Игра по станциям "Семейное путешествие
методическая разработка по теме
Игра разработана для проведения общешкольного дня Здоровья на природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
32_.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Семейное путешествие»
Игра разработана для проведения общешкольного дня Здоровья на природе.
Цели проведения игры: Формирование культуры ЗОЖ, приобщение детей к занятиям спортом, профилактика вредных привычек, экологическое воспитание школьников.
Правила проведения игры: Всех учеников с 5 по 10 класс стихийно разделить на команды (например, раздать разноцветные квадратики и команды должны собраться по цвету). Желательно распределить команды равномерно по возрасту. Количество членов команды – 6-8 человек. ( если примерно соберется человек 40, то разделить их на 5 команд – раздать квадратики 5 цветов). После формирования команд объявить участникам, что каждая команда – это семья туристов, которая отправляется в путешествие. Каждая семья должна придумать себе фамилию и зарегистрироваться. После регистрации каждой команде выдается маршрутный лист. Каждая команда должна следовать строго по своему маршруту. На станцию команда должна прибывать в полном составе. Игру проводят учителя и 11 класс. В маршрутном листе на каждой станции отмечается количество полученных баллов (1 б. за каждый правильный ответ + практическое задание, оцененное по пятибалльной системе). Станции желательно расположить так, чтобы их нужно было искать. На станции должна находиться только одна команда. Если прибывает еще одна команда, то должна ждать в стороне. Оценивается, прежде всего, качество выполнения заданий, а также первым трем прибывшим командам прибавляются баллы за скорость – 4, 3, 2 балла соответственно. На каждой станции дается теоретическое задание (задаются вопросы) и практическое задание.
Оборудование и материалы:
Скакалка
Скамейка
Палочка, два платочка или два куска бинта (для закрутки)
Граната, обруч
Компас
Сетка для паутины
Ходули
Веревка для эл. сетки
- Станция вредные привычки
- Табак, кофе, алкоголь – это наркотические вещества? ( да, это самые распространенные психотропные вещества, употребляемые в обществе)
- При попадании в больших количествах этого яда в легкие человека начинаются судороги (никотин)
- При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом, назовите его (угарный газ)
- Эти клетки являются самыми чувствительными к воздействию алкоголя (нервные клетки головного мозга)
- Правда ли, что одна рюмка водки повышает работоспособность человека на 20-30 % нет)
- Правда ли, что опьянение от пива легче, чем опьянение от водки? (нет)
- Правда ли, что попробовав наркотик 1-2 раза, никаких вредных последствий не будет? (нет, к наркотическим веществам зависимость формируется с первого раза)
Практическое задание: Каждому попрыгать на скакалке 10 раз.(по очереди)
- Станция автоэрудит
- С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет)
- Кто является участником дорожного движения? (пешеходы, водители, пассажиры)
- Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик)
- Придерживаясь какой стороны нужно идти по тротуару? ( правой)
- С какого возраста разрешено детям ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет)
- Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два, зеленый и красный)
- Как следует переходить дорогу, если ты вышел из автобуса? (подождать, когда он уедет и дорога будет просматриваться в обе стороны, если есть пешеходный переход, то переходить дорогу следует по нему.)
- Как должна двигаться пешеходы по загородным дорогам? (по обочине навстречу движению, чтобы видеть приближающийся транспорт)
Практическое задание: «Скала» (перестроится на скамейке)
- Станция «Скорая помощь»
- Как оказать скорую помощь при укусе ядовитыми животными?
- Как оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе?
- как оказать первую помощь при переломе голени?
- виды кровотечений.
- как оказать первую помощь при артериальном кровотечении?
Практическое задание: сделать закрутку для остановки кровотечения из подручных средств.
4. Станция «Лекарственные растения»
1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни.)
2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет весенний, цмин песчаный, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца.)
3. У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка.)
4 У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина.)
5 Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Беладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, клещевина, ландыш майский, наперстянка красная.)
6. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы.)
7. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его….. (Сосна.)
8. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел.)
9. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник.)
Практическое задание: Попасть в цель каждому
5. Станция «Лесная»
Вопросы:
1. Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднимается высоко в небо. Что это за дерево?
— ель;
— сосна;
— кедр.
2. Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло.
— лиственница;
— ель;
— кедр.
3. Народ с любовью называет это дерево «кудрявой, белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем — листочки.
— береза;
— ива;
— верба.
4. Это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Его листья распускаются поздно весной. Что это за дерево?
— клен;
— дуб;
— сирень.
5. Это ядовитое растение с красными ягодками.
— вороний глаз;
— медуница;
— волчье лыко.
6. Это растение растет на лугу, является кормовым и медоносным. Цветы бывают красного и белого цвета.
— тимофеевка;
— клевер луговой;
— мятник.
7. Это маленькое растение водоема, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Оно растет очень быстро, и нередко водоемы сплошь зарастают им. Назовите это растение.
— ряска;
— элодея;
— тростник.
8. У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок. Цветет в июле-августе, украшает поверхность воды.
— кувшинка;
— рогоз;
— телорез.
9. Это растение плавает в воде. Листья его жесткие, зазубрены по краям. Человек во время купания может пораниться его листьями. Что это за растение?
— телорез;
— камыш;
— тростник.
10. Это необычное растение болота с мелкими розовыми листочками, на которых имеются волосики. Назовите это растение.
— пушица;
— голубика;
— росянка.
Практическое задание: Вспомнить и спеть отрывки песен, где упоминаются названия деревьев.
- Станция «Компас»
Викторина по ориентированию
1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня?
2. В какое время солнце находится на юге по нашим часам?
3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?
4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную – южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.
5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить север таким образом в лесу?
6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова: с одной стороны, она грубее, с другой – эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?
7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?
8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление.
Практическое задание: Задания по ориентированию на местности
Ответы к викторине по ориентированию
1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня.
2. Около 13 часов. В 1930 г. стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед.
3. Около 7 часов солнце бывает на востоке; около 10 часов – на юго-востоке; около 13 часов – на юге; около 16 часов – на юго-западе; около 19 часов – на западе.
4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; трава, расположенная с южной стороны, желтеет быстрее, чем расположенная с северной.
5. Нет, в чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях.
6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне. На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола.
7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов).
8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад.
7. Станция «Привал»
Викторина «О костре»
1. Знаете ли вы, почему сухие дрова горят лучше, чем сырые? (При сырых дровах, в которых много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение воды. Потому сам процесс горения происходит слабее. Мешает также пар, окутывающий дрова при высыхании.)
2. Мы начинаем разжигать костер с помощью мелких щепок, хвороста, сухих веток ели – они лучше горят. Почему? (Чем тоньше растопка, тем больше поверхность возгорания. Горение происходит именно на поверхности, и, значит, увеличивая ее, мы облегчаем горение. Нагревается измельченная растопка легче, чем большие дрова при высыхании.)
3. Знаете ли вы, что такое пламя костра? Похоже ли оно на светящуюся нить электролампы? (Языки пламени представляют собой потоки газов, продуктов горения, раскаленных настолько сильно, что они сами излучают свет. Всякое тело, нагретое до очень высокой температуры, светится. Этим пламя костра похоже на светящуюся нить электрической лампочки.)
4. Вы, конечно, слышали, что костер потрескивает. А почему? (Вода и смола, заполняющие полости в древесине, при нагревании превращаются в пар. Накапливаясь в большом количестве и не имея выхода, пар с силой разрывает стенки полостей, производя потрескивающий звук. )
5. Не раз случается, что искра от костра прожигает одежду туриста. Но что представляют из себя искры костра? Не такие же ли они, как искры, которые проскакивают при разрывах электрических проводов? (Общее у искр костра и электрических – только название. Электрические искры – это частицы воздуха и паров металла, раскаленные током. Искры же костра – просто крошечные угольки, отрывающиеся от горящего дерева.)
6. В костре все время приходится подкладывать дрова, так как они сгорают. Где же вещество, сгорающее в огне? (Сгорает топливо, но не вещество, из которого оно состоит. Часть вещества остается на земле в виде золы, часть же переходит в газообразное состояние и рассеивается в атмосфере.)
Практическое задание: переход через паутину
8 Станция «Робинзон»
1. Как в лесу обойтись без мыла? (Трутовики, "собачье мыло", зола, мыльнянка.)
2. Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели, дуба.)
3. Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, черемухи.)
4 Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин? (Кора дуба.)
5 Листья этого растения обжигают нас,
Сок из листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп.
Голову мыть его отваром - волосы растут.
(Крапива - кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос.)
6. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании - кожа становится нежной, бархатистой. Назовите его. (Цветы ромашки.)
7. Как в лесу развести костер без спичек?
Практическое задание: Двум членам команды перейти на ходулях
9. Стация «Неболейка»
Вопросы:
1. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
2. Назовите болезни грязных рук (Желудочно-кишечные заболевания, дизентерия, гепатит-желтуха, туберкулез)
3. Как избежать заболевания педикулезом? (мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель без смены белья)
4. Почему нельзя гладить незнакомых собак и кошек? ( Возможно заражение яйцами глистов, блохами, лишаями)
5. Как избежать солнечного удара? (носить головной убор, в жару нельзя долго находиться на солнце)
6. Какие болезни таятся в глотке воды из реки ( холера, дизентерия, гепатит, гельминты, сальмонеллез и др.)
Практическое задание: Пройти через электрическую сетку
Приложение:
Маршрутный лист №1
Семья туристов __________________________
Глава семьи______________________________
Название станции | Порядок маршрута | Кол-во баллов | ||
теория | практика | всего | ||
вредные привычки | 9 | |||
автоэрудит | 7 | |||
Скорая помощь | 4 | |||
Лекарственные растения | 3 | |||
Лесная | 8 | |||
компас | 2 | |||
привал | 1 | |||
робинзон | 5 | |||
неболейка | 6 | |||
Итого: |
Маршрутный лист №2
Семья туристов __________________________
Глава семьи______________________________
Название станции | Порядок маршрута | Кол-во баллов | ||
теория | практика | всего | ||
вредные привычки | 1 | |||
автоэрудит | 2 | |||
Скорая помощь | 3 | |||
Лекарственные растения | 4 | |||
Лесная | 5 | |||
компас | 6 | |||
привал | 7 | |||
робинзон | 8 | |||
неболейка | 9 | |||
Итого: |
Маршрутный лист №3
Семья туристов __________________________
Глава семьи______________________________
Название станции | Порядок маршрута | Кол-во баллов | ||
теория | практика | всего | ||
вредные привычки | 5 | |||
автоэрудит | 6 | |||
Скорая помощь | 1 | |||
Лекарственные растения | 7 | |||
Лесная | 2 | |||
компас | 8 | |||
привал | 3 | |||
робинзон | 9 | |||
неболейка | 4 | |||
Итого: |
Маршрутный лист №4
Семья туристов __________________________
Глава семьи______________________________
Название станции | Порядок маршрута | Кол-во баллов | ||
теория | практика | всего | ||
вредные привычки | 3 | |||
автоэрудит | 1 | |||
Скорая помощь | 2 | |||
Лекарственные растения | 4 | |||
Лесная | 7 | |||
компас | 9 | |||
привал | 8 | |||
робинзон | 6 | |||
неболейка | 5 | |||
Итого: |
Маршрутный лист №5
Семья туристов __________________________
Глава семьи______________________________
Название станции | Порядок маршрута | Кол-во баллов | ||
теория | практика | всего | ||
вредные привычки | 5 | |||
автоэрудит | 8 | |||
Скорая помощь | 4 | |||
Лекарственные растения | 3 | |||
Лесная | 6 | |||
компас | 9 | |||
привал | 7 | |||
робинзон | 2 | |||
неболейка | 1 | |||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Командная игра по праву "Путешествие по городу ПРАВОГРАДУ"
Цель: воспитание личности школьника и активизация гражданской позиции через правовую игру. Задачи: 1. Способствовать развитию межпредметных навыков и...
Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс
Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....
Игра по станциям "Путешествие в лингвистику"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса....
Игра-соревнование"Математическое путешествие"
Данная игра рассчитана для 4-5 классов. Можно применять для закреплания вычислительных навыковна умножение и деление двузначных и однозначных чисел или как внеклассное мероприятие....
Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...
Дидактическая игра по информатике "Путешествие письма"
Учебник: «Информатика и ИКТ» для 9 класса основной общеобразовательной школы. Семакин И.Г.Тема урока: «Компьютерные сети: принципы функционирования»Дидактическая це...
Урок-игра Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия"
Данная презентация урока-игры Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия" для учащихся 8 классов исползуется на уроке-обобщения. Урок в такой форме позволяет активизировать работу учащихся, прививать ...