Методическая разработка музейного урока "Толерантный мир"
методическая разработка (5 класс) по теме
Методическая разработка содержит конспект проведения урока толерантности в условях музея "Русская изба", диагностический материал, необходимый дидактический материал. Апробирован на обучающихся коррекционной школы - интерната в возрасте 12-14 лет. Кроме этой детской аудитории рекомендован к использованию при проведении классных часов, а также внеурочной деятельности детей в возрасте 10-12 лет - обучающихся общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_muzeynogo_uroka_tlerantnyy_mir.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации округа Муром
МБОУДО «Центр внешкольной работы»
Городской музей истории народного образования
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
классного часа на тему:
«Давайте жить дружно!».
Разработчики:
Нефедова Е.В.
Дианова И.А.
о. Муром
2013 год
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Человек и человечество постоянно возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
В настоящее время усиливается тенденция возрождения наций, народов, национальных традиций. Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщаться к ее дальнейшему развитию могут стать основой патриотического становления человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Однако, с возрастающем национальным самосознанием современные дети демонстрируют и нетерпимость, а часто даже агрессию в адрес представителей другой национальности, веры, взглядов.
И перед педагогом встает задача оптимизации процесса социализации ребенка- включения его в систему собственной культуры и адаптации к ней, формирование активной личности Творца и Патриота, полноценного и жизнеспособного члена российского общества с наследованием огромной составляющей русского менталитета – терпимости, взаимоуважения, прощения.
Обращение к народным истокам воспитания, вечным духовным истинам, которые накопила Россия -это не только обращение к истории своей малой Родине, родному краю, к истории своей семьи, своей фамилии. Это возможность познать и присвоить лучшие человеческие качества русского человека, что позволит ребенку в полной мере осознавать себя продолжателем лучших традиций своей семьи и своего народа.
«Ребенок в школе должен жить родной культурой и быть в родной культуре, а другие культуры должен знать». Знание родной русской культуры, народных традиций необходимо каждому школьнику и в этом помогают музейные уроки, на которых воспитание духовности, нравственности, трудолюбия, милосердия, отзывчивости происходит не навязано, доступно и интересно для любого ребенка, особенно для детей с ограниченными интеллектуальными способностями. Поэтому, мероприятия, направленные на воспитание толерантности у детей более результативны в условия музея, где сама среда является воспитывающей и формирующей такие представления как: Родина - место, где человек родился; природа Родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история Родины; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; патриотизм как отношение к Отечеству; деяния на благо Родины как элемент жизни современного человека.
Проведение подобных мероприятий способствует формированию у детей мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации, гордость и ответственность за это, необходимость самовоспитания в культурных и исторических традициях толерантной России.
Тема: Давайте жить дружно!
Цель: Воспитание толерантной культуры личности.
Задачи:
- дать определение толерантности;
- определить качества толерантного человека;
- продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;
- продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;
- продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
- развивать нетерпимость к любому виду насилия.
Адресная направленность:
Учащиеся 6 класса коррекционной школы – интерната VIII вида.
Место проведения:
Музей «Русская изба»
Оборудование: мультимедийный проектор и экран (презентация «Давайте жить дружно»), карточки с русскими пословицами и поговорками о дружбе, мире (для работы в парах), карточки для «светлого и темного» конвертов с качествами (для работы в группах), музыкальное сопровождение (русские народные песни – колыбельные, патриотические), русские народные костюмы для ведущих, русский каравай, каша в горшочке, каравай.
Программа и структура классного часа:
Два педагога – ведущих в русских народных костюмах – «хозяйки избы»: встречают «гостей» русским караваем:
Вед.1: Любим мы встречать гостей
Разных стран и волостей.
Проходите, не стесняйте.
Будьте все как дома –
Наш музей - изба
Многим вам знакома.
Вед.2: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Вед.1: Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за широким столом.
Вед.2: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим, будьте как дома. Наша изба вам всем знакома?
Вед. 1: Всем гостям всегда мы рады. И по доброй русской традиции – низкий поклон всем вам: большим и маленьким, черноволосым и беленьким, голубоглазым и карим. Для нас все вы гости, а значит все вы для нас – хозяюшек русской избы – равны. Проходите, располагайтесь за общим широким столом.
Вед.2: Оглядитесь, присмотритесь. Много старины вокруг? Вам нравится здесь, ребята?
(ответы детей)
Вед.1: Прикоснуться к истоку культуры своей Родины, изучать ее, свой род всегда приятно. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой, а дом – долгожителем.
Вед.2: Сколько человек должно быть в семье?
(ответы детей)
Семья – это всегда несколько человек. Много семей – это целое общество. Огромное общество – целый мир, все люди, его населяющие. Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к себе и людям.
(Презентация «Давайте жить дружно»)
Так выглядит наша планета из космоса..
-А кто знает, сколько таких «я» живёт на Земле?
(ответы детей)
На нашей планете более 7 миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей. Мы ведь тоже с вами разные. Чем мы отличаемся друг от друга?
(ответы детей: мальчики, девочки, высокие, низкие, худенькие, в яркой одежде и т.д.)
А хорошо ли вы знаете друг друга?
(ответы детей)
Предлагаю эксперимент. Развернитесь друг к другу лицом. У вас получились пары. Посмотрите друг на друга внимательно, а теперь закройте глаза.
(дети сидят в парах с закрытыми глазами)
Вспомните вашего соседа. Тот, до кого мы дотрагиваемся говорит, кто сидит рядом с ним, при этом называет не только имя но и друг, одноклассник, приятель и т.д.
Упражнение 1 «Кто сидит со мною рядом?»
Открываем глаза. Молодцы. Все друг друга знаете. И всеже……
Вспомните вашего соседа. Тот, до кого мы дотрагиваемся, говорит, какого цвета у соседа глаза? (волосы, футболка)
Упражнение 2 «Глаза» - Какого цвета глаза у соседа ?
Не вставая с мест, вспомните, какого роста ваш сосед. А кто самый высокий, низкий и т.д.
Упражнение 3 «Рост» - Кто из вас самый высокий в группе?
Вед. Вы все такие разные, но вы сейчас все вместе здесь у нас в музее, сидите рядом друг с другом.
Почему так?
(ответы детей)
Мы вместе все, потому, что мы терпимы друг к другу – мы – толерантные люди.
(На слайдах - определение толерантности (Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи), изображения детей, разноцветных личиков и ладошек, земной шар, общий домик со множеством окон с улыбающимися ребятишками)
Вед: Может ли человек прожить один? Кого мы видим на планете рядом с собой?
Человек постоянно нуждается в общении. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды и пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему?
(ответы детей)
Вед. Существует 2 мира:
- мир искусства, любви, добра;
- мир пошлости, глупости, скуки.
Взаимоотношения с другими людьми важны для человека любого возраста.
Мы всегда находимся в окружении людей, и даже находясь в полном одиночестве, мы не остаемся одни - близкие люди продолжают жить в нашем сознании.
Большую часть времени вы проводите в группе и в школе, общаясь со своими сверстниками.
Отношение к разным людям зависит и от вас, и от конкретного человека.
От чего зависят хорошие добрые отношения?
(ответы детей)
Вед.: Издревле худой мир был лучше доброй ссоры. И вся человеческая жизнь и быт, и обучение, и традиции русского народа сводились к терпению, доброте, уважению не только себя, но, прежде всего, других людей.
Перед вами карточки с русскими пословицами и поговорками. Прочтите их вслух по очереди. Всем знакомы эти поговорки? А кто знает еще?
(проговариваем с детьми как отношение к дому, людям, хлебу, другу, гостю закреплены в русском народном творчестве).
Как встречали гостя, как угощали его, как вели себя за столом, как обращались к незнакомым людям – все это говорит о терпимом (толерантном) отношении русского человека к людям. Почему именно так они поступали?
(ответы детей)
Как ты себя ведешь, так и люди к тебе относятся.
Проигрывание сюжета «трапеза» (дети все вместе едят кашу из общего горшка, делят каравай хлеба по правилам: друг за другом, начиная с самого старшего)
Всем удобно было есть из общего горшка по кругу.
(ответы детей: не всем)
Почему никто не жаловался и традиция не поменялась?
(ответы детей: терпимость и уважение к главе семьи, гостю, старшему было превыше всего; поступая так с другими, люди рассчитывали на такое же отношение и к себе).
Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что – то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях.
Каждый человек должен сам решить, в каком мире ему жить, какой мир строить.
Потому, что только от вас самих зависит, как будут складываться ваши отношения с людьми.
Народ издревле руководствовался цитата из библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».
Вывод: Каждый должен стараться стать лучше: быть добрее и терпимее к другим людям. Это высказывание подтверждено нашими предками, которые жили по принципам: (выносим на экран)
ЖИВИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ПОЖИВУТ И ЛЮДИ ДЛЯ ТЕБЯ.
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.
СУДИ ПО ДЕЛАМ И ПЛАТИ ПОСТУПКАМИ.
Вед.: Наши предки были толерантными людьми. А мы с вами обладаем такими качествами? Какими?
(ответы детей: добрые, гостеприимные, дружные…)
Вед.: Ребята! Повернитесь друг к другу лицом. Вы снова в паре. И мы предлагаем вам два конверта: белый и темный и набор карточек, на которых написаны разные качества. Сложите в светлый конверт качества толерантного человека, а в темный те, что у него нет.
(Пары объединяем в группы по 4-6 человек. Самостоятельная работа. Затем, обсуждение, завершаем игровой минуткой о толерантности)
Вед.: Все мы молодцы. Но быть терпимым человеком, значит всегда работать над собой. Воспитывать в себе это качество, значит следовать наказу своих предков. А ведь это наша с вами обязанность – беречь и приумножать историю, наше наследие.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
Где мы учимся и строим,
Песни весело поем!
Что мы Родиной зовем?
Народ, с которым мы живем,
Семью, друзей и всех, кто рядом
Вот, что Родиной зовем.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы часть ее и потому друг друга
Мы также Родиной зовем.
Вед. Спасибо вам, дорогие гости, за ваше внимание к нам. Вам понравилось у нас? А что было самым интересным? Приходите к нам еще. Ведь гостям «Русская изба» всегда рада.
ЖЕЛАЕМ ВАМ МИРА, ДОБРА И ЗДОРОВЬЯ.
Вед.: И все хором вместе с нами: «Давайте жить дружно!»
Прогнозируемым результатом классного часа должно стать знание о значении определения толерантности, о качествах, присущих толерантному человеку, о русских народных традициях, соблюдение которых присуще толерантным людям.
Контролирующим моментом является итоговое (диагностическое) задание по работе с «темными и светлыми» конвертами, активность детей, их хорошее настроение, желание придти вновь.
Приложения
Карточки с пословицами и поговорками:
Искреннее раскаяние — половина исправления.
Как аукнется — так и откликнется.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
На обиженных воду возят.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Добра желаешь, добро и делай.
Добра ищи, а худо само придёт.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.
Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
Как на лес взглянет, так и лес вянет.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Материал к игровой минутке о толерантности:
• Кто быть вежливым желает,
И людей не обижает?
• Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
• А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
• Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить, кто сможет?
Конверты для работы в группах (в каждом конверте – список с различными человеческими качествами):
Карточки для «светлого конверта»
Снисходительность, доброта, уважение, понимание, миролюбие, сердечность, равенство, милосердие, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, прощение, диалог.
Карточки для «светлого конверта»
Злорадство, ложь, конфликт, бессердечность, бестактность. доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, зазнайство, сострадание, бессердечность, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка музейно-педагогического занятия: «Как ежик нашел новых друзей».
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и художественно-продуктивной деятельности.Интеграция познавательных областей: познавательное развитие (музыка,лепка).Данное занятие имеет важ...
Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»
Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...
Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"
Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А. Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...
Методическая разработка музейно-педагогического занятия "Музей в нашей жизни"
Цель занятия познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, с теми, кто помогает экспонатам жить,кому они раскрывают свои истории и тайны, чем различаются музеи между с...
Методическая разработка музейного урока на тему: "Детское и юношеское коммунистическое движение (на материалах «МБОУ Баяндаевская СОШ»)"
Актуальность методической разработки обусловлена возросшим интересом общественности к истории детских коммунистических организаций. В ряде городов при поддержке коммунистической партии возрождается де...
Методическая разработка музейного занятия "Кунсткамера"
Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования по направлению "Музееведение". Предложенные задания можно использовать для работы педагога с музейным активо...
Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»
На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г...