробатики и гимнастики. Игра вмини-футбол. | Индивидуально-групповой | Спортивные маты, футбольный мяч. | 30.11.12 | ||
39. | Общая физическая подготовка | Элементы акробатики и гимнастики. Эстафеты.. | Индивидуально-групповой | Спортивные маты, мелкий инвентарь. | 03.12.12 | ||
40. | Питание в туристском походе. | Особенности организации питания в зимнем походе. | Фронтальный | 05.12.12 | |||
41. | Питание в туристском походе. Т | Транспортировка продуктов. Упаковка продуктов. Обязанности завхоза по питанию. | Индивидуально-групповой | Мешки для продуктов матерчатые и полиэтиленовые, пластиковые бутылки. | 07.12.12 | ||
42. | Питание в туристском походе. Т, п/п | Организация дежурства на кухне. Обязанности дежурных. Распределение и учёт продуктов. | Индивидуально-групповой | 10.12.12 | |||
43. | Питание в туристском походе. п/м | Рецепты походных блюд. Поход выходного дня с отработкой приготовления походных блюд. | Фронтальный | Костровые принадлежности, вёдра. | 12.12.14 | ||
44. | Питание в туристском походе. п/м | Рецепты походных блюд. Поход выходного дня с отработкой приготовления походных блюд. | Фронтальный | Костровые принадлежности, вёдра. | 14.12.12 | ||
45. | Питание в туристском походе. п/м | Рецепты походных блюд. Поход выходного дня с отработкой приготовления походных блюд. | Фронтальный | Костровые принадлежности, вёдра. | 17.12.12 | ||
46. | Питание в туристском походе. п/м | Рецепты походных блюд. Поход выходного дня с отработкой приготовления походных блюд. | Фронтальный | Костровые принадлежности, вёдра. | 19.12.12 | ||
47. | Специальная физическая подготовка. | Упражнения с сопротивлением в парах. Подвижные игры. | Индивидуально-групповой | 21.12.12 | |||
48. | Специальная физическая подготовка. | Новогодняя эстафета. | Индивидуально-групповой | 24.12.12 | |||
49. | Организация быта в походе. Т | Организация быта в экстремальных ситуациях. Ночлег без палатки. | Фронтальный | Принести топорик, ножовку, верёвки. | 26.12.12 | ||
50. | Организация быта в походе. п/м | Строительство укрытий: навесов, шалашей. | Фронтальный | Топорик, ножовка, верёвки | 28.12.12 | ||
51. | Организация быта в походе. п/м | Строительство укрытий: навесов, шалашей. | Индивидуально-групповой | Топорик, ножовка, верёвки | 09.01.13 | ||
52. | Организация быта в походе. п/м | Строительство простейших бытовых сооружений. | Индивидуально-групповой | Топорик, ножовка, верёвки | 11.01.13 | ||
53. | Организация быта в походе. п/м | Строительство простейших бытовых сооружений. | Индивидуально-групповой | Топорик, ножовка, верёвки | 14.01.13 | ||
54. | Организация быта в походе. п/м | Игра на местности «Робинзон» | Индивидуально-групповой | Топорик, ножовка, верёвки | 16.01.13 | ||
55. | Организация быта в походе. п/м | Игра на местности «Робинзон» | Индивидуально-групповой | Топорик, ножовка, верёвки | 18.01.13 | ||
56. | Первая доврачебная помощь. т | Медицинская аптечка для многодневного похода. Перечень и назначение лекарственных препаратов. | Фронтальный | Медицинская аптечка. | 21.01.13 | ||
57. | Специальная физическая подготовка. | Бег на лыжах 5 км. | Индивидуально-групповой | Лыжный инвентарь. | 23.01.13 | ||
58. | Первая доврачебная помощь. т | Отравление бензином, угарным газом. Травмы головы и туловища. | Фронтальный | Принести бинты | Таблицы | 25.01.13 | |
59. | Первая доврачебная помощь. п/п | Повязка головы, лица, шеи. Обязанности медика в туристском походе. | Индивидуально-групповой | Учебные таблицы, бинты. | 28.01.13 | ||
60. | Специальная физическая подготовка. | Развитие выносливости. Бег на лыжах 5 – 10 км. | Индивидуально-групповой | Лыжный инвентарь. | 30.01.13 | ||
61. | Первая доврачебная помощь. т | Лекарственные растения. Тестовое задание. | Фронтальный | Таблицы с лекарственными растениями. | 01.02.13 | ||
62. | Организация, подготовка, проведение и итоги туристских походов. Т | Оформление походной документации. Выбор маршрута. | Фронтальный | Маршрутный лист, карта. | 04.02.13 | ||
63. | Специальная физическая подготовка. | Лыжная подготовка. Спуски и подъемы. Лыжная эстафета 4х1,5 км. | Индивидуально-групповой | Лыжный инвентарь. | 06.02.13 | ||
64. | Организация, подготовка, проведение и итоги туристских походов. п/п | Копирование и пересъёмка картографических материалов. | Индивидуально-групповой | Карты, калька. | 08.02.13 | ||
65. | Организация, подготовка, проведение и итоги туристских походов. Т, п/п | Планирование краеведческой и общественно-полезной работы в туристском путешествии. | Фронтальный | 11.02.13 | |||
66. | Приёмы преодоления технически сложных препятствий. п/м, т | Преодоление препятствий в зимнем походе. | Фронтальный | Принести лыжи | 13.02.13 | ||
67. | Приёмы преодоления технически сложных препятствий. п/м | Преодоление «траверса» склона на лыжах | Индивидуально-групповой | Верёвка. | 15.02.13 | ||
68. | Приёмы преодоления технически сложных препятствий. п/м | Преодоление оврагов в лыжном походе. | Индивидуально-групповой | 18.02.13 | |||
69. | Приёмы преодоления технически сложных препятствий. п/м | Подъём в крутой угор с помощью верёвок. | Индивидуально-групповой | Две верёвки. | 20.02.13 | ||
70. | Специальная физическая подготовка. | Спортивные и подвижные игры. | Индивидуально-групповой | Мячи, мелкий инвентарь. | 22.02.13 | ||
71. | Приёмы преодоления технически сложных препятствий. п/м | Мини соревнования по преодолению препятствий. | Индивидуально-групповой | Верёвки. | 25.02.13 | ||
III ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ. 24 ЧАСА. | |||||||
72. | Ориентирование по местным признакам и явлениям. т | Ориентирование по одиноко стоящему дереву, муравейнику, одиночному камню, звёздам и т.д. | Фронтальный | 27.02.13 | |||
73. | Ориентирование по местным признакам и явлениям. т | Викторина «ориентирование по местным признакам». | Фронтальный | 01.03.13 | |||
74. | Условные знаки спортивных и топографических карт. | Повторение знаков. Повторение понятия масштаб. | Фронтальный | Спортивные и топографические карты. | 04.03.13 | ||
75. | Чтение карт. | Топографический диктант. | Индивидуально-групповой | 06.03.13 | |||
76. | Определение азимута на карте. | Повторить понятие азимута. Как определить азимут на карте, имея транспортир или компас. | Индивидуально-групповой | Компас, карта. | 11.03.13 | ||
77. | Определение азимута на местности. | Ходьба по заданному азимуту. Определение высоты дерева. Определение расстояния до недоступного предмета. | Индивидуально-групповой | Компас, карта. | 13.03.13 | ||
78. | Определение азимута на местности. | Азимутальный ход. | Индивидуально-групповой | Компас, карта. | 15.03.13 | ||
79. | Специальная физическая подготовка. | Упражнения на выносливость. 6-и минутный бег – зачёт. | фронтальный | 18.03.13 | |||
80. | Определение азимута на местности. Итоговое занятие. | Мини-соревнования по азимутальному ходу. | Индивидуально-групповой | Компас, карта. | 20.03.13 | ||
81. | Спортивное ориентирование. Т | Особенности зимнего ориентирования. | Фронтальный | Компас, карта. | 22.03.13 | ||
82. | Спортивное ориентирование. п/м | Учебное занятие по ориентированию. | Фронтальный | Компас, карта. | 25.03.13 | ||
83. | Спортивное ориентирование. п/м | Соревнования по ориентированию в группах. привязка. | Индивидуально-групповой | Компас, карта. | 27.03.13 | ||
84. | Спортивное ориентирование. п/м | Одиночное ориентирование. Соревнования в группе. | Индивидуально-групповой | Компас, карта. | 29.03.13 | ||
IV КРАЕВЕДЕНИЕ 16 часов | |||||||
85. | Население Кировской области. т | Количество, национальный состав, сельское и городское население. | Фронтальный | 01.04.13 | |||
86. | Население Кировской области. т | Коренное население: количество, национальный состав, сельское и городское население. | Фронтальный | 03.04.13 | |||
87. | Население Кировской области. т | Русское население области. | Фронтальный | 05.04.13 | |||
88. | Географическое положение области. Т, п/п | Основные ресурсы области и района. Работа с картой Кировской области, Лузского района. | Индивидуально-групповой | Карта Кировской области, Лузского района. | 8.04.13 | ||
89. | Экскурсия в Лальский историко-краеведческий музей. Т | Тема экскурсии: «История Лальска. Население Лузского района». | Фронтальный | 10.04.13 | |||
90. | Экскурсионная поездка. | Занятие в Доме Детского творчества в г. Лузе. | Фронтальный | 12.04.13 | |||
91. | ------------------------------------ | Фронтальный | 15.04.13 | ||||
92. | ------------------------------------ | Фронтальный | 17.04.13 | ||||
V ТУРИСТСКИЕ СЛЁТЫ И СОРЕВНОВАНИЯ 28 часов. | |||||||
93. | Контрольно-туристский маршрут | Технические этапы: спуск с самостраховкой, подъём с самостраховкой, преодоление оврага по бревну с перилами с наведением челночной верёвки, | Фронтальный | Верёвки, жерди, репшнуры, карабины, альпеншток. | 19.04.13 | ||
94. | Контрольно-туристский маршрут | преодоление заболоченного участка по клади из жердей. | Индивидуально-групповой | 22.04.13 | |||
95. | Контрольно-туристский маршрут | Траверс склона с самонаведением перил. | Индивидуально-групповой | 24.04.13 | |||
96. | Контрольно-туристский маршрут | Разжигание костра с кипячением воды. | Индивидуально-групповой | 26.04.13 | |||
97. | Специальная физическая подготовка. | Бег по пересечённой местности. Полоса препятствий. | фронтальный | 29.04.13 | |||
98. | Этапы туристских навыков. | Организация и проведение бивака. | Индивидуально-групповой | 03.05.13 | |||
99. | Этапы ориентирования. | Открытый, маркированный, обозначенный, азимутальный. | Индивидуально-групповой | Карта, компас. | 06.05.13 | ||
100. | Этапы ориентирования. | Привязка, движение по легенде. | Индивидуально-групповой | Карта, легенда, компас. | 08.05.13 | ||
101. | Этапы краеведения. | География, геология, растительность, животный мир, этнография, памятники истории и культуры. | Индивидуально-групповой | Коллекция камней, картинки с изображениями растений, животных, памятниками истории и культуры. | 10.05.13 | ||
102. | Итоговое занятие по КТМ | Постановка и прохождение дистанции КТМ | Индивидуально-групповой | 13.05.13 | |||
103. | Итоговое занятие по КТМ | Постановка и прохождение дистанции КТМ | Индивидуально-групповой | 15.05.13 | |||
104. | Техника пешеходного туризма | Этапы: преодоление брода стенкой, параллельные верёвки. | Индивидуально-групповой | 17.05.13 | |||
105. | Техника пешеходного туризма | Навесная переправа, крутонаклонная переправа. | Индивидуально-групповой | 20.05.13 | |||
106. | Техника пешеходного туризма | Вязка узлов – повторение. | Индивидуально-групповой | 22.05.13 | |||
107. | Техника пешеходного туризма | Личные соревнования по ТПТ. | Индивидуальный | 24.05.13 | |||
108. | Итоговый поход | Контроль туристских умений и навыков | Индивидуальный | Карта, компас | 27.05.13 | ||
109. | Итоговый поход | Контроль туристских умений и навыков | Индивидуальный | Карта, компас | 29.05.13 | ||
110. | Итоговое занятие. | Зачёты по физической подготовке. Подведение итогов третьего года обучения. Обсуждение похода. | Фронтальный, индивидуально-групповой. | 31.05.13 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Курилов В.И. Туризм. М., 1988
2. Берман А.Е. Юный турист. М., 1977
3. Верба И.А и др. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. М., 1983
4. Энциклопедия земли Вятской. Т 1-10. Киров, 1994-2000
5. Природа Кировской области. Киров, 1967
6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., 1986
7. Штюрмер Ю.А. опасности в туризме, мнимые и действительные. М., 1981
8. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М., 1995
9. Правила соревнований по спортивному ориентированию. М., 1995
10. Кодыш Э.Н. и др. Туристские слёты и соревнования. М., 1984
11. Кошельников С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся.
Для учащихся:
1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., 1981
2. Соловьёв А.Н. Сокровища Вятской природы. Киров, 1986
3. Шернин А.И. Из глубины веков: Жизнь на территории Кировской области в геологическом прошлом. Киров, 1955
4. Вятка. Краеведческий сборник. Вып 1-9. Киров, 1972-1991
5. Бубнов В.Г. и др. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся 1-11кл. М., 1977
6. Фалевский С.В. Основы спортивного ориентирования. Пособие для начинающих спортсменов. Киров, 1988
7. Атлас Кировской области. М., 1997
8. Историко-этнографический атлас Кировской области. М., 1998
Диагностика проводится после изучения тематического блока. Цель диагностики: констатация динамики уровня обученности воспитанников.
Формы контроля за усвоением | Контрольные нормативы по уровням | ||||||||
1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |
Краеведение | |||||||||
Викторина (количество правильных ответов) | 10 вопросов | 15 вопросов | 20 вопросов | ||||||
5 | 6-7 | 8-10 | 7 | 8-11 | 12-15 | 10 | 11-15 | 16-20 | |
Зачёт по заполнению контурной карты Кировской области | 20 объектов | 30 объектов | 40 объектов | ||||||
10 | 11-15 | 16-20 | 15 | 16-23 | 24-30 | 20 | 21-31 | 32-40 | |
Топография и ориентирование | |||||||||
Топографический диктант | 20 знаков | 40 знаков | 60 знаков | ||||||
10 | 11-15 | 16-20 | 20 | 21-31 | 32-40 | 30 | 31-47 | 48-60 | |
Зачёт по тактике бега на дистанции (контрольное время 1 час) | 5 КП | 8 КП | 10 КП | ||||||
2 | 3-4 | 5 | 4 | 5-7 | 8 | 5 | 6-9 | 10 | |
Зачёт по определению азимута на предмет на местности (отклонение в градусах) | - | - | - | 10 | 4-9 | 0-3 | 10 | 4-9 | 0-3 |
Техника пешеходного туризма | |||||||||
Зачет по вязке 6 узлов со страховочными узлами (сек) | 120 | 115 | 70 | 115 | 70 | 65 | 79 | 60 | 55 |
Зачёт по закреплению 10 карабинов на верёвку с завинчиванием муфты (сек) | 55 | 50 | 40 | 50 | 40 | 35 | 40 | 35 | 30 |
Зачёт по обвязке (страховочная система) (сек) | 210 | 180 | 150 | 180 | 150 | 120 | 165 | 135 | 105 |
Зачёт по этапу «спуск и подъём с самонаведением» (команда 6 чел.) (мин) | - | - | - | 24 | 20 | 18 | 20 | 18 | 15 |
Оказание первой доврачебной помощи | |||||||||
Тест (количество верных ответов) | 15 вопросов | 20 вопросов | - | ||||||
7 | 8-11 | 12-15 | 10 | 11-15 | 20 | - | - | - | |
Безопасность в походе | |||||||||
Контрольные вопросы (письменно, 20 вопросов) | - | - | - | - | - | - | 10 | 11-15 | 16-20 |
Предполагаемый результат. Выпускник: 1. Имеет знания по пешеходному туризму. 2. Имеет хорошую физическую подготовку. 3. Умеет адекватно вести себя в экстремальных ситуациях. 4. Самостоятельно и сознательно занимается туризмом в целях отдыха и укрепления здоровья. 5. Уважает и ценит культуру и историческое наследие родного края.
Контрольные нормативы по физической подготовке
№ | Наименование норматива | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м | 5.2 | 5.5 | 6.0 | 5.5 | 6.0 | 6.5 |
2 | Бег 60 м. (с) | 10.0 | 10.5 | 11.2 | 10.4 | 10.8 | 11.4 |
3 | Бег 1500м. (мин.) | 8.00 | 8.40 | 9.20 | 8.30 | 9.10 | 9.40 |
4 | Отжимание в упоре лёжа (кол.) | 12 | 8 | 5 | 8 | 6 | 4 |
5 | Прыжки на скакалке (кол./мин.) | 60 | 50 | 40 | 70 | 60 | 50 |
6 | Челночный бег 3х10м. (с.)
| 8.4 | 8.8 | 9.7 | 8.7 | 9.2 | 10.1 |
7 | Прыжки в длину с места (см.) | 170 | 160 | 150 | 155 | 145 | 130 |
8 | Пресс 30с. (кол.)
| 22 | 16 | 11 | 21 | 15 | 10 |
9 | Подтягивание М-вис (кол.) Д-низ. Вис (кол.) | 6 | 4 | 2 | 15 | 10 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...
Конспект внеклассного занятия по туризму. «Техника пешеходного туризма»
Материал для внеклассной работы...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...