Беседа по правовому воспитанию "Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся?"
консультация

Огальцова Римма Николаевна

Предварительный просмотр:

Учитель истории Огальцова Р.Н.                2014 год

БЕСЕДА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В 5-9 КЛАССАХ

Какие нормативные акты определяют

обязанности обучающихся? http://www.pcgo.narod.ru/prava_uchast_uch.htm - nacha

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Устав и вся указанная информация размещены на сайте школы, вывешены на стендах на 1 этаже школы (ч. 4 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Каковы типичные нарушения прав учащихся? 

В качестве наиболее типичных нарушений прав учащихся в школе можно выделить следующие:

1. Игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;

- пренебрежение основополагающим понятием прав человека "достоинство человека" (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);

- представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить "нечто" по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;

- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;

- государственная типовая школа остается основным местом образования;

- не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования);

- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство:


- физическое насилие;

- психологическое, психическое насилие;

- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
- выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
- отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;

- перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.

Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

- угрозы в адрес ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослым обещаний;

- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.


Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Наносится вред здоровью ребенка

Проявления:
- расписание не соответствует нормам валеологии;

- сверхнормативное увеличение учебного плана;

- проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;

- большие объемы домашних заданий;

- у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.

- Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты по качеству образования...

Законодательные требования к разработке и принятию локальных нормативных актов

Слайдовая презентация, составленная для районного методического объединения....

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ...

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Краткая аннотация нормативных актов в сфере образования, начиная с международных и заканчивая локальными актами....

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания....