Рабочая программа "Научные забавы"
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа " Научные забавы" предназначена для внеурочной деятельности и расчитана на возраст учащихся 5-6 класса. Программа включает в себя тематическое и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_nauchnye_zabavy.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме
«Научные забавы»
для _____5______ класса
Срок реализации программы __2013-2014 учебный год
Согласовано
на заседании методического объединения
протокол № _______ от
«_____» _____________ 2013 г.
Учителя физики и математики
Терешковой Татьяны Ивановны
высшей квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
2013г
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Научные забавы » рассчитана
на 36 часов в год, носит индивидуальный, коллективный и групповой характер обучения. В реализации программы участвуют обучающиеся в возрасте 10-12 лет.
Программа разработана на основе методического конструктора Д.В.Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьника»( стандарты второго поколения),издательство «Просвещение» 2011год; учебника А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов, издательство « Дрофа» 2012 год; методические пособия тех же авторов «Физика и химия» для 5-6 классов, издательство «Дрофа» 2011 год; Том Тит «Научные забавы»,издательский Дом Мещерякова,2005год.
По виду – прикладная
По типу - модифицированная
По уровню освоения – базовая.
В программе отражается специфика образовательной деятельности, которая присуща начальному уровню ознакомления физикой, геометрией и химией, как закладке базиса, на котором должны формироваться знание науки и понимание ее места в жизни.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для обучающихся 5 классов. Возраст 10–12 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Ему хочется поиграть и быть похожим на взрослого. Поэтому на занятиях «Научные забавы» ребёнок знакомится с теоретическим материалом и выполняет лабораторные работы, ставит занимательные опыты.
Актуальность данной программы заключается в роли физики, как основополагающей науки о природе и ее явлениях, химии, как науки о свойствах веществ, которые существуют в природе, геометрии, как науки, занимающейся изучением геометрических фигур и необходимости подготовить школьника к их систематическому изучению, начинающемуся с 7-8 класса.
Новизна данной программы заключается в том, что ознакомление с основами физики, химии и геометрии начинается до формирования у школьника базового объема математических знаний, традиционно являющихся основой изучения физики, химии и геометрии. Следовательно, материал данных школьных предметов в ходе выполнения данной программы основан на опытах и выводах из них.
Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к изучению физики, как основы построения знаний об окружающем человека мире; химии, как основы построения знаний о получении новых веществ, производстве металлов, пластмасс, лекарств; геометрии, как основы получения знаний о использовании свойств геометрических фигур в практической деятельности человека
Основные учебно-воспитательные задачи:
обучающие:
- формирование понимания окружающего мира как многообразия явлений природы, подчиняющихся основным законам науки (в первую очередь – физики), и понимания техники как средства управления природы на основе использования знания этих законов;
- обучение познавать и использовать законы природы с целью получения власти над ней;
-освоение основ физики, как базовой науки о природе, обеспечивающей познание и использование в интересах человека многообразных явлений окружающего мира.
развивающие:
- развивать логические способности обучающихся;
- развивать способности поиска и использования основных закономерностей в явлениях природы с целью подчинения интересам человека сил и процессов окружающего мира;
- развивать фантазию, память, творческое мышление как основы познавательной деятельности человека.
воспитывающие:
- прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
- пробуждать интерес к окружающему миру как многообразию проявления законов природы и к технике – как многообразию использования знания этих;
- развивать волевые навыки работы в творческом коллективе, где учащиеся учатся друг у друга, помогают друг другу.
Отличительные особенности программы:
отличительная особенность данной программы от других образовательных программ заключается в том, что при изучении курса физики, химии, геометрии основное внимание уделяется эксперименту;
при реализации настоящей образовательной программы обучающиеся должны с максимальной эффективностью использовать накопленные навыки логического мышления для полноценного усвоения новых для них понятий и взаимосвязей изучаемых явлений природы, теоретические знания о свойствах геометрических фигур в практической деятельности.
Технологии обучения:
-классно-урочная система
-игровые технологии
-элементы проблемного обучения
-технологии уровневой дифференциации
-здоровьесберегающие технологии
-ИКТ
-лабораторные занятия
-решение эксперииментальныхзадач.
Форма занятий:
-традиционные уроки
-лекции
- беседы
- объяснения
- рассказы
- простейшие демонстрационные эксперименты
- практические занятия.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Характеристика ожидаемых результатов обучения
В результате освоения настоящей программы дополнительного образования обучающиеся должны знать:
- роль физики, химии и геометрии в познании окружающего человека мира и подчинении сил этого мира целям человека;
- базовые понятия физики, химии и геометрии лежащие в основе знания человека об окружающей его природе;
- основные методы и способы изучения явлений окружающей природы – наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.;
- наиболее часто встречающиеся в окружающей природе и технике явления – механические, тепловые, электрические и оптические;
- наиболее часто встречающиеся способы воздействия человека на природу с использованием физических и механических явлений;
- иметь понятия о конструировании и моделировании.
должны уметь:
- уметь находить в окружающей природе примеры известных им физических явлений;
- уметь определять, на каких физических явлениях основаны способы воздействия человека на окружающую природу;
- уметь предложить, какие физические и химические явления следует применять для достижения нужных результатов изменения окружающей природы;
-уметь стоить чертежи без инструментов, складывать из частей бумаги геометрические фигуры, строить объёмные фигуры;
- выполнять простейшие наблюдения за физическими явлениями в природе;
- следить за научными открытиями в области химии;
- производить простейшие эксперименты для определения характера физических и химических явлений.
Обучающиеся должны освоить следующие универсальные учебные навыки:
понимания роли в окружающей природе физических и химических явлений, использования этих явлений для достижения поставленной цели изменения окружающей природы в интересах человека, применение свойств некоторых геометрических фигур в практической деятельности человека.
Критерии и показатели оценки знаний обучающихся:
- иметь достаточный теоретический уровень знаний по настоящей программе;
- владеть рабочими приемами при работе с простейшими измерительными инструментами и приборами;
- применять полученные знания на практике;
- соблюдать технические и технологические требования к образовательному процессу;
- проявлять познавательную активность и творческий подход, самостоятельность;
- учиться коллективным формам сотрудничества.
Методы обучения:
- Вербальные: рассказ, беседа, объяснение.
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
- Практические: продуктивная деятельность;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: упражнения, повторение, конструирование;
- Эвристические: проектная деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Участие детей в конкурсах и соревнованиях, проводимых по итогам прохождения основных разделов программы.
- Защита проектов
- Творческие отчеты.
Учебно-тематический план
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Занимательная геометрия | 3 часа | 1 час | 2 часа |
Содержание рабочей программы
- Явление природы (1 час)
Понятия об окружающей природе, явлениях природы. Деление их на физические и химические. Химические – когда меняется состав вещества. Но часто одновременно происходят оба вида явлений – например в моторе автомобиля.
Методы изучения природы – наблюдение и эксперимент. Отличия. Критерии выбора метода. Когда сразу много явлений – наблюдение может не дать нужного результата. И мы создаем условия для протекания того явления, которое интересует. Это – эксперимент.
2. Лабораторное оборудование (4 часа)
Простейшие измерительные приборы, работа с ними.
3. Тело и вещество (4 часа)
Форма, цвет, объем, запах – как основные характеристики тел.
Масса и плотность – количества вещества в теле.
Температура – степень нагретости тела. Способы измерения температуры.
Три состояния вещества. Зависимость от температуры. Отличие свойств. Твердое сохраняет форму и объем, жидкое только объем, газ не сохраняет ни форму, ни объем.
4. Строение вещества (4 часа)
Понятие о делимости. Диффузия, понятие об атоме и молекуле.
Взаимодействие частиц – пояснение трех состояний вещества – зависит от расстояния между молекулами и степени связи между ними.
Атом и его строение.
5. Химические явления (5 часов)
Понятие о химических элементах и веществах, в которые входят атомы разных элементов. В чистом виде элементы встречаются очень редко. Большинство веществ – сложные.
Понятие об изменении состава вещества в ходе реакции.
6. Взаимодействие тел (7 часов)
Понятие силы – как взаимодействия. Удар. Противодействие.Тяготение – сила, которая движет мирами, самая заметная сила в окружающем нас мире.
Деформация, упругие силы, не называя по имени – подвести к закону Гука.
Трение – почему происходит, где вредно, а где полезно? Как его уменьшить, и как увеличить.
Электрические и магнитные силы.
Равновесие – силы сдерживают друг друга.
7. Давление (5 часов)
Давление, от чего оно зависит.
Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.
Сообщающиеся сосуды, их использование в быту и технике.
Действие жидкости на погруженное в нее тело.
Как действует давление на опору.
Выталкивающая сила: измерение, от чего она зависит.
Выяснение условия плавания тела.
8. Механическое движение (3 часов)
Понятие о пути, времени и скорости.
Движение тел.
Относительность механического движения.
Занимательная геометрия (3 часа)
Определение прямой, квадрата, круга, эллипса, прямоугольника, треугольника, Сумма углов треугольника.
Теорема Пифагора. Равносторонний треугольник.
Шар.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Научные забавы» в 5 классе на 2013-2014 учебный год
№ урока пп/в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
1.Явление природы (1час) | |||
1/1 | Природа. Человек преобразует природу. Что изучает физика, химия. | теория | |
2.Лабораторное оборудование (4часа) | |||
2/1 | Измерительные приборы | теория | |
3/2 | Определение размеров физического тела. | л/р | |
4/3 | Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.. | л/р | |
5/4 | Как «обмануть» весы? Воздушные весы. | занимательные опыты | |
3.Тело и вещество (4 часа) | |||
6/1 | Форма ,объём ,цвет, запах. Масса и плотность. Температура.. | теория | |
7/2 | Сравнение характеристик физических тел.Измерение температуры воды и воздуха | л/р | |
8/3 | Послушные пробки. Тяжёлая газета. Яйцо в солёной воде. | занимательные опыты | |
9/4 | Что холоднее? Нагревание без огня. Изменение размера при нагревании.. | занимательные опыты | |
4.Строение вещества (4 часа) | |||
10/1 | Состояния вещества. Движение и взаимодействие частиц. | теория | |
11/2 | Наблюдение делимости вещества, явления диффузии. | теория | |
12/3 | Пять этажей. Вертящаяся змейка. Извержение везувия. Сжимаемость воздуха . | занимательные опыты | |
13/4 | Частицы вещества и состояния вещества. Строение атома. Вещества простые и сложные. | теория | |
5.Химические явления (5 часов) | |||
14/1 | Химические реакции, явления. Реакции соединения и разложения. | теория | |
15/2 | Оксиды. Кислоты. Основания. | теория | |
16/3 | Наблюдение физических и химических явлеий. Действие кислот и оснований на индикаторы. | л/р | |
17/4 | Горящий металл. Возвращение блеск алюминию. Солёные камни | занимательные опыты | |
18/5 | Мыльные пузыри. Клей из картофеля. Запуск спутника. | занимательные опыты | |
6.Взаимодействие тел (7 часов) | |||
19/1 | К чему приводит действие одного тела на другое? Действие порождает противодействие Деформация. | теория | |
20/2 | Всемирное тяготение. Сила упругости. Сила трения. | теория | |
21/3 | Наблюдение силы упругости при деформации и силы трения.. | л/р | |
22/4 | Сила мышц .Один сильнее двоих. Консервная банка и вода. Коробка самоход. | занимательные опыты | |
23/5 | Удивительна сила – реакция. | занимательные опыты | |
24/6 | Электрические и магнитные силы. | теория | |
25/7 | Наблюдение действий тока (тепловое, химическое, магнитное). Занимательные опыты по теме « Ошибки наших глаз» | демонстрационный опыт | |
7. Давление (5 часов) | |||
26/1 | Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах, на глубине. | теория | |
27/2 | Действие жидкости на погружённое в неё тело. | теория | |
283 | Определение давления тела на опору.Измерение выталкивающей силы. | л/р | |
29/4 | Научные забавы по теме «Давление» | занимательные опыты | |
30/5 | Занимательные опыты по теме «Давление жидкости» | занимательные опыты | |
8. Механическое движение (3 часов) | |||
31/1 | Механическое движение. Время.Путь. относительность движения. | теория | |
32/2 | Вычисление скорости движения бруска. Наблюдение относительности движения. | л/р | |
33/3 | Научные забавы «Механическое движение». | занимательные опыты | |
9.Занимательная геометрия (3 часа) | |||
34/1 | Прямая, треугольник, квадрат... . сумма углов треугольника. Теорема Пифагора. | теория | |
35/2 | Черчение без инструментов. Два прямоугольника. | практическая работа | |
36/3 | Одним взмахом ножниц. | практическая работа |
Список литературы
- Д.В.Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьника»( стандарты второго поколения),издательство «Просвещение» 2011год;
- А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов, издательство « Дрофа» 2012 год;
- А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Физика и химия» для 5-6 классов, издательство «Дрофа» 2011 год;
- Том Тит «Научные забавы»,издательский Дом Мещерякова,2005год.
- Ф. Рабиза «Простые опыты», издательство «Детская литература»,2000 год
- Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике» издательство «Просвещение» 1985год
- Я.И.Перельман « Занимательная физика» издательство «Астрель» 2010год
- Я.И.Перельман «Занимательная геометрия» издательство «Астрель» 2010год
- В.Азерников «Великие открытия» издательство « ОЛМА-ПРЕСС» 2001год
- Э.И.Мотылёва(перевод с итальянского) «Большая книга экспериментов»
издательство «РОСМЕН» 2009 год - Т. Сенчаски « Ставим опыты» » издательство «Аркаим»2008 год
Интернетресурсы
www.edu.delfa.net- кабинет физики СПбАППО
http://hhysics.nad.ru/physics.htm- анимация физических процессов.
uchebnikfree.com›metodiki-prepodavaniya…shkolnyiy…- школьный химический кабинет
ntellect-video.com› - химия для школьников
youtube.com –геометрия для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научные забавы
Внеклассное мероприятие по физике "Научные забавы" можно проводить с учащимися любого возраста. Мероприятие разработано в форме игры....
Рабочая программа научного химического общества по теме" Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни"
Настоящая программа раскрывает содержание курса научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения.Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области...
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....
Рабочая программа "Научное творчество"
Рабочая программа курса "Научное творчество" направлена на формирование у обучающихсчя навыком конструирования новых идей, опыта использования ТРИЗ-технологии....
Рабочие программы, научно-исследовательская работа, воспитательный план
программы по которым я работаю...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике 7 класс "Физические забавы"
Естественнонаучная направленность данной программы состоит в том, что она вооружает ребенка научным методом познания, мышления и развития исследовательских способностей обучающихся, с наклонностя...