Рабочая программа "Научное творчество"
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Рабочая программа курса "Научное творчество" направлена на формирование у обучающихсчя навыком конструирования новых идей, опыта использования ТРИЗ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_nauchnoe_tvorchestvo.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Принято на заседании педагогического совета Протокол № от «___» ______ 2017 г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ № 3 ___________Э.А.Ковалева Приказ № от « » августа 2017 г. |
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(методы конструирования новых идей)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса
Учитель Чернышев Э.Н.,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО учителей
Внеурочной деятельности _____________ С.В. Марук,
________ Е.А. Иванова заместитель директора по УР
Протокол №
от « » августа 2017 г. « » августа 2017 г.
г. Красный Сулин
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В психологии и педагогике установлено, что в ходе образования школьник должен усвоить не только определенные компетенции, но и способы овладения ими. Каждый школьный предмет ориентирован на формирование обособленной группы компетенций. Возникает вопрос: какого компонента в образовательном процессе недостает ? В силу чего образование не происходит в комплексе ?
Здесь, видимо, следует обратиться к психолого-педагогической теории развивающего обучения. Психологи утверждают, что воспитание и обучение формируют развивающуюся личность в том случае, если педагог организует собственную деятельность ребенка по усвоению (присвоению) накопленного общественно-научного опыта. В.В.Давыдов указывал, что обучение в школе нужно вести так, чтобы оно в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и становления знаний. В процессе выполнения такой деятельности «школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры» (Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М., 1986. С.147). Таким образом, зарождение и становление знаний имеет продолжение в деятельности школьников по поиску, открытию новых фактов и закономерностей. Тогда организацию образовательной деятельности следует вести с позиций методологии научного поиска по конструированию новых идей и познавательных средств.
Уровень сформированности мышления подрастающего поколения, способного решать творческие задачи и конструировать новые идеи, является стратегическим фактором, обуславливающих развитие общества и государства в целом. Инерционность мышления производительных сил гасит воображение и фантазию, без которых невозможно развитие науки, научные открытия и изобретения, их внедрение в практику.
Решение проблемы развития творческого мышления видится нам в комплексе движения в двух направлениях:
1).Путем изучения школьниками предшествующего творческого опыта, освоения технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).
2).Путем развития творческого мышления школьников с целью подготовки их к конструированию новых идей и решений.
В настоящей программе предпринята попытка систематизировать методы конструирования новых идей, среди которых рассматриваются неалгоритмические, частично алгоритмические и алгоритмические методы. Для эффективного развития творческого мышления нужна система обучения приемам конструирования, поэтому отдельно рассматривается упрощенный алгоритм решения творческих задач С. Малкина и предлагается практикум решения задач по этому алгоритму.
Участие в процессе овладения указанными методами не избавляет школьника от необходимости много и самостоятельно мыслить, размышлять. Главный метод конструирования новых идей - создание собственного миропонимания, основанного на глубоком знании основ науки, ее философии и исторического развития
Рабочая программа разработана на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897);
- Образовательной программы МБОУ СОШ №3 на 2017-2018 учебный год.
В качестве учебного пособия предлагается использовать
Михайлов В.А., Горев П.М., Утемов В.В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие.-Киров: Изд-во МЦИТО, 2014.-94 с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание программы расчитано на освоение обучающимися в течение одного учебного года, по одному часу в неделю.
Введение | Эвристические методы науки: анализ, синтез, индукция, аналогия, сравнение, выдвижение и доказательство гипотез. |
Раздел 1 Неалгоритмические и частично алгоритмизованные методы конструирования новых идей | Метод этажного (ступенчатого конструирования новых идей. Метод конструирования новых идей с помощью приемов фантазирования. Метод морфологического анализа. Метод фантограмм. Метод моделирования маленькими человечками. Метод конструирования новых идей, основанный на применении оператора РВС (размер-время-стоимость). Метод анализа задачи. Прием «золотая рыбка». Метод «воображаемая планета». Метод ассоциаций. Метод фокальных объектов. Метод тенденций. Метод развития следствий в ситуациях. Практикум решения творческих задач. |
Раздел 2 Алгоритмические методы конструирования новых идей. Алгоритм Малкина | Упрощенный алгоритм решения творческих задач. Алгоритм Малкина. Практикум решения творческих задач. |
Раздел 3 Задачи открытого типа как инструмент конструирования новых идей | Понятие задачи открытого типа. Оценка задач открытого типа. Практикум конструирования новых идей при решении задач открытого типа. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ
В результате освоения содержания образования обучающиеся получат возможность овладеть
- Знаниями о методах конструирования новых идей. Способ проверки: тестирование по теории.
- Навыками применения методов конструирования новых идей. Способ проверки: создание мини-проекта с описанием самостоятельно найденных способов решения творческих задач.
- Опытом применения знаний и навыков в нестандартных ситуациях. Способ проверки: результаты участия в творческих интеллектуальных конкурсах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ | № | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
Введение | 1 | Эвристические методы науки: анализ, синтез. | |
2 | Индукция, аналогия, сравнение, доказательство гипотез. | ||
Раздел 1 Неалгоритмические и частично алгоритмизованные методы конструирования новых идей | 3 | Метод ступенчатого конструирования новых идей. | |
4 | Приемы фантазирования. | ||
5 | Метод морфологического анализа. | ||
6 | Метод фантограмм. | ||
7 | Метод фантограмм. | ||
8 | Метод моделирования маленькими человечками. | ||
9 | Метод РВС. | ||
10 | Метод анализа задачи. | ||
11 | Прием «золотая рыбка». | ||
12 | Метод «воображаемая планета». | ||
13 | Метод ассоциаций. | ||
14 | Метод ассоциаций. | ||
15 | Метод фокальных объектов. | ||
16 | Метод фокальных объектов. | ||
17 | Метом тенденций. | ||
18 | Метод тенденций. | ||
19 | Метод развития следствий в ситуациях. | ||
20 | Практикум решения творческих задач. | ||
Раздел 2 Алгоритмические методы конструирования новых идей. Алгоритм Малкина | 21 | Упрощенный алгоритм решения творческих задач. | |
22 | Практикум решения творческих задач. | ||
23 | Алгоритм Малкина. | ||
24 | Практикум решения творческих задач. | ||
Раздел 3 Задачи открытого типа как инструмент конструирования новых идей | 25 | Понятие задачи открытого типа. | |
26 | Оценка задач открытого типа. | ||
27 | Решение задач открытого типа. | ||
28 | Решение задач открытого типа. | ||
29 | Решение задач на конструирование идей. | ||
30 | Решение задач на конструирование идей. | ||
31 | Защита проектов. | ||
32 | Защита проектов. | ||
33 | Приемы развития творческого мышления. | ||
34 | Примеры исследовательских работ. | ||
35 | Примеры исследовательских работ. |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1).Информационные источники.
•Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа:http://www.informika.ru/
•Тестирование творческих способностей on-line: 5–11 классы. – Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
•Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
•Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://mega.km.ru/
•Сайт энциклопедий.–Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru
2).Технические средства обучения.
- мультимедийный компьютер.
- точка доступа в сеть Интернет.
- интерактивная доска прямой проекции.
- документ-камера.
- цифровая фотокамера.
3).Учебно-методические пособия.
- Михайлов В.А., Горев П.М., Утемов В.В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие.-Киров: Изд-во МЦИТО, 2014.-94 с.
- Иванова Т.А. Методология научного поиска – основа технологии развивающего обучения//,1995. №5.- С.25-28.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М., 1986. С.147.
- Зверева Н.М., Касьян А.А. Методологические знания в содержании образования//Педагогика.1993. №1.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.-Петрозаводск:Скандинавия, 2003.-240 с.
- Горев П.М., Утемов В.В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебное пособие.-М.:Либроком,2013.-112 с.
- Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Кошкина Л.И. К знаниям через творчество//Учитель.-1999.-№3-С. 10-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).
Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....
Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"
Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...
Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)
Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"
Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...
Рабочая программа "Радость творчества"
Программа "Радость творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного труда, как конструирование из бумаги....
Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛA заседания Жюри II (финального) 9-го Фестиваля художественного творчества обучающихся, студентов и педагогов "Творчество молодых"в номинации "Литературное творчество"
Соломуд Юлия - дипломант в номинации "Литературное творчество. Сочинение"...