Игра по станциям "Путешествие в лингвистику"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_stanciyam_dlya_5_klassa.rar439.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»

(сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку)

Авторы ресурса:

Сидельцева Светлана Петровна, учительрусского языка и литературы;

Колмогоров Юрий Степанович, учитель русского языка и литературы;

Образовательное учреждение: Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11.

Форма проведения мероприятия: игра-путешествие по станциям.

Аудитория: учащиеся 5 -е классы

Задачи:

  1. расширить знания учащихся о русском языке;
  2. формировать культуру речевого общения,
  3. способствовать повышению грамотности учащихся;
  4. развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
  5. воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

Подготовительная работа:

  1. формирование команд учащихся;
  2. подбор вопросов для игры, составление  карточек с вопросами и заданиями для учащихся, оформление станций;
  3. подготовка вступительного слова для игры и мультимедийной презентации.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки-задания для учащихся, маршрутные листы, почётные грамоты и призы для победителей.

Описание игры. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом (Приложение 1). На станциях учащиеся выполняют предложенные задания, связанные с русским и коми языками, их историей, правилами и нормами русского языка. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции (в баллах). Состав команд – 10 человек, количество команд – 6 (по количеству станций). На каждой станции находится учитель русского языка, который задаёт учащимся вопросы, оценивает их работу. Время выполнения заданий на каждой станции – 5-7 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.

Ход игры:

1 – ый  ведущий читает стихотворение:

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех 

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет, 

Что я на русском говорю

Уж много, много лет!

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат 

На русском языке.

Бессмертный Пушкин сочинял 

На русском языке!

2 – ой ведущий: Внимание! Сегодня в нашей школе состоится увлекательное путешествие в страну родного языка. Вы, ребята, станете его участниками. Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля.

.

2 – ой ведущий.. Высказывания русских писателей о родном языке.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

                                                                                                                              (И. С. Тургенев)

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

                                                                                                                             (Л. Н. Толстой)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

                                                                                                                                 (Н. В. Гоголь)

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                                                                                      (К. Г. Паустовский)

1 – ый ведущий.  А сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие. Капитаны команд получают Маршрутные листы. 

Знакомство с Правилами игры:

  1. Сейчас Вы отправитесь в путешествие по следующим станциям:  
  1. станция «Лексическая»;
  2. станция «Морфологическая»;
  3. станция «Орфографическая»;
  4. станция «Синтаксическая»;
  5. станция «Фонетическая».
  6. Станция «Морфемика и словообразование"

Обращается внимание участников команд на место нахождения данных станций.

  1. Каждая команда «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом.
  2. На каждой станции Вам будут предложены для выполнения вопросы и задания из соответствующего раздела русского языка. На каждой станции находится учитель русского языка, который будет Вам задавать  вопросы, оценивать Вашу работу. За каждый верный ответ команда получает 2 балла. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции.
  3. Время выполнения заданий на каждой станции – 5 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
  4. Победителем игры будет считаться команда, набравшая большее общее количество баллов.

Удачи Вам!

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ:

Лексикология.

  1. Подобрать антонимы

Мир –

Победа –

Правда –

Трудящийся –

Яркий –

Полезный –

Активный –

  1. Подобрать синонимы

Пассивный

Кроткий

Смешной

Беспристрастный

Благородный

  1. Подыщите омонимы к словам

Котик

Лавка

Наречие

Фразеология.

  1. «Кто больше?»

1). Записать фразеологизмы со словом рука

2). Записать фразеологизмы со словом нос

3). Записать фразеологизмы со словом язык

2. Закончи пословицу

  1. Волков бояться - …
  2. Нет дыма …
  3. На безрыбье …
  4. Знает кошка, …
  5. Какова пряха, …
  6. Неладно скроен, …
  7. Дружно – не грузно, …
  8. Вор у вора …
  9. Неправдой свет пройдешь, …
  10. Дружба дружбой, …
  11. Согласного стада …

Заменить фразеологизм синонимом

  1. Закрывать глаза на что – то.
  2. Собираться с мыслями.
  3. Сам не свой.
  4. Кожа да кости.
  5. Скрепя сердце.
  6. От случая к случаю.
  7. Попытать счастье.
  8. Держать порох сухим.
  9. Несолоно нахлебавшись.
  10.  Камня на камне не оставить.
  11. Сидеть на чемоданах.
  12. Прикусить язык.
  13. Стоять на задних лапках.
  14. Обвести вокруг пальца.

Морфемика.

  1. Выделите морфемы в словах

Перегрузка, надстройка, обход, подснежник, придорожный, сближение, быстро, справа, подогнать.

  1. Определить способ образования слов

Букварь, березовый, нехороший, заборчик, белизна, пригород, сыроватый, львиный.

  1. Вопросы – шутки

1). Как большой дом превратить в маленький?

2). Как топор превратить в рукоятку?

3). Какую часть слова можно найти в земле?

Морфология.

  1. Составь рассказ из глаголов

«Как я встретился с инопланетянами»

«Как я нашел клад»

«Как я охотился на льва»

  1. Образовать форму род. падежа множ. числа

Стол

Носки

Чулки

Груши

Яблоки

Полотенца

Помидоры

Апельсины

Макароны

Договор

  1. Одушевленные или неодушевленные? Докажите

Кукла

Мертвец

Народ

Толпа

Стая

Покойник

Туз

  1. Образуйте от глаголов форму прошедшего времени

Сохнуть

Промокнуть

Замерзнуть

Исчезнуть

Гаснуть

Спихнуть

Окрепнуть

Достигнуть

Смолкнуть

Возникнуть

Орфография.

  1. Допиши окончания существительных

В операции… на сердц…

В детской редакции…

Писать марш…

Вспомнить о Марь…

Писать о галере…

Обратись к Клавди…, к Наталь…

Находиться на собрании…

Быть в унынии…

Гореть в плам…н…

  1. Слитно или раздельно?

(не)распологать (не)мог

(не)внимательность, а растерянность

Вовсе (не)друг

(не)взлюбить

(не)веселый

(не)справедливость

(не)дотепа

(не)взгоды

(не)приятель

(не)счастье, а беда

  1. Пре или при?

Пр…творить дверь

Пр…вращать в зайца

Пр…оритет

Пр…зидент

Пр…бывать на вокзал

Пр…бывать на даче

Пр…следовать зверя

Пр…ступник

Пр…клеить

При…чина

Пр…ключение

  1. Записать по четыре слова с корнями

Кос – касс

Раст – ращ – рос

Лож - лаг

Синтаксис и пунктуация.

  1. Выписать словосочетания, указать главное слово

Солнечный день

Леса и парки

Ребята трудятся

После уроков

Открывая дверь

Правильно и аккуратно

Урок окончен

Альбом или тетрадь

Книга интересна

Выбирать профессию

  1. Укажите грамматические основы предложения

1). Село украшает сад.

2). Кудри берез расчесывай ветер.

3). Сказки Пушкина читают все.

4). Расскажите мне сказку.

5). Дуб сломал урожай.

6). Утром принесли газеты.

  1. Расставьте знаки препинания, подчеркните основы, составьте схемы

1). Если задеть веслом или рукой космы мха из него вылетает изумрудная пыль.

2). Когда я чинил удочки и писал толпа женщин и мужчин смотрела на меня со стен.

3). Разумеется трусость и бесчестие позор для рыцаря.

Фонетика. Орфоэпия.

  1. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука

1). Лень, степь, ехать, шесть.

2). Вперед, поет, мед, желудь.

3). Салют, вьюга, жюри, люди.

4). Пять, мять, объявит, земля.

  1. Расставьте ударения в словах

Километр, положить, звонит, понял, поняла, договор, шофер, дефис, инструмент, столяр, квартал, начал, начала, балую, балуешь, свекла, торты, включит.

  1. Кто сумеет быстро сказать?

1). Дали Клаше каши с простоквашей.

2). Жук жужжит под абажуром.

3). Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, да стало здорово – вот так здорово.

Подведение итогов игры по станциям. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистика. Презентация.

Изучение разделов лингвистики можно проводить с помощью составления ассоциативных схем образов....

"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ

"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ...

Лингвистическая игра-путешествие по стране Лингвистика

Данный материал представляет собой разработку лингвистической игры "Увлекательное путешествие в страну Лингвистика", которую можно проводить в рамках предметной недели по руссколму языку. Участвовать ...

Урок-игра "Космическое путешествие на планету Лингвистика"

Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)

Цели  урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки, форми...

Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»

Cценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»Команды «путешествуют» по станциям в соответств...