образовательная программа по туризму
рабочая программа по теме
образовательная программа педагога дополнительного образования направление "Туризм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obr.doc | 980.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа «Туризм» носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в походе (в природе, в жизни), самостоятельно подготовить и провести категорийный поход.
Программа составлена на основе рекомендаций Ривкина Е.Ю [8]. Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
Программа предназначена для школьников в возрасте от 11 лет (5 класс), имеющих медицинский допуск к занятиям туризмом. Данная программа реализуется за 3 года. Количество детей в группе определяется минимальным числом участников в походе (12-15 человек). Группа смешанная: мальчики и девочки, новички и опытные туристы. В туристический кружок привлекаются дети из многодетных, малообеспеченных семей, а также с девиантным поведением, стоящих на внутришкольном учете и ИДН.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Наша школа расположена в социально неблагополучном районе, дети часто подвержены влиянию улицы. Мы привлекаем учащихся к деятельности в кружке, чтобы отвлечь их от улицы, помочь самоутвердиться, найти себя в жизни. При организации туристской деятельности, она стаёт развивающей и воспитывающей, т.к. деятельность ребят в туристическом кружке обеспечивает развитие их личных качеств в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах.
Основные цели программы:
- обеспечить развитие личности каждого ребенка в коллективе;
- создать условия для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника.
Исходя из этого, задачами являются:
- Создание условий для развития личностных качеств детей.
- Создание демократического коллектива, где проявляется труд, забота друг о друге, передача опыта старшего поколения младшим.
- Обучение туристическим навыкам – от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение и нести за него реальную ответственность перед товарищами, что является фактором формирования характера личности и гражданина, обеспечить освоение учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения категорийного похода.
- Познание своей Родины, приобщение к краеведческой исследовательской работе.
- Профессиональная подготовка.
Основная концепция программы: развитие индивидуальных психологических качеств ребенка в процессе коллективной деятельности в сфере спортивного туризма и краеведения.
На каждом этапе реализации программы используется самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы выбираются согласно составу данной группы, ее обученности, личностным возможностям. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, консультаций, используя наглядные материалы и практических занятий, (в т.ч. индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы на местности. Так как занятия часто проходят в смешанных группах (новички и опытные), применяю соответствующие методы. В частности, групповая работа, где более опытные ученики учат новичков, выступают консультантами, иногда учат прохождению некоторых этапов. Практические занятия всегда начинаются с разминки, физических упражнений.
Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия объединения в соревнованиях районного и республиканского ранга, а также личными зачетными соревнованиями объединения по ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания программы.
Кроме того, руководитель отслеживает результаты индивидуального психологического роста.
Каждый образовательный год завершается степенным, категорийным походом или зачётным мероприятием в зависимости от опыта и возраста учащихся группы:
Возраст | Вид туризма | Район проведения | Вид похода | км | Количество ходовых дней |
11лет | пеший | Балезинский район | Поход выходного дня | 5-45 | 1-3 |
12 лет | пеший | Удмуртия | 1-2 степени | 45-75 | 4-5 |
13-14 лет | пеший, горный, спелео, лыжный | Удмуртия, Пермский край, Северный, Южный Урал | 3 степень | 75-90 | 6 |
15-16 лет | пеший, горный, спелео, лыжный | Удмуртия, Пермский край, Северный, Южный Урал, Кавказ и другие районы России | 1-2 категория сложности | 100-120 | 7-9 |
Учебно-тематический план каждый год включает одни и те же разделы программы, но каждый год мы сначала повторяем, а потом углубляем знания, изучаем другие приемы работы, усложняем ее.
В своей работе опираемся на знания, умения, полученные в ходе изучения учебных программ по географии (карта, компас, ориентирование), физике (система блоков, применение силы), физической культуре (бег, физические нагрузки), русский язык и литература (написание легенд, краеведческие описания), история (сбор краеведческого материала), технология (приготовление пищи), ОБЖ (правила поведения в лесу), биологии (растения). При этом знания и умения, полученные во время учебы, объединяются, увеличиваются и закрепляются.
В процессе реализации программы уделяется внимание краеведческой работе. Перед каждым походом изучается местность (что можно посмотреть, какие достопримечательности посетить, какие известные люди проживали и живут в данной местности легенды, предания района похода). В походе собирается краеведческий материал, который в дальнейшем используется для написания рефератов, проектов, исследовательских работ, с которыми учащиеся выступают на районных и республиканских конференциях.
Также краеведческое воспитание – это привитие нравственных принципов, учащиеся, знакомясь с местными достопримечательностями, учатся беречь их, охранять.
Программа реализуется в несколько этапов:
1 год обучения:
- освоение учащимися основ туризма: безопасность проведения походов, снаряжение, организация походов, основы техники пешеходного туризма;
- знакомство со всеми функциональными обязанностями участника похода;
- практическое применение знаний и умений для подготовки и проведения туристического похода;
- основы личной и командной туристической техники;
- участие в соревнованиях.
2 год обучения:
- качественное освоение конкретной функциональной обязанности участников походов;
- совершенствование навыков личной туристической техники;
- участие в соревнованиях.
3 год обучения:
- освоение смежных, а далее - всех функциональных обязанностей в походе;
- самостоятельная разработка, подготовка и проведение степенного (категорийного) похода;
- совершенствование знаний, умений, навыков в туристической технике;
- участие в соревнованиях
Требования к знаниям и умениям по годам обучения
Закончив первый год обучения, учащийся должен:
знать:
— требования техники безопасности в походе;
— общие подходы к организации и проведению походов;
— способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- правила обустройства бивуака;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
уметь:
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- разводить огонь, пользоваться примусами;
- выполнять общие обязанности участника похода
- работать индивидуально и в команде.
Закончив второй год обучения, учащийся должен:
знать:
— функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода;
— правила психологии общения в походе;
уметь:
- выполнять функции нескольких участников похода (не менее 3-х);
- выполнить «свой» раздел отчета о походе;
- выполнять все операции походного быта;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;
- самостоятельно ориентироваться на местности.
Закончив третий год обучения, учащийся должен:
знать:
— алгоритм подготовки похода;
--- способы прохождения этапов соревнований.
уметь:
- оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях;
- выполнять функции любого участника похода;
- самостоятельно подготовить и провести многодневный поход;
- составлять отчет о походе;
- свободно ориентироваться на природе;
- свободно «проходить» все этапы соревнований по технике туризма.
Более подробный перечень требований руководитель устанавливает для каждой конкретной группы.
ПРОГРАММА "ТУРИЗМ"
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Введение.
Организация набора группы. Общие вопросы организации работы, традиции. Условия участия в походах. Требования к участникам. Задачи. Перспективы работы. «Положение о походе». Родительское собрание.
Инструктаж по технике безопасности. Исследование индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Общие сведения о подготовке и проведении походов.
Практика: отработка норм техники безопасности во время полевых тренировок.
2. Ориентирование на местности.
Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Способы определения расстояний до недосягаемых объектов. Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования. Компас. Азимуты — прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. Способы изображения рельефа на топокартах и картах спортивного ориентирования. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Способы составления топокарт. Правила проведения туристических соревнований — ориентировочные этапы.
Практика:
а) Камеральная:
чтение и изображение топознаков;
расчет расстояний по карте с помощью линейки, нитки, линий сетки;
определение азимутов по карте;
определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов с помощью горизонталей;
разработка маршрута 2-3-дневных походов.
б) Полевая:
ориентирование по спортивным картам;
определение азимутов объектов и объектов по азимуту; движение по азимуту;
определение точки стояния по карте и на местности, расстояний «на глаз» и шагами;
площадная топосъемка местности;
ориентирование по легенде, в заданном направлении, на маркированной дистанции, по обозначенному на карте маршруту, по заданному азимуту.
участие в соревнованиях районных, г. Глазова, Республиканских
3. Техника пешеходного туризма.
Основные приемы страховки. Узлы - классификация по использованию. Страховочная система. Основные и вспомогательные веревки. Карабины. Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.
Практика:
а) Камеральная:
вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический, шкотовый; булинь, 2-ой булинь; встречный; простой проводник, «двойной проводник», «восьмерка проводник», карабинный, удавка, стремя;
надевание страховочной системы на время.
б) Полевая:
отработка элементов техники пешеходного туризма: подъем и спуск по склону спортивным способом; траверс склона по перилам и с помощью лыжных палок, движение по параллельным веревкам; преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами и с шестом, броды; переправа болота по кладям и кочкам; тонкий лёд, спуск серпантином, скоростной спуск, спуск с остановкой в заданной зоне, преодоление зоны заражения, поиск пострадавшего, прохождение туристической полосы препятствий.
Участие в соревнованиях «Школа безопасности, турслетах.
Походы
4. Материально-техническая база похода.
Личное снаряжение. Основные функции снаряжения.
Групповое снаряжение: список, хранение, уход, выдача, приемка. Правила приготовления походных блюд, правила развески, упаковки и хранения продуктов. Распределение веса на маршрут.
Основные функции рембрата. завхоза.
Практика:
Ремонт снаряжения
Составление меню раскладки продуктов
Распределение веса на маршрут
Участие в походах выходного дня (1-3 дня)
5. Здоровье участников похода.
Нормы личной и общественной гигиены. Экология и туризм. Экологические требования. Эколого-краеведческая работа в походе. Основные функции медика. Аптечка: состав и хранение. Типичные травмы в походе, их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, мозолях, ожогах, отравлениях. Правила транспортировки пострадавшего. Диспансеризация.
Практика:
выбор медикаментов из аптечки и оказание первой доврачебной помощи при условной травме;
транспортировка пострадавшего по слабопересеченной местности.
6. Краеведение.
Организация краеведческих наблюдений в походе. Метеорологические измерения и наблюдения. Наблюдения за водоемами. Фенологические наблюдения. Экологические наблюдения. Написание докладов, рефератов, проектов, исследовательских работ.
7. Зачетный:
- Соревнования внутри кружка;
- участие в школьном турслёте;
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводный.
Инструктаж по технике безопасности. Итоги летнего похода. Выполнение отчета о летнем походе.
Определение перспектив работы на год. Диспансеризация.
2. Ориентирование на местности.
Практика:
Работа с картой, компасом
Азимут, масштаб
Участие в соревнованиях по ориентированию
3. Техника пешеходного туризма.
Узлы. Способы и правила страховки и самостраховки.
Функции штурмана. Характеристика местности по карте. Определение крутизны склона по карте и на местности. Определение расстояний на глаз, шагами, засечкой, «треугольниками». Приемы ориентирования на таежном маршруте. Составление технического описания маршрута.
Функции картографа. Маршрутная топосъемка. Корректировка карты.
Функции фотографа. Фотографирование в походе.
корректировка карты и составление технического описания маршрута;
маршрутная топосъемка.
Функции медика.
Возможные виды травм и способы оказания первой доврачебной помощи. Аптечка. Применение и дозировка медицинских препаратов. Транспортировка пострадавшего при любой травме.
оказание первой доврачебной помощи при условной травме; транспортировка условно пострадавшего.
Функции коменданта лагеря.
Гигиена и психология группы. Утилизация отходов в походе. Экология и медицинская география.
Хозяйственники
Функции снаряженца.
Выбор оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных типов и районов. Модернизация снаряжения, самодельное снаряжение. Хранение снаряжения в городе и на маршруте. Отчетность при покупке снаряжения.
Функции рембрата. Ремнабор.
Функции завхоза.
Составление раскладки продуктов с учетом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия). Сохранность продуктов в походе. Приготовление разнообразной пищи. Развеска продуктов. Контейнеры. Баланс веса на весь маршрут с учетом конкретного состава участников. Проблемы координации веса. Отчетность при покупке продуктов.
Функции коменданта на транспорте.
Обеспечение безопасности переездов. Алгоритм заказа и покупки билетов.
Организация и проведение походов.
Алгоритм подготовки похода.
Функции командира.
Обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.
Практика:
подъем и спуск со схватывающим узлом, жумаром;
наведение и снятие перил;
наклонные перила;
преодоление туристической полосы препятствий с самонаведением и снятием перил на скорость и качество в зимний и летний период.
Участие в соревнованиях «Школа безопасности, турслетах
разработка 1-3-дневного похода по Удмуртии;
отработка организации походного быта, алгоритмов «Утро» и «Вечер»;
разработка похода 1 степени сложности;
выполнение краеведческих исследований во время походов.
4. Материально-техническая база похода.
5. Здоровье участников похода.
Нормы личной и общественной гигиены. Экология и туризм. Экологические требования. Эколого-краеведческая работа в походе. Основные функции медика. Аптечка: состав и хранение. Типичные травмы в многодневном походе, их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи на воде. Правила транспортировки пострадавшего по пересеченной местности, спасательная работа на воде. Диспансеризация во врачебно-физкультурном диспансере.
Практика:
выбор медикаментов из аптечки и оказание первой доврачебной помощи при условной травме;
транспортировка пострадавшего по пересеченной местности, на воде;
6. Краеведение.
Организация краеведческих наблюдений в походе. Метеорологические измерения и наблюдения. Экологические наблюдения. Описание памятников. Изучение краеведческих объектов до начала похода. Написание докладов, рефератов, проектов, исследовательских работ.
7.Зачетный:
1) участие в школьных турслётах;
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводный.
Инструктаж по технике безопасности. Итоги летнего похода. Выполнение отчета о летнем походе.
Определение перспектив работы на год. Диспансеризация.
2. Ориентирование.
Командное и индивидуальное прохождение контрольно-туристического маршрута (ориентирование по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту, по маркированной дистанции, по азимуту, по выбору).
Составление технического описания маршрута. Корректировка карты. Привязка. Маршрутная топосъемка.
Участие в соревнованиях
3. Техника пешеходного туризма.
Изучение условий соревнований и практическая отработка элементов туристической полосы препятствий на качество и время (навесная переправа, П-образные перила, наклонные перила, траверс склона; переправа водных преград по бревну с перилами, с шестом, вброд, по кладям). Надевание страховочной системы на время. Транспортировка условно пострадавшего через технические этапы.
Участие в соревнованиях «Школа безопасности», турслетах
Походы
4. Материально-техническая база похода.
Освоение смежных функциональных обязанностей (не менее 3-х) по программе 3-го года обучения.
Организация и проведение 2—3-х дневного похода. Организация питания в походах разной продолжительности. Правила развески, упаковки и хранения продуктов. Состыковка по весу снаряжения и питания.
Полное освоение алгоритма подготовки похода. Внесение дополнений в «Рекомендации участникам туристических походов». Отработка вопросов походного быта.
Практика:
ремонт снаряжения;
составление меню и раскладки продуктов для 2-3-дневного похода;
распределение веса на маршрут.
5. Здоровье участников похода.
Типичные травмы в многодневном походе, их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи. Правила транспортировки пострадавшего по навесной переправе, в брод.
Практика:
выбор медикаментов из аптечки и оказание первой доврачебной помощи при условной травме;
транспортировка пострадавшего по навесной переправе, в брод.
6. Краеведение.
Организация краеведческих наблюдений в походе. Метеорологические измерения и наблюдения. Экологические наблюдения. Написание докладов, рефератов, проектов, исследовательских работ.
7.Зачетный:
участие в соревнованиях
Учебно-тематический план 1, 2, 3 годов обучения.
Учебно-тематический план каждый год включает одни и те же разделы программы, но каждый год мы сначала повторяем, а потом углубляем знания, изучаем другие приемы работы, усложняем ее. Программа предполагает 4 недельных часа, 16 в месяц.
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Ориентирование на местности | 32 | 2 | 30 | соревнования |
3 | Техника пешеходного туризма | 70 | 4 | 66 | Соревнования, поход |
4 | Материально-техническая база похода | 10 | 2 | 8 | поход |
5 | Здоровье участников похода | 8 | 2 | 6 | викторина |
6 | Краеведение | 4 | 2 | 2 | викторина |
7 | Зачетный | 2 | 1 | 1 | |
Всего | 128 | 15 | 113 |
Тематическое планирование 1 года обучения.
Раздел, темы | всего | теория | практика | |
В помещении | На местности | |||
1. Вводный 1.Введение 1.1 Родительское собрание | 2 | 1 ч. 1 ч. | ||
2. Ориентирование на местности 2.1Понятие о карте. Масштаб и его виды. Способы определения расстояния до недосягаемых объектов. 2.2 Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования. 2.2.1. Чтение и изображение топознаков: населённые пункты, дорожная сеть. 2.2.2. Условные сокращения, растительность. 2.2.3. Гидрография, рельеф. | 32 ч. | 1 ч | 1 ч. | 1ч. |
2.3. Компас. Виды ориентирования. 2.3.1. Азимуты- прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. 2.3.2.Способы ориентирования по местным признакам Способы составления топокарт. 2.3.3. Расчёт расстояний по карте с помощью линейки, курвиметра, нитки, линий сетки; определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов с помощью горизонталей . | 1 ч | 1 ч. | 1 ч. | |
2.3.4. Определение азимутов объектов и объектов по азимуту; движение по азимуту. Определение точки стояния на карте и на местности, расстояний «на глаз» и шагами. 2.3.5. Ориентирование по легенде, в заданном направлении, на маркированной дистанции, по обозначенному по карте маршруту. | 2 ч. | |||
2.3.6. Ориентирование по заданному азимуту. Площадная топосъёмка. | 3 ч. | |||
2.3.7. Ориентирование по спортивным картам, участие в соревнованиях | 21 ч | |||
3. Техника пешеходного туризма. 3.1 Основные приёмы страховки Страховочная система. Основные и вспомогательные верёвки. Карабины. | 70 ч. | 1 ч | 1 ч. | |
3.2. Узлы- классификация по использованию. Вязание узлов: прямой, контрольный, академический. шкотовый. Одевание системы на время. | 1 ч | 2 ч. | ||
3.3. Вязание узлов: булинь, 2-ой булинь, встречный, простой проводник. Отработка техники пешеходного туризма: подъём и спуск по склону спортивным способом. | 2 ч. | 1 ч. | ||
3.4. Вязание узлов: восьмёрка проводник, прусик или схватывающий, карабинный. карабинная удавка, удавка, стремя, рыбацкий. Траверс склона. | 2 ч. | 1 ч. | ||
3.5. Спуск серпантином. 3.6. Спуск с поворотами. Подъём серпантином. 3.7. Скоростной спуск. Спуск с торможением лыжными палками. 3.8. Спуск остановкой в заданной зоне. Транспортировка пострадавшего на волокушах. | 1 ч | 10 ч. | ||
3.9. Движение по параллельным верёвкам; преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами, методом «вожжи». 3.10. Переправа с шестом, броды; переправа болота по кладям и кочкам. Навесная переправа через сухой овраг. участие в соревнованиях | 1 ч | 47 ч. | ||
4. Материально- техническая база похода 4.1. Основные функции снаряжения. Личное снаряжение. 4.2. Групповое снаряжение: список, уход, выдача, приёмка. | 10ч. | 1 | 2 ч. | |
4.3. Функции рембрата 4.4. Основные функции завхоза. Правила приготовления походных блюд. | 1 | 2 ч. | 4 ч | |
5. Здоровье участников похода 5.1. Нормы личной и общественной гигиены. Экология и туризм. Экологические требования. 5.2. Основные функции медика. Аптечка: состав и хранение. Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях 5.3. Травмы: ушибы, переломы, мозоли, ожоги, отравления. Правила транспортировки пострадавшего по слабопересечённой местности. | 8 ч. | 2 ч | 2 ч. | 4 ч. |
6. Краеведение Организация краеведческих наблюдений в походе. | 4 ч. | 1 ч | 3 ч. | |
7. Зачётный 7.1Соревнования внутри кружка по технике пешеходного туризма; в школьном турслёте. | 2 ч. | 1 ч | 1ч. | |
Итого | 128ч. |
Календарно-тематическое планирование 2 года обучения.
Раздел, темы | всего | теория | практика | |
В помещении | На местности | |||
1. Вводный 1.Введение 1.1 Родительское собрание 1.2Инструктаж по технике безопасности. Итоги летнего похода., планы на год | 2ч. | 1 ч. 1 ч. | ||
2. Ориентирование на местности 2.1. Работа с картой | 32 ч. | 1 ч | 0,5 ч. | 0,5ч. |
2.2. Работа с компасом | 0,5 ч. | 0,5 ч. | ||
2.3. Ориентирование по спортивным картам. участие в соревнованиях | 29 ч | |||
3. Техника пешеходного туризма. 3.1 Основные приёмы страховки Страховочная система. Основные и вспомогательные верёвки. Карабины. | 70 ч. | 0,5 ч | 0,5 ч. | |
3.2. Узлы- классификация по использованию. Вязание узлов: прямой, контрольный, академический. шкотовый. Одевание системы на время. | 0,5 ч. | |||
3.3. Вязание узлов: булинь, 2-ой булинь, встречный, простой проводник. Отработка техники пешеходного туризма: подъём и спуск по склону спортивным способом. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | ||
3.4. Вязание узлов: восьмёрка проводник, прусик или схватывающий, карабинный. карабинная удавка, удавка, стремя, рыбацкий. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | ||
3.5. подъем и спуск со схватывающим узлом, жумаром; наведение и снятие перил; наклонные перила; преодоление туристической полосы препятствий с самонаведением и снятием перил на скорость и качество в зимний и летний период. Участие в соревнованиях «Школа безопасности, турслетах Походы | 35 ч. | |||
Функции штурмана. Характеристика местности по карте. Определение крутизны склона по карте и на местности. Определение расстояний на глаз, шагами, засечкой, «треугольниками». Приемы ориентирования на таежном маршруте. Составление технического описания маршрута. Функции картографа. Маршрутная топосъемка. Корректировка карты. корректировка карты и составление технического описания маршрута; маршрутная топосъемка. Функции фотографа. Фотографирование в походе. Функции медика. Возможные виды травм и способы оказания первой доврачебной помощи. Аптечка. Применение и дозировка медицинских препаратов. Транспортировка пострадавшего при любой травме. оказание первой доврачебной помощи при условной травме; транспортировка условно пострадавшего. Функции коменданта лагеря. Гигиена и психология группы. Утилизация отходов в походе. Экология и медицинская география. Хозяйственники Функции снаряженца. Выбор оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных типов и районов. Модернизация снаряжения, самодельное снаряжение. Хранение снаряжения в городе и на маршруте. Отчетность при покупке снаряжения. Функции рембрата. Ремнабор. Функции завхоза. Составление раскладки продуктов с учетом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия). Сохранность продуктов в походе. Приготовление разнообразной пищи. Развеска продуктов. Контейнеры. Баланс веса на весь маршрут с учетом конкретного состава участников. Проблемы координации веса. Отчетность при покупке продуктов. Функции коменданта на транспорте. Обеспечение безопасности переездов. Алгоритм заказа и покупки билетов. Организация и проведение походов. Алгоритм подготовки похода. Функции командира. Обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода. разработка 1-3-дневного похода по Удмуртии; отработка организации походного быта, алгоритмов «Утро» и «Вечер»; разработка похода 1 степени сложности; выполнение краеведческих исследований во время походов. | 1ч 1ч 0,5ч 1 ч 0,5ч 0,5ч 0,5 ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч | 1ч 2 ч 0,5ч 0,5ч 1 ч 3 ч | 1ч 1ч 1ч 2 ч 2 ч | |
4. Материально- техническая база похода 4.1. Основные функции снаряжения. Личное снаряжение. 4.2. Групповое снаряжение: список, уход, выдача, приёмка. | 1ч. | 0,5 ч. | ||
4.3. Функции рембрата 4.4. Основные функции завхоза. Правила приготовления походных блюд. | 0,5 ч. | |||
5. Здоровье участников похода 5.1. Нормы личной и общественной гигиены. Экология и туризм. Экологические требования. 5.2. Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях 5.3. Травмы: ушибы, переломы, мозоли, ожоги, отравления. Правила транспортировки пострадавшего по слабопересечённой местности. | 8 ч. | 2 ч | 2 ч. | 4 ч. |
6. Краеведение Организация краеведческих наблюдений в походе. написание рефератов, исследовательских работ | 4 ч. | 1 ч | 2ч | 1 ч. |
7. Зачётный 7.1Соревнования внутри кружка по технике пешеходного туризма; в школьном турслёте. | 2 ч. | 2ч. | ||
Итого | 128 ч. |
Тематическое планирование 3 года обучения.
Раздел, темы | всего | теория | практика | |
В помещении | На местности | |||
1. Вводный 1.Введение 1.1. Итоги летнего похода, планы на год, инструктаж 1.2 Родительское собрание | 2 | 1 ч. 1 ч. | ||
2. Ориентирование на местности 2.1. ориентирование по легенде 2.2. ориентирование в заданном направлении 2.3. ориентирование по обозначенному маршруту 2.4. ориентирование по маркировке 2.5. ориентирование по азимуту, выбору 2.6. Съемка местности 2.7.участие в соревнованиях | 32 ч. | 1 ч | 1 ч | 0,5 ч 1 ч 1 ч 1 ч 0,5 ч 2 ч 24 ч |
3. Техника пешеходного туризма. 3.1. изучение условий соревнований 3.2. отработка элементов туристической полосы препятствий 3.3. участие в соревнованиях 3.4. Походы | 70 ч. | 1 ч | 1 ч. | 30 38 |
4. Материально- техническая база похода 4.1. Освоение смежных функциональных обязанностей (не менее 3-х) по программе 3-го года обучения. Организация и проведение 2—3-х дневного похода. Организация питания в походах разной продолжительности. Правила развески, упаковки и хранения продуктов. Состыковка по весу снаряжения и питания. Полное освоение алгоритма подготовки похода. Внесение дополнений в «Рекомендации участникам туристических походов». Отработка вопросов походного быта. ремонт снаряжения | 10ч. | 1 | 2 ч. | 7 ч |
5. Здоровье участников похода 5.1.Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях 5.2. Травмы: ушибы, переломы, мозоли, ожоги, отравления. Правила транспортировки пострадавшего по навесной переправе, вброд. | 8 ч. | 2 ч | 2 ч. | 4 ч. |
6. Краеведение Организация краеведческих наблюдений в походе. | 4 ч. | 1 ч | 3 ч. | |
7. Зачётный 7.1Соревнования | 2 ч. | 1 ч | 1ч. | |
Итого | 128ч. |
Литература
- Регламент проведения туристических соревнований
- Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
- Буянов В.М. Первая медицинская помощь. М. Медицина, 1982
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1999.
- Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях.
- Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму (методический рекомендации) М., Турист, 1982 с. 54
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение, М., Просвещение 1976 с. 192
- Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: практическое пособие. М., АРКТИ, 2001 с.80
- Теплоухов Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма
- Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., Просвещение 1990, с. 160
- Энциклопедия туриста /Редкол.:Е. И. Тамм (гл. ред.), А. Х. Абуков, Ю Н. Александров и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607 с.: илл.
Методическое обеспечение
- Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях.
- Положения по районным и республиканским соревнованиям
- Регламент проведения соревнований
- Теплоухов Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма
Литература, рекомендуемая для занимающихся в кружке
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Астапенко П. Д. Вопросы о погоде. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982.
Беме Р. Л., Кузнецов А. А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. -М.: Просвещение, 1983.
Буланова Н. А. Как пойти в поход? - Дубна: ЦДЮТиЭВ, 2000.
Васечкин В. И. Справочник по массажу. - СПб.: Гиппократ, 1992.
Водный туризм / Сост. В. Н. Григорьев. - М.: Профиздат, 1990.
Воронов Ю. Б. 100 избранных маршрутов для путешествия на байдарке. - М.: Мир, 1993.
Второе П. П., Дроздов Н. Н. Определитель птиц фауны СССР. -М.: Просвещение, 1980.
Головачев М. В., Мухамадиев Н. Ф. Школа выживания: организация и обустройство полевого лагеря: (Вопросы безопасности): Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». - Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2001.
Дубровский В. И. Все виды массажа. - М.: Молодая гвардия, 1992.
Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общ. ред. А. В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.
Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. - 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Изд-во ЭКСМО-Пресс», 2000.
Корнелио М. П. Школьный атлас-определитель бабочек. - М.: Просвещение, 1986.
Краткий геологический словарь для школьников / Под ред. Г. И. Немкова. - М.: Недра, 1989.
Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Левитан К. М. Знаете ли вы себя? (Сборник психологических тестов и рекомендаций). - Свердловск: Профтехиздат, 1991.
Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М.: Просвещение, 1981.
Любавин М. Л. Хочешь узнать себя? Нет проблем!: (Сборник тестов). -Челябинск: СТ «Пресса», 1992.
Медицинский справочник: Спасение 03, или Первая помощь при несчастных случаях. - СПб.: Герион, 1995.
Минделевич С. Пора в поход. - М.: Молодая гвардия, 1985.
Перелъман Я. И. Занимательная астрономия. Занимательная геометрия. -Домодедово: Изд-во ВАП, 1994.
Поликарпова А. И. Если ребенок заболел / Пер. с англ. - М.: Панорама, 1993.
Поломис К, Махитка 3. Дети на отдыхе / Пер. с чеш. С. Д. Баранниковой, К. И. Паровой, О. А. Суворовой. - М.: Культура и традиции, 1995.
Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии / Пер. с чеш. С. Д. Баранниковой. - М.: Профиздат, 1990.
Постоногов Е. П., Постоногов Ю. И. По Чусовой. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980.
Походная туристская игротека. Сб. 1. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1991.
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
Правила соревнований по спортивному ориентированию. -М.: Федерация спортивного ориентирования РФ, 1995.
Предчувствие портрета: Сб. тестов / Сост. Е. Владимирова. -Екатеринбург: Ладъ, 1992.
Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии. -М.: Топикал, 1994.
Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. - М.: ФИКиС, 1991.
Сам себе доктор: Семейная энциклопедия: (Как оказать первую медицинскую помощь в различных условиях до прибытия врача) / Авт.-сост., предисл. и предмет, указ. Г. А. Шершень. -Минск: Беларусь, 1993.
Скрягин Л. Н. Морские узлы. - М.: Транспорт, 1994.
Приложения
Методическое обеспечение
Тесты по краеведению
Карта Удмуртии
Карта правого берега р. Чепцы
Карта около с. Балезино
Учебные топографические карты
Карточки с названиями узлов
Виды узлов
Топознаки
Разработанные туристические маршруты
Отчеты категорийных походов
Формы контроля:
- Соревнования по ориентированию:
Участники должны уметь пользоваться компасом, читать карту, ориентировать карту на местности; должны иметь хорошую физическую подготовку.
- Соревнования «Школа безопасности» и турслеты
Участники должны знать и уметь узлы, их названия и правильность их вязки, должны уметь работать с веревками, системами, карабинами, знать технику безопасности при работе на веревках, уметь оказывать доврачебную помощь, уметь проходить все этапы соревнований, уметь находить выход из неожиданной ситуации, иметь хорошую физическую форму и здоровье.
- Участие в походе
Применять все полученные знания на практике.
- Исследовательские работы
В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы. Цель исследовательской работы развитие самостоятельного, критического и логического мышления учащегося. Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Образовательная программа "Краеведение и туризм. Ленинградская область"
Туристско-экскурсионная деятельность занимает значительное место среди многочисленных интересов школьников. Знакомство с ООПТ, памятниками природы и достопримечательностями Ленинградской области играе...
Образовательная программа по туризму
Туристко-краеведческое образование в физкультурно-оздоровительном направлении в образовательном учреждении...
Туризм, образовательная программа
Программа по туризму на 3 года обучения...
Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»
Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже, реализуется по физкультурно-спортивной направленности....
Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «ОФП в туризме»
Данная программа разработана для занятий кружка "ОФП в туризме" на 4 года...
образовательная программа по туризму
Образовательная программа «Юные туристы» носит оздоровительно - образовательный характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию инт...