Организация правового воспитания обучающихся с ОВЗ
материал
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация правового воспитания обучающихся с ОВЗ | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа-интернат
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска
«Организация правового воспитания обучающихся с ОВЗ.
(МО воспитателей 20.03.2019 г.)
Педагог-психолог
Хакимова Г.М.
Томск 2019
Организация правового воспитания обучающихся с ОВЗ.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Дети с ограниченными возможностями здоровья позднее начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо в младшем школьном возрасте носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей и воспитателей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на собственных рассуждениях. Бывают случаи, что обучающиеся с ОВЗ по незнанию либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости, поддаются отрицательному влиянию и могут совершать неправильные действия. Поэтому с раннего детства необходимо формировать и воспитывать у детей правовые нормы.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой-интернатом является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети - это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права.
Цель деятельности воспитателей - это повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового всеобуча педагогического коллектива школы по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Через систему мероприятий педагоги школы-интерната формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством, способствуем развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности, помогаем школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.
Принципы деятельности:
- Безусловное уважение личности подростка.
- Защита прав и законных интересов обучающихся.
- Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
- Взаимодействие различных заинтересованных служб.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделять внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Разделы правового воспитания: «Правила общения», «Правила поведения», «Я –гражданин», «Права ребенка», «Административная и уголовная ответственность», «Асоциальное поведение».
Правовое воспитание во внеурочной деятельности:
- Профилактическая работа;
- Организация досуговой деятельности;
- Работа с родителями;
- Правовой всеобуч.
Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в современном обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
Литература
- Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
- «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992
- «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год
- «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год
- «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год
- «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год
- «Правовое воспитание в школе» В.В.Гордеева, издательство «Учитель», 2007год
- «Правовые классные часы в 7 – 9 классах» Н.Ф.Дик, «Феникс», 2006 год
- «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта
- «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник сценариев по организации правового воспитания учащихся "Имею право…"
Правовое образование - это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Материалы, представленные в сборнике, предназначены обеспечить детей знаниями,...
Правовое воспитание обучающихся
Автор раскрывает цели и задачи правового воспитания обучающихся во внеклассной деятельности. Называет различные формы работы во внеурочное время....
Гражданско-правовое воспитание обучающихся
Гражданско-правовое воспитание обучающихся (выступление на педсовете)...
«Правовое воспитание обучающихся в школе-интернате I и II вида».
Тема: «Правовое воспитание обучающихся в школе-интернате I и II вида». Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, ...
Программа правового воспитания обучающихся
Программа правового воспитания расчитана на 2 года. Цель программы: воспитание у обучающихся уважения к закону, профилактика правонарушений, социализация обучающихся и прочее. Программа вк...
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...
Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»
Мастер-класс «Применение игровых форм в профилактике девиантного поведения при реализации персонифицированного подхода»...