Методическая разработка музейного урока на тему: "Детское и юношеское коммунистическое движение (на материалах «МБОУ Баяндаевская СОШ»)"
методическая разработка по краеведению (9 класс)
Актуальность методической разработки обусловлена возросшим интересом общественности к истории детских коммунистических организаций. В ряде городов при поддержке коммунистической партии возрождается детское движение. Сведения, содержащиеся в школьном музее, предоставили возможность организовать экспозицию, на основе которой представлен опыт деятельности коммунистических организаций в стенах родной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok.docx | 297.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка музейного урока
Тема: Детское и юношеское коммунистическое движение (на материалах «МБОУ Баяндаевская СОШ»)
Сведения об авторе
Найманова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Баяндаевская средняя общеобразовательная школа им. М.Б. Убодоева»
Класс: 9
Идея | Актуальность методической разработки обусловлена возросшим интересом общественности к истории детских коммунистических организаций. В ряде городов при поддержке коммунистической партии возрождается детское движение. Сведения, содержащиеся в школьном музее, предоставили возможность организовать экспозицию, на основе которой учащимся 9 класса будет представлен опыт деятельности коммунистических организаций в стенах родной школы. Ценность используемых материалов периодической печати и мемуарного жанра заключается в возможности рассмотреть историю глазами очевидцев событий. В целях формирования УУД на уроке применимы разнообразные методы и формы организации учебного процесса, такие как: фронтальная и групповая работы, работа с историческими источниками, проектная деятельность. |
Цель | Сформировать представление у учащихся о детском коммунистическом движении на примере Баяндаевской школы |
Задачи |
|
Основное содержание | Зарождение детского коммунистического движения. Октябрята. Значок и флажок. Звездочки.Вожатый. Пионеры. Торжественное обещание. Атрибуты. Пионерская дружина. Комсомол. ВЛКСМ. Воспоминания пионеров и комсомольцев прошлых лет. Воспоминания пионервожатых. Формы и методы работы детских коммунистических организаций. |
Образовательные ресурсы | Музейные экспонаты. Компьютер. Проектор. Видеоролик. Документы: воспоминания пионеров и комсомольцев прошлых лет, заметки из периодической печати. |
Методические рекомендации по применению | Музейный урок может быть использован в разработке элективного курса в рамках истории Приангарья, истории школы, истории с. Баяндай. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные | ||||
Мотивация к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Ребята, я рада вас приветствовать на сегодняшнем музейном уроке. | Приветствует учеников | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Р: Быстрое включение в деловой ритм |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | - Давайте вспомним, что характерно для истории России в начале ХХ в. - Что происходило в сфере образования и воспитания? - Что вы знаете про детские и юношеские организации в советский период? | Организует беседу. Проводит параллель с ранее изученным материалом | Дают ответы. - в ходе революций было свергнуто самодержавие, что привело к оформлению нового политического строя. - Вопросам образования и воспитания уделялось приоритетное значение. Система образования была коренным образом изменена... Высказывает собственную оценку. | Р: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: формирование мыслительных процессов: анализ, сравнение, обобщение. К: учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать других. | |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | - С чем связано возникновение названия «октябрята»? -Октябрятами становились учащиеся 1-3 классов, которые добровольно объединялись в группы при пионерской дружине. Такими группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок. Незаменимым атрибутом был красный октябрьский флажок . Октябрята объединялись в звездочки – 5 октябрят и еще «серп» и «молот» - вожатый звездочки и его помощник. В звездочке предполагалось разделение должностей: командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник. Состоя в этих группах, дети готовились к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию им. В.И. Ленина, куда принимали в возрасте от 9 до 14 лет. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г., с тех пор 19 мая отмечается День пионерии. Прием проводился открытым голосованием либо на сборе пионерского отряда, либо на Совете дружины. На пионерской линейке вступающий в пионеры ученик давал Торжественное обещание Также как и у октябрят, у пионеров были свои атрибуты: красный галстук, пионерский значок, белая рубашка с эмблемой, пионерский горн. Три конца галстука символизировали нерушимую связь поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Пионер должен был беречь свой галстук, т.к. он символизировал частицу знамени.
Салют – приветствие пионера –демонстрировал, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов» - призывал пионервожатый. «Всегда готов» - доносилось в ответ. За нарушение Законов пионеров применялись наказания вплоть до исключения. В нашей школе была пионерская дружина имени Героя Советского Союза О. Кошевого. Отбор в комсомольцы проходил в индивидуальном и жестком порядке. Перед вступлением необходимо было пройти собеседование, на котором были вопросы по уставу ВЛКСМ, именам ключевых вождей и партии, важным датам. Кроме этого, ответить на главный вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?» При вступлении комсомольцу вручали комсомольский билет, где документировалась оплата взносов. Школьники платили по 2 коп. в месяц, работающие – 1% от зарплаты.
- Как вы думаете, из-за чего могли исключить из комсомола? Учащиеся делятся на две группы, каждая из которых будет представлять пионеров и комсомольцев соответственно. Работа с историческими источниками. Каждая из групп получает несколько документов, по которым необходимо определить формы и методы работы коммунистического движения. (Приложение) | Учитель демонстрирует учащимся значок в виде пятиконечной звезды с детским портретом В.И. Ленина Учитель демонстрирует музейный экспонат. . Обращает внимание учащихся на текст клятвы, изображенный на слайде. Учитель демонстрирует данные предметы, сопровождая объяснением значения галстука. На экране ряд фотографий, отобранных в музее. Осуществляет опрос. Организует работу с документами, в ходе которых учащиеся должны определить формы и методы работы пионеров и комсомольцев. Организует обсуждение, обмен мнениями. | Предполагают разичные версии - В честь победы Октябрьской революции. Высказывают предположения. - В группах анализируют источники, выделяют виды работ пионеров и комсомольцев, так же применяя ранее полученные знания. | Р: учатся работать по предложенному учителем плану. П: знакомятся с деятельностью детских и юношеских организаций в советский период; учатся выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их. К: учатся слушать и понимать других. Л: учатся осознавать ответственность за общее дело |
Закрепление пройденного материала | Групповая, Проектная деятельность | Закрепление проходит в группах в форме проектной деятельности на тему «Если бы мы были пионерами/ комсомольцами, то…» Две группы «Пионеры» и «Комсомольцы» готовят проекты, в которых прописывают, что бы они сделали для школы и села. В этом задании ученики могут проявить свободу и творчество. Защитить проект необходимо в течение 5 минут в следующих формах (на выбор): - рассказ; - инсценировка; - коллаж; - другое. | Организует групповую работу. Объясняет задание, направляет учеников | В течение 10 минут группы разрабатывают проекты на защиту. | Р: учатся работать по предложенному учителем плану. П: учатся выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их. Л: учатся осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Подведение итогов | Заключительная беседа | - Итак, ребята наш урок подошел к концу. Подведем итог. Какую роль выполняли детские юношеские организации, существовавшие в СССР? - Спасибо за урок. До свидания! | Побуждает учащихся к высказыванию, обмену мнениями. Подводит урок к концу. | Формулируют ответы, тем самым выдают конечный результат работы на уроке | П: учатся контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. К: учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ №1
«Я вступила в комсомол в 1939 году, когда училась в 7 классе. Время было военное, трудное. Из комсомольцев создавались бригады, которые помогали колхозу. Днем, после занятий вязали снопы, а ночью работали на молотилке. Спали в сутки всего 3-4 часа. Трудно было тогда еще потому, что не было комбайнов, приходилось молотить сложной молотилкой.
Комсомольцы всегда переплняли норму, а те, кто не справлялся с работой, считали позором для всех, просмеивали. Для пополнения фонда обороны собирали еще колоски, шили рукавицы, вязали. И занятия начинали с 1 октября или с середины ноября…»
Воспоминания Арбаковой Е.А., комсомолки 40-х годов
Документ №2
«Я, Крысова-Шагун Людмила Георгиевна, отношусь к комсомольцам 50-х годов. Год рождения – 1937. В 1951 г., когда мне исполнилось 14 лет, я вступила в ряды ВЛКСМ. В рядах ВЛКСМ состояла по 1965 г.
В стенах школы, мы – комсомольцы, всегда жили жизнью школы. И всегда стремились выполнять те задачи, которые ставились школой: активно боролись с неуспевающими, участвовали в сборе металлолома, в воскресниках, принимали участие в художественной самодеятельности…»
Воспоминания Шагун Л.Г., комсомолки 60-х годов
Документ №3
«И как не вспомнить нашу комсомольскую организацию! В то время комсомол всемерно помогал педагогическому коллективу в воспитании учащихся, в борьбе за глубокие и прочные знания, активное участие в общественно полезном труде. В нашей школе в 1975-1976 годах насчитывалось около 300 комсомольцев. В течение 2 лет я избиралась секретарем школьной комсомольской организации. Это была большая ответственность… Старшеклассники участвовали в Ленинском зачете. Это означало, что каждый комсомолец брал на себя какие-либо обязательства, например: изучить документы партии и комсомола, и в конце учебного года отчитывался перед своей классной комсомольской организацией об их выполнении. Отмечались лучшие классы и комсомольцы. Так, в 1975 году в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне чести сфотографироваться у Знамени Победы в г. Москва была удостоена Боронова Людмила, отличница учебы. А классы-победители награждались путевками в Москву, Шушенское, Братск.
В школе проводились различные акции: «В день съезда – без двоек», «За мир во всем мире», походы «По местам революционной, боевой и трудовой славы Советского народа», военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». Было интересно и познавательно».
Воспоминания Большедворской Н.А., комсомолки 70-х годов
Документ №4
«Свою трудовую деятельность я начала в 1975 году старшей пионервожатой… Молодая, полная сил, энергии, творчества, воспитания в духе идей коммунизма, старалась интенсифировать работу пионерской дружины им. Героя Советского Союза О. Кошевого, насчитывающей 500 пионеров и около 150 октябрят (все годы дружиа была правофланговой). Чтобы работа была эффективной, в первую очередь, выявила целеустремленных, инициативных, пионеров-лидеров, пользующихся авторитетом среди ровесников и создала деятельный, творческий орган самоуправления – совет дружины! Среди членов совета дружины была создана атмосфера доверия, взаимной требовательности, чувства ответственности, справедливости, умение радоваться успехам товарищей и сопереживать в трудности.
Развивая самоуправление, давала пионерам понять, что они являются подлинными хозяевами жизни школы. Так почти все дети были вовлечены в определенную деятельность: они были юными друзьями милиции (ЮДМ), другие – членами ЮИД (юные инспектора движения), интернационалистами (интернациональный клуб «Глобус»), вожатыми в октябрятских звездочках, консультантами в учебе и др.
Многие ребята за достигнутые успехи в учебе, за активную общественную работу награждались путевками на экскурсию в г. Иркутск, направлялись в международный пионерский лагерь «Артек», во всероссийский лагерь «Орленок»…
И, конечно, незабываемы пионерские смотры, костры и «Зарницы» и другие мероприятия…
Трудовое воспитание: тимуровские команды, шефство над колхозом «Путь к коммунизму» и в рамках профориентационной работы работали в колхозе после окончания школы всем классом.
Эстетическое воспитание осуществлялось в кружках: хоровой, танцевальный, художественный, фотографический…»
Воспоминания Алтаевой М.А., пионервожатой в период с 1975 по 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему "Детский телефон доверия"
Классный час на тему: "РАБОТА ОБЩЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ ПОД ЕДИНЫМ НОМЕРОМ – ВАЖНЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА"...
Методическая разработка музейного урока "Толерантный мир"
Методическая разработка содержит конспект проведения урока толерантности в условях музея "Русская изба", диагностический материал, необходимый дидактический материал. Апробирован на обучающихся коррек...
Методическая разработка "Анализ командных защитных действий в детско-юношеском баскетболе"
Разработка имеет значение для работы тренеров, специалистов СДЮШОР и учителей ФК для внеклассной работы...
Методическая разработка музейно-педагогического занятия: «Как ежик нашел новых друзей».
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и художественно-продуктивной деятельности.Интеграция познавательных областей: познавательное развитие (музыка,лепка).Данное занятие имеет важ...
Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.
Презентация к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...
Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»
Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...
Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"
Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А. Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...
- Мне нравится (1)