Организация проектно - исследовательской деятельности в художественном образовании
статья по теме

Ананенко Виктория Леонидовна

В статье отражён опыт работы по организации проектно-исследовательской деятельности в художественном образовании в МБОУ усуглинская основная общеобразовательная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ  

           В.Л.Ананенко  

МБОУ Усуглинская ООШ  Тунгокоченский

                                                           район, Забайкальского края

       Система дополнительного образования детей естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы школы и является  продолжением основного образования, тем самым, позволяя человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно, развить необходимые человеку компетенции. Система дополнительного образования играет важную роль в повышении качества образования, развития творческой личности, творческих способностей обучающихся, их познавательной активности и т. д., так как для этого созданы условия. Ребёнок сам выбирает занятие по интересам, т.е. удовлетворяются индивидуальные запросы ребёнка, творческое освоение новой информации формирует новые жизненные умения и способности, расширяются возможности практического опыта, происходит самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и т.д.

        Повысить качество образования  в  сельской школе, по нашему мнению возможно через интеграцию общего и дополнительного образования, поэтому в Усуглинской ООШ  реализуется программа национально-регионального компонента  «Гармония».  На первой ступени обучения вводятся курсы «Введение в народоведение» по программе М.Ю.Новицкой, час активной двигательной деятельности (подвижные игры русского народа и жителей нашего края), краеведческий модуль «Фольклор и литература Забайкалья» по программе В.С. Левашова. При изучении многих тем происходит интеграция с предметами «Литература», «История». Предметы национально-регионального компонента тесно связанны с внеклассной и воспитательной работой школы, проводятся занятия разновозрастных кружков: «Наши корни», «Хореографический», «Вокальный», «Юный актёр», «Рукодельница», «Домашний мастер». Кружок декоративно-прикладного искусства объединяет группы учащихся со 2 по 9 классы, которые занимаются декоративной росписью, деревянной мозаикой, изготовлением сувениров,  аппликацией из соломы, листьев, пера, морских  ракушек и т.д.  

        Реализуемая программа «Гармония» является востребованной, носит интегрированный характер, поскольку предусматривает большие возможности в установлении  преемственных связей в развитии творчества детей и базовых воспитательных процессов. В программе заключены  содержательные линии для реализации сотрудничества учителей гуманитарных предметов в преподавании интегрированных занятий и уроков. Кроме того, ее реализация способствует приобретению навыков, помогающих успешной социализации и адаптации детей.

       В процессе внеклассных занятий по программе «Гармония»  повышается уровень  коммуникативной  компетентности, которая определяет такие умения и навыки как наблюдательность и сенсорная острота, накопление и правильное обобщение информации друг о друге, умение воздействовать посредством эмоционального заражения, изменение стилей и позиций общения и т.д.. Ю.Н.Емельянова делает акцент на том, что коммуникативная компетентность – это, прежде всего, уровень  обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном сообществе.

       Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся  техническими знаниями, развивать у них  трудовые умения и навыки, их творческие способности, вести психологическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях  учащиеся пользуются основами многих наук - физики, химии, литературы, истории-имеющих немаловажное значение в общем политехническом и профессиональном образовании. В процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемым в школе. Специфической  педагогической особенностью  декоративно-прикладного искусства является то, что учащийся стоит перед необходимостью проявлять индивидуальное творчество, работая над учебным или творческим заданием. Такой род деятельности развивает творческие способности ученика в большей степени, ребёнок сам творец  своего продукта труда. Очень большие эстетически развивающие возможности, позволяющие накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности, имеет индивидуальное творчество в процессе выполнения дела «по законам красоты», а также эстетическое оформление непосредственных результатов труда.

    Реализация программы кружка предполагает использование педагогом современных образовательных технологий, в том числе, организацию проектно-исследовательской деятельности как одного из важных способов формирования ключевых компетенций школьников.  

     Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.  Наиболее эффективно  эти  задачи  могут быть решены путём организации целостного  учебно-воспитательного процесса в художественном образовании  учащихся, использование современных педагогических технологий развивающих творческие способности детей. Особую значимость при  этом имеет метод проектно - исследовательской деятельности, который позволяет школьникам овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-исследовательской и технологической цепочке-от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

        Методы проектно-исследовательский деятельности позволяют активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с инструментами, материалами и принадлежностями.  У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, эстетичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта (продукта труда).

    Таким образом, проектно-исследовательский метод обучения в художественном образовании понимается так:

    -способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального художественного объекта (продукта труда);

    -комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом (в этом заключается её достоинство);

   -комплексный подход, формирующий общеучебные умения, основы художественной грамотности, культуры труда, обеспечивающий овладение учащимися способами преобразования материалов, энергии, информации, технологии их обработки.

     В результате данного метода полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые  действия, но и в системе решаются разнообразные художественно-технологические задачи.

     По сравнению с традиционными методами  художественного обучения проектно - исследовательская деятельность включает ряд условных этапов, которые дети реализуют в процессе работы над проектом.

1. Поисково-исследовательский. На данном этапе формулируются задачи, поиск и анализ проблемы, сбор,  изучение и обработка информации, планирование проектной деятельности.

2. Технологический. Составление исследовательской и технологической документации, составление эскизов, тренировочные упражнения, необходимые для качественного изготовления изделия;   проводится практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, осуществляется текущий  контроль качества, соблюдаются дисциплина, культура труда.

3. Заключительный.  Проводится оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда, например; панно, картина, деревянные игрушки и т.д.), включая его влияние на окружающую среду, анализ результатов выполнения темы проекта, испытание его на практике, защита (презентация); изучаются возможности использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

    На каждом этапе развития ребёнка исследовательская деятельность реализуется по-разному: учитывая возрастные психологические особенности детей, подбираются определённые по уровню сложности задания-исследования. Учащиеся начальной школы овладевают первичными навыками преобразовательной деятельности, осваивают умения по обработке различных материалов (бумага, картон, ткань, глина и др.). С большим интересом дети выполняют аппликации из различных материалов, изготавливают сувениры, игрушки, панно, картины, занимаются лепкой. Проектно-исследовательская деятельность в декоративно-прикладном искусстве является благодатной почвой для развития  у младших школьников интеллектуально-творческих способностей, инициативы и самостоятельности.    

    Достоинства метода заключаются в том, что с одной стороны, он, до известной степени, интегрирует в себе другие методы обучения, способствуя тем самым, развитию познавательной активности и творческих способностей, а с другой позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому из них, межличностное общение. Планируемые выполнения изделия должны быть посильны ученикам младшего школьного возраста, вызывать у них интерес и желание сделать работу как можно качественнее. Формирование проектной культуры у младших школьников рассматривается в качестве предпосылки развития у них технологической  и художественной компетентности в старших классах.

    Дети старшего школьного возраста, занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, имея опыт работы в данном направлении, выбирают для себя более сложные по содержанию и исполнению проекты, используя межпредметные связи.  Например: проект «Энергия голубого исполина», проект посвящён озеру Байкал. В процессе подготовки проекта «Загадочный символ Китая», ребята, изучают информацию  о традициях страны, китайских символах - драконах, выполняют панно в технике аппликации соломкой, морских ракушек.  Для проекта «История русской игрушки», ребята из 4 класса собрали  нужную информацию и сшили  куклы, которые пригодились для  организации театральной деятельности.  Заинтересовавшись легендой о «Скале любви», (сакральном природном объекте), который  расположен в нескольких километрах от с. Усугли ребята вместе с педагогами отправились в экспедицию. Этот природный памятник поражает своей красотой и величием,  является своеобразной «визитной карточкой района». Вместе с учителем биологии и географии ребята изучали флору и фауну, нашли интересные экспонаты (растения, камни и тд.).   С учителем  технологии собрали  природный материал (извитые корни), разработали  и реализовали проект   «Подставки под цветы».   На кружке по декоративно-прикладному искусству выполнили творческий проект  «Скала любви» (макет), который занял достойное место в школьном музее. Сфера применения проекта определяет и способствует формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний, повышения уровня компетентности исследовательской деятельности  в художественном образовании,  в частности декоративно-прикладном искусстве.

    Благодаря интеграции общего и дополнительного образования,  организации проектно-исследовательской деятельности в области художественного образования  возрастает возможность самореализоваться, самоактуализироваться, определиться  с выбором профессии, а также  быстрее социализироваться и адаптироваться в обществе.

 Литература.

1.Дериклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дериклеева.-М.: 5 за знания, 2008.-224 с

2.Екинцев, В.И. Педагогическое общение: учебное пособие / В.И. Екинцев, А.В. Носкова,; Чита:    Заб.ГГПУ, 2008.- 132 с.

3.Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / В.Н.Иванченко.-Ростов н/Д.: Изд-во. «Учитель», 2007.-228 с.

4.Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей/ А.С.Хворостов.- М. Просвещение, 1981.-175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Решение современных проблем образования посредством организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматриваются современные проблемы, стоящие перед естественнонаучным образованием. Целесообразность изучения данного  вопроса обусловлена противоречиями, накопившимися в отечественном ...

Повышение качества образования за счет организации проектно-исследовательской деятельности.

В настоящее время модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индив...