Правовое воспитание обучающихся
статья (10 класс) по теме

Обутова Ольга Дмитриевна

Автор раскрывает цели и задачи правового воспитания обучающихся во внеклассной деятельности. Называет различные формы работы во внеурочное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание школьников.

                                                                                      Учитель истории МБОУ СОШ

                                                                                              №15 г. Нерюнгри

                                                                                               Обутова О.Д.

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и учителей. Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников. Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками (темп прироста - около 100 - 150 процентов в год!). Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Поэтому, важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, являются:

ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

 привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Цель: приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.
Средства и формы: правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:

  • изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;
  • преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;
  • технология педагогики ненасилия;
  • создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии;
  • формирование гражданской позиции педагога;
  • формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.

Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям:

  • расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой;
  • расширение свободы выбора в учебном процессе;
  • осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы;
  • создание органов самоуправления школьным коллективом; становление и распространение опыта правового поведения.

Правовое просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей. Поэтому приоритетными видами  деятельности, формами и методами правового воспитания  являются:

  1. игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право";
  2. школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".;
  3. встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.
  4. сюжетно-ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны.
  5. тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. закон. Мораль", "Уроки жизни";
  6. работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения". Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения". #Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?".
  7. круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком";
  8. конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому";
  9. акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.)

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресован, имеется ввиду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Школа и другие типы учебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Найти гармонию между уникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения. Гражданская направленность всего учебно - воспитательного процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать у личности активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им проти...

Гражданско-правовое воспитание обучающихся

Гражданско-правовое воспитание обучающихся (выступление на педсовете)...

«Правовое воспитание обучающихся в школе-интернате I и II вида».

Тема: «Правовое воспитание обучающихся  в школе-интернате I и II вида».  Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся  – это целенаправленная система мер, ...

Программа правового воспитания обучающихся

Программа правового воспитания расчитана на 2 года. Цель  программы: воспитание у обучающихся уважения  к закону, профилактика правонарушений, социализация обучающихся и прочее. Программа вк...

Организация правового воспитания обучающихся с ОВЗ

               Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки граж...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...