Игра по станциям "Путешествие в лингвистику"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_stanciyam_dlya_5_klassa.rar | 439.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»
(сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку)
Авторы ресурса:
Сидельцева Светлана Петровна, учительрусского языка и литературы;
Колмогоров Юрий Степанович, учитель русского языка и литературы;
Образовательное учреждение: Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11.
Форма проведения мероприятия: игра-путешествие по станциям.
Аудитория: учащиеся 5 -е классы
Задачи:
- расширить знания учащихся о русском языке;
- формировать культуру речевого общения,
- способствовать повышению грамотности учащихся;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.
Подготовительная работа:
- формирование команд учащихся;
- подбор вопросов для игры, составление карточек с вопросами и заданиями для учащихся, оформление станций;
- подготовка вступительного слова для игры и мультимедийной презентации.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки-задания для учащихся, маршрутные листы, почётные грамоты и призы для победителей.
Описание игры. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом (Приложение 1). На станциях учащиеся выполняют предложенные задания, связанные с русским и коми языками, их историей, правилами и нормами русского языка. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции (в баллах). Состав команд – 10 человек, количество команд – 6 (по количеству станций). На каждой станции находится учитель русского языка, который задаёт учащимся вопросы, оценивает их работу. Время выполнения заданий на каждой станции – 5-7 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
Ход игры:
1 – ый ведущий читает стихотворение:
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж много, много лет!
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
2 – ой ведущий: Внимание! Сегодня в нашей школе состоится увлекательное путешествие в страну родного языка. Вы, ребята, станете его участниками. Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля.
.
2 – ой ведущий.. Высказывания русских писателей о родном языке.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
(И. С. Тургенев)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
(Л. Н. Толстой)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
(Н. В. Гоголь)
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
(К. Г. Паустовский)
1 – ый ведущий. А сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие. Капитаны команд получают Маршрутные листы.
Знакомство с Правилами игры:
- Сейчас Вы отправитесь в путешествие по следующим станциям:
- станция «Лексическая»;
- станция «Морфологическая»;
- станция «Орфографическая»;
- станция «Синтаксическая»;
- станция «Фонетическая».
- Станция «Морфемика и словообразование"
Обращается внимание участников команд на место нахождения данных станций.
- Каждая команда «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом.
- На каждой станции Вам будут предложены для выполнения вопросы и задания из соответствующего раздела русского языка. На каждой станции находится учитель русского языка, который будет Вам задавать вопросы, оценивать Вашу работу. За каждый верный ответ команда получает 2 балла. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции.
- Время выполнения заданий на каждой станции – 5 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
- Победителем игры будет считаться команда, набравшая большее общее количество баллов.
Удачи Вам!
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ:
Лексикология.
- Подобрать антонимы
Мир –
Победа –
Правда –
Трудящийся –
Яркий –
Полезный –
Активный –
- Подобрать синонимы
Пассивный
Кроткий
Смешной
Беспристрастный
Благородный
- Подыщите омонимы к словам
Котик
Лавка
Наречие
Фразеология.
- «Кто больше?»
1). Записать фразеологизмы со словом рука
2). Записать фразеологизмы со словом нос
3). Записать фразеологизмы со словом язык
2. Закончи пословицу
- Волков бояться - …
- Нет дыма …
- На безрыбье …
- Знает кошка, …
- Какова пряха, …
- Неладно скроен, …
- Дружно – не грузно, …
- Вор у вора …
- Неправдой свет пройдешь, …
- Дружба дружбой, …
- Согласного стада …
Заменить фразеологизм синонимом
- Закрывать глаза на что – то.
- Собираться с мыслями.
- Сам не свой.
- Кожа да кости.
- Скрепя сердце.
- От случая к случаю.
- Попытать счастье.
- Держать порох сухим.
- Несолоно нахлебавшись.
- Камня на камне не оставить.
- Сидеть на чемоданах.
- Прикусить язык.
- Стоять на задних лапках.
- Обвести вокруг пальца.
Морфемика.
- Выделите морфемы в словах
Перегрузка, надстройка, обход, подснежник, придорожный, сближение, быстро, справа, подогнать.
- Определить способ образования слов
Букварь, березовый, нехороший, заборчик, белизна, пригород, сыроватый, львиный.
- Вопросы – шутки
1). Как большой дом превратить в маленький?
2). Как топор превратить в рукоятку?
3). Какую часть слова можно найти в земле?
Морфология.
- Составь рассказ из глаголов
«Как я встретился с инопланетянами»
«Как я нашел клад»
«Как я охотился на льва»
- Образовать форму род. падежа множ. числа
Стол
Носки
Чулки
Груши
Яблоки
Полотенца
Помидоры
Апельсины
Макароны
Договор
- Одушевленные или неодушевленные? Докажите
Кукла
Мертвец
Народ
Толпа
Стая
Покойник
Туз
- Образуйте от глаголов форму прошедшего времени
Сохнуть
Промокнуть
Замерзнуть
Исчезнуть
Гаснуть
Спихнуть
Окрепнуть
Достигнуть
Смолкнуть
Возникнуть
Орфография.
- Допиши окончания существительных
В операции… на сердц…
В детской редакции…
Писать марш…
Вспомнить о Марь…
Писать о галере…
Обратись к Клавди…, к Наталь…
Находиться на собрании…
Быть в унынии…
Гореть в плам…н…
- Слитно или раздельно?
(не)распологать (не)мог
(не)внимательность, а растерянность
Вовсе (не)друг
(не)взлюбить
(не)веселый
(не)справедливость
(не)дотепа
(не)взгоды
(не)приятель
(не)счастье, а беда
- Пре или при?
Пр…творить дверь
Пр…вращать в зайца
Пр…оритет
Пр…зидент
Пр…бывать на вокзал
Пр…бывать на даче
Пр…следовать зверя
Пр…ступник
Пр…клеить
При…чина
Пр…ключение
- Записать по четыре слова с корнями
Кос – касс
Раст – ращ – рос
Лож - лаг
Синтаксис и пунктуация.
- Выписать словосочетания, указать главное слово
Солнечный день
Леса и парки
Ребята трудятся
После уроков
Открывая дверь
Правильно и аккуратно
Урок окончен
Альбом или тетрадь
Книга интересна
Выбирать профессию
- Укажите грамматические основы предложения
1). Село украшает сад.
2). Кудри берез расчесывай ветер.
3). Сказки Пушкина читают все.
4). Расскажите мне сказку.
5). Дуб сломал урожай.
6). Утром принесли газеты.
- Расставьте знаки препинания, подчеркните основы, составьте схемы
1). Если задеть веслом или рукой космы мха из него вылетает изумрудная пыль.
2). Когда я чинил удочки и писал толпа женщин и мужчин смотрела на меня со стен.
3). Разумеется трусость и бесчестие позор для рыцаря.
Фонетика. Орфоэпия.
- В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука
1). Лень, степь, ехать, шесть.
2). Вперед, поет, мед, желудь.
3). Салют, вьюга, жюри, люди.
4). Пять, мять, объявит, земля.
- Расставьте ударения в словах
Километр, положить, звонит, понял, поняла, договор, шофер, дефис, инструмент, столяр, квартал, начал, начала, балую, балуешь, свекла, торты, включит.
- Кто сумеет быстро сказать?
1). Дали Клаше каши с простоквашей.
2). Жук жужжит под абажуром.
3). Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, да стало здорово – вот так здорово.
Подведение итогов игры по станциям. Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистика. Презентация.
Изучение разделов лингвистики можно проводить с помощью составления ассоциативных схем образов....
"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ
"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ...
Лингвистическая игра-путешествие по стране Лингвистика
Данный материал представляет собой разработку лингвистической игры "Увлекательное путешествие в страну Лингвистика", которую можно проводить в рамках предметной недели по руссколму языку. Участвовать ...
Урок-игра "Космическое путешествие на планету Лингвистика"
Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"...
Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Цели урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, форми...
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»
Cценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»Команды «путешествуют» по станциям в соответств...