Цикл занятий «Напиши мне письмецо…»
методическая разработка (7 класс) по теме

Сучкова Татьяна Николаевна

Цель занятий:

  • познакомить учащихся с истоками письменности, правилами написания письма;
  • прививать интерес к эпистолярному жанру, развивать умение применять различные виды письма, культуру составления писем;
  • развивать мыслительные процессы учащихся и навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать культуру речевого  общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napishi_mne_pismetso.doc132 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.1.doc542.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.2.doc30 КБ
Файл prilozhenie_1.3.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Напиши мне письмецо…»

Цели. 

  • познакомить учащихся с истоками письменности, правилами написания письма;
  • прививать интерес к эпистолярному жанру, развивать умение применять различные виды письма, культуру составления писем;
  • развивать мыслительные процессы учащихся и навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать культуру речевого  общения.

Оборудование.

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • презентация Microsoft Office PowerPoint;
  • телевизор, DVD-плеер;
  • мультипликационный фильм «Как было написано первое письмо» (по сказке Р. Киплинга) или книга Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»;
  • образцы писем для анализа;
  • конверты.

Занятие 1

  1. Организационный момент

Слайд 1

Воспитатель.  На сегодняшнем занятии вы познакомимся с эпистолярным жанром, который был  чрезвычайно популярен в прошлом веке. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова.

Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но, тем не менее, нам не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.

Но для начала мы совершим путешествие в далёкое прошлое…

  1. Вводная беседа

Слайд 2

Легенда о Минотавре.

Давным-давно на острове Крит жил страшный полубык получеловек названный Минотавром.

Сбежавший из Греции архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра.  В лабиринте были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него было невозможно. Никто не мог спастись от Минотавра.

Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 14 юношей и девушек для питания Минотавра.

Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами. Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления Минотавру, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет - тогда останутся чёрными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался всё глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть об обещании, данном отцу – он забыл сменить паруса с чёрного цвета на белый.

Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море и погиб. Именно по имени отца Тесея, море назвали Эгейским.

Чёрные и белые паруса в легенде о минотавре – это один из способов передачи информации на расстоянии. В древности существовало много подобных способов, а некоторые из них используются и до сегодняшнего дня.

Слайд 3

Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов (аборигены – это коренное население страны, в данном случае, Австралии) есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым». Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поседения к другому дробью большого барабана – тамтама. Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажжённый на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал, там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвёртом, пятом холме и т. д. Сигнал,  передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.

В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками – языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко. Поэтому люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости.  Во время войны этот остров был захвачен фашистами, и партизаны, которые боролись с захватчиками, передавали друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.

И много ещё способов придумывали люди, даже передавали особо составленные букеты. Однако у всех этих способов переписки было много недостатков, и самый главный – неточность. Почему? Потому что языки сигналов не могут «принять на себя» всё, что людям надо сообщить друг другу.  

Слайд 4

О создании письменности нам живо и красочно рассказал Генри Лонгфелло – американский поэт, живший в XIX веке. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате», а перевёл её на русский язык Иван Андреевич Бунин. Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что сами знают и умеют. Всё знания исчезают – растворяются во времени.

При свиданье с глазу на глаз

Мы ведём свои  беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства, Гайавата изобрёл письменность.

Из мешка я выну краски,

Всех цветов я выну краски

И на гладкой,  на берёсте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Эти знаки совсем не похожи на современные.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес — дугу над нею,

Для восхода — точку слева,

Для заката — точку справа,

А для полдня — на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре — время ночи,

А волнистые полоски —

Тучи, дождь и непогоду.

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки,

Грозно поднятые кверху, -

Знаком гнева и угрозы.

- Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу?

(Ответы детей.)

- Правильно, ребята, много. Так много, что изучать эту грамоту надо было не недели и месяцы, а долгие годы.

  1. Задание на развитие

Воспитатель. Так появилось рисуночное письмо. Письмо было написано, а трудности в передаче информации остались. Попробуйте, пожалуйста, представить, такую ситуацию: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зелёный чай. Вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами свиток, на котором нарисованы: мышь, лягушка, птица и 5 стрел. Попробуйте-ка разобраться, что все это значит! А разобраться надо, ведь дело тут серьезное! Попробуйте “перевести на русский язык” это послание. Что получилось?

(Ответы детей.)

Вот что, оказывается, сообщил гонец: “Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные градом наших стрел”. Прямо ребус какой-то!

Так что, как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать?  Если написавший придавал знакам одно значение, а читавший – другое, то ничего хорошего из этого не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Джозеф Кипплинг в одной из своих сказок.

Слайд 5

  1. Просмотр мультипликационного фильма «Как было написано первое письмо» (по сказке Р. Киплинга)

Воспитатель.  Какое открытие сделала девочка? (Написала первое письмо.)

  1. Словарная работа

Воспитатель. Ребята, найдите, пожалуйста, в словаре значение слов, которые будут часто встречаться в ходе дальнейшей работы  – письмо, адресат, адресант, корреспонденция.

(Дети находят в словарях и зачитывают значения слов.)

Слайд 6

Письмо (от англ. Writing) – знаковая система фиксации речи и мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние.  В своем развитии письмо прошло ряд этапов:

  • пиктографическое письмо;
  • идеографическое письмо;
  • слоговое письмо;
  • буквенно-звуковое письмо.

Адресат (от англ. Addressee) – тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). Синоним: отправитель. Антоним: получатель.

Адресант (англ. addressant, sender; нем. Adressant) – тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Синоним: получатель. Антоним: отправитель.

Корреспонденция  –

  1. обмен письмами, переписка – вести  корреспонденцию;
  2. письма и другие почтовые отправления – доставка корреспонденции;
  3. сообщения о текущих событиях, присланное откуда-нибудь в газету, журнал – корреспонденция из Благовещенска.
  1. Знакомство с основными характеристиками письма

Слайд 7

Воспитатель. «Я к Вам пишу –  чего же боле?» - так  начала своё письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна Ларина. Они звучит очень красиво и лирично…  Сейчас странно было бы получить или написать что-то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Всё реже и реже мы пишем письма. И многое теряем… Может быть, и правда, лучше написать длинное и доброе письмо, чем в суете и при плохой слышимости твердить громко то, что должно быть передано трепетно и нежно, ласково и несуетно только одному?

В каких ещё жизненных ситуациях люди общаются посредством писем? (Когда люди разделены расстоянием, когда нужно кого-нибудь поздравить, поблагодарить, попросить).

Слайд 8

Адресант:  официальный -  неофициальный.

Адресат: официальное лицо -  неофициальное; знакомый = малознакомый – незнакомый; близкий – родной.

Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.

Коммуникативная задача: сообщить (оповестить); поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить.

- В зависимости от ситуации общения адресат, адресант и информация могут быть официальными и неофициальными.

- Какова коммуникативная задача письма?

  1. Задание к следующему занятию.

Детям раздаются заранее подготовленные тексты писем – Приложение 2.

Проанализируйте тексты писем и назовите их основные характеристики (вид письма в зависимости от коммуникативной ситуации; адресат, адресант, информация в зависимости от ситуации общения).

Занятие 2

Слайд 9

  1. Организационный момент
  2. Проверка выполнения задания, данного на прошлом занятии

Ребята анализируют тексты писем и называют их основные характеристики (вид письма в зависимости от коммуникативной ситуации; адресат, адресант, информация в зависимости от ситуации общения).

Слайд 10

Воспитатель.   Какими бывают письма в зависимости от коммуникативной задачи и ситуации общения? (личное, поздравление, просьба, благодарность)

  1. Знакомство с правилами переписки

Воспитатель. Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем - адресатом, и тем, кому оно адресовано, то есть получателем – адресантом, соблюдается выработанный веками порядок, с которым мы сейчас и познакомимся. Уже во времена античной литературы существовал этикет составления писем. Письма античного периода начинались с имени отправителя, затем следовали имя адресата и приветствие, далее – приятные пожелания, и только за ними шел текст.

-  Существуют ли правила написания письма?

(Формулирование правил с пояснениями. Некоторые из правил проецируются на экран.)

Слайд 11

Слайд 12

  1. Чужие письма – тайна за семью печатями. Попытка заглянуть в них, независимо от того, кому они адресованы: любимой подруге, маме, брату, незнакомому человеку – всё равно, что влезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину. Прочесть чужое письмо можно, только если вам это позволил получатель!
  2. Ответить на полученное письмо вы должны как можно скорее. Не позднее чем через 5-7 дней после получения.
  3. Представим, что вы “нацарапали” письмо на грязной, измятой, изорванной бумажке. Оно не богато знаками препинания и пестрит орфографическими ошибками. Как вы думаете, с каким чувством друг будет читать это письмо? Конечно, письмо не контрольный диктант по русскому языку. Но если в 15 строках угнездилось 20 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, шесть зачеркиваний и исправлений, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишете.
  4. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений.
  5. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.
  6. Письмо начинайте с обращений и вежливых слов: “Здравствуйте”, “Добрый день”, “Дорогой…”, “Милый…” и т.д. Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо (ты или Вы).
  7. Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить. Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому пишите сдержанно.
  8. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: “Счастливо!”, “Всего доброго!” и т.д.
  9. Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, подставив 2 латинские буквы P.S., что означает post scriptum - “после написанного”.
  10. Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: “Лети с приветом – вернись с ответом”; “Жду ответа, как соловей лета”, “Найдете ошибку – принимайте за улыбку”. Если хотите пошутить – шутите сами; если хотите что-то сказать – скажите свое, простое, нежели чужое, пустое и вычурное.
  11. Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.
  1. Знакомство со схемой написания писем личного характера

Воспитатель. Ребята, вы часто получаете письма? А сами умеете их писать?

- Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях. А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на «вы» или «ты»? От чего это зависит? А чем заканчивается письмо?

- Проанализируйте тексты писем. Какие части можно выделить в письме? (Приветствие, основная часть, слова прощания или заключение).

- Попробуйте самостоятельно составьте схему письма, подчеркните слова, характерные для каждой части письма.

Выступление воспитанников. Схемы писем вывешиваются на доску, сравниваются между собой, а также с готовой схемой, составленной учителем. Зачитываются слова, характерные для каждой части.

Слайд 13

Структура письма.

  1. Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.
  2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.
  5. Подпись. Дата.

Воспитатель. А схематично письмо личного характера можно изобразить так.

  1. Знакомство с правилами оформления конверта

Слайд 14 

Воспитатель. B рассказе Антона Павловича Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нём адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

– Чтобы письмо нашло своего адресанта, то есть получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес.

Слайд 15

Конве́рт (нем. Kuvert, фр. couvert, couvrir — покрывать) — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Наиболее распространены почтовые конверты.

Слайд 16

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

Воспитатель. Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 309277. 309 – Белгородская область, Белгород, 277 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.

Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолёте. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку.

Слайд 17

Почто́вая ма́рка — специальный знак, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Служит для облегчения сборов за пересылку предметов (отправлений), осуществляемых почтой. Наклейка марки на любое почтовое отправление свидетельствует о факте оплаты услуг почтового ведомства (прежде всего — пересылки и доставки корреспонденции: писем, открыток и т. п.).

Обычно марка представляет собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесённым на оборотную сторону. Помимо номинала, на марках может указываться наименование почтовой администрации, их выпустившей; зачастую на ней изображены различные символы, декоративные элементы и рисунки.

Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.

  1. Закрепление

Воспитатель. Кто-то сказал, что письмо – фотография души. Наверно, это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чём-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях.

Итак, ребята, подходит к концу наше второе занятие. Давайте вспомним, какие правила составления писем вы узнали.

(Слайд 18 – методика незаконченного предложения - каждый воспитанник пишет в своей тетради. Слайд 19 – по окончании работы - самопроверка.)

  1. В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… (дата).
  2. Обращение обычно пишут… (в начале письма, обычно в середине первой строки).
  3. В конце письма следует… (подписываться).
  4. Поля оставлять… (обязательно).
  5. Почерк должен быть… (таким, чтобы письмо не превращалось в ребус).
  6. Карандашом писать… (можно только в крайнем случае).
  7. Лист должен быть… (чистым, аккуратным, обрезанным, а не оторванным со всех сторон).
  1. Итог занятия

Воспитатель. Перед вами на стол лёг чистый лист бумаги. Посмотрите, как он прекрасен! Сейчас вы нарушите его белизну. Для чего? Для того чтобы кто-то читал и перечитывал то, что вы написали, бережно хранил дорогое письмо? Или для того чтобы, запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздражённо скомкал и бросил в мусорное ведро? Подумайте…

Слайд 20

И в заключение мне хочется дать вам, ребята, ещё несколько советов:

1.        Старайся писать ясно и просто.

2.        Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.

3.        Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.

4.        Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.

5.        Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Слайд 21

Применив всё то, о чём мы говорили на наших занятиях, вы обязательно напишете красивое и правильное письмо.

Пишите. Ваших писем ждут.

Конкурс «Напиши мне письмецо…»

В заключение детям на выбор предлагаются темы для написания писем:

  • Письмо президенту.
  • Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
  • Моему учителю.
  • Письмо моей семье.
  • Хочу рассказать тебе о своем родном крае.
  • Письмо ветерану.
  • Помоги нам выжить… (письмо жителям планеты от диких животных).

Итоги конкурса подводятся по истечении 7 дней после его объявления.

Страница  из



Предварительный просмотр:

Редьярд Киплинг: «Как было написано первое письмо»

Редьярд Джозеф Киплинг
Как было написано первое письмо

«Сказки»: Детгиз; М.; 1956


Аннотация

Сказка Р. Киплинга о том, как было написано первое письмо, в переводе К. И. Чуковского. Рисунки В. Дувидова.


Редьярд Джозеф Киплинг

Как было написано первое письмо

Давным-давно, ещё в Каменном веке, жил да был один человек. Был он человек первобытный, жил в пещере и носил очень мало одежд. Ни читать, ни писать он не умел – да и не хотелось ему ни читать, ни писать, – и, покуда он был сыт, он был счастлив. Звали его Тегумай Бопсулай, а это значит: Человек-ноги-которого-никогда-не-спешат, но мы, милый мальчик, будем называть его просто Тегумай, чтобы было короче. У него была жена, и звали её Тешумай Тевиндро, а это значит: Женщина-которая-задаёт-слишком-много-вопросов, но мы, милый мальчик, будем звать её просто Тешумай, чтобы было короче. И была у него маленькая дочка, которую звали Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья, но я буду называть её просто Таффи. Тегумай Бопсулай очень любил её, и мама очень любила её, и они шлёпали её гораздо реже, чем нужно, и все трое были довольны и счастливы.

Как только Таффи научилась ходить, она стала бегать повсюду за своим отцом Тегумаем, и бывало они оба до той поры не вернутся в пещеру, покуда им не захочется есть. И тогда Тешумай Тевиндро говорила:

– Где это вы пропадали и так ужасно испачкались? Право же, мой Тегумай, ты ничуть не лучше моей Таффи!

А теперь, милый мальчик, слушай меня, и слушай внимательно!

Как-то раз Тегумай пошёл по болоту, в котором водились бобры, и вышел к реке Вагай, чтобы своим острым копьём набить к обеду карпов. Таффи пошла вместе с ним. Копьё у него было деревянное, с наконечником из акульих зубов. И только что он принялся за охоту, копьё сломалось пополам: слишком уж сильно он ткнул его в дно реки. Что было делать? Идти домой – далеко (завтрак они, конечно, захватили с собой в мешочке), а запасного копья у Тегумая не было. Запасное копьё он забыл захватить.

– Рыба так и кишит, – сказал он, – а на починку копья у меня уйдёт целый день.

– У тебя же есть другое копьё! – сказала Таффи. – Такое большое и чёрное. Хочешь, я сбегаю в пещеру и попрошу его у мамы?

– Куда тебе бежать такую даль! – сказал Тегумай. – Это не под силу твоим пухленьким ножкам. Да и дорога опасная: ещё утонешь в Бобровом болоте. Попробуем как-нибудь справиться с нашей бедой на месте.

Он сел на землю, взял кожаный ремонтный мешочек, где у него были сложены оленьи жилы, длинные полоски кожи, кусочек смолы, кусочек мягкого пчелиного воску, и принялся чинить своё копьё. Таффи тоже уселась невдалеке от него, спустила ноги в воду, подпёрла ручкой подбородок и думала-думала изо всех своих сил. Потом она сказала отцу:

– По-моему, это зверски досадно, что мы с тобой не умеем писать. Написали бы записку домой, чтоб нам прислали другое копьё!

– Таффи, – сказал Тегумай, – сколько раз напоминал я тебе, чтобы ты не говорила грубых слов! «Зверски» это нехорошее слово. Но было бы и вправду недурно, раз уж ты заговорила об этом, если бы мы могли написать твоей маме записку.

А в это время по берегу реки шёл незнакомый человек. Он не понял ни слова из того, что сказал Тегумай, потому что был из дальнего племени Тевара. Он стоял на берегу и улыбался, глядя на Таффи, потому что у него у самого была дома маленькая дочь. Тегумай вытащил из мешочка моток оленьих жил и принялся чинить своё копьё.

– Поди сюда, – сказала Таффи, обращаясь к Незнакомцу. – Знаешь ли ты, где живёт моя мама?

Незнакомец ответил: «Гм», потому что он был, как ты знаешь, теварец.

– Глупый! – сказала Таффи и топнула ножкой, потому что увидела, что по реке плывёт целая стая больших карпов, как раз тогда, когда отец не может запустить в них копьём.

– Не приставай к старшим, – сказал Тегумай не оглядываясь; он был так занят починкой копья, что даже не взглянул на Незнакомца.

– Я не пристаю, – ответила Таффи. – Я только хочу, чтобы он сделал то, что мне хочется. А он не понимает.

– Тогда не надоедай м н е, – сказал Тегумай и, забрав в рот концы оленьих жил, принялся вытягивать их что было силы.

А Незнакомец (он был самый настоящий теварец) уселся на траву, и Таффи стала показывать ему, что делает отец.

Незнакомец подумал: «Это очень удивительный ребёнок. Она топает на меня ногой и строит мне рожи. Она, должно быть, дочь этого знаменитого вождя, который так важен, что даже не обращает на меня никакого внимания».

Поэтому он улыбнулся ещё любезнее.

– Так вот, – сказала Таффи. – Я хочу, чтобы ты пошёл к моей маме (потому что у тебя ноги длиннее моих и ты не свалишься в Бобровое болото) и попросил бы, чтобы тебе дали другое копьё. Чёрное. Оно висит у нас над очагом.

Незнакомец (а он был теварец) подумал: «Это очень, очень удивительная девочка. Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю ни слова. И я очень боюсь, что, если я не выполню её приказаний, этот величавый вождь, Человек-который-поворачивается-спиной-к-своим-гостям, разозлится». Он встал, содрал с берёзы большой плоский кусок коры и подал его Таффи. Этим он хотел показать, что душа у него белая, как береста, и что он никому не желает зла. Но Таффи поняла его по- своему.

– О, – сказала она, – понимаю! Ты хочешь узнать, где живёт моя мама. Конечно, я не умею писать, но я могу нарисовать картинку всегда, когда под рукой есть что-нибудь острое, чтобы можно было нацарапать её. Дай-ка мне на минутку акулий зуб из твоего ожерелья.

Незнакомец (а он был теварец) ничего не ответил. Поэтому Таффи протянула руку и дёрнула к себе ожерелье, висевшее у Незнакомца на шее. Ожерелье было из бусин, зёрен и акульих зубов.

Незнакомец (а он был теварец) подумал: «Это очень, очень, очень удивительный ребёнок. У меня на ожерелье заколдованные акульи зубы, и мне всегда говорили, что тот, кто дотронется до них без моего разрешения, немедленно распухнет или лопнет. Но этот ребёнок не распух и не лопнул. А тот величавый вождь, который не обратил на меня никакого внимания, видно, не боится, что девочке угрожает беда. Лучше я буду вести себя с ними ещё любезнее».

Поэтому он дал Таффи свой акулий зуб, и она тотчас же легла на живот и стала болтать ногами в воздухе, совсем как иные дети в настоящее время, когда они ложатся в комнате на пол, чтобы нарисовать ту или другую картинку. Она сказала:

– Сейчас я нарисую тебе несколько красивых картинок! Можешь глядеть у меня из-за плеча. Только не толкай меня под руку. Сначала я нарисую, как папа ловит рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копьё у него сломалось.

А теперь я нарисую другое копьё, то, которое ему нужно, чёрное. У меня вышло, будто оно ударило папу в спину, но это потому, что твой акулий зуб соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копьё, которое ты должен принести. А вот это я. Я стою и посылаю тебя за копьём. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче.

Теперь я нарисую тебя. Я думаю, что на самом деле ты очень красивый, но не могу же я сделать тебя на картинке красавцем, поэтому, пожалуйста, не сердись на меня. Ты не сердишься?

Незнакомец (а он был теварец) улыбнулся. Он подумал: «Должно быть, где-то сейчас происходит большое сражение, и этот необыкновенный ребёнок, который взял у меня заколдованный акулий зуб и не распух и не лопнул, велит мне позвать всё племя великого вождя к нему на помощь. Он великий вождь, иначе он не сидел бы ко мне спиной».

– Гляди, – сказала Таффи, очень старательно чертя на коре свой рисунок. – Теперь я нарисовала тебя. Я помещу то копьё, которое нужно папе, у тебя в руке, чтобы ты не забыл принести его. Теперь я покажу тебе, где живёт моя мама. Иди, пока не дойдёшь до двух деревьев (вот эти деревья), потом поднимись на гору (вот эта гора), и тогда ты выйдешь на Бобровое болото, оно полным-полно бобрами. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головки. Ведь только их головки ты и увидишь, когда пойдёшь по болоту. Но смотри не оступись. Как кончится болото, тут сразу и будет наша пещера. На самом деле она не такая большая, как горка, но я не умею рисовать очень маленькие вещи. Вот моя мама. Она вышла из пещеры. Она красивая. Она красивее всех мам, какие только есть на земле, но она не обидится, что я нарисовала её такой некрасивой. Теперь, на случай если ты забудешь, я нарисовала снаружи то копьё, которое нужно папе. На самом деле оно внутри, но ты покажи картинку маме, и мама даст тебе это копьё. Я нарисовала, как она подняла руки, потому что я знаю, что она будет рада видеть тебя… Красивая картинка, не правда ли? Ты хорошо понял или мне объяснить ещё раз?

Незнакомец (а он был т е в а р е ц) поглядел на картинку и очень часто закивал головой. Он сказал себе: «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь притворился, что не обращает на меня внимания. Он боится, что враги притаились в кустах и что они увидят, как он даёт мне поручения. Поэтому он отвернулся и предоставил мудрому и удивительному ребёнку нарисовать эту страшную картинку, чтоб я понял, в какую беду он попал. Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя».

Он даже не спросил у Таффи дорогу, но кинулся, как ветер, в кусты, держа в руке бересту, а Таффи уселась на берегу, очень довольная.

– Что это ты делала, Таффи? – спросил Тегумай.

Он починил копьё и теперь осторожно помахивал им вправо и влево.

– Это мой секрет, милый папочка, – ответила Таффи. – Если ты не станешь расспрашивать меня, ты скоро узнаешь, в чём дело, и это тебя очень удивит. Ты не можешь себе представить, какой это будет сюрприз для тебя! Обещай мне, что ты будешь рад.

– Ладно, – сказал Тегумай и принялся ловить рыбу.

Незнакомец (знаешь ли ты, что он был т е в а р е ц?) всё бежал и бежал с картинкой в руках и пробежал несколько миль, и вдруг совершенно случайно наткнулся на Тешумай Тевиндро. Она стояла у входа в пещеру и судачила с доисторическими дамами, которые пришли к ней в гости на доисторический завтрак. Таффи была очень похожа на Тешумай, особенно глазами и верхней частью лица, поэтому Незнакомец – самый настоящий теварец – вежливо улыбнулся и вручил Тешумай бересту. Он так быстро бежал по болоту, что запыхался, а ноги у него были исцарапаны колючим терновником, но он всё ещё хотел быть любезным.

Как только Тешумай взглянула на картинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие доисторические дамы разом повалили его наземь и все шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась вырывать у него из головы целые пучки волос.

– Всё очень понятно и просто, – сказала она. – Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьями и так напугал Таффи, что волосы у неё встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принёс мне страшную картинку, чтобы похвастать своими злодействами. Глядите, – и она показала картинку всем доисторическим дамам, терпеливо сидевшим на Незнакомце, – вот мой Тегумай, у него сломана рука. Вот копьё, которое воткнуто ему в спину, а вот человек, который собирается бросить в Тегумая копьё, а вот другой человек, бросающий в него копьё из пещеры. А вот здесь целая шайка злодеев (Таффи нарисовала бобров, но они были больше похожи на людей) подкрадывается сзади к Тегумаю… Всё это ужасно, ужасно!

– Ужасно! – согласились доисторические дамы и вымазали Незнакомцу всю голову грязью (что очень удивило его) и забили в боевой барабан.

И на стук барабана пришли все вожди тегумайского племени, со всеми своими гетманами, доломанами, негусами. За ними шагали пророки, ведуны, жрецы, шаманы, бонзы – и все они в один голос решили: отрубить Незнакомцу голову, но пусть он раньше поведёт их к реке и покажет, куда он спрятал несчастную Таффи.

Между тем Незнакомец (хоть он и был теварец) очень сильно рассердился на дам. Они набили ему волосы комьями грязи, они проволокли его по острым камням, шестеро из них долго сидели на нём; они колотили его и молотили его так, что он еле дышал, и хотя их язык был неизвестен ему, нетрудно было догадаться, что они ругают его самыми злыми ругательствами. И всё же он не сказал ни единого слова, а когда собралось тегу майское племя, он повёл этих людей к реке Вагай, и там они увидели Таффи. Она сидела и плела из маргариток венок, а её отец Тегумай целился копьём, которое ему уже удалось починить, в проплывавшего мелкого карпа.

– Быстро же ты воротился! – воскликнула Таффи. – Но почему ты привёл с собой столько народу? Папочка, вот мой сюрприз. Не правда ли, ты удивлён?

– Очень, – сказал Тегумай. – Но вся моя сегодняшняя охота пропала. Почему, почему, объясни мне, пожалуйста, сбежалось сюда всё наше славное племя?

И действительно, всё племя было здесь. Впереди выступала Тешумай Тевиндро со всеми своими соседками. Они крепко вцепились в Незнакомца, волосы которого были густо измазаны грязью (хотя он и был теварец). За ними шёл главный вождь со своим заместителем, потом министры и помощники вождя (вооружённые до верхних зубов), гетманы, сотники, негусы, воеводы со своими тыловыми отрядами (тоже вооружённые до зубов). А за ними бежало всё племя, испуская такие ужасные вопли, которые разогнали всю рыбу в реке на двадцать километров – не меньше.

Это очень рассердило Тегумая, и он покрыл прибежавших людей самой отборной доисторической бранью.

Тут Тешумай Тевиндро подбежала к Таффи и давай целовать её, обнимать и ласкать. Но главный вождь тегумайского племени схватил Тегумая за перья, торчавшие у него в волосах, и стал трясти его с бешеной яростью.

– Говори! Говори! Говори! – закричало всё тегумайское племя.

– Что за чепуха! – сказал Тегумай. – Оставьте мои перья в покое. Почему это так: стоит только человеку сломать на охоте копьё, как вот уже набрасывается всё его племя и начинает дубасить его! И кто дал вам право соваться в чужие дела?

– А ты так-таки и не принёс папиного чёрного копья! – сказала Таффи. – И что это вы делаете с милым моим Незнакомцем?

То два человека, то три, а то и целый десяток подбегали к Незнакомцу и били его, так что у того в конце концов глаза вылезли на лоб. Он не мог выговорить ни слова и молча указал на Таффи.

– Дорогой мой, а где же злодеи, что проткнули тебя острыми копьями? – спросила Тешумай.

– Никаких тут не было злодеев! – отвечал Тегумай. – Единственный, кого я видел сегодня, вон тот несчастный, которого вы бьёте сейчас. Не сошло ли ты с ума, о тегумайское племя?

– Он принёс нам страшную картинку, – ответил главный вождь. – На картинке ты весь с головы до пят утыкан стрелами.

Тут заговорила Таффи:

– М… м… м… Сказать по правде… это я дала ему картинку…

Ей было очень неловко.

– Ты?! – закричало всё тегумайское племя. – Девочка-которую-нужно-хорошенько-от-шлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья?! Ты?!

– Таффи, милая! Боюсь, нам с тобой сейчас придётся довольно круто… – проговорил Тегумай и обнял её, отчего она сразу перестала бояться врагов.

– Говори! Говори! Говори! – сказал главный вождь тегумайского племени и запрыгал на одной ноге.

– Я хотела, чтобы Незнакомец принёс сюда папино копьё, вот я и нарисовала копьё, – пояснила Таффи. – Оно одно, но я нарисовала его три раза, чтобы Незнакомец не позабыл о нём. А если вышло так, будто оно протыкает папину спину, это всё оттого, что кора очень маленькая и на ней не хватает места. А те фигурки, которые мама называет злодеями, это просто мои бобры. Я нарисовала их потому, что нужно же было показать Незнакомцу, что он должен пойти по болоту! И я нарисовала маму у входа в пещеру. Она стоит и улыбается Незнакомцу, потому что он такой милый и добрый. А вы… глупее вас нет на всём свете! Ведь он милый и добрый, зачем же вы измазали ему голову грязью? Вымойте его сию минуту!

После этого все очень долго молчали. Никто не произнёс ни слова. Наконец главный вождь засмеялся. Потом засмеялся Незнакомец (а он был, как ты знаешь, теварец); потом засмеялся Тегумай, и так сильно смеялся, что не мог устоять на ногах; потом засмеялось всё тегумайское племя, – оно смеялось долго и громко.

Потом главный вождь тегумайского племени прокричал, проговорил и пропел:

– О Девочка-которую-нужно-хорошенько-от-шлёпать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!

– Никакого открытия не хотела я сделать, – ответила Таффи. – Я просто хотела, чтобы сюда принесли папино чёрное копьё.

– Всё равно! Это – великое открытие, и придёт день, когда люди назовут его умением писать. Покуда вместо писем мы будем посылать друг другу картинки, а в картинках – вы сами видели – не всегда можно разобраться как следует. Иногда выходит самая дикая путаница. Но придёт время, о дитя тегумайского племени, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать – и тогда у нас уже не будет ошибок. И пускай доисторические дамы смоют грязь с головы Незнакомца.

– Вот будет хорошо! – сказала Таффи. – Потому что теперь вы принесли сюда на берег все копья, какие только есть у тегумайского племени, но позабыли принести одно-единственное – чёрное копьё моего папы!

Тогда главный вождь тегумайского племени прокричал, проговорил и пропел:

– В следующий раз, когда придёт тебе в голову написать письмо в виде картинки, пошли с этим письмом человека, который умеет говорить по-нашему, и тот человек разъяснит всё, что ты хочешь сказать в письме. А не то ты видишь сама, какие могут выйти неприятности для всего тегумайского племени, да и Незнакомцу придётся иногда нелегко.

После этого тегумайское племя приняло в свою среду Незнакомца (хотя он был настоящий теварец). Племя усыновило его, потому что он оказался большим джентльменом и не скандалил, когда доисторические дамы облепляли всю его голову грязью. Но с того дня и до нынешнего (и, по-моему, это всё из-за Таффи) не много на свете найдётся таких маленьких девочек, которые любят учиться читать и писать. Больше нравится им рисовать картинки и тихонько играть где-нибудь неподалёку от папы – совсем как Таффи.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Тексты писем для анализа

Текст 1.

Уважаемый Игорь Александрович!

В ответ на ваш запрос от 28.02.08г.  сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 10.03.08г.  всю необходимую информацию о вступительных экзаменах и правилах приёма   в наш  института по адресу, указанному в Вашем письме.

Приёмная комиссия.

Текст 2.

Дорогие коллеги!

Авторский коллектив и методисты

Образовательной системы «Школа 2100»

поздравляют Вас с наступающим 2008 годом!

Желаем Вам радостной встречи Нового года,

здоровья, понимания, заботы и любви от близких и друзей.

Надеемся, что и в новом году все мы в «Школе 2100» будем

По-прежнему партнерами и единомышленниками,

Источником вдохновения и творчества друг для друга.

25.12.2007г.

Текст 3.

Догорая мамочка!

        Я так давно тебе не писала. У меня все хорошо. Надеюсь, что и у тебя тоже. Не болей, крепись, я скоро к тебе приеду. Осталось совсем немножко, и мы снова будем вместе. Все наши передают тебе большой привет. Слава богу, все живы, здоровы. Не скучай, пиши.

15.01.08г.                                                                                 Твоя дочь Наталья.

Текст 4.

Дорогая сестренка!

Получили твою посылку. Спасибо тебе, моя золотая, за беспокойство и заботу. Все подарки понравились, дети были счастливы. Надеюсь, мы скоро увидимся. До встречи. Пиши.

28.02.08г.                                                                            Твоя сестра Татьяна.

Текст 5.

Многоуважаемый Иван Иванович!

Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.

Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать вам, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.

2.03.07г.                                                                                                Ваш друг

 Текст 6.

 Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам

Андрей Дубровский.

(А.С.Пушкин «Дубровский»)

Текст 7.

Уважаемый и дорогой Антон Павлович!

Обращаюсь к Вам с маленькой просьбой, заранее извиняясь, если она покажется Вам нескромной. Дело вот в чем...

Мы Вас ждем к первому представлению «Дяди Вани». Жду скорого ответа (пишите на театр).

Ваш почитатель, глубоко уважающий Вас

Вс. Мейерхольд.

Текст 8.

Друг мой Саша!

Поздравляю тебя с Днем рождения!

Желаю тебе всего того, чего ты сам себе пожелаешь. Будь счастлив, здоров, помни о любящих тебя друзьях. Я один из них.

14.03.08.                                                                           Твой друг Коля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Напиши мне письмецо… Занятие 1

Слайд 2

Легенда о Минотавре

Слайд 3

Способы передачи информации

Слайд 4

Генри Лонгфелло «Легенда о Гайавате »

Слайд 5

Редьярд Джозеф Киплинг «Как было написано первое письмо»

Слайд 6

Словарная работа Письмо (англ. Writing ) – знаковая система фиксации речи и мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние. В своем развитии письмо прошло ряд этапов: пиктографическое письмо; идеографическое письмо; слоговое письмо; буквенно-звуковое письмо. Адресат (англ. Addressee ) – тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). Адресант ( англ . Addressant , sender; нем . Adressant ) – тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Корреспонденция – обмен письмами, переписка – вести корреспонденцию ; письма и другие почтовые отправления – доставка корреспонденции ; сообщения о текущих событиях, присланное откуда-нибудь в газету, журнал – корреспонденция из Благовещенска .

Слайд 7

«Я к Вам пишу – чего же боле?»

Слайд 8

Основные характеристики письма Адресант : официальный - неофициальный. Адресат: официальное лицо - неофициальное; знакомый = малознакомый – незнакомый; близкий – родной. Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная. Коммуникативная задача: сообщить (оповестить), поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить.

Слайд 9

Напиши мне письмецо… Занятие 2

Слайд 10

Виды писем личное, поздравление, просьба, благодарность

Слайд 11

Правила переписки Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Чужие письма читать НЕЛЬЗЯ. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 5-7 дней после получения и в вежливой форме. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Аккуратность, грамотность. Если письмо личное, нужно писать от руки; деловое – можно напечатать. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений.

Слайд 12

Правила переписки Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь. Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо (ты или Вы). Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить. Прощание, пожелание удачи, надежда на скорую встречу. Подпись. Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.

Слайд 13

Структура письма Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д. Подпись. Дата.

Слайд 14

Схема написания письма личного характера

Слайд 15

Конве́рт (нем. Kuvert , фр. couvert, couvrir — покрывать) — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Наиболее распространены почтовые конверты .

Слайд 16

Образец заполнения конверта

Слайд 17

Почто́вая ма́рка — специальный знак, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Служит для облегчения сборов за пересылку предметов (отправлений), осуществляемых почтой. Наклейка марки на любое почтовое отправление свидетельствует о факте оплаты услуг почтового ведомства (прежде всего — пересылки и доставки корреспонденции: писем, открыток и т. п.).

Слайд 18

Закончите предложение В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… Обращение обычно пишут… В конце письма следует… Поля оставлять… Почерк должен быть… Карандашом писать… Лист должен быть…

Слайд 19

Самопроверка В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… (дата). Обращение обычно пишут… (в начале письма, обычно в середине первой строки) . В конце письма следует… (подписываться). Поля оставлять… (обязательно) . Почерк должен быть… (таким, чтобы письмо не превращалось в ребус) . Карандашом писать… (можно только в крайнем случае). Лист должен быть… (чистым, аккуратным, обрезанным, а не оторванным со всех сторон).

Слайд 20

Советы пишущему письмо Старайся писать ясно и просто. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения. Поздравляй родственников и близких в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Слайд 21

Применив данные правила и советы, вы обязательно напишите отличное письмо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).

 Занятие построено в форме путешествия с использованием  ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании  существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...

Дьяченко Г.И. Поварова И.Ф. Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Цикл занятий "Собаки"

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Школьное сочинение " Напиши мне письмецо"

Юноша пишет письмо -обращение к детям войны:Пусть оно облетит все вокруг,Опускаясь над каждым крылечком!Кто выжил тогда, мне напишет ответ,Кто в мире ином во снах мне приснится.Я живу в современной Ро...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...